Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Василий Великий. Гомилия на Рождество Христово.

1

Давайте почтим молчанием первое, особенное, Рождество Христово, свойственное Его Божеству. Более того, давайте положим себе за правило вообще не исследовать и не любопытствовать об этом с помощью наших понятий. Ибо что может вообразить себе ум там, где не были посредниками ни время, ни век, где образ не представим, где не было никакого зрителя и где нет никого, кто мог бы рассказать [об этом]? Или как язык поможет разумению? Но был Отец, и Сын родился. Не спрашивай: когда? но просто оставь в стороне сам вопрос. Не исследуй, как [это было]? Ибо сам ответ невозможен.

Подробнее...

Преподобный Максим Грек. Слово о Рождестве Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в том же и на иудея.

Се и вертеп, и ясли, и новорожен Младенец в них, восклонен1) Материю своею неискусомужною, и волсви, дарми честными чествующе, и звездою чрез естественною наставляеми свыше и чин ангельский, вопиюще: слава царствующему в вышних, и мир живущим на земли, и пастырие, слышаще свыше: родися вам в Вифлиеме веси Христос надежда вашя? Воистину предивна вся и явственне возвещающа сему Младенцу быти Богу, всем Царю; но может бо никтоже глаголати сим бывшим по прилучаю; издавна бо сия прорекошяся о Нем, и о сих неложни сведетели богодухновенныя книги священных будущих2) глаголивых муж. Да посрамляется убо непокоривый жидовскый язык, пререкуя дерзостно толь явленейшим3) вещем! 

Подробнее...

Святитель Григорий Нисский. О Шестодневе, слово защитительное брату Петру

Что ты делаешь, человек Божий, приказывая нам отважиться на недоступное для человека, взяться за такие дела, в которых не только не возможно иметь успех, но за которые и приниматься, по моему понятию, не безукоризненно? Что у великого Моисея, в его любомудренном по божественному вдохновению сказании о миробытии, по первоначально представляющемуся значению написанного, кажется заключающим в себе противоречие, велел ты нам, отыскав в этом некий сообразный с предметом смысл, привести во взаимную связь, доказать, что святое Писание само с собою согласно, и сделать это после того богодухновенного обозрения, какое оставил об этом отец наш, которому все читавшие, поступая, по моему мнению, хорошо и справедливо, дивятся не меньше, как и любомудренному сказанию самого Моисея.

Подробнее...

Дионисий Ареопагит Сочинения. О Церковной иерархии.

Символы Божьих священников – словом единообразным
Ты как один и единый раскрыл блеск единого света.
 
Сопресвитеру Тимофею пресвитер Дионисий
О ЦЕРКОВНОЙ ИЕРАРХИИ
 
ГЛАВА 1.
 
Каково предание о церковной иерархии и какова ее цель.
 
1. Что наша иерархия, о священнейший из священных сынов, есть осуществление боговдохновенного, божественного и боготворящего 990 знания, действия и совершенства, нам надлежит показать из премирных и священнейших Речений тем, кто иерархическими мистериями и преданиями 991 усовершенствован в священном тайноводстве. Но смотри, как бы не сделать святая святых предметом насмешек 992; окружи благоговением и почти свойственное сокрытому Богу умственными, невидимыми познаниями, сохраняя его непричастным и неприкосновенным для непосвященных, сообщая же – приличествующим священному образом, с помощью священных осияний – одним лишь священным 993 из священных. Ведь Богословие передало нам, своим последователям, что и сам Иисус, богоначальнейший и сверхсущественный ум 994, [569] начало, сущность и богоначальнейшая сила всей иерархии, ее освящения и богодействия, более явно и более постигаемо для ума блистает блаженным и лучшим нас сущностям и, по мере их силы 995, уподобляет их собственному свету. А благодаря нашей любви к добру, устремляемой нами к Нему и нас к Нему устремляющей, Он делает совместимыми 996 наши многие противоречия 997 и, доведя нас до единовидных и божественных жизни, состояния и энергии, дарует нам приличествующую священному силу божественного священства, благодаря каковой, достигая святой энергии священства, мы становимся ближе к находящимся над нами сущностям, уподобляясь по мере сил их неподвижному и неизменному священному Основанию. И таким образом, воззрев на блаженное и богоначальное сияние Иисуса и священно, насколько возможно узреть, Его увидев, и просветившись от зрелища знанием 998, таинственным опытом освящаемые и освящающие, мы можем стать световидными и богодействующими, совершенными и совершенствующими.
 

Подробнее...

Святитель Василий Великий. Письма, связанные с Церковной политикой и епископским служением.

Том 2 (Часть 6) 

(Письма св. Василия Великого частично расставлены по классификации, предложенной в книге «Письма» издательства Московского подворья Свято-Троицкой Лавры, М.,2007. Общепринятая нумерация писем сохранена)

Подробнее...

Акафист святителю и чудотворцу Николаю, архиепископу Мир Ликийских

Кондак 1

Возбранный Чудотворче и изрядный угодниче Христов, миру всему источаяй многоценное милости миро и неисчерпаемое чу­дес море, восхваляю тя любовию, Святителю Николае; ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких мя бед свободи, да зову ти: Радуйся, Николае, великий Чудотворче.

 

Икос 1

Ангела образом, земнаго суща естеством яви тебе всея твари Создатель; благоплодную бо доброту души твоея провидев, преблаженне Николае, научи всех вопити тебе сице: Радуйся, от утробы матерния очищенный; радуйся, даже до конца освященный. Радуй­ся, рождением своим родителей удививый; радуйся, силу душевную абие по рождестве явивый. Радуйся, саде земли обетования; радуйся, цвете Божественнаго саждения. Радуйся, лозо добродетельная винограда Христова; радуйся, древо чудоточное рая Иисусова. Радуйся, крине райскаго прозябения; радуйся, миро Христова благоухания. Радуйся, яко тобою отгонится рыдание; радуйся, яко тобою приносится радование. Радуйся, Николае, великий Чудотворче.

Подробнее...

Акафист святому апостолу Андрею Первозванному

Кондак 1

Первозваннаго апостола Христова, Евангелия святаго проповедника, Русския страны богодухновеннаго просветителя Андрея преславнаго, песньми восхвалим, стояще на версе холма, идеже Крест водрузи десница его, и ему, яко Церкве возследователю верховному, в след себе указавшему ей путь ко Христу, во умилении воззовем: Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Подробнее...

Священномученик Климент, папа Римский. Второе послание к коринфянам.

Глава I. Не должно думать низко о Христе и спасении нашем, Им совершенном.

 

Братья! Об Иисусе Христе вы должны помышлять, как о Боге и судье живых и мертвых (Ин. 5, 22, 27; Деян. 10, 42; 17, 31; 2 Тим 4, 1), так как и о своем спасении мы не должны думать мало [1]; ибо если мы мало думаем о Нем [2], то и получить надеемся мало. И если мы слушаем об этом, как о чем-то малом, то мы грешим, не зная, откуда мы, кем и в какое достоинство призваны, и сколько Иисус Христос благоволил претерпеть за нас. Какое же дадим Ему вознаграждение или какой принесем плод достойный того, что Он даровал нам? Сколько священнейших преимуществ, которыми мы обязаны Ему? Он даровал нам свет; Он приветствовал нас как Отец детей; Он спас нас погибающих. Какую похвалу воздадим Ему или чем заплатим за то, что om Него получили мы, — мы, которые в слепоте ума кланялись камням и деревам, золоту, серебру и меди, изделиям человеческим, — мы, коих вся жизнь была не что иное, как смерть? Окруженные тьмою и имея такое помраченное зрение, мы по воле Его прозрели и отогнали облегавший нас туман. Ибо Он сжалился над нами, и по Своему милосердию спас нас, видя, что мы находимся в заблуждении и погибели, и что для нас не осталось никакой надежды ко спасению, кроме как от Него. Он призвал нас не сущих и воззвал от небытия к бытию [3].

Подробнее...

Святитель Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия

Святитель Василий Великий. Том 1. Творения. (Часть 5) Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия.

Оглавление

Подробнее...

Навигация

Система Orphus