Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Святитель Григорий Нисский. "Большое огласительное слово"

Предисловие

Руководителям к благочестивой жизни необходимо огласительное слово, чтобы Церковь могла приумножаться от приращения числа спасаемых, когда преподаваемое слово веры достигает и до слуха неверных. Но не один и тот же способ учения пригоден для всех приступающих к слову. Напротив того, надлежит соображать оглашение с разностями верований, имея в виду одну и ту же цель слова, но неоднообразно пользуясь ведущими к ней средствами. 

Подробнее...

Преподобный Иоанн Дамаскин. Слово душеполезное и досточудное о страстях и добродетелях.

Да будет известно, что человек сугуб, т. е. состоит из души и тела; а потому имеет сугубые чувства и сугубые добродетели оных.

Подробнее...

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій († 1985 г.) Въ день памяти великомученика Пантелеимона.

Въ древности, когда рѣчь велась о мученикахъ, они именовались «свидѣтелями», согласно тому, какъ Господь Іисусъ Христосъ, апостоламъ объ ихъ будущемъ служеніи, говорилъ: «Вы будете Мнѣ свидѣтелями всюду». И въ самомъ дѣлѣ, какое свидѣтельство можетъ быть сильнѣе, чѣмъ то, которое человѣкъ готовъ запечатлѣть своею кровью и жизнью, какъ это дѣлали святые мученики. Вѣдь не могли же не задуматься надъ тѣмъ, чтó за сила такая у человѣка, предъ которой всѣ блага земныя лежатъ, а онъ отъ нихъ отворачивается и избираетъ страшныя пытки и мучительную смерть. Помогаетъ какая-то особая сила и сердца его касается особая истина.

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.). Полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ. Поученіе въ недѣлю девятую по Пятьдесятницѣ.

Полное собрание сочинений Протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Том 2-й. (Заключающий в себе полный годовой круг слов, поучений и бесед). Издание 2-е. СПб., 1894О чемъ сегодня читано было евангеліе? Выслушали ли вы его со вниманіемъ, поняли ли, удержали ли въ памяти, положили ли на сердце, приложили ли къ себѣ? А все это надо бы сдѣлать. О чемъ же было благовѣствуемо? 

Подробнее...

Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.) Слова и бесѣды на дни святыхъ. Слово въ день пророка Иліи.

Сочинения Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. Том II. Слова и беседы на праздники Богородичные. Слова и беседы на дни святых. СПб., 1872Ублажаемый нынѣ праведникъ принадлежитъ, братіе, къ числу тѣхъ великихъ мужей, кои, какъ звѣзды, сіяли на тверди Церкви ветхозавѣтной, до восшествія Солнца правды — явленія во плоти Сына Божія. Мы называемъ сего праведника пророкомъ, за особенную рѣшительность предсказаній его; но еще съ большею силою приличествуетъ ему названіе чудотворца. Какъ Моисей былъ нѣкогда данъ, по выраженію писанія, въ бога Фараону (Исх. 7, 1); такъ Илія, можно сказать, опредѣленъ былъ на время богомъ для Ахава и Израиля, уклонившихся къ мерзостямъ языческимъ. Чего не происходило по гласу Иліи? Небо и заключалось и отверзалось, и не давало дождя и проливало цѣлыя рѣки; огнь ниспадалъ на жертву и потреблялъ самую воду, коею она была окружена. Чего не произошло и для Иліи? — Враны доставляли ему пищу; Іорданъ обнажалъ лоно свое и преводилъ его по суху; самъ Богъ является Иліи такъ, какъ не являлся никому послѣ Моисея. Конецъ жизни, состоявшей изъ чудесъ, еще чудеснѣе: Илія возносится на небо на колесницѣ огненной, какъ не возносился никто прежде, и, вѣроятно, не вознесется никто послѣ.

Подробнее...

Святитель Григорий Богослов. Слова (16 - 26)

 

Оглавление

Подробнее...

Свт. Николай, архіеп. Охридскій и Жичскій († 1956 г.) Св. равноапостольный Великій Князь Владиміръ.

Князь Владиміръ первый, вмѣстѣ съ русскимъ народомъ, возлюбилъ Царство Небесное и избралъ его. Говорю: съ народомъ, ибо и раньше отдѣльныя лица прилеплялись всецѣло Царству Небесному; какъ, напримѣръ, его бабка Ольга, кіевскіе мученики Ѳеодоръ и Іоаннъ и другіе. Но Владиміръ былъ первый, который устремился путемъ креста съ цѣлымъ своимъ народомъ. Это для Владиміра не могло не быть связано съ большой внутренней борьбой, съ борьбой душевной и болѣе сильной, чѣмъ та, которую выдержалъ косовскій Лазарь и послѣдній русскій царь. Эти послѣдніе, какъ воспитанные въ Христіанствѣ, должны были лишь избрать одно изъ двухъ: устоять или не устоять на привычномъ пути христіанскаго самопожертвованія, въ то время какъ язычникъ Владиміръ, сынъ отца, прозваннаго «дикимъ барсомъ», долженъ былъ рѣшиться на совсѣмъ новый, на Руси до тѣхъ поръ неизвѣстный и непроторенный путь. Тотъ, который не воздерживался ни отъ какихъ земныхъ наслажденій, который достигъ предѣловъ всякой распущенности, тѣлеснаго разврата, безудержной кровожадности, грабительства, грубой мести, долженъ былъ умереть старой душой и начать жить новой, по словамъ Христа: «кто потеряетъ душу свою, спасетъ ее». Рѣшиться на смерть духовную, полагаю, тяжелѣе, чѣмъ рѣшиться на смерть тѣлесную, ибо смерть духовная, на которую рѣшился развратный кіевскій князь, не являлась лишь временной смертью, смертью, которая совершается однажды, но смертью повседневной и многократной, по словамъ апостола Павла: «каждый день умираю, братіе!» 

Подробнее...

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.) Въ чемъ нравственная сила св. Великаго князя Владиміра? Иже сотворитъ и научитъ, сей велій наречется въ Царствіи небеснѣмъ (Матѳ. 5, 19).

Слова иже во святых отца нашего Иоанна, архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца. Сборник проповедей, поучений, посланий, наставлений и указов. Сан-Франциско, 1994Почему святъ и равноапостоленъ Великій князь Владиміръ?

Онъ обратился отъ языческой тьмы къ свѣту Христову, крестился самъ, крестилъ кіевлянъ и послалъ крестить въ другіе города и области своего княжества.

Подробнее...

Иоанн Дамаскин. Творения.

Сочинения


Подробнее...

Преподобный Иоанн Дамаскин. О ста ересях вкратце. Откуда они начались и от чего произошли.

Всех ересей матерей и первообразов четыре, именно: 1) варварство, 2) скифство, 3) эллинство, 4) иудейство. От них произошли все остальные ереси.

1. Варварство: ересь, которая сама по себе продолжалась от дней Адама до десятого рода, [до времен] Ноя. Варварством же она названа потому, что тогдашние люди не имели какого-либо вождя или одного согласия, но что каждый устанавливал себе в предпочтении собственной воли, то и становилось для него законом.

2. Скифство: от дней Ноя и в последующее время до построения столпа вавилонского и после столпотворения в течение немногих лет, т.е. до Фалека и Рагава, которые, уклонившись в страну Европы, поселились в области скифской и присоединились к тамошним племенам со времен Фарры, от которого произошли фракийцы, и позднее.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus