Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Слово въ недѣлю четвертую Великаго поста.

Сегодня, возлюбленные братія и сестры, читано было евангельское повѣствованіе отъ Марка объ исцѣленіи Іисусомъ Христемъ бѣсноватаго глухаго и нѣмаго отрока, за котораго просилъ отецъ его, — чрезъ изгнаніе злѣйшаго нечистаго духа, причинявшаго несчастному отроку глухоту и нѣмоту. «Духъ нѣмой и глухой»! сказалъ Господь нечистому, «Я повелѣваю тебѣ, выйди изъ него, и впредь не входи въ него. И вскрикнувъ, и сильно сотрясши его, злой духъ вышелъ; и отрокъ сдѣлался, какъ мертвый, такъ что многіе говорили, что онъ умеръ. Но Іисусъ, взявъ его за руку, поднялъ его; и онъ всталъ». Но послушайте, сколь золъ былъ мучившій отрока демонъ. Отецъ этого отрока говорилъ Господу, что демонъ, гдѣ только ни схватывалъ его, бросалъ его на землю, — и несчастный испускалъ пѣну изо рта, скрежеталъ зубами своими, и весь оцѣпенѣвалъ. Это же сдѣлалось и на тотъ разъ, когда отецъ привелъ его къ Спасителю. И когда Господь спросилъ отца, какъ бы не вѣдая, хотя, какъ Богъ, все зналъ: «какъ давно это сдѣлалось съ нимъ»? 
 

Подробнее...

Свт. Григорій Неокесарійскій (†ок. 266 г.) Двѣнадцать главъ о вѣрѣ.

Глава I.
Творения св. Григория Чудотворца, еп. Неокесарийского. Петроград, 1916Если кто называетъ тѣло Христово несозданнымъ и не исповѣдуетъ, что Самъ несозданный Богъ Слово представилъ доказательства воплощенія и вочеловѣченія созданнаго изъ человѣчества, какъ написано, анаѳема да будетъ. 
 
Изъясненіе.
Ибо какъ можно называть тѣло несозданнымъ? Вѣдь несозданное безстрастно, неуязвляемо, неосязаемо. Христосъ же, воскресшй изъ мертвыхъ, показывалъ своимъ ученикамъ и знаки отъ гвоздей, и прободеніе копья, и тѣло для осязанія, хотя и вошелъ къ нимъ при запертыхъ дверяхъ; но это сдѣлано было Имъ для того, чтобы показать и дѣйствіе Божества, и истинность тѣла. Хотя онъ былъ Богъ, но по естеству познанъ былъ какъ человѣкъ, и будучи по-истинѣ человѣкомъ, по дѣламъ Своимъ явился Богомъ. 
 

Подробнее...

Св. Кириллъ Скиѳопольскій († ок. 560 г.) Житіе и подвиги иже во святыхъ отца нашего и богоносца Герасима, на подобіе солнца просіявшаго въ Іорданской пустынѣ.

1. Просвѣщенный и освященный отецъ нашъ Герасимъ происходилъ изъ страны Ликійской, съ младенчества былъ посвященъ родителями, которые были христіане, Богу, и съ дѣтства въ общежитіи обученъ иноческой строгости. Когда онъ преуспѣвалъ возрастомъ и бывшая въ немъ добродѣтель укрѣплялась временемъ и опытомъ и восходила на высоту, онъ сперва удалился въ болѣе пустынныя мѣстности той же страны, употребляя въ пищу дико растущія травы и совершая многіе подвиги противъ духовъ злобы, и затѣмъ, подвизаясь въ теченіе долгаго времени неисчислимыми подвигами и трудами, явился побѣдоносцемъ. Послѣ этого, ведóмый божественною любовью и нудимый преуспѣвать отъ славы въ славу (2 Кор. 3, 18), пришелъ въ Іерусалимъ и поклонился святымъ и честнымъ мѣстамъ, спустился къ Іордану и жилъ въ пустынѣ около Мертваго моря, проходя иноческій образъ жизни. Во время вселенскаго Собора въ Халкидонѣ [1] онъ, вмѣстѣ съ другими пустынными отшельниками, былъ увлеченъ злоученіемъ и безумнымъ любопреніемъ отщепенцевъ [2], но наставленіемъ великаго отца Евѳимія былъ убѣжденъ согласиться съ опредѣленіемъ, изложеннымъ вселенскимъ Соборомъ [3].
 

Подробнее...

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій († 1985 г.) Подвигъ сорока мучениковъ.

Проповеди и поучения Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Том II. Нью-Йорк, 1989Обращали ли вы вниманіе, возлюбленные братія и сестры, на то, что собой представляетъ теперешняя литература? Не говорю уже о той ея части, которая спеціально разсчитана на то, чтобы развращать людей, ибо тамъ такая грязь и непотребность, что просто объ этомъ, по слову апостола Павла, «срамно есть и глаголати!» И вообще настолько пуста теперешняя литература, сколько въ ней суеты, сколько въ ней того, что христіанину совсѣмъ не должно быть интересно и не должно его привлекать. А разсчитано это именно все-таки на то же самое, на опустошеніе человѣческихъ душъ.
 

Подробнее...

Ѳеодоръ, еп. Андидскій († XII в.) Краткое разсужденіе о тайнахъ и образахъ божественной Литургіи, составленное по просьбѣ боголюбезнаго Василія епископа Ѳитійскаго.

Многіе изъ отправляющихъ обязанность священнослуженія знаютъ конечно и исповѣдуютъ, что литургійное дѣйствіе служитъ образомъ страданія, погребенія и воскресенія Христа Бога нашего; но что оно представляетъ также соотвѣтствующіе образы Его спасительнаго пришествія и воплощенія, Его зачатія, рожденія, тридцатилѣтней жизни, служенія Ему Предтечи, явленія Его въ крещеніи, равно какъ избранія Имъ апостовъ и совершенныхъ Имъ въ теченіе трехлѣтней проповѣди чудесъ, которые и послужили причиной зависти къ Нему и Его крестной смерти — всего этого — я не понимаю почему — они не знаютъ. Тѣломъ (цѣльнымъ, совершеннымъ) можетъ ли быть названо тѣло, имѣющее одну только голову, но не имѣющее ногъ, рукъ и остальныхъ членовъ? Но что приносимое въ жертву тѣло совершенно, послушай объ этомъ Самого Христа, говорящаго: пріимите, ядите, сіе есть тѣло Мое (Матѳ. 26, 27). Точно также описаніе чьей-либо жизни и дѣятельности, сдѣланное кѣмъ-либо, будетъ тогда только обладать достоинствами, когда въ немъ описываются съ самаго начала обстоятельства, какъ сопровождавшія рожденіе, такъ и случившіяся въ срединѣ и концѣ жизни. Если человѣческія дѣйствія такъ между собою переплетены, что находятся въ неразрывной связи, то кто можетъ сказать, что изображеніе и представленіе таинъ Святаго Духа имѣетъ столь несовершенный видъ? Слѣдовательно и совершеннѣйшій образъ живоначальнаго и божественнаго тѣла не можетъ имѣть чего либо недостающаго и быть лишенъ какихъ либо частей. Но такъ какъ тайны Святаго Духа сокрыты и часто въ краткихъ словахъ и символахъ заключается великое множество трудныхъ для уразумѣнія мыслей, то это-то, по моему мнѣнію, отуманиваетъ и неочищенный умъ людей нынѣшняго времени и внушаетъ (имъ) совершенное считать несовершеннымъ.
 

Подробнее...

Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.) Великій постъ. Слово на память четыредесяти мучениковъ.

Жалуются иногда на недостатокъ въ церкви проповѣдниковъ; а мнѣ кажется, что у насъ меньше слушателей, нежели проповѣдниковъ. Ибо, вѣрно, немало такихъ церквей, въ коихъ не найдется и по десяти слушателей: а проповѣдниковъ нынѣ въ каждой церкви по четыредесяти. Такъ называю я празднуемыхъ, нынѣ св. Мучениковъ; и, вѣрно, никто не лишитъ ихъ сего священнаго титла. Ибо, если, по слову Писанія, не малъ уже и тотъ, кто возвѣщаетъ истину словомъ и устами; еще болѣе тотъ, кто проповѣдуетъ своими дѣлами и жизнію: то на какую высоту должно поставитъ того, кто за истину проповѣди евангельской пролилъ свою кровь и претерпѣлъ смерть мученическую? 
 

Подробнее...

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій († 1985 г.) О Крестѣ Господнемъ.

Иже хощетъ по Мнѣ идти, да отвержется себе, возьметъ крестъ свой и по Мнѣ грядетъ.
 
Проповеди и поучения Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Том I. К 50-летию священнослужения (1931-1981 гг.). Нью-Йорк, 1981Такое строгое условіе поставилъ Господь Іисусъ Христосъ передъ всякимъ, кто хотѣлъ бы, дѣйствительно, не на словахъ, а на дѣлѣ послѣдовать Ему. Что же значатъ эти слова сегодняшняго евангельскаго чтенія? Да отвержется себе значитъ — пусть поступитъ съ самимъ собою, съ наличнымъ содержаніемъ своей внутренней жизни, со всѣмъ, чѣмъ до сихъ поръ душа жила, въ чемъ находила удовольствіе, успокоеніе и утѣшеніе — такъ, какъ поступаетъ человѣкъ съ изношенной и никуда уже не годной одеждой — онъ отвергаетъ ее и выбрасываетъ вонъ. Въ духовномъ смыслѣ человѣкъ долженъ такъ же поступить по отношенію къ своему внутреннему содержанію, устремиться къ иной, лучшей жизни и просить у Бога помощи, чтобы жить по христіански, а не по началамъ мірской суеты.
 

Подробнее...

Архіеп. Филаретъ Гумилевскій († 1866 г.) Слова и бесѣды на святую Четыредесятницу. Бесѣда въ третью недѣлю поста.

Иже аще хощетъ душу свою спасти, погубитъ ю: а иже погубитъ душу свою Мене ради и евангелія, той спасетъ ю (Марк. 8, 35).
 
Странное, повидимому, ученіе предлагаетъ намъ Господь Іисусъ въ нынѣ чтенномъ евангеліи. Кто хочетъ, говоритъ Онъ, спасти душу свою: тотъ погубитъ ее и кто погубитъ ее Мене ради, тотъ спасетъ ее. Отчего это такъ? Почему нельзя, не погубляя души́, спасти ее и, спасая ее, не погубить? И какъ это такъ? Спасая душу погубляешь ее, а погубляя спасаешь? Не наоборотъ ли? Кажется, что тотъ, кто рѣшился спасти душу, кто рѣшился употребить всѣ способности къ ея Сохраненію и преодолѣть всѣ препятствія, какія только могутъ встрѣчаться ему, тотъ рано или поздно достигнетъ цѣли, — сохранитъ душу.
 

Подробнее...

Свт. Игнатій, еп. Кавказскій и Черноморскій († 1867 г.) Поученіе въ третію недѣлю великаго поста. О крестоношеніи.

Сочинения еп. Игнатия Брянчанинова. Том 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. СПб., 1886Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себѣ, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ, сказалъ Господь ученикамъ Своимъ, призвавъ ихъ предъ Себя, какъ сегодня слышали мы въ Евангеліи (Марк. 8, 34).
 

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Поученіе въ третью недѣлю Великаго поста.

Для облегченія подвига поста святая Церковь установила износить въ самой срединѣ поста животворящій крестъ Господень. Кто истинно постится, тотъ неизбѣжно долженъ терпѣть скорбь плоти, упорную борьбу съ нею духа и въ довершеніе всего — козни діавола, дѣйствующаго на нашу душу чрезъ разные помыслы, наводящіе великую печаль, особенно тѣмъ, которые еще не тверды и не совершенны въ христіанской жизни. 
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus