Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Свт. Игнатій, еп. Кавказскій и Черноморскій († 1867 г.) Поученіе въ недѣлю о Самарянинѣ. О поклоненіи Богу Духомъ и Истиною [1].

Истинніи поклонницы поклонятся Отцу Духомъ и Истиною: ибо Отецъ таковыхъ ищетъ покланяющихся Ему (Іоан. 4, 23).
 
Возлюбленные братія! нынѣ слышали мы во Евангеліи, что истинные служители истиннаго Бога поклоняются Ему Духомъ и Истиною, что Богъ ищетъ, то есть, желаетъ имѣть такихъ поклонниковъ. Если Богъ желаетъ имѣть такихъ поклонниковъ: то, очевидно, что таковыхъ только поклонниковъ и служителей Онъ пріемлетъ, таковые только поклонники и служители Ему благоугодны. Это ученіе намъ возвѣстилъ самъ Сынъ Божій. Вѣруемъ ученію Христову! со всею любовію пріемлемъ всесвятое ученіе Христово! Чтобъ съ точностію послѣдовать ему, разсмотримъ, чтó значитъ поклоняться Богу Отцу Духомъ и Истиною.
 

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Слово въ недѣлю о самарянынѣ.

Дивно умилительное зрѣлище представляетъ намъ, возлюбленные братія и сестры, сегодняшнее евангельское чтеніе отъ Іоанна! Безначальный, всемогущій, страшный въ славѣ, неприступный Ангеламъ Творецъ неба и земли, принявшій на Себя естество человѣческое ради спасенія человѣковъ, — сидитъ у колодца самарійскаго и кротко бесѣдуетъ съ женщиною, да еще съ извѣстною въ городѣ грѣшницею, — и о чемъ бесѣдуетъ? О томъ, что на потребу всякому человѣку, — что всего нужнѣе каждому и изъ насъ, — о живой водѣ, или о благодати Божіей, утоляющей жажду безсмертной души человѣческой, палимой и изнуряемой грѣхами, о живой водѣ, очищающей грѣхи человѣческіе, дающей человѣку силу жить цѣломудренно и свято, — и уловляетъ эту дщерь Адамову во спасеніе. Да, еще повторяю, чудное и умилительное зрѣлище представлено въ сегодняшнемъ Евангеліи очамъ нашимъ! Все естество Ангельское дивилось крайнему снисхожденію Творца Ангеловъ и человѣковъ, видя Господа Своего, неприступнаго по Своему божеству, — удобоприступнымъ для всѣхъ человѣкомъ, бесѣдующимъ, вкушающимъ съ сынами человѣческими пищу и питіе, исцѣляющимъ всякія ихъ немощи, — претерпѣвающимъ отъ многихъ неблагодарность, злословіе, — и въ концѣ всего — крестъ и смерть. Но послушаемъ самую повѣсть евангелиста Іоанна.
 

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Слово въ недѣлю о самарянынѣ.

Дивно умилительное зрѣлище представляетъ намъ, возлюбленные братія и сестры, сегодняшнее евангельское чтеніе отъ Іоанна! Безначальный, всемогущій, страшный въ славѣ, неприступный Ангеламъ Творецъ неба и земли, принявшій на Себя естество человѣческое ради спасенія человѣковъ, — сидитъ у колодца самарійскаго и кротко бесѣдуетъ съ женщиною, да еще съ извѣстною въ городѣ грѣшницею, — и о чемъ бесѣдуетъ? О томъ, что на потребу всякому человѣку, — что всего нужнѣе каждому и изъ насъ, — о живой водѣ, или о благодати Божіей, утоляющей жажду безсмертной души человѣческой, палимой и изнуряемой грѣхами, о живой водѣ, очищающей грѣхи человѣческіе, дающей человѣку силу жить цѣломудренно и свято, — и уловляетъ эту дщерь Адамову во спасеніе. Да, еще повторяю, чудное и умилительное зрѣлище представлено въ сегодняшнемъ Евангеліи очамъ нашимъ! Все естество Ангельское дивилось крайнему снисхожденію Творца Ангеловъ и человѣковъ, видя Господа Своего, неприступнаго по Своему божеству, — удобоприступнымъ для всѣхъ человѣкомъ, бесѣдующимъ, вкушающимъ съ сынами человѣческими пищу и питіе, исцѣляющимъ всякія ихъ немощи, — претерпѣвающимъ отъ многихъ неблагодарность, злословіе, — и въ концѣ всего — крестъ и смерть. Но послушаемъ самую повѣсть евангелиста Іоанна.
 

Подробнее...

Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.) Слова и бесѣды на праздники Господни. Слово на день Преполовенія.

Наста преполовеніе дней, отъ спасительнаго начинаемыхъ возстанія, пятдесятницею божественною печатлѣемое, и свѣтится свѣтлости обою имущее, и соединяющее обоя. (На вечернѣ стихира 1-я).
 
Проходя святое поприще великаго поста, мы останавливались, братіе мои, на срединѣ его и совершали поклоненіе кресту Христову, потому что подъ сѣнію его устроено св. Церковію мѣсто духовнаго отдохновенія для тѣхъ, кои проходятъ сіе поприще, какъ должно, — въ духѣ вѣры и покаянія. Подобнымъ образомъ и теперь, проходя богосвѣтлый кругъ пятидесятницы, мы останавливаемся нынѣ на срединѣ его и празднуемъ день Преполовенія для той же цѣли: то есть, чтобы, утоливъ жажду духа водами благодати Христовой, собраться съ новыми силами для дальнѣйшаго шествія. Ибо празднества, такъ же какъ и постъ, составляютъ своего рода напряженную дѣятельность для духа, и могутъ истощить силы его самымъ преизбыткомъ духовной радости.
 

Подробнее...

Митр. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.) Слово въ Преполовеніе.

Мы съ вами знаемъ, что со среды оканчивающейся седмицы, Церковь стала пѣть содержательный и трогательный тропарь праздника Преполовенія Пятидесятницы, въ которомъ говорится: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестія напой водами». Этотъ призывъ христіанской души понятенъ каждому, особенно, конечно, въ наше страшное время, когда рѣчь идетъ не о «благочестіи водами», а въ волнахъ нечестія, которое все больше и больше заливаетъ весь міръ, весь человѣческій родъ. Душа христіанская, подъ напоромъ этого нечестія, и молится, чтобы Господь ее, жаждущую, напоилъ благочестія водами. Словно отвѣтомъ на этотъ призывъ является то Евангеліе, которое мы сегодня за литургіей слышали, въ которомъ Господь, какъ бы идя навстрѣчу душѣ, призывающей Его въ этомъ тропарѣ, говоритъ: «Пріидите ко Мнѣ вси труждающіеся и обремененные, и Азъ упокою вы». И знаете вы еще другое трогательное мѣсто въ Евангеліи, гдѣ Господь говоритъ: «Возьмите иго Мое на себе и научитесь отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ и обрящете покой душамъ вашимъ. Иго бо Мое — благо и бремя Мое легко есть».
 

Подробнее...

Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.) Слова и бесѣды на праздники Господни. Слово на день Преполовенія [1].

И всегда мы выходимъ предъ васъ, братіе, не съ своими мыслями и умствованіями, а съ тѣмъ, что находимъ въ словѣ Божіемъ и у св. отцевъ Церкви приличнаго дню и мѣсту. Нынѣ тѣмъ паче должно поступить такимъ образомъ: ибо на нынѣшній день есть готовая проповѣдь, произнесенная самимъ Господомъ нашимъ. Простительно ли было бы намъ не обратить вниманія вашего на сію проповѣдь?
 

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Слово въ недѣлю о разслабленномъ.

Въ настоящій день читано было повѣствованіе изъ Евангелія отъ Іоанна о исцѣленіи словомъ и повелѣніемъ Христовымъ разслабленнаго въ Іерусалимѣ, находившагося при овчей купальнѣ. Здѣсь находилось «великое множество больныхъ, слѣпыхъ, хромыхъ, изсохшихъ, ожидающихъ движенія воды; ибо Ангелъ Господень по временамъ сходилъ въ купальню и возмущалъ воду, и кто первый входилъ въ нее по возмущеніи воды, тотъ выздоравливалъ, какою бы ни былъ одержимъ болѣзнью». Исцѣленный Іисусомъ Христомъ разслабленный находился у означенной купели тридцать восемь лѣтъ. «Іисусъ, увидѣвъ его лежащаго», повѣствуетъ евангелистъ, «и узнавъ, что онъ лежитъ уже долгое время, говоритъ ему: хочешь ли быть здоровъ? Больной отвѣчалъ Ему: такъ, Господи; но не имѣю человѣка, который опустилъ бы меня въ купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходитъ прежде меня. Іисусъ говоритъ ему: встань, возьми постель твою и ходи. И онъ тотчасъ выздоровѣлъ, и взялъ постель свою и пошелъ. 
 

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Слово въ недѣлю о разслабленномъ.

Послушайте, братія мои, слово на нынѣшнее чтеніе изъ Апостольскихъ дѣяній. Въ этомъ чтеніи говорится объ исцѣленіи апостоломъ Петромъ именемъ Іисуса Христа разслабленнаго Энея, нѣкоего человѣка въ городѣ Лиддѣ, и о воскрешеніи изъ мертвыхъ тѣмъ же апостоломъ Петромъ во градѣ Іоппіи (Яффѣ) одной добродѣтельной женщины христіанки, по имени Тавиѳы, посредствомъ молитвы и повелѣнія встать (Дѣян. 9, 32-42). Что въ этомъ чтеніи достойно примѣчанія? — Достойна примѣчанія крѣпкая вѣра апостола Петра во Христа Спасителя и божественная, животворящая сила Христова. 
 

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ. Поученіе въ недѣлю святыхъ женъ мѵроносицъ и праведнаго Іосифа. Аминь глаголю вамъ: идѣже аще проповѣдано будетъ Евангеліе сіе во всемъ мірѣ, речется, и еже сотвори сія

Въ нынѣшнюю недѣлю, возлюбленные, святая матерь наша Церковь воспоминаетъ святыхъ женъ мѵроносицъ и благообразнаго Іосифа, снявшаго со креста тѣло Господне. Какъ хорошо послужить Господу Вседержителю отъ всего сердца, чѣмъ бы то ни было! Сколько за то награды человѣку отъ щедраго Бога! Награда въ тебѣ самомъ — въ твоей совѣсти, награда внѣ тебя — въ благодарной памяти людей, но, что выше и дороже всего, — награда въ памяти, въ вѣчной памяти о тебѣ Самаго Господа Бога и въ вѣчномъ прославленіи отъ Него на небесахъ! Вотъ примѣръ изъ евангельской исторіи. Однажды, когда Спаситель нашъ былъ въ Виѳаніи — въ домѣ Симона прокаженнаго, къ Нему подошла женщина со сткляницей драгоцѣннаго мѵра, разбила сосудъ и возливала Ему мѵро на голову, и помазала Ему ноги, которыя и отерла волосами своими. Весь домъ наполнился благоуханіемъ отъ мѵра. Когда другіе негодовали на трату драгоцѣннаго мѵра, Господь похвалилъ ее и сказалъ: доброе дѣло сдѣлала она для Меня: возліявши это мѵро на тѣло Мое, она приготовила Меня тѣмъ къ погребенію. Истинно говорю вамъ: гдѣ только будетъ проповѣдано Евангеліе сіе въ цѣломъ мірѣ, сказано будетъ въ память ея и о томъ, что она сдѣлала (Матѳ. 26, 6-13).
 

Подробнее...

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій († 1985 г.) Св. жены мѵроносицы.

Святая Православная Церковь нынѣ какъ вы знаете, прославляетъ святыхъ женъ мѵроносицъ, почему и самый этотъ воскресный день именуется «недѣля женъ мѵроносицъ».
 
Еще вчера мы говорили о томъ, что жены мѵроносицы по существу были первыми благовѣстницами воскресенія Христова и въ какомъ-то смыслѣ, какъ говорилъ одинъ русскій святитель, онѣ оказались апостолами для самихъ апостоловъ.
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus