Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Преподобный Максим Исповедник. Слово о подвижнической жизни

1. Брат вопросил старца: “Прошу тебя, отче, скажи мне: какова была цель Вочеловечивания Господа?”

Старец ответил: “Удивляюсь тебе, брат, что, слыша каждый день символ веры, ты спрашиваешь меня об этом. Но, тем не менее, говорю тебе: целью Вочеловечивания Господа было наше спасение”.

Подробнее...

Праведный Николай Кавасила. Слово четвертое. Какое содействие дарует жизни во Христе священное приобщение.

После мира мы приступаем к трапезе, сему пределу жизни, достигшие коего ни в чем уже не имеют нужды для желаемого благополучия. Ибо принимаем от сей трапезы уже не смерть, и гроб, и общение жизни лучшей, но Самого Воскресшего, и не дары Св. Духа, какие только можем мы получить, но Самого Благодетеля, самый храм, в коем находится вся полнота благодатных даров.

Подробнее...

Святитель Григорий Нисский. "Большое огласительное слово"

Предисловие

Руководителям к благочестивой жизни необходимо огласительное слово, чтобы Церковь могла приумножаться от приращения числа спасаемых, когда преподаваемое слово веры достигает и до слуха неверных. Но не один и тот же способ учения пригоден для всех приступающих к слову. Напротив того, надлежит соображать оглашение с разностями верований, имея в виду одну и ту же цель слова, но неоднообразно пользуясь ведущими к ней средствами. 

Подробнее...

Святитель Игнатий Брянчанинов ТАИНСТВЕННОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ 99 ПСАЛМА

Воскликните Богови вся земля [1]. Землей здесь назван человек. Это название дано человеку Самим Творцом его, Богом. Бог сказал Адаму: земля еси [2]. Хотя я одушевлен, но - земля: одушевлен я душой мертвой. Мертвая душа во время земной жизни погребена в земле, то есть, заключена в страстном теле, как в темнице, как в оковах, и порабощена ему; по разлучении с телом, она нисходить в недра земли. Для спасения - необходимо оживление.

Подробнее...

Священномученик Ипполит Римский. Слово на Богоявление.

Все, что сотворил Бог и Спаситель наш, все, что только видит око и о чем размышляет душа, что исследует ум и осязает рука, что объемлет мысль и вмещает природа человеческая все это хорошо, и весьма хорошо. Ибо что прекраснее небесной тверди, что разноцветнее земной поверхности, что быстрее течения солнечного, что приятнее лунного сияния? Что удивительнее многосложной стройности светил небесных? Что плодотворнее благовременных ветров? Что прозрачнее дневного света? Какое из животных превосходнее человека? - Так, все, что сотворил Бог и Спаситель наш, весьма хорошо.

Подробнее...

Свт. Феофан Затворник. Рукописи из кельи.

Оглавление

Мысли о разных предметах веры. 1
Самоиспытание и познание греховности. 1
К смущаемым нечистыми помыслами. 2
Возрасты греха 3
Воспоминание о страшном Суде (Созерцание) 5
Основное чувство нашего сердца – грусть (Из «Писем о христианской жизни») 5
Изложение спасительной веры Христовой в кратких положениях. 6
Мысли о внутренней жизни. 8
Заметки о духовной жизни. 10
Мысли о богоугодной жизни. 10
Испытание Писаний. 12
Мысли о разных предметах веры. 12
Из Священной истории. 17

Подробнее...

Акафист Богоявлению Господню

Кондак 1

Возбранный Воеводо, Царю неба и земли, Тебе Просветите­ля нашего зряще во Иордане от раба крещаема, небеса ужасошася, и вся земля вострепета, Ангели же удивишася и вся тварь возрадовася. Мы же недостойнии благодарственно Тебе вопием: ко грешником и мыта­рем явился еси, да водами омыеши человеков грехи. Слава Тебе, Сыне Божий, во Иордане Крестивыйся и весь мир просвещей, слава Тебе.

Подробнее...

Святитель Афанасий Великий. Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской.

Содержание

Как великий Антоний явился основателем пустынной отшельнической жизни,

так святая Синклитикия была начальницею пустынного общежития для дев и жен.
 
Жития святых подвижниц Восточной Церкви/
Преосв. Филарет (Гумилевский). СПб. 1885. С. 8.

Подробнее...

Святитель Григорий Палама. Беседа, произнесенная на Святой Праздник Светов (Богоявление): в ней же находится посильное разъяснение тайны Христова Крещения.

1. Вчера, собравшись вместе с вами в церковь, когда мы предпраздновали День Светов (Праздник Богоявления), я разъяснил то, что следовало, говоря вашей любви о крещении во Христа, которого мы удостоились и которое является познанием Бога и принятием с нашей стороны обязательств в отношении Его: верой и познанием Истины, которая — в Боге; договором же и обещанием с нашей стороны иметь и дела и слова и образ жизни угодные Богу, — что посредством символов совершается (при крещении). Но уча об этом, мы тут же прибавили, что оные священные символы и чрез них и совместно с ними принятые на себя словами обязательства, если при этом не будут исполняться на деле, не только не приносят пользу человеку, но и справедливо навлекут на него осуждение. Затем мы растолковали учение к народу Иоанна Пророка и Предтечи и Крестителя, которое и само по себе определяет сущность его крещения: потому что оно заключается в познании Бога, как мы сказали; Предтеча же и Креститель Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа своим учением вводить нас в познание Его, возвещая Его Превечным и Владыкою всего (мира), Судьею же живых и мертвых, Своею властью вводящего достойных в присносущные обители, осужденных же изгоняющего в геенну, — и свидетельствуя, что Он — Господь и Ангелов, а себя причисляя к числу последних рабов (Его). 

Подробнее...

Святитель Василий Великий. Беседы.

Оглавление

Подробнее...

Преподобный Неофит, затворник Кипрский. Слова.

Краткое слово о Богоотроковице Марии, когда, будучи в трехлетнем возрасте, Она была воздана Богу Ее родителями (и приведена) во Святая святых; (здесь же приводятся) и свидетельства Священного Писания, говорящие о Ней*

Благослови, отче!

Подробнее...

Священномученик Игнатий Богоносец "Послание к траллийцам"

Игнатий Богоносец возлюбленный Богом Отцом Иисуса Христа, святой траллийской, в Азии, Церкви, избранной и богодостойной, наслаждающейся миром в плоти и крови и страдании Иисуса Христа - надежды нашей, когда воскреснем по образу Его, - посылает свое приветствие в полноте, по образу апостольскому, и желает премного радоваться.

Подробнее...

Евсевий Памфил. Окружное послание

Евсевий Памфил. Окружное послание [1]  

Деяния Вселенских соборов. В четырех томах. Т. I.: СПб., 1996. С. 84-87.  

Думаю, возлюбленные, что до вас каким-нибудь образом дошли уже сведения о делах великого Никейского собора, рассуждавшего о вере церковной. Молва обыкновенно предупреждает подлинные известия о событиях. Но чтоб она не исказила истины, мы признали необходимым послать вам, как то изложение веры, которое было нами предложено собору, так и то, в котором обнародованы некоторый дополнения, сделанные к моим выражениям. Представленное нами изложение прочитано в присутствии нашего боголюбивого императора, признано правильным и достойным одобрения. Оно состоит в следующем. Мы содержим, и исповедуем веру так, как приняли ее от предшествовавших нам епископов при первоначальном оглашении и при крещении, как научились ей из божественного Писания, как соблюдали и исповедывали ее в пресвитерстве и потом в епископстве. Вот сия вера: веруем Во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого; и ко единого Господа Иисуса Христа, Божие Слово, Бога от Бога, Свет от Света, Жизнь от Жизни, Сына единородного, перворожденного всей твари, прежде всех веков от Отца рожденного, чрез которого все произошло, который воплотился ради нашего спасения и жил между человеками, пострадал и воскрес в третий лень, восшел ко Отцу и придет опять в славе судить живых и мертвых. Веруем и в единого Духа Святого. Веруем, что каждый из них есть и имеет свое бытие, что Отец — истинно Отец, Сын — истинно Сын, Дух Святый — истинно Дух Святый. Так и Господь наш, посылая учеников своих на проповедь, сказал: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. 28. 19). В этом учении мы утверждены непоколебимо, так мыслим, так и прежде мыслили, и не отречемся от него до самой смерти, предавая анафеме, всякую богопротивную ересь. Все это возчувствовали мы сердцем и душою, сколько знаем самих себя, все это чувствуем и теперь; а что говорим искренно, свидетельствуемся Богом Всемогущим и Господом нашим Иисусом Христом, и готовы доказать и убеж­дать вас доводами, что мы так веровали, так проповедовали и во времена прошедшие.

Подробнее...

Святитель Феофан Затворник. Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни

 

1. Слово на новый год (Размышление о времени и временном. Господь, силою Своею носящий вселенную, носит нас. В настоящую минуту Бог держит нас в деснице Своей над бездною ничтожества. Будем же хранить себя в чистоте. Будущее наше в руках Божиих)

Вот и еще прошел один год — и на чреду преходящих лет вступает новое лето, чтоб прейти подобно всем другим. Не­престанно прилагается день ко дню, месяц к ме­сяцу, год к году, — и умножение времени сокра­щает время. Непрерывно и быстро течет река времени и спешит к черте, за которою не будет более времени. Но и мы не на берегу сей реки стоим, чтоб быть сторонними только зрителями ее течения. Нет, но по ней, или вместе с нею и в ней влечемся и сами тем же путем временных изменений к своему концу. Потому помышле­ние о времени не чуждо нам; оно касается весь­ма существенной черты в нашей жизни времен­ной и если во всякое время может занимать нас, то тем неизбежнее должно занять ныне, когда за тем и собираемся в храмы, чтоб молить Гос­пода Вседержителя об освящении и благослове­нии нового лета.

Подробнее...

Святитель Иннокентий Херсонский. Беседы на Рождество Христово.

Слово при начале поста пред Рождеством Христовым. Огласительное.
 
Пророк, предвидя некогда особенное посещение Божие народу Израильскому и замечая неспособность сего народа к достойному сретению грядущего Господа, торжественно взывал в слух всех: «уготовися срести Бога твоего, Израилю» (Ам.4:12, по евр. подлиннику). Не знаем заподлинно, какое посещение Божие имел при сем в виду пророк Иудейский, но в чем бы ни состояло оно и как бы ни было велико и благотворно, никак не может сравниться с тем беспримерным посещением, коим посетил всех нас Господь, сошед на землю и приняв на Себя плоть нашу. Посему Святая Церковь, видя приближение великого празднества в память сего необыкновенного посещения, и не видя в нас, чадах своих, духовной чистоты и благолепия, необходимых для сретения великого Посетителя душ и сердец, подобно пророку, начала возглашать к нам: Христос с небес, срящите! Возглашение, достойное всего нашего внимания, ибо если пришествие царя земного всегда предваряется распоряжениями к встрече его; то кольми паче пришествие Царя Небесного! Цари земные, как бы ни были могущественны и мудры, не могут видеть всего, могут не видеть многого – худого и отвратительного. Царь Небесный узрит все; пред Ним – «вся же нага и объявлена» (Евр.4:13); Он испытует самые глубины сердец. Посему, готовясь к сретению Его, надобно не сокрыть только худое, не повалить только безобразное, а истребить и уничтожить. Для слабости нашей это дело немалое, еще большее – для нашего пристрастия к миру, к самым нечистотам нашим. Посему и времени на приготовление дается немало: целых четыредесять дней! За столько времени Моисей успел принять на Синае из уст Божиих весь закон (Исх.24:18); мы ли не успеем принять нужных для каждого из нас заповедей? За столько времени Илия мог измерить неоднократно стопами своими всю землю Израилеву – от Дана до Вирсавии (3Цар.19:8); мы ли не возможем перейти черту, отделяющую нас от жизни благой и христианской? За столько времени Спаситель победил все искушения сатаны в пустыне (Мф.4:1–11); для нас ли, при помощи благодати Его, невозможно будет победить несколько прихотей или привычек? Нет, братие, Церковь надеется «что мы в лучшем состоянии» (Евр.6:9). Как ни велики в другое время рассеянность наша и миролюбие, но теперь, с приближением великого праздника, она уповает, что мы, подобно рассеянным воинам, соберемся под ее знамена, станем на страже спасения, устремим мысли и желания к Вифлеему и начнем приготовлять душу и сердце к достойному сретению грядущего с небес Господа. Чтобы облегчить для нас сие святое дело, Церковь матернею рукою сама сложила с нас половину тяжести, заповедав пост. Она знает, что чрево есть главный враг наш, и потому заранее посадила на цепь сего льстивого, но ужасного зверя. Если, начав духовное шествие к Вифлеему так благовременно, не успеем явиться с пастырями у яслей; если, и при руководстве поста, совратимся с пути истинного к Ироду и его клевретам, то это будет уже не ее, а наша вина, –это знак, что мы сами в заговоре с врагом нашего Спасителя, что мы – «живи уловлени от Него в свою его волю» (2Тим.2:26).
 

Подробнее...

Святитель Лев I Великий, папа Римский. Слово восьмое на Рождество Господне.

I. Хотя, возлюбленные, Божественные изречения все время побуждают нас радоваться о Господе, однако сегодня, без сомнения, еще сильнее призываемся мы к духовному ликованию, ибо еще ярче засияло для нас Таинство Рождества Господня. Поэтому вновь обращаясь к тому неизъяснимому преклонению Божественного милосердия, когда Творец людей сподобился стать человеком, обретаем мы себя в природе Того, Кому поклоняемся в себе. Ибо Бог - Сын Божий, Единородный Вечному и Нерожденному Отцу, всегда оставаясь в образе Бога (Флп.2:6), а неизменностью и вневременностью не отличаясь от Отца, без умаления Своего величия принял образ раба (Флп.2:7); в Своем нас возвысил и не уронил Себя в нас. Поэтому обе природы, оставаясь неизменными в своих свойствах, сошлись в такое соединение, что все, принадлежащее Богу, не было обособлено от человеческой природы, а все, принадлежащее человеку, не было разобщено с Божественностью.

Подробнее...

Василий Великий. Гомилия на Рождество Христово.

1

Давайте почтим молчанием первое, особенное, Рождество Христово, свойственное Его Божеству. Более того, давайте положим себе за правило вообще не исследовать и не любопытствовать об этом с помощью наших понятий. Ибо что может вообразить себе ум там, где не были посредниками ни время, ни век, где образ не представим, где не было никакого зрителя и где нет никого, кто мог бы рассказать [об этом]? Или как язык поможет разумению? Но был Отец, и Сын родился. Не спрашивай: когда? но просто оставь в стороне сам вопрос. Не исследуй, как [это было]? Ибо сам ответ невозможен.

Подробнее...

Преподобный Максим Грек. Слово о Рождестве Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в том же и на иудея.

Се и вертеп, и ясли, и новорожен Младенец в них, восклонен1) Материю своею неискусомужною, и волсви, дарми честными чествующе, и звездою чрез естественною наставляеми свыше и чин ангельский, вопиюще: слава царствующему в вышних, и мир живущим на земли, и пастырие, слышаще свыше: родися вам в Вифлиеме веси Христос надежда вашя? Воистину предивна вся и явственне возвещающа сему Младенцу быти Богу, всем Царю; но может бо никтоже глаголати сим бывшим по прилучаю; издавна бо сия прорекошяся о Нем, и о сих неложни сведетели богодухновенныя книги священных будущих2) глаголивых муж. Да посрамляется убо непокоривый жидовскый язык, пререкуя дерзостно толь явленейшим3) вещем! 

Подробнее...

Святитель Василий Великий. Письма, связанные с Церковной политикой и епископским служением.

Том 2 (Часть 6) 

(Письма св. Василия Великого частично расставлены по классификации, предложенной в книге «Письма» издательства Московского подворья Свято-Троицкой Лавры, М.,2007. Общепринятая нумерация писем сохранена)

Подробнее...

Акафист святителю и чудотворцу Николаю, архиепископу Мир Ликийских

Кондак 1

Возбранный Чудотворче и изрядный угодниче Христов, миру всему источаяй многоценное милости миро и неисчерпаемое чу­дес море, восхваляю тя любовию, Святителю Николае; ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких мя бед свободи, да зову ти: Радуйся, Николае, великий Чудотворче.

 

Икос 1

Ангела образом, земнаго суща естеством яви тебе всея твари Создатель; благоплодную бо доброту души твоея провидев, преблаженне Николае, научи всех вопити тебе сице: Радуйся, от утробы матерния очищенный; радуйся, даже до конца освященный. Радуй­ся, рождением своим родителей удививый; радуйся, силу душевную абие по рождестве явивый. Радуйся, саде земли обетования; радуйся, цвете Божественнаго саждения. Радуйся, лозо добродетельная винограда Христова; радуйся, древо чудоточное рая Иисусова. Радуйся, крине райскаго прозябения; радуйся, миро Христова благоухания. Радуйся, яко тобою отгонится рыдание; радуйся, яко тобою приносится радование. Радуйся, Николае, великий Чудотворче.

Подробнее...

Акафист святому апостолу Андрею Первозванному

Кондак 1

Первозваннаго апостола Христова, Евангелия святаго проповедника, Русския страны богодухновеннаго просветителя Андрея преславнаго, песньми восхвалим, стояще на версе холма, идеже Крест водрузи десница его, и ему, яко Церкве возследователю верховному, в след себе указавшему ей путь ко Христу, во умилении воззовем: Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Подробнее...

Священномученик Климент, папа Римский. Второе послание к коринфянам.

Глава I. Не должно думать низко о Христе и спасении нашем, Им совершенном.

 

Братья! Об Иисусе Христе вы должны помышлять, как о Боге и судье живых и мертвых (Ин. 5, 22, 27; Деян. 10, 42; 17, 31; 2 Тим 4, 1), так как и о своем спасении мы не должны думать мало [1]; ибо если мы мало думаем о Нем [2], то и получить надеемся мало. И если мы слушаем об этом, как о чем-то малом, то мы грешим, не зная, откуда мы, кем и в какое достоинство призваны, и сколько Иисус Христос благоволил претерпеть за нас. Какое же дадим Ему вознаграждение или какой принесем плод достойный того, что Он даровал нам? Сколько священнейших преимуществ, которыми мы обязаны Ему? Он даровал нам свет; Он приветствовал нас как Отец детей; Он спас нас погибающих. Какую похвалу воздадим Ему или чем заплатим за то, что om Него получили мы, — мы, которые в слепоте ума кланялись камням и деревам, золоту, серебру и меди, изделиям человеческим, — мы, коих вся жизнь была не что иное, как смерть? Окруженные тьмою и имея такое помраченное зрение, мы по воле Его прозрели и отогнали облегавший нас туман. Ибо Он сжалился над нами, и по Своему милосердию спас нас, видя, что мы находимся в заблуждении и погибели, и что для нас не осталось никакой надежды ко спасению, кроме как от Него. Он призвал нас не сущих и воззвал от небытия к бытию [3].

Подробнее...

Святитель Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия

Святитель Василий Великий. Том 1. Творения. (Часть 5) Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия.

Оглавление

Подробнее...

Священномученик Климент, папа Римский. Первое послание к коринфянам.

Глава I
Приветствие Коринфским христианам и похвала благочестию их до раскола между ними.

Церковь Божия, находящаяся [1] в Риме, Церкви Божией, находящейся в Коринфе, званным, освященным по воле Божией чрез Господа нашего Иисуса Христа. Благодать вам и мир от всемогущего Бога чрез Иисуса Христа да умножится.

Подробнее...

Святитель Иннокентий Херсонский. Слова и беседы на Богородичные праздники

Подробнее...

Акафист Введению во Храм Пресвятой Богородицы

Кондак 1

Избранней Предвечным Царем Богоотроковице Марии, Ангелов и человеков Царице, пришедшей иногда в храм Господень во Святая Святых, на обручение девства Своего Жениху Небесному воспитатеся в Божие Жилище, достойное поклонение усердно Тебе приносим, Ты же яко многомощная Заступница наша, от всяких нас бед и скорбей свободи, да с любовию и умилением Тебе вопием: Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

Подробнее...

Святитель Василий Великий. Беседа о посте

I

Сказано: вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего (Пс.80,14). Это повеление пророческое. Но всякой трубы велегласнее и всякого музыкального орудия внятнее указывает нам чтенное на предшествовавший дням сим праздник; потому что от Исайи, который отринул иудейский образ пощения, показал же нам истинный пост, узнали мы изящество постов. Не в судех и сварех поститеся, но разрешай всяк соуз неправды (Ис.58,4.6). И Господь говорит: не будите сетующи, но умый лице твое, и помажи главу твою (Мф.6,16.17). Поэтому будем себя вести, как научены, не сетуя в наступающие дни, но сретая их светло, как прилично святым. Унывая, никто не венчается; смущаясь духом, никто не приобретает победы. Не сетуй, когда тебя врачуют. Ни с чем несообразно - не радоваться душевному здравию, а скорбеть о перемене пищи и показывать на самом деле, что у нас более расположения к услаждению чрева, чем к попечению о душе; потому что пресыщение угождает одному чреву, а пост приносит пользу душе. Радуйся, что Врачем дано тебе врачевство, истребляющее грех. Как черви, зарождающиеся во внутренностях у детей, уничтожаются каким-нибудь самыми острыми лекарствами: так и грех, живущий во глубине души, умерщвляется в ней принятием такого поста, который подлинно достоин сего наименования.

Подробнее...

Священномученик Ипполит Римский. Апостольское предание.

1. Пролог

Поистине мы достойным образом изложили имевшееся изречение о дарах, которые Бог по собственному желанию сначала предоставил людям, указывая им на пример отклонения от веры.

Теперь, по любви Божией ко всем святым, мы подошли к самому истоку Предания, которое мы достойно получаем в Церкви для того, чтобы хорошо подготовленные люди сберегли для нас сохраненное до нашего времени Предание, зная которое они пребудут в большой скромности.

Подробнее...

Святитель Нектарий Эгинский. О святых Божиих заступниках наших на небесах.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ГЛАВА 1. О ТОМ, КАК БОГ ПРОСЛАВЛЯЕТ ПРАВЕДНЫХ НА ЗЕМЛЕ И О ЧЕСТИ, ВОЗДАВАЕМОЙ ИМ ЦЕРКОВЬЮ

В то время как Всевышний Судия удостаивает праведников получить по смерти "начаток славы" на Небесах - в торжествующей Церкви - Он воздает им славу и в Церкви воинствующей на земле.

Подробнее...

Святитель Иоанн (Максимович). Слово при наречении во епископа Шанхайского.

«Грядите по Мне и сотворю вы ловца человеком» (Мф.4:19), сказал Господь, призывая Своих первых апостолов. Не думал я в раннем детстве, что и ко мне будет обращен тот же призыв, хотя с первых дней, что начал сознавать себя, желал служить правде и истине. Родители мои возгревали во мне стремление непоколебимо стоять за истину, и душа моя пленялась примерами тех, кто отдавал за нее свою жизнь, борясь против царей, когда они были гонителями спасительной веры, и за царей, когда они являлись носителями и защитниками благочестия.

Подробнее...

Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии.

Подробнее...

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан. К язычникам.

Книга первая

1. Неведение ваше говорит само за себя, ведь с его помощью вы пытаетесь защищать несправедливость - и тем самым ее обличаете. Ибо все те, которые прежде вместе с вами не знали и вместе с вами ненавидели, лишь только им удалось узнать, перестают ненавидеть, потому что перестают не знать. Напротив, они сами делаются тем, что ненавидели, и начинают ненавидеть то, чем были. Вы стонете, что число христиан постоянно возрастает, вы вопите, что государство в осаде, что христиане находятся повсюду - на полях, в крепостях, в домах. Вы скорбите, как о чувствительной потере, о том, что и мужчины, и женщины любого возраста и любого состояния переходят к нам. Но вам и в голову не приходит, что тут может скрываться некое благо. Куда вам догадаться, в чем тут дело, ведь вы не хотите ближе нас узнать. Сама человеческая любознательность замерла в вас. Вам прямо-таки нравится не знать то, знание чего доставило бы иному наслаждение. Вы предпочитаете не знать, потому что уже ненавидите, как будто знаете наверняка, что не будете ненавидеть, если узнаете. Но если для ненависти не будет никакого основания, то кажется, что вам, разумеется, было бы лучше отказаться от прежней несправедливости. Если же обвинение подтвердится, ненависть от этого ничего не потеряет. Напротив, она еще более возрастет благодаря сознанию своей справедливости. Ведь тогда уже не будет стыдно оттого, что надо исправляться, и не будет досадно оттого, что надо извиняться. Мне хорошо известно, каким возражением вы обыкновенно встречаете свидетельства нашей многочисленности. Вы говорите, что не следует считать что-либо благом только потому, что оно многих прельщает и привлекает к себе. Да, я знаю, что дух уклоняется и на сторону зла. Сколько таких, которые отступают от достойной жизни! Сколько таких, которые переходят на сторону зла! Многие - по доброй воле, большинство же - по крайности обстоятельств. Но это - сравнение неподобного. Ибо представление о зле настолько у всех одинаково, что даже сами преступники, переходя на сторону зла и оставляя добро, вступая на путь порока, не дерзают защищать зло, словно это добро. Позорного они боятся, безбожного стыдятся. Вообще они действуют исподтишка и избегают привлекать к себе внимание, а будучи пойманы, трепещут. Будучи обвиняемы, они отпираются, и даже под пыткой сознаются с трудом и не всегда, а будучи осуждены, - сетуют. Они не останавливаются даже перед порицанием своего естества, а свой переход от невинности к злой воле приписывают или звездам или судьбе. Они желали бы от всего этого отмежеваться, поскольку не могут отрицать, что это - зло. Но делают ли что-нибудь подобное христиане? Никому из них не стыдно: никто из них ни в чем не раскаивается, разве только в прошлом. Если христианина порицают, он прославляется. Если его ведут в суд, он не сопротивляется. Если его обвиняют, он не защищается. Если его допрашивают, он сознается. Если его осудят, он прославится. Что же это за зло, в котором отсутствует сама природа зла?

Подробнее...

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский. Книга о единстве Церкви

Когда Господь говорит в научение наше: вы есте соль земли (Мф. 5, 13), когда Он заповедует нам при незлобии быть простыми и с простотою соединять мудрость (Мф. 10, 16), то не приличнее ли всего нам, возлюбленнейшие братья, предусматривать козни лукавого врага, с сердечной заботливостью и бдительностью предузнавать и избегать их, чтобы, облекшись в Христа - Премудрость Бога Отца, мы не оказались неразумными в охранении своего спасения? Так, должно бояться не того только гонения, которое открытым нападением усиливается поразить и низвергнуть рабов Божиих: там легче уберечься, где очевидна опасность, и дух заранее настраивается к битве, когда неприятель объявляет о себе; гораздо более должно бояться и остерегаться врага в том случае, когда он тайно подкрадывается, когда, обольщая образом мира, неприметно скрытыми проходами подползает, отчего и получил название "ползуна", или змия. Таково всегдашнее его лукавство! Таково скрытое и хитрое притворство его в обольщении людей! 

Подробнее...

Преподобный Иоанн Дамаскин. Слово об усопших в вере.

О том, какую пользу приносят им совершаемые о них литургии и раздаваемые милостыни1).

Древний враг, который уязвляется братолюбием, раздирается верою, умерщвляется упованием, поражается милосердием, внушил некоторым странную и богопротивную мысль, будто все богоугодные дела, совершаемые по смерти, не приносят никакой пользы для умерших. «В Писании, – говорят, – сказано: «приимет кийждо , яже с телом содела, или блага, или зла» (2Кор.5:10). «Еже аще сеет человек, тожде и пожнет» (Гал.6:7). «Во аде кто исповестся Тебе» (Пс.6:6)». А мы скажем таким мудрецам: испытайте и уразумейте, что ужасны угрозы Владыки всяческих, но неизглаголанно и человеколюбие Божие; страшны осуждения, но и безконечно море щедрот Господних. Смотрите: Священное Писание говорит, что Иуда Маккавей за грех каждого из павших в сражении принес очистительную жертву Господу, готовому к помилованию, и тем явил великое благочестие и братолюбие свое (2Мак.12:43–45), почему и Священное Писание прославляет Иуду Маккавея, как за прочие деяния его, так наипаче за это. А таинники и самовидцы Слова не без причины, не напрасно и не без пользы установили при страшных, пречистых и животворящих Тайнах совершать поминовение о верных усопших, – чтó от конец до конец земли владычествующая апостольская и соборная Церковь содержит твердо с того времени даже доныне и до кончины мира содержать будет.

Подробнее...

Святитель Василий Великий. Письма биографического характера.

Оглавление

1. К Евстафию Философу (Св. Василий, множеством препятствий к свиданию с Евстафием доведенный до мысли приписывать сие судьбе или счастью, по получении письма от Евстафия переменяет сию мысль и видит в том же самом дело Промысла (Писано в 357 г.))

14. К Григорию, другу (Извещает Григория о своем намерении не дожидаться его прибытия, но отправиться немедленно в Понтийскую пустыню. Описывает местоположение сей пустыни и превозносит ее пред Тиберином, местом Григориева жительства. (Писано в 360 г., до пресвитерства Василиева)

25. К Афанасию, епископу Анкирскому (Дружески и с любовию выговаривает Афанасию, что, не переписавшись и не объяснившись с ним лично или через людей близких, открыто порицает Василия, грозит ему и всем приходящим из Каппадокии разглашает, будто бы св. Василий пишет что-то зловредное. (Писано прежде 369 г.))

27. К Евсевию, епископу Самосатскому (Изъявляет сожаление, что посетить Евсевия препятствуют ему то болезнь, то зима, и обещается поспешить с приездом, как скоро дозволят сие время года и прекратившийся голод. (Писано в 368 г.)

30. К Евсевию, епископу Самосатскому (Болезнью, зимою, делами и смертью матери удержанный от свидания с Евсевием, извещает его о состоянии Церквей, которое не лучше, чем и состояние его тела, а также об избрании епископов в Анкиру и Неокесарию, и Евсевиевым молитвам приписывает, что сам избежал злокозненности врагов. (Писано в 369 г.))

31. К Евсевию, епископу Самосатскому (Продолжающимся в Кесарии голодом извиняется в том, что не мог сопутствовать больному своему родственнику Ипатию, который не получил облегчения от имевших дар исцеления; просит также Евсевия, чтобы врачевание его поручил благоговейным братиям, или к себе их вызвав, или отослав к ним при письме больного. (Писано в 369 г.))

47 (51). К Воспорию, епископу (Опровергает клевету, будто бы предавал проклятию епископа Кесарийского Диания; сознается в своей скорби о подписании Дианием исповедания веры, принесенного из Константинополя Георгием, но свидетельствует также, что приступил к общению с Дианием, который во время болезни своей признался, что при упомянутой выше подписи не отвергал он исповедания никейского. (Писано в начале епископства)

54 (58). К Григорию, брату (Выговаривает брату за два подложных письма от имени дяди епископа, изъявляет свое подозрение в подлоге и третьего подобного же письма, впрочем, извещает, что на сие последнее письмо отвечал как следует; приглашает брата к себе и не отказывается ехать на свидание с епископами, если получит несомненное приглашение. (Писано в 371 г.))

55 (59). К Григорию, дяде (Прерывая молчание, все причины несогласия с дядей находит в собственных грехах своих и просит прекратить сие несогласие, вредное для целых городов и народов, со своей же стороны соглашается на принятие тех мер, какие придумает дядя. (Писано в 371 г.))

56 (60). К Григорию, дяде (По прошению Дорофея яснее выражает мысль, высказанную в предыдущем письме, обещает также согласиться на выбор дядей времени и места ко взаимному свиданию; наконец, объясняет, почему не может доверять брату. (Писано в 371 г.))

60 (64). К Исихию (Сего Исихия, давно ему известного по любви к наукам и по дружбе с Терентием, а еще более выхваленного Елпидием, приглашает к себе для личного свидания. (Писано около 371 г.))

67 (71). К Григорию (Изъявляет скорбь свою, что люди, весьма к нему расположенные, охотно выслушивают клеветника, против которого не почитает нужным защищаться; винит Григория, что не проводит с ним большую часть года, и просит его вспомоществования против своего противника. (Писано в 371 г.))

94 (98). К Евсевию, епископу Самосатскому (Объясняет, почему отложил поездку в Никополь, когда и для чего намерен быть там и в Самосатах, также почему нужно ему свидание с епископами второй Каппадокии; описывает свое свидание с Евстафием; извиняется в недоставлении Евсевию писем от епископов; изъявляет свое желание, чтобы св. Григорий Назианзин был епископом; извещает о Палматии, зовет Евсевия к себе. (Писано в 372 г.))

96 (100). К Евсевию, епископу Самосатскому (Благодарит за письмо, полученное им от Евсевия близ Армении; изъявляет давнее свое желание быть в Самосатах, несмотря на болезнь свою множество дел; приглашает Евсевия к себе на праздник св. Евпсихия (7-го дня сентября) для общего рассуждения о делах, особливо же о том, что терпит св. Василий от простодушия св. Григория Нисского. (Писано в 372 г.))

114 (119). К Евстафию, епископу Севастийскому (Поелику Евстафиевы ученики, Василий и Софроний, клеветали на св. Василия и побегом из дома его обнаружили свое вероломство, то, посылая к Евстафию для объяснения сего брата своего Петра, просит не верить клеветам и содействовать не усилению, а прекращению раздора. (Писано в исходе 372 или в начале 373 г.))

125 (130). К Феодоту, епископу Никопольскому (На упрек Феодотов, что не известил о происшедшем у св. Василия с Евстафием, ответствует, что молчал о сем деле как уже сделавшемся известным для всякого, объясняет причины, почему не может быть у него общения с Евстафием и почему не отвечал он доселе на укоризненные Евстафиевы речи, наконец, просит не верить разглашаемой лжи и молиться Господу, чтобы дал ему пребывать в духе любви. (Писано в 373 г.))

126 (131). К Олимпию (Выражает скорбь, которую причиняли ему клеветы, распространяемые Евстафием, и называет сие наказанием за грехи свои; свидетельствует, что напрасно клеветы сии подкрепляют каким-то сочинением, которого часть признает он за сочинение Аполлинариево. Обещает представить подробнейшее оправдание, если будет оно нужно. (Писано в 373 г.))

130 (135). К Диодору, пресвитеру Антиохийскому (Дает свой отзыв о двух книгах, сочиненных Диодором; хвалит вторую из них, а по случаю первой делает замечания для пишущих сочинения свои в виде разговоров; надеется, что Диодор продолжит заниматься сочинениями; и, отсылая ему первую книгу, удерживает вторую по неимению скорописца, который бы списал ее. (Писано в 373 г.))

131 (136). К Евсевию, епископу Самосатскому (Описывает болезнь свою, жалуется на упадок церковных дел, изъявляет желание свидеться с Евсевием, чему доселе, кроме собственной болезни, препятствовало и то, что больны были и все, его окружающие. (Писано в 373 г.))

132 (137). К Антипатру (Извиняется, что не встретил его во время прибытия в Каппадокию, потому что сам лечился теплыми водами; просит исследование дела, касающегося до родственницы его Палладии, отложить до приезда его. (Писано в 373 г.))

136 (141). К Евсевию, епископу Самосатскому (Пред Евсевием, который в одном письме выговаривал св. Василию, что не был у него на Соборе, а в другом убеждал не оставлять в пренебрежении дел церковных, оправдывается, что не был у него по болезни, а дела церковные не имеют успеха не по его вине, но потому, что епископы, состоящие с ним в общении, ни в чем ему не вспомоществуют. (Писано в 373 г.)

157 (162). К Евсевию, епископу Самосатскому (Болезнью своею, продолжающейся со дня Пасхи, извиняется в том, что не может пока к нему приехать, хотя не отчаивается исполнить сие, когда по молитвам Евсевиевым Бог восстановит телесные силы его. (Писано в 374 г.))

158 (163). К Иовину, комиту (Благодарит Иовина за письмо, в котором изобразил он душу, и просит о продолжении переписки, чтоб заменить тем личное свидание, которого надеяться св. Василию не позволяет болезнь его; описать же болезнь сию предоставляет св. Амфилохию. (Писано в 374 г.))

185 (193). К Мелетию, первому врачу (Остроумно сравнивая себя с журавлями, которые на зиму улетают в теплые страны, причинами, по которым не может приехать зимою в Мелетиеву пустыню, представляет сперва домашние дела, потом продолжительную лихорадку, а наконец крайнее изнурение сил; впрочем, обещаете если будет жив, быть у Мелетия весною. (Писано в 375 г.))

194 (202). К Амфилохию, епископу Иконийскому (Удерживаемый не совершенно прекратившейся болезнью, просит св. Амфилохия на несколько дней отложить Собор; если же дела требуют поспешности, считать его присутствующим на Соборе. (Писано в 375 г.))

195 (203). К приморским епископам (Удержанный многими препятствиями от свидания с сими епископами и обманувшись в надежде на их посещение, св. Василий сам начинает с ними переписку; изъявляет свою готовность отвечать перед ними на обвинения и отдать себя на их суд; просит только не осуждать его без исследования дела и не отзываться тем, что дело их не касается; а для сего исследования, если не прибудут в Кесарию сами, соглашается явиться к ним, куда назначат; объясняет, почему, вняв совету каппадокиян, посылает письмо сие с пресвитером Петром. (Писано в 375 г.))

196 (204). К неокесариицам (Жалуется неокесариицам на них же самих, что при многих и важных побуждениях к единению с ним осуждают его заочно, слушая клеветника; уверяет, что не для себя, а для них решается защищать себя; требует, если погрешности его удобоисправимы, вразумить его, а если неисцельны, открыто обличать, и если погрешает он в вере, доказать это из его сочинений, а судиями оных избрать людей, способных к произнесению верного суждения; доказывает свое православие тем, что в детстве учился у бабки Макрины, а в совершенных летах всегда был противником арианской ереси, если же кого из ариан принимал в общение, то исповедующих только веру никейскую, в чем последовал блаженнейшему Афанасию; перечисляет Церкви, с которыми он в единении, и заключает из сего, что неокесарийцы, оставляя общение с ним, отлучают себя от общения со всею Церковию; наконец, просит не доводить его до необходимости жаловаться на них всей Церкви, но помнить древнее единение Церквей Кесарииской и Неокесарийской. (Писано в 375 г.))

199 (207). К неокесарииским клирикам (Увещевает неокесарийских клириков, которые, в угодность своему епископу, изъявляли свое нерасположение к св. Василию, не льстить сему человеку, который вводит у них савеллиеву ересь и, боясь обличений, уклоняется от свидания с Василием; причиною же несогласия с ним выставляет псалмопения и монашество — учреждения, еще не известные в Церкви Неокесарийской, но введенные уже в Церковь Кесарийскую; оправдывается в сих учреждениях пользой оных и примерами других Церквей; на возражение, что сего не было при Григории Великом, отвечает, что не было тогда и молебствий, какие совершаются уже в Неокесарии, что сами неокесарийцы не соблюли многих обычаев Великого Григория. (Писано в 375 г.))

204 (212). К Иларию (Изъявляет скорбь свою, что не свиделся с Иларием в Дазимоне; упоминает о кознях врагов своих, советует Иларию терпеливо переносить болезнь. (Писано в 375 г.))

207 (215). К Дорофею, пресвитеру (Извещает, что писал Терентию; не советует отправляться в Рим сухим Утем, изъявляет сомнение, примет ли участие в сем посольстве и способен ли к оному будет брат Григорий. (Писано в 375 г.))

215 (223). Против Евстафия Севастийского (Три года не отвечая на клевету, будто бы св. Василий в единомыслии с одним человеком в Сирии, написавшим нечестивое сочинение, к которому св. Василий за двадцать лет писал письмо, прерывает наконец свое молчание; и оправдывается как всею своею жизнью и до епископства, и во время епископства, и многими случаями, в которых не мог не обнаружиться образ мыслей его, так неосновательностью клеветы, утверждаемой на одном давнем письме, и притом представленном не в подлиннике, но в списке; наконец, объясняет истинную причину, по которой отделился от него Евстафий. (Писано в 375 г.))

216 (224). К Генефлию, пресвитеру (Обличает козни Евстафия, который в письмо, укоризненное для св. Василия, внес еретические слова, не означив, чьи они, чтобы читающие принимали их за Василиевы; опровергает клевету, будто бы он в согласии с Аполлинарием, тем самым исповеданием веры, к которому прежде подписался Евстафий, теперь отступивший от веры и давший Геласию другое исповедание веры, несогласное с прежним. (Писано в 375 г.))

218 (226). К подведомственным ему подвижникам (Предупреждает сих иноков, чтобы не принимали в худую сторону трехлетнего молчания на клеветы Евстафиевы; объясняет, что Евстафий отделился от него, чтоб взойти чрез то в милость к Евзоию, почему охуждает никейское исповедание веры, к которому прежде сам подписался, обвиняет св. Василия за нововведения в учении о Святом Духе, ставит ему в вину письмо, за двадцать лет до сего писанное к Аполлинарию; наконец св. Василий просит иноков, чтоб сами исследовали дело, как должно. (Писано в 375 г.))

223 (231). К Амфилохию, епископу Иконийскому (Извиняется в том, что редко посылает к нему письма, хотя желал бы вести ежедневную переписку; просит его покровительства письмоподателю Елпидию; извещает о бегстве брата, о кознях врагов, о смятении Меркви в Доаре, изъявляет желание, чтобы св. Амфилохий посетил его; обещает вскоре послать оконченную им книгу о Духе Святом. (Писано в 375 г.))

236 (244). К Патрофилу, (епископу Церкви в Егеях (Патрофилу, который в письме своем изъявил удивление, что расторгнута дружба между Василием и Евстафием, объясняет ход всего дела, именно: как назначен был Собор, на котором в оправдание Евстафиева православия предположено было объявить исповедание веры, подписанное Евстафием, и как Евстафий и Феофил уклонились от сего Собора, а потом Евстафием прислано письмо, в котором отрекался он от общения со св. Василием под тем предлогом, что св. Василий писал к Аполлинарию и имел общение с пресвитером Диодором; когда же св. Василий, пораженный такою внезапною переменою, оставил Евстафиево письмо без ответа, пущено в народ письмо к Дазизу, в котором св. Василий обвиняем был в расстройстве Церквей и в том, что с коварным умыслом предлагал на Соборе исповедание веры. После сего св. Василий обличает Евстафия, что он осуждает то исповедание веры, которое сам принес из Рима, скрепил своею подписью и представлял Собору в Тиане, что он вступает теперь в общение с епископами, рукоположенными от тех, которых прежде сам не признавал законными; описывает непостоянство Евстафия; наконец, просит Патрофила написать, желает ли сохранять прежние отношения к св. Василию или совершенно переменяется к нему после свидания с Евстафием. (Писано в 376 г.))

237 (245). К Феофилу, епископу (Отвечает ему со Стратигием, что, несмотря на все огорчения, нимало не изменился в любви своей к Феофилу, хотя и не может быть в общении с людьми, переменяющими веру. (Писано в 375 г.))

264 (272). К Софронию, магистру (Известясь чрез диакона Актиака, что Софроний, вняв клеветам на св. Василия, гневается на него, изъявляет удивление, что слушает он льстецов, и свидетельствует о себе, что с детства и до старости никого не предпочитал Софронию, а потому не мог предпочесть ему и Имития, и что в деле Мемнониевом нимало не шел против Софрония; и, пересказывая, что говорил по делу сему, просит отложить подозрения и Василиево к себе благорасположение почитать выше всякой клеветы. (Писано в последние годы Василиевой жизни.))

Подробнее...

Архиепископ Иоанн (Максимович). Краткое изложение. Православного учения о посмертной судьбе души "Жизнь после смерти"

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.
(Никейский символ веры)

Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, епископ Феофан Затворник пишет: "Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая" ("Душеполезное чтение", август 1894).

После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: "Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза" (св. Амвросий "Смерть как благо").

Подробнее...

Святитель Григорий Богослов. Слова (1 - 15)

Оглавление

Подробнее...

Преподобный Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы


 

Первое слово

I. Нам, сознающим свое недостоинство, конечно, следовало бы всегда хранить молчание и исповедывать пред Богом свои грехи; но так как все прекрасно в свое время, а Церковь, которую Бог создал на основании Апостол и пророк, сущу краеугольну [3] Сыну Его, - я вижу, - поражается как бы морскою бурею, слишком высоко поднимается следующими друг за другом волнами, приводится в безпорядок и потрясается вследствие несноснейщаго дуновения злых ветров, свыше сотканное одеяние Христа, которое сыны нечестивых упорно старались разорвать, раздирается тело Его, которое есть слово Божие, разрезывается на различные части, также и искони крепко хранимое предание церкви, - то я не счел разумным молчать и наложить на язык узы, боясь с угрозою произнесеннаго определения, говорящаго: аще усумнится [4], не благоволит душа моя в нем [5]. И: если увидишь меч грядущ и не будеши глаголати брату твоему, крове его от руки твоея [6] взыщу [7]. Поэтому, поражаемый невыносимым страхом – я решил говорить, не ставя величия царей выше истины. Ибо Богоотец Давид, - слышал я, - говорил: глаголах пред цари, и не стыдяхся [8], напротив, этим сильнее побуждаемый к речи. А ведь слово царя имеет большую силу для склонения на свою сторону подданных; потому что из бывших с самаго начала людей, которым было известно, что земной царь подчинен высшей власти и что над царями господствуют законы, пренебрегли царскими приказаниями немногие.

Подробнее...

Преподобный Иоанн Дамаскин. Беседа сарацина с христианином

На вопрос сарацина: «Кого ты считаешь виновником добра и зла?», – христианин отвечает: «Мы говорим, что только Бог и никто другой есть виновник всяческих благ, но не зла». На это сарацин говорит: «Кого ты называешь виновником зла?»

Xристианин: Разумеется, того, кто по своей воле диавол, и нас, людей.

Сарацин. Из-за чего?

Xристианин: Из-за свободной воли.

Сарацин. Так что, ты свободен, и что хочешь, можешь делать и делаешь?

Xристианин: Я сотворен Богом свободным лишь для двух вещей.

Подробнее...

Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. О целомудрии.

1. Не сомневаюсь, любезный брат, что после смерти супруги твоей, пытаясь справиться с горем, ты размышляешь о собственной бренности и, конечно, нуждаешься в утешении. Хотя в таких случаях человек должен обратиться к вере и именно в ней черпать силы, здесь ум смущают требования плоти, в борьбе с которыми вере нужны совет и поддержка. 
 

Подробнее...

Амвросий Медиоланский. Увещание к девству.

Глава первая

 

1. Те, кого приглашают на великий пир, обычно приносят с собою подарки. Будучи позван на пир в город Бононию, где празновалось перенесение (мощей) святого мученика, я также сберег для вас дары, полные святости и благодати. Дары обыкновенно считают триумфами начальников, и эти дары также служат триумфами: ведь победы мучеников составляют триумф Христа, вождя нашего. Впрочем, не сюда направлял я путь свой; и только по вашей просьбе я вынужден был принести с собою то, что было приготовлено для других, и тем самым явиться к вам не без некотораго достояния. И вот таким образом скудость мою, которая не могла бы оправдать ваших ожиданий, с избытком восполнит мученик.

Подробнее...

Преподобный Серафим Саровский Житие. Пророчества. Беседы. Задушевное слово

 Содержание

  • Преподобный Серафим Саровский. Земли российской украшение.
  • Житие преподобного Серафима Саровского
  • Святой Серафим о грядущих судьбах России
  • Беседа Преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым о цели христианской жизни
  1. Приглашение
  2. Изволение Господне
  3. Цель жизни христианской
  4. Стяжание благодати
  5. Богоматерь – язва бесов
  6. Благодать есть свет
  7. Мир тепла и благодати
  8. Послесловие С. Нилуса
  • Тропарь преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу
  • Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу
  • Молитвы преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу
  • Молитва первая
  • Молитва вторая
  • Молитва третья
  • Преподобный
  • Серафим Саровский

ЗЕМЛИ РОССИЙСКОЙ УКРАШЕНИЕ

Преподобный Серафим Саровский (19.07.1759-2.01.1833) причислен к лику святых в июле 1903 года. Происходило это в Саровской и Дивеевской обителях при огромном стечении людей разных сословий и состояний. И спасительная благодать духа Святого одинаково изливалась на всех предстоящих, от мужика в сермяге и лаптях до Самодержца Всероссийского Николая Второго.

Подробнее...

Епископ Николай Мефонский. Припоминания из того, что в разных сочинениях написано против латинян о клевете их на Святого Духа

Говорить о Духе Святом – значит говорить о Боге, потому что и Дух Бог. А Бога никто никогда не видел (Ин.1:18), и видеть никто не может (1Тим.6:16), говорят Иоанн и Павел, достигшие высоты богословия и верные охранители его. Следовательно, и говорить нельзя ничего никому от себя о Святом Духе, Боге недоведомом, недоступном не этим только чувственным очам, а и мысленным и разумным. Потому что если любящим Бога приготовлены блага, которых не только изречь невозможно, но совершенного понятия о коих нельзя достигнуть или представить или вместить ни очам, ни ушам, ни сердцу, то есть уму, высшей силе души (1Кор.2:9, 2Кор.12:4); ибо что сердце в теле, то ум в душе, так как то и другое есть охранение и начало жизни, свойственной телу и душе; то тем более высшее всех возможных благ Благо, Бог, скроется в мраке (Пс.17:12) непостижимости, как уже сказано и блаженным Давидом. Совсем никто ничего не скажет от себя о Боге, или Отце, или Сыне, или о Духе, или сказавши так ни в чем не заслужит доверия. А сами богословы говорили о Боге, и мы, слышавшие от них и принявшие, говорим несомненно только то, что единородный Сын, сущий в недре Отчем, быв с нами самолично нам явил (Ин.1:18); а к сему и то, чему после Него пришедший Утешитель, Дух истины, научил пророков в древности, а потом и апостолов, и сих наставил, по предречению Самого единородного Сына, на всякую истину (Ин.14:26; 16:13).

Подробнее...

Святитель Григорий Турский. Книга о чудесах блаженного апостола Андрея

Я верю, что об известных всем трофеях святых апостолов никто из верующих не остается в неведении; ибо чему-то учат евангельские догматы, о чем-то повествуют деяния апостольские, о других же существуют книги, в которых рассказывается собственно об их деяниях. Ведь о многих апостолах у нас есть разве что только писания об их мученичестве. И вот я отыскал книгу о чудесах святого апостола Андрея, которое, по причине чрезвычайной многословности, некоторые называют апокрифом. Из чего следует, что сократив ее и выделив основу описания чудес, а также обойдя молчанием тех, кто источает из себя пренебрежение, можно лишь в одном небольшом томе собрать все эти восхитительные события, которые и читающим доставят радость и устранят зависть порочащих, ибо не многословие венчает неколебимую веру, но целостность разума и чистота душевных помыслов.

Подробнее...

Святой Дионисий Ареопагит. О Таинственном Богословии Дионисия Ареопагита, епископа Афинского, к Тимофею епископу Ефесскому.

ГЛАВА 1. Что такое Божественный Мрак

1.1. "О пресущественная, пребожественная и преблагословенная Троица, христианского богомудрия наставница! Вознеси нас на неведомую, пресветлую и высочайшую вершину познания Священнотайного Писания, где совершенные, неизменные и подлинные таинства Богословия открываются в пресветлом Мраке тайноводственного безмолвия, в котором при полнейшем отсутствии света, при совершенном отсутствии ощущений и видимости наш невосприимчивый к (духовному) просвещению разум озаряется ярчайшим светом, преисполняясь пречистым сиянием!"

Подробнее...

Святитель Иннокентий Херсонский. Слова на праздники Господни.

  • Часть 1
    •    Слово первое на день Рождества Христова и воспоминание избавления Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык
    •    Слово второе в день Рождества Христова
    •    Слово третье на Рождество Христово
    •    Слово четвертое на второй день Рождества Христова
    •    Слово пятое на Рождество Христово
    •    Слово шестое в день Рождества Христова
    •    Слово первое в навечерие нового года
    •    Слово второе в навечерие нового года, на всенощном бдении
    •    Слово первое на новый год
    •    Слово второе на новый год
    •    Слово третье на новый год
    •    Слово четвертое на новый год
    •    Слово пятое на новый год
    •    Слово шестое на второй день нового года
    •    Слово первое в день Сретения Господня
    •    Слово второе в день Сретения Господня
    •    Слово третье на день Сретения Господня
    •    Слово четвертое в день Сретения Господня
    •    Слово пятое на день Сретения Господня
    •    Слово первое в навечерие Богоявления Господня. Пред освящением воды
    •    Слово второе в день Крещения Господня
    •    Слово третье в день Богоявления Господня
    •    Слово в неделю по просвещении
    •    Слово первое в навечерии Преображения Господня
    •    Слово второе в день Преображения Господня
    •    Слово третье на Преображение Господне. По благословении плодов
    •    Слово первое в день Нерукотворенного Образа
    •    Слово второе в день Нерукотворенного Образа и при начале академического учения
    •    Слово третье на день Нерукотворенного Образа Христова
    •    Слово на день празднества в честь иконы Всемилостивого Спаса
  • Часть 2
    •    Слово первое в неделю Ваий, на всенощном бдении
    •    Слово второе в неделю Ваий
    •    Слово третье в неделю Ваий
    •    Слово четвертое в неделю Ваий
    •    Слово пятое в неделю Ваий
    •    Слово шестое в неделю Ваий
    •    Слово первое на день преполовения
    •    Слово второе на день преполовения
    •    Слово первое в день Вознесения Господня
    •    Слово второе на день Вознесения Господня
    •    Слово третье в день Вознесения Господня
    •    Слово четвертое на день Вознесения Господня
    •    Слово пятое на день Вознесения Господня
    •    Слово шестое на день Вознесения Господня
    •    Слово первое в день Пятидесятницы, на всенощном бдении
    •    Слово второе в день Пятидесятницы, на литургии
    •    Слово первое в день сошествия Святаго Духа
    •    Слово второе в день сошествия Святого Духа
    •    Слово третье в день сошествия Святаго Духа
    •    Слово четвертое в день сошествия Святаго Духа
    •    Слово первое на день Святой Троицы
    •    Слово второе в понедельник Святаго Духа
    •    Слово третье на день Святой Троицы
    •    Слово первое в день Пятидесятницы
    •    Слово второе в день Пятидесятницы
    •    Слово третье в понедельник Пятидесятницы
    •    Слово четвертое в день Пятидесятницы
    •    Слово пятое в день Пятидесятницы
    •    Слово на первое число августа
    •    Слово первое в навечерие Воздвижения Честного Креста Господня
    •    Слово второе на день Воздвижения Креста Господня
    •    Слово третье в день Воздвижения Креста Господня
    •    Слово четвертое в день Воздвижения Креста Господня

Подробнее...

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело

Содержание

  • Предисловие
  • О жизни архиепископа Луки
  • Глава первая. Какие выводы мы можем сделать из современного состояния естествознания
  • Глава вторая. Сердце как орган высшего познания
  • Глава третья. Мозг и дух. Дух в природе
  • Глава четвертая. Дух растений и животных
  • Глава пятая. Душа животных и человека
  • Глава шестая. Дух не безусловно связан с душой и телом
  • Глава седьмая. Трансцендентальные, духовные способности
  • Глава восьмая. О внутреннем человеке
  • Глава девятая. Бессмертие

Подробнее...

Блаженный Августин, епископ Иппонский. Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви.

1. Трудно передать, любезный сын мой Лаврентий, сколь восхищаюсь я твоей любознательностью, как искренне желаю, чтобы ты постиг истинную мудрость. Не ту, об обладателях которой сказано: "Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?" (1 Кор. 1. 20), но такую, о познавших которую написано: "Множество мудрых — спасение миру" (Прем. 6. 26) и которую имеет в виду апостол, говоря своим слушателям: "желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло" (Рим. 16. 19). Но, как никто не может сам себя произвести, так никто не может и стать мудрым без помощи того Просветителя, о котором сказано: "Всякая премудрость от Господа" (Сир. 1. 1).

Подробнее...

Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные Огласительное поучение второе

К готовящимся во Иерусалиме ко просвещению, сказанное без приготовления о покаянии, отпущении грехов и о противнике, на слова Иезекииля: Правда праведнаго на нем будет (Иез. 18, 20).

Подробнее...

Блаженный Диадох, епископ Фотикийский. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного.

1. О трех добродетелях, которые, как вожди, должны предшествовать духовному созерцанию ума

Духовным созерцанием, братие, да предводительствуют вера, надежда и любовь - и наипаче любовь; ибо те (две - вера и надежда) научают только презирать видимые блага, а любовь самую душу чрез добродетели сочетавает с Богом, умным чувством постигая Невидимого.

Подробнее...

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан. О зрелищах.

1. Верные рабы Божьи! Вы, оглашенные, желающие вскоре соединиться с Ним чрез крещение, и вы, христиане, уже уверовавшие в Него и участвующие в Его таинствах! Следуя правилам веры, началам истины и законам благочестия, познайте обязанность свою удаляться от соблазна зрелищ, как и от прочих мирских грехов, чтобы не грешить по неведению или из притворства. Сила удовольствия так велика, что может привлечь к себе несведущих, а других заставит изменить своей совести: двойное несчастье, случающееся весьма нередко! 

Подробнее...

Преподобный Иустин (Попович). Святые мощи

Материя представлена в человеческом теле, без сомнения, самым загадочным, таинственным и сложным образом. Мозг?! Какие чудесные тайны совершаются между его материей и душой! Сколько ни было бы опыта у рода человеческого, никак эти тайны не могут быть ни поняты, ни осознаны. Только немногие из них доступны человеческому чувственно-разумному познанию. Точно так же и сердце человеческое — все оно соткано из небо-земных тайн. Так же сотканы и всякая клетка в теле людском, и всякая молекула, и каждый атом. Всё и вся — на своем таинственном пути к Богу, к Богочеловеку. Ведь материя сотворена Богом Логосом, и тем самым она богоцентрична. Своим пришествием в наш земной мир и своим цепокупным богочеловеческим домостроительством спасения мира Господь Христос наглядно показал, что не только душа, но и материя сотворена Богом и для Бога; показал, что есть Богочеловек. Ведь сотворенная Богом Логосом материя всем своим внутренним нервом — богостремительна и христоцентрична.

Подробнее...

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский. Книга о ревности и зависти

Ревность кажется тебе делом хорошим; а некоторые считают легким и маловажным грехом — завидовать тем, возлюбленнейшие братья, которые лучше них. А считая грехом легким и маловажным, не боятся его; не боясь пренебрегают им; пренебрегая же, нелегко избегают его, и — таким образом совершается невидимая и тайная пагуба: будучи едва заметною для того, чтобы предусмотрительные могли уберечься от нее, она скрыто повреждает умы неосмотрительные. 
 

Подробнее...

Авва Евагрий Понтийский. Творения. Главы о молитве

1.  Если бы кто-нибудь пожелал приготовить благовонный фимиам, то он, согласно закону, сложил бы в равной мере ливан чистый, кассию, оних и стакти (Исх. 30,34). И это есть четверица добродетелей. Когда они наличествуют в полной и равной мере, то ум наш не будет предан.

Подробнее...

Святитель Афанасий Великий. Послание Афанасия к монахам повсюду пребывающим о том, что сделано арианами при Констанции (история ариан)

ПОСЛАНИЕ1)

1) Они же, для чего все это строили, в непродолжительном времени привели то и в исполнение. Едва замыслили, как вскоре и в общение приняли ариан, не уважили стольких определений, сделанных против них, в защиту же свою выставляли опять царскую власть. Не постыдились писать: «поелику Афанасий пострадал, то зависть прекратилась; будем, наконец, принимать в общение ариан, в устрашение слушающих присовокупляя: так повелел Царь». А потом, не устыдились прибавить об арианах: «право мудрствуют эти люди», и не убоялись написанного: «горе глаголющим... горькое сладкое... полагающим тму свет» (Ис.5:20); потому что готовы все потерпеть за ересь. А этим не ясно ли всякому показывается, что не по церковному суду, но вследствие царской угрозы, за благочестивую во Христа веру и тогда мы страдали, и теперь вы нас гоните? Также злоумышляли и против других епископов, выдумывая такие же предлоги к их осуждению. Одни из них пошли в заточение, заслужив похвалу за исповедание Христово, а другие и теперь еще находятся в изгнании, тем мужественнее восставая против их ереси и говоря: ничто не отлучит нас от любви Христовой (Рим.8:35).

Подробнее...

Святитель Василий Великий. Нравственные правила.

Оглавление

Подробнее...

Преподобный Амвросий Оптинский. Полное собрание писем. Часть 3. Переписка с мирскими лицами

 

Содержание
Письма к мирским особам
 

Подробнее...

Праведный Николай Кавасила. Изъяснение Божественной литургии.

1. Приготовление к Литургии
 
В священнодействии Святых Тайн (честные) дары прелагаются в Божественное Тело и Кровь; цель его — освящение верных, которые получают чрез (приобщение) святых даров оставление грехов, наследие Царства Небесного и тому подобное. Пособием и приготовлением как по отношению к самому делу (преложения святых даров), так и в отношении к достижению цели (священнодействия) служат молитвы, псалмопения, чтения из священных книг, одним словом, все, что священносовершается и возглашается и пред освящением, и по освящении даров. 
 

Подробнее...

Святитель Макарий (Невский), митрополит Алтайский

Митрополит Макарий (в миру Михаил Андреевич Невский, при рождении Парвицкий) (1835-1926) — митрополит Московский и Коломенский (1912-1917), митрополит Алтайский (с 1920 года). Известный миссионер, «апостол Алтая».
 

Подробнее...

Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей).

Книга первая

• Глава I. Учение Валентиниан об Эонах.

• Глава II. Неудача Премудрости. Произведение Христа и Святого Духа.

• Глава III. Места Священного Писания, на которые ссылались еретики.

• Глава IV. Ахамоф и происхождение видимого мира.

• Глава V. Образование Демиурга.

Подробнее...

Блаженный Иероним Стридонский. О знаменитых мужах.

Глава 1. ПЕТР

Симон Петр, сын Иоанна из селения Вифсаиды в Галилее, брат апостола Андрея, был епископом Антиохийской церкви и проповедовал слово Божие верующим в духовное очищение в Понте, Галатии, Каппадокии, Азии и Вифинии. Во второй год правления Клавдия отправился в Рим, чтобы изобличить Симона Волхва; впоследствии занимал в этом городе священнический пост двадцать пять лет вплоть до последнего, четырнадцатого года правления Нерона. Петр считается первым среди апостолов. Он удостоился мученического венца: был прибит гвоздями к кресту вниз головой, ибо утверждал, что не достоин быть распятым таким же образом, как и его Господь.

Подробнее...

Священномученик Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди

1. Так как я узнал, мой дорогой Маркиан, твою склонность к хождение в богопочтении - а оно одно приводит человека к вечной жизни, - то я как разделяю с тобою твою радость, так и прошу тебя непоколебимою твердостью в вере быть угодным Богу, твоему Творцу. О, если бы мы могли постоянно быть вместе и взаимно приносить пользу и облегчать здешнюю жизнь, проводя ее в непрерывной общей беседе о полезных предметах! Но так как в настоящее время мы телесно отделены друг от друга, то я хотел бы не упустить случая по моим силам поговорить с тобою письменно и в кратких словах изложить проповедь истины, чтобы укрепить твою веру. Я посылаю тебе это (произведение) в качестве важного письменного напоминания, чтобы ты в немногом получил многое и в малом познал все члены тела истины и в кратком услышал доказательства божественного. Ибо таким образом и твое спасение сделается плодоносным, и ты заставишь потупить взоры всех ложно верующих и всякому, кто захочет узнать, ты со всею решительностью изложишь наше здравое и неукоризненное слово (ср. Тит. II, 8). Ибо один путь, доступный всем видящим, который освещен небесным светом; но многочисленны и темны и противоположны пути не видящих, и первый ведет в небесное царство соединяя человека с Богом, эти же низводят к смерти, отделяя человека от Бога. Поэтому как тебе, так и всем, заботящимся о собственном спасении, необходимо неуклонно и твердо и уверенно совершать свое хождение в вере, чтобы, сделавшись безпечными и выбившись из колеи, не остаться погрязать в вещественных похотях или даже заблудившись не потерять правильного пути.

Подробнее...

Священномученик Ириней Лионский. О тираническом царстве антихриста

Из того, что будет при антихристе, видно, что он, будучи отступник и разбойник, хочет, чтобы поклонялись ему как Богу, и, будучи раб, хочет, чтобы его провозглашали царем. Он, получив всю силу диавола, придет не как царь праведный и законный, но как нечестивый, неправедный и беззаконный, как богоотступник, злодей и человекоубийца, как разбойник, повторяющий в себе диавольское богоотступничество; он устранит идолов, чтобы внушить, что он сам Бог, но себя превознесет как одного идола и в себе самом сосредоточит разнообразное заблуждение, относящееся к прочим идолам, чтобы те, которые посредством разных мерзостей поклоняются диаволу, служили ему посредством этого идола; о нем апостол во втором послании к Фессалоникийцам так говорит: пока не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего называемого Богом или святынею так, что в храме Божием сядет он, представляя себя, как он будто есть бог (2Сол.2:3,4). Апостол ясно показывает его богоотступничество, и что он будет превозноситься выше всего называемого Богом или святынею, т.е. выше всякого идола, ибо называемые у людей боги не суть боги, и что он тиранически будет стараться представить себя богом.

Подробнее...

Преподобный Максим Исповедник. Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия

Первая сотница

1. Бог - един, безначален, непостижим и обладает всей силой целокупного бытия; Он совершенно исключает всякую мысль о времени и образе существования бытия, поскольку недоступен для всех сущих и не познается ни одним из сущих через Свою естественную проявленность.

Подробнее...

Преподобный Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семисот глав Греческого Добротолюбия

  1. Един есть Бог, – безначальный, непостижимый, всю всецело имеющий силу быть (сый), всякую совершенно мысль исключающий о когда и как есть, как для всех недоступный и никакой тварью непознаваемый в естестве Своем.
  2. Все сущее называется домыслимым, познаваемым, – таким, – познанию о чем имеются доказательные начала. Бог же именуется недомыслимым, но из домыслимого, познаваемого веруется, что Он есть. 

Подробнее...

Преподобный Максим Исповедник. Главы о Любви.

Главы о любви

 

Первая сотница

1) Любовь есть благое расположение души, по которому она ничего из существующего не предпочитает познанию Бога. Но в такое любительное настроение невозможно придти тому, кто имеет пристрастие к чему-либо земному.

2) Любовь рождается от бесстрастия; бесстрастие от упования на Бога; упование от терпения и великодушия, сии последние от воздержания во всем; воздержание от страха Божия, страх от веры в Господа,

Подробнее...

Преподобный Максим Исповедник. Мистагогия.

Введение

Подробнее...

Преподобный Максим Грек. Слово, списано иноком Максимом Греком святогорским, противу льстиваго списаниа Николая немчина, его же списал о совокуплении православным християном и латыном

Господь и Бог и Спас нашь Исус Христос, к прочим многым спасительным завещаниом и велениом своим, имиже и в нихже наставляет нас, верующих в Него, на путь всякого твердаго и неблазненаго богоразумиа, приложил и сие, рек: внемлите от лживых пророков, иже приходят к вам в кожах овчиих, внутрь же суть волцы хищницы (Мф.7:15). Таже, учя нас человеколюбивый, и како их познаим и соблюдаимся невредимии от них, приглаголет: от плодов их познаете их, лживых пророков именуя, лживых учителей, еже есть еретиков, глаголющих от чрева своего, а не по евангельскому законоположению и богословию, иже преухыщренным суесловием прельщают сердця простых.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus