Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ. Слово въ недѣлю седьмую по Пятьдесятницѣ.

Приступиста къ Нему (Іисусу Христу) два слѣща, и глагола има Іисусъ: вѣруета ли, яко могу сіе сотворити? Глаголаста Ему: ей, Господи. Тогда прикоснуся очію ихъ, глаголя: по вѣрѣ ваю буди вама (Матѳ. 9, 28-29).

Вотъ какая изумительная сила вѣры въ Господа! По одной вѣрѣ въ Его всемогущество два слѣпца мгновенно получаютъ прозрѣніе. Объ этомъ читано было сегодня въ Евангеліи (Матѳ. 9, 27-31).

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Слова и поученія на праздники Божіей Матери. Поученіе въ день Казанской Божіей Матери.

Заступнице усердная... за всѣхъ молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всѣмъ твориши спастися, въ державный Твой покровъ прибѣгающимъ... (Тропарь Казанской Божіей Матери).

Подробнее...

Преподобный Иоанн Дамаскин. Беседа на иссохшую смоковницу и притчу о винограде.

Произнести слово побуждает меня Единосущное Богу и Отцу Слово, Которое, не оставляя недр Отчих, неизреченно зачалось в угробе Девы, и соделалось для меня тем, чем я есмь. Слово, по Божеству своему, чyждое всякой страсти, облеклось в подобострастную мне плоть. Седящий на колесницах херувимских, возсел «на жребяти осли» (Ин.12:15). Царь славы, со Отцем и Духом прославляемый серафимами, внимал невинным лепетаниям детского языка. Бог, невещественный и невидимый, приял видимое и осязаемое тело, явился в образе раба, добровольно подвергся страданию, дабы даровать мне бесстрастие. Ибо когда творение рук Божиих – человек, созданный Богом по образу и по подобию Его, прельщением хитрого змия соделался преступником заповеди Божественной, и чрез то подверг себя тлению и смерти: тогда милосердый во существу своему Бог, сожалея о человеке, потерпевшем такое уничижение, многократно и многообразно призывал его к обращению и покаянию, вразумляя его, то как неблагодарного раба, то как неразумного сына, и употребляя все средства к тому, дабы человек, свергнув с себя тяжкое иго, обратился к своему Творцу. Но однажды поработившись греху, и произвольно предав себя земным пожеланиям, человек не в силах был сам собою обратиться к Богу. Итак всеблагий Господь, зная, сколь немощна природа человеческая, Сам приемлет на себя оную. Усмотрев, что человек не повинуется ни слову Его, ни заповедям, ни спасительным повелениям, Бог как бы так сказал: «Мне самым делом дoлжно научить неведущего; Мне дoлжно сделаться человеком, и исполнить добродетели, дабы привлечь к ним человека. Мне дoлжно быть видимым, дабы изцелить немощного, Мне дoлжно взыскать заблудшую овцу, и привести ее в первобытное жилище рая. Но каким образом Я взыщу ее, не будучи видим? Как буду руководствовать того, кто не узрит следов Моих?» С сею-то целию Он соделался человеком, дабы своими делами и страданиями на самом опыте преподать неведущему способ, кaк исполнять добродетель; дабы мы, видя Его нисшедшимь из недр Отчих на землю, для нашего спасения, с радостью возносились к Нему от земли; и наконец, дабы явить обильное богатство любви своей к людям. Ибо «большей... любви никто не может показать, как если кто душу свою положит за друзей своих» (Ин.15:13). А может ли показать таковую любовь тот, кто не имеет души?

Подробнее...

Мученичество святаго Апостола Андрея. Посланіе Пресвитеровъ и Діаконовъ Ахаіи.

Всѣ мы Пресвитеры и Діаконы Ахайскихъ церквей пишемъ, что глаза наши видѣли, всѣмъ церквамъ, основаннымъ во имя Христово на Востокѣ и Западѣ, Сѣверѣ и Полудни. Миръ вамъ и всѣмъ вѣрующимъ во единаго Бога, совершеннаго въ Троицѣ, истиннаго Отца Родителя, истиннаго Сына Единороднаго, истиннаго Духа Святаго, исходящаго отъ Отца, и въ Сынѣ пребывающаго, дабы познано было, что единъ Духъ Святый во Отцѣ и Сынѣ, и что таковъ есть Единородный Сынъ, каковъ и родившій Его. Сей вѣрѣ научились мы отъ Святаго Андрея, Апостола Господа нашего Іисуса Христа, котораго мученичество, бывъ очевидцами онаго, и предаемъ памяти вѣрно.

Подробнее...

Житіе святаго Апостола Андрея Первозваннаго (Переводъ съ грузинской рукописи Давидгареджійскаго монастыря.)

По вознесеніи Господа и Бога нашего Іисуса Христа, святые апостолы разошлись по разнымъ городамъ и селамъ, смѣло поучали народъ, и многихъ покоряли слову. Преславными чудесами своими обращали многихъ въ христіанство, крестя ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Однажды пришли они въ Синопъ [1], городъ, лежащій на берегу Чернаго моря, въ которомъ находилось множество іудеевъ и язычниковъ; послѣдніе же, по свирѣпости и дикости своей, почитались даже отъ многихъ людоѣдами. Недалеко отъ города лежитъ островокъ, гдѣ пріютились блаженные апостолы, и поучали всѣхъ приходящихъ къ нимъ. Нынѣ на этомъ мѣстѣ находятся двѣ церкви, высѣченныя въ скалахъ, во имя св. апостола Андрея. Въ одной изъ нихъ есть образъ, вычеканенный на мраморной доскѣ, полный благодатію и чудесами, и во всемъ сходный съ честнымъ ликомъ апостола. Сказываютъ, будто еще при жизни Богоноснаго, сдѣлано это изображеніе. Во дни иконоборства, въ царствованіе Константина Копронима, нѣкоторые изъ гонителей, сожигатели иконъ, пришли сюда, съ желаніемъ сокрушить образъ святаго, однако все ихъ усиліе осталось тщетнымъ и пораженные стыдомъ удалились.

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Поученія, слова и рѣчи на храмовые праздники и разные случаи. Поученіе въ день св. славныхъ и всехвальныхъ и первоверховныхъ Апостоловъ Петра и Павла.

Дождались мы, братія, праздника св. славныхъ и всехвальныхъ и первоверховныхъ Апостоловъ Петра и Павла. Достойно ублажаются они всею вселенною. Достойно: потому что за Христа Іисуса, Господа нашего и за спасеніе душъ человѣческихъ они отверглись себя и положили души свои, отверглись всѣхъ красотъ и сладостей мірскихъ; своимъ ученіемъ просвѣтили весь міръ, омраченный идолослуженіемъ и страстями различными, и привели ко Христу множество душъ, т. е. избавили отъ вѣчной погибели и ввели въ Царство небесное, — да и мы всѣ христіане всего міра нынѣшняго и прошедшаго времени обязаны имъ благовѣстіемъ евангельскимъ и спасительными правилами христіанской жизни. Потому и мы достойно прославляемъ ихъ. Кончина того и другаго Апостола была мученическая. Апостолъ Петръ былъ распятъ на крестѣ внизъ головою, а св. Ап. Павелъ усѣченъ во главу мечемъ.

Подробнее...

Преподобный Максим Исповедник. Мистагогия.

Введение

Подробнее...

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский. Письмо к клиру о молитвах к Богу

Киприан пресвитерам и диаконам, братьям, желает здравия.

Хотя мне известно, возлюбленнейшие братья, что, по чувству страха, которым каждый из нас обязан к Богу, вы неотступно пребываете там в постоянных молитвах и усердных молениях; однако и я убеждаю благочестивую ревность вашу, чтобы нам, для умилостивления и умоления Господа, воздыхать к Нему не одним только голосом, но и пощением и слезами и всякого рода приношениями. Ибо пора нам сознать и исповедать, что столь разрушительное опустошение настоящего гонения, истребившее большую часть стада нашего и еще доселе опустошающее, постигло нас за грехи наши — за то, что мы не держимся пути Господня и не исполняем небесных заповедей, данных нам для спасения. Господь наш исполнил волю Отца, а мы не исполняем воли Господа, пристращаясь к стяжанию и прибыли, водясь гордостию, предаваясь зависти и раздорам, не радя о чистоте и вере, отрекаясь от мира только на словах, а не на деле, делая угодное только себе, а не угодное для всех. Поэтому как заслуживаем, так и наказываемся, по Писанию: той же раб ведевый волю господина своего и не уготовав, не сотворив по воле его, биен будет много (Лк. 12, 47). Да и какого наказания, каких ударов мы не заслуживаем, когда сами исповедники, которые должны подавать другим пример благонравия, не держатся правил благочиния? И вот, когда надменное и бесстыдное хвастовство своим исповедничеством довело некоторых до высокомерия, — наступили мучения, и мучения без конца для мучителя, без срока для осужденного, без надежды на смерть, — мучения, от которых не легок переход к венцу, но которые до тех пор терзают, пока не низложат; здесь выигрывает разве только тот, кого удостоит Господь умереть среди мучений, — он достигнул славы не потому, что настал конец мучениям, а потому, что скоро восхищен смертию. И это мы терпим за неправды и по заслугам нашим, как и предостерегало нас о том Божественное Писание: аще оставят закон Мой и в судьбах Моих не пойдут, аще оправдания Моя осквернят и заповедей Моих не сохранят: посещу жезлом беззакония их и ранами неправды их (Пс. 88, 31–33). Вот мы и терпим жезл и раны за то, что не благоугождаем Богу добрыми делами и не удовлетворяем за грехи. Будем из глубины сердца и от всей души молить Бога о милосердии, потому что Он и Сам прибавил к тому: милость же Мою не разорю от них (Пс. 88, 34). 

Подробнее...

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский. Письмо к клиру о помощи исповедникам

Киприан пресвитерам и диаконам братьям желает здоровья.

Хотя я знаю, возлюбленнейшие братья, что уже неоднократно в письмах своих советовал я вам иметь всевозможное попечение о тех, которые славно исповедали Господа и заключены в темницы; однако опять убеждаю вас, чтобы они — у коих уже всего довольно для славы — не имели ни в чем недостатка и с вашей стороны. О, если бы обстоятельства места и звания моего позволяли мне быть теперь вместе с вами! Я со всем усердием и готовностию торжественно исполнил бы весь долг любви в отношении к мужественнейшим братьям нашим. Но теперь долг мой да исполнит ваше усердие и да сделает оно все что нужно для тех, которых Бог сподобил прославить такими заслугами своей веры и доблести. Окажите также искреннюю попечительность и заботливость о телах тех, кои хотя не были замучены в темнице, однако же умерли славною смертию. 

Подробнее...

Сказание о десной руке Иоанна Предтечи

После усекновения беззаконным царем Иродом главы святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, его честное тело погребено было его учениками близ могилы пророка Елисея в знаменитом самарийском городе Севастии. Когда же святой евангелист Лука, проповедуя Христа и обходя многие страны и города, пришел в Севастию, имея в виду отправиться отсюда в свой отечественный город — Антиохию, то сему апостолу пришло на мысль взять с собою и отнести в Антиохию тело святого Предтечи, Иоанна Крестителя. Оно было нетленно и цело, но взять его было нельзя, потому что жители Севастии очень чтили мощи Крестителя и бережно их хранили. 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus