Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Немесий Эмесский. О природе человека

Перевод с греческого Ф.С. Владимирского

СОДЕРЖАНИЕ

Подробнее...

Софроний Иерусалимский. Чудеса святых мучеников Кира и Иоанна

Эти дивные страдальцы удостоились мученического венца в египетском городе Канопе, что ныне Абукир2), в 311 г. 31 января. Через 100 лет после их кончины святые мощи их с великим торжеством перенесены были из храма евангелиста Марка в близь лежащее при Канопе на морском берегу селение Мануфин3), при св. Кирилле, архиепископе Александрийском. Это было в 412 году 28 июня. В этом селении было языческое капище и это место было очень стужаемо от злых духов. Св. Кирилл молился Богу об изгнании оттуда злых духов; ему явился ангел Господень и приказал перенести туда мощи безмездных врачей Кира и Иоанна и положить в храме св. Евангелистов, который создан был здесь патриархом Феофилом. Как только перенесены были сюда св. мощи мучеников, страхования и вреждения демонов исчезли, а напротив потекли исцеления от страстотерпцев. Это исполнило радостию сердца христиан Александрийской Церкви, которая стала торжественно праздновать день перенесения св. мощей их. Вскоре он сделался праздником и всей православной Церкви, тем более, что многия чудеса мучеников и в последующие века разительно говорили о великом предстательстве их пред Богом.

Подробнее...

Афанасий Великий, святитель. К Серапиону, епископу Тмуйсскому, послание 1-е. против хулителей, утверждающих, что Дух Святый есть тварь.

1) Писание священной любви твоей отдано мне было в пустыне. Жестокое воздвигнуто против нас гонение, усильны поиски ищущих смерти моей, но «Отец щедрот и Бог всякие утехи» (2Кор.1:3) утешил меня писанием твоим. Воспоминая любовь твою и любовь всех искренно мне преданных, представлял я тогда себе, что они со мною. И потому весьма обрадован был, держа в руках письмо твое.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ мартъ. Двѣнадцатый день. Поуч. 1-е. Св. Григорій Двоесловъ, папа Римскій. (При какихъ условіяхъ милостыня не бываетъ угодна Богу?).

I. Св. Григорій Двоесловъ, папа Римскій, память коего совершается нынѣ, происходившій изъ знатнаго и благочестиваго римскаго семейства, рано оставилъ мірскую жизнь и знатную должность губернатора и вступилъ въ основанный имъ монастырь св. Андрея Первозваннаго. Раздавъ все имѣніе на бѣдныхъ и на монастыри, св. Григорій проводилъ жизнь въ крайней нищетѣ, и подвизался въ воздержаніи и молитвѣ. Избранный въ епископы Рима, онъ долго отказывался отъ епископскаго сана и скрывался въ потаенныхъ мѣстахъ. Когда убѣжище его было открыто, онъ покорился избранію и принялъ санъ святителя римскаго. Полный смиренія и пламенной любви къ Богу и ближнему, Григорій тяготился высокимъ саномъ, но ревностно исполнялъ возложенныя на него обязанности: употреблялъ всѣ свои доходы на помощь бѣднымъ, твердымъ словомъ пастыря усмирялъ враговъ, нападавшихъ на Италію, посылалъ проповѣдниковъ Христовой вѣры въ отдаленныя страны, напр. Августина послалъ въ Англію, писалъ толкованія на свящ. Писаніе, въ бесѣдахъ излагалъ жизнь и чудеса италійскихъ святыхъ; за эти бесѣды онъ прозванъ собесѣдникомъ, Діалогомъ или Двоесловомъ. Ему принадлежитъ изложеніе на письмѣ чина литургіи Преждеосвященной, которая доселѣ совершалась по устному преданію.
 

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Слово въ недѣлю четвертую Великаго поста.

Сегодня, возлюбленные братія и сестры, читано было евангельское повѣствованіе отъ Марка объ исцѣленіи Іисусомъ Христемъ бѣсноватаго глухаго и нѣмаго отрока, за котораго просилъ отецъ его, — чрезъ изгнаніе злѣйшаго нечистаго духа, причинявшаго несчастному отроку глухоту и нѣмоту. «Духъ нѣмой и глухой»! сказалъ Господь нечистому, «Я повелѣваю тебѣ, выйди изъ него, и впредь не входи въ него. И вскрикнувъ, и сильно сотрясши его, злой духъ вышелъ; и отрокъ сдѣлался, какъ мертвый, такъ что многіе говорили, что онъ умеръ. Но Іисусъ, взявъ его за руку, поднялъ его; и онъ всталъ». Но послушайте, сколь золъ былъ мучившій отрока демонъ. Отецъ этого отрока говорилъ Господу, что демонъ, гдѣ только ни схватывалъ его, бросалъ его на землю, — и несчастный испускалъ пѣну изо рта, скрежеталъ зубами своими, и весь оцѣпенѣвалъ. Это же сдѣлалось и на тотъ разъ, когда отецъ привелъ его къ Спасителю. И когда Господь спросилъ отца, какъ бы не вѣдая, хотя, какъ Богъ, все зналъ: «какъ давно это сдѣлалось съ нимъ»? 
 

Подробнее...

Свт. Григорій Неокесарійскій (†ок. 266 г.) Двѣнадцать главъ о вѣрѣ.

Глава I.
Творения св. Григория Чудотворца, еп. Неокесарийского. Петроград, 1916Если кто называетъ тѣло Христово несозданнымъ и не исповѣдуетъ, что Самъ несозданный Богъ Слово представилъ доказательства воплощенія и вочеловѣченія созданнаго изъ человѣчества, какъ написано, анаѳема да будетъ. 
 
Изъясненіе.
Ибо какъ можно называть тѣло несозданнымъ? Вѣдь несозданное безстрастно, неуязвляемо, неосязаемо. Христосъ же, воскресшй изъ мертвыхъ, показывалъ своимъ ученикамъ и знаки отъ гвоздей, и прободеніе копья, и тѣло для осязанія, хотя и вошелъ къ нимъ при запертыхъ дверяхъ; но это сдѣлано было Имъ для того, чтобы показать и дѣйствіе Божества, и истинность тѣла. Хотя онъ былъ Богъ, но по естеству познанъ былъ какъ человѣкъ, и будучи по-истинѣ человѣкомъ, по дѣламъ Своимъ явился Богомъ. 
 

Подробнее...

Св. Кириллъ Скиѳопольскій († ок. 560 г.) Житіе и подвиги иже во святыхъ отца нашего и богоносца Герасима, на подобіе солнца просіявшаго въ Іорданской пустынѣ.

1. Просвѣщенный и освященный отецъ нашъ Герасимъ происходилъ изъ страны Ликійской, съ младенчества былъ посвященъ родителями, которые были христіане, Богу, и съ дѣтства въ общежитіи обученъ иноческой строгости. Когда онъ преуспѣвалъ возрастомъ и бывшая въ немъ добродѣтель укрѣплялась временемъ и опытомъ и восходила на высоту, онъ сперва удалился въ болѣе пустынныя мѣстности той же страны, употребляя въ пищу дико растущія травы и совершая многіе подвиги противъ духовъ злобы, и затѣмъ, подвизаясь въ теченіе долгаго времени неисчислимыми подвигами и трудами, явился побѣдоносцемъ. Послѣ этого, ведóмый божественною любовью и нудимый преуспѣвать отъ славы въ славу (2 Кор. 3, 18), пришелъ въ Іерусалимъ и поклонился святымъ и честнымъ мѣстамъ, спустился къ Іордану и жилъ въ пустынѣ около Мертваго моря, проходя иноческій образъ жизни. Во время вселенскаго Собора въ Халкидонѣ [1] онъ, вмѣстѣ съ другими пустынными отшельниками, былъ увлеченъ злоученіемъ и безумнымъ любопреніемъ отщепенцевъ [2], но наставленіемъ великаго отца Евѳимія былъ убѣжденъ согласиться съ опредѣленіемъ, изложеннымъ вселенскимъ Соборомъ [3].
 

Подробнее...

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій († 1985 г.) Подвигъ сорока мучениковъ.

Проповеди и поучения Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Том II. Нью-Йорк, 1989Обращали ли вы вниманіе, возлюбленные братія и сестры, на то, что собой представляетъ теперешняя литература? Не говорю уже о той ея части, которая спеціально разсчитана на то, чтобы развращать людей, ибо тамъ такая грязь и непотребность, что просто объ этомъ, по слову апостола Павла, «срамно есть и глаголати!» И вообще настолько пуста теперешняя литература, сколько въ ней суеты, сколько въ ней того, что христіанину совсѣмъ не должно быть интересно и не должно его привлекать. А разсчитано это именно все-таки на то же самое, на опустошеніе человѣческихъ душъ.
 

Подробнее...

Ѳеодоръ, еп. Андидскій († XII в.) Краткое разсужденіе о тайнахъ и образахъ божественной Литургіи, составленное по просьбѣ боголюбезнаго Василія епископа Ѳитійскаго.

Многіе изъ отправляющихъ обязанность священнослуженія знаютъ конечно и исповѣдуютъ, что литургійное дѣйствіе служитъ образомъ страданія, погребенія и воскресенія Христа Бога нашего; но что оно представляетъ также соотвѣтствующіе образы Его спасительнаго пришествія и воплощенія, Его зачатія, рожденія, тридцатилѣтней жизни, служенія Ему Предтечи, явленія Его въ крещеніи, равно какъ избранія Имъ апостовъ и совершенныхъ Имъ въ теченіе трехлѣтней проповѣди чудесъ, которые и послужили причиной зависти къ Нему и Его крестной смерти — всего этого — я не понимаю почему — они не знаютъ. Тѣломъ (цѣльнымъ, совершеннымъ) можетъ ли быть названо тѣло, имѣющее одну только голову, но не имѣющее ногъ, рукъ и остальныхъ членовъ? Но что приносимое въ жертву тѣло совершенно, послушай объ этомъ Самого Христа, говорящаго: пріимите, ядите, сіе есть тѣло Мое (Матѳ. 26, 27). Точно также описаніе чьей-либо жизни и дѣятельности, сдѣланное кѣмъ-либо, будетъ тогда только обладать достоинствами, когда въ немъ описываются съ самаго начала обстоятельства, какъ сопровождавшія рожденіе, такъ и случившіяся въ срединѣ и концѣ жизни. Если человѣческія дѣйствія такъ между собою переплетены, что находятся въ неразрывной связи, то кто можетъ сказать, что изображеніе и представленіе таинъ Святаго Духа имѣетъ столь несовершенный видъ? Слѣдовательно и совершеннѣйшій образъ живоначальнаго и божественнаго тѣла не можетъ имѣть чего либо недостающаго и быть лишенъ какихъ либо частей. Но такъ какъ тайны Святаго Духа сокрыты и часто въ краткихъ словахъ и символахъ заключается великое множество трудныхъ для уразумѣнія мыслей, то это-то, по моему мнѣнію, отуманиваетъ и неочищенный умъ людей нынѣшняго времени и внушаетъ (имъ) совершенное считать несовершеннымъ.
 

Подробнее...

Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.) Великій постъ. Слово на память четыредесяти мучениковъ.

Жалуются иногда на недостатокъ въ церкви проповѣдниковъ; а мнѣ кажется, что у насъ меньше слушателей, нежели проповѣдниковъ. Ибо, вѣрно, немало такихъ церквей, въ коихъ не найдется и по десяти слушателей: а проповѣдниковъ нынѣ въ каждой церкви по четыредесяти. Такъ называю я празднуемыхъ, нынѣ св. Мучениковъ; и, вѣрно, никто не лишитъ ихъ сего священнаго титла. Ибо, если, по слову Писанія, не малъ уже и тотъ, кто возвѣщаетъ истину словомъ и устами; еще болѣе тотъ, кто проповѣдуетъ своими дѣлами и жизнію: то на какую высоту должно поставитъ того, кто за истину проповѣди евангельской пролилъ свою кровь и претерпѣлъ смерть мученическую? 
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus