Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій († 1985 г.) О Крестѣ Господнемъ.

Иже хощетъ по Мнѣ идти, да отвержется себе, возьметъ крестъ свой и по Мнѣ грядетъ.
 
Проповеди и поучения Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Том I. К 50-летию священнослужения (1931-1981 гг.). Нью-Йорк, 1981Такое строгое условіе поставилъ Господь Іисусъ Христосъ передъ всякимъ, кто хотѣлъ бы, дѣйствительно, не на словахъ, а на дѣлѣ послѣдовать Ему. Что же значатъ эти слова сегодняшняго евангельскаго чтенія? Да отвержется себе значитъ — пусть поступитъ съ самимъ собою, съ наличнымъ содержаніемъ своей внутренней жизни, со всѣмъ, чѣмъ до сихъ поръ душа жила, въ чемъ находила удовольствіе, успокоеніе и утѣшеніе — такъ, какъ поступаетъ человѣкъ съ изношенной и никуда уже не годной одеждой — онъ отвергаетъ ее и выбрасываетъ вонъ. Въ духовномъ смыслѣ человѣкъ долженъ такъ же поступить по отношенію къ своему внутреннему содержанію, устремиться къ иной, лучшей жизни и просить у Бога помощи, чтобы жить по христіански, а не по началамъ мірской суеты.
 

Подробнее...

Архіеп. Филаретъ Гумилевскій († 1866 г.) Слова и бесѣды на святую Четыредесятницу. Бесѣда въ третью недѣлю поста.

Иже аще хощетъ душу свою спасти, погубитъ ю: а иже погубитъ душу свою Мене ради и евангелія, той спасетъ ю (Марк. 8, 35).
 
Странное, повидимому, ученіе предлагаетъ намъ Господь Іисусъ въ нынѣ чтенномъ евангеліи. Кто хочетъ, говоритъ Онъ, спасти душу свою: тотъ погубитъ ее и кто погубитъ ее Мене ради, тотъ спасетъ ее. Отчего это такъ? Почему нельзя, не погубляя души́, спасти ее и, спасая ее, не погубить? И какъ это такъ? Спасая душу погубляешь ее, а погубляя спасаешь? Не наоборотъ ли? Кажется, что тотъ, кто рѣшился спасти душу, кто рѣшился употребить всѣ способности къ ея Сохраненію и преодолѣть всѣ препятствія, какія только могутъ встрѣчаться ему, тотъ рано или поздно достигнетъ цѣли, — сохранитъ душу.
 

Подробнее...

Свт. Игнатій, еп. Кавказскій и Черноморскій († 1867 г.) Поученіе въ третію недѣлю великаго поста. О крестоношеніи.

Сочинения еп. Игнатия Брянчанинова. Том 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. СПб., 1886Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себѣ, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ, сказалъ Господь ученикамъ Своимъ, призвавъ ихъ предъ Себя, какъ сегодня слышали мы въ Евангеліи (Марк. 8, 34).
 

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Поученіе въ третью недѣлю Великаго поста.

Для облегченія подвига поста святая Церковь установила износить въ самой срединѣ поста животворящій крестъ Господень. Кто истинно постится, тотъ неизбѣжно долженъ терпѣть скорбь плоти, упорную борьбу съ нею духа и въ довершеніе всего — козни діавола, дѣйствующаго на нашу душу чрезъ разные помыслы, наводящіе великую печаль, особенно тѣмъ, которые еще не тверды и не совершенны въ христіанской жизни. 
 

Подробнее...

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.) Слово въ Недѣлю Крестопоклонную.

Слова иже во святых отца нашего Иоанна, архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца. Сборник проповедей, поучений, посланий, наставлений и указов. Сан-Франциско, 1994«Кресту Твоему поклоняемся Владыко». Почему мы поклоняемся Кресту Господню? Что есть Крестъ Господень?
 
Крестъ Господень есть оружіе.
 

Подробнее...

Митр. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.) Св. Григорій Палама.

По церковному уставу, во второй воскресный день Великаго Поста, Православная Церковь, помимо празднованія воскреснаго дня, еще вспоминаетъ одного изъ великихъ іерарховъ и проповѣдниковъ чистого Православія, святителя Григорія Паламу, который былъ архіепископомъ города Солуни или иначе Ѳессалоникъ.

Подробнее...

Митр. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.) Свѣтъ Христовъ.

Православная Церковь, по уставу своему, завтра призываетъ насъ прославить свят. Григорія Паламу, Архіепископа Солунскаго, который еще иначе называется Ѳессалонитскимъ — по имени того города, въ которомъ совершалъ свое архипастырское служеніе этотъ великій іерархъ.
 

Подробнее...

Свт. Филаретъ, митр. Кіевскій († 1857 г.) Слово 7. Въ недѣлю 2-ю св. поста.

Видѣвъ же Іисусъ вѣру ихъ, глагола разслабленному: чадо, отпущаются тебѣ грѣси твои (Марк. 2, 5).
 
Кто могъ быть несчастнѣе упоминаемаго въ нынѣ чтенномъ Евангеліи больнаго, надъ которымъ милосердый Спаситель, Всемогущій Врачь душъ и тѣлесъ, удивилъ Свою благость? Тѣло его до такой степени поражено было разслабленіемъ во всѣхъ членахъ, что онъ лежалъ недвижимъ на одрѣ болѣзненномъ. Четыремъ сострадательнымъ человѣкамъ надлежало употребить свои силы, чтобъ принести его предъ милосердый взоръ Іисуса Христа. Случаются болѣзни и благочестивымъ людямъ, въ которыхъ страждущій, подобно праведному Іову, находитъ утѣшеніе въ невинности и въ чистотѣ своей совѣсти; а разслабленный лишенъ былъ и сей отрады, — душа его обременена была грѣхами столько же, сколько тѣло болѣзнями. Онъ чувствовалъ, что неисцѣльная болѣзнь его была слѣдствіемъ его беззаконій. 
 

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Бесѣда во вторую недѣлю Великаго поста (вторая).

Вниде Іисусъ въ Капернаумъ: и слышано бысть, яко въ дому есть; и абіе собрашася мнози, якоже ктому не вмѣщатися ни при дверехъ: и глаголаше имъ слово. И пріидоша къ Нему, носяще разслабленна жилами, носима четырми (Марк. 2, 1-3).
 

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Бесѣда во вторую недѣлю Великаго поста (первая).

Чадо, отпущаются тебѣ грѣси твои (Марк. 2, 5).
 
Разслабленный былъ принесенъ къ Іисусу Христу очевидно для исцѣленія отъ обдержавшей его болѣзни разслабленія. А Іисусъ Христосъ врачуетъ сперва душу его отъ грѣховъ, и потомъ уже тѣло отъ болѣзни. Чадо, говоритъ Онъ разслабленному, отпущаются тебѣ грѣси твои, а послѣ отпущенія грѣховъ сказалъ ему: востани, и возми одръ твой, и иди въ домъ твой (Марк. 2, 11). Что значитъ такой способъ врачеванія? Значитъ то, что постигающія насъ болѣзни суть слѣдствія грѣховъ нашихъ и что невозможно совершенно избавиться отъ болѣзней, не очистившись прежде отъ грѣховъ, какъ нельзя уничтожить слѣдствія, не уничтоживши причины. Такъ какъ и теперь часто бываетъ между нами много больныхъ, которые ищутъ средствъ отъ болѣзни, то для общаго назиданія и пользы, побесѣдуемъ нынѣ о тѣсной связи нашихъ грѣховъ съ болѣзнями тѣлесными.
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus