Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Преподобный Анатолий (Зерцалов). Следовать воле Божией

Содержание.

1. Принимай укоризны, как достойная их
2. Нужно надеяться не на свои добродетели, а на Божие милосердие и на крестную жертву Сына Божия
3. Болезнь полезна для души
4. Оставаясь наедине, упражняйся во Иисусовой молитве
5. Надо жить не по своей воле, а по Божией
6. Прежде чем украшать душу, надо ее очистить
7. Враг не простит полюбившим Иисусову молитву

Подробнее...

Святитель Феофан Затворник. Толкование на некоторые псалмы

Оглавление
 
Псалмы первый, второй и пятьдесят первый, истолкованные епископом Феофаном
А) Псалом 1. Истинное блаженство. Праведник, как древо, цветет
1) Черты деятельности праведных и грешных (стихи 1—2)
2) Состояние праведных и грешных (стихи 3—4)
3) Значение: а) среди людей; б) пред Богом (стихи 5—6)
4) Предметы для размышления
Б) Псалом 2. Царь Сионский, Мессия - Вечный Царь. Тираны, образумьтесь!
В) Псалом 51
 
Псалом 33, истолкованный епископом Феофаном
Предисловие
Псалом 33
1) Случай к написанию псалма
2) Содержание псалма
а) Первое десятистишие (стихи 2—11)
б) Второе десятистишие (стихи 12—23)
3) Первого десятистишия первая часть (стихи 2-4)
а) О всегдашнем за все благодарении Бога (стих 2)
б) О «выну» хвалении Бога (стих 2)
в) Все к Богу должно относить и на Нем опираться (стих 3)
г) О духовном общении богопреданных мужей (стихи 3—4)
4) Первого десятистишия вторая часть (стихи 5—11)
а) Святой Давид воодушевляет кротких к благонадежию примером собственного спасения (стихи 5—7)
б) Святой Пророк воодушевляет ко благонадежию всегдашним законом Божия о нас попечения, с указанием условных расположений для благонадежного к Богу прибегания (стихи 8—11)
5) Второе десятистишие  37
6) Второго десятистишия первая часть (стихи 12—15)
а) Научение страху Божию (стихи 12—13)
б) Практика страха Божия (стихи 14—15)
7) Второго десятистишия вторая часть (стихи 16—22).— Плоды Богобоязненности
а) Особое Божие благоволение (стихи 16—17)
б) Скороуслышание (стих 18)
в) Близость и утешение в скорбях (стих 19)
г) Избавление от скорбей (стих 20)
д) Воздаяние им в смерти и по смерти (стихи 21—22)
8) Общее заключение псалма (стих 23)

Подробнее...

Преподобный Никодим Святогорец. Новый эклогион (часть 1)

Избранные жития святых,
пересказанные преподобным Никодимом Святогорцем.
 

Содержание

1.      Подвиги святой славной мученицы Фотины (Светланы) и иже с ней пострадавших в 66 году 
2.      Житие, подвиги и мученичество святого славного свщенномученика Поликарпа, епископа Смирнского, пострадавшего в 143 году 
3.      Житие и подвиги преподобного отца нашего Харитона исповедника, спасшегося от мученической смерти в 276 году 
4.      Житие и подвиги святого и славного мученика Фалалея, пострадавшего около 284 года 
5.      Подвиги святого и славного преподобномученика Пафнутия египтянина, отшельника, и иже с ним пострадавших 540 мучеников в 303 году 
6.      Житие и подвиги иже во святых отца нашего Нифона, епископа Констанцианы Александрийской, просиявшего в IV веке 
7.      Житие и подвиги преподобной матери нашей и учителя Синклитикии, подвизавшейся в IV веке 
8.      Житие и подвиги иже во святых отца нашего Епифания, архиепископа Констанции Кипрской, просиявшего в V веке 
9.      Житие и подвиги святой Горгонии, просиявшей IV веке 
10.  Житие и подвиги преподобной матери нашей Макрины, сестры Василия Великого, подвизавшейся в IV веке 
11.  Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Паисия Великого, подвизавшегося в 370 году 

Подробнее...

Преподобный Марк Подвижник. Нравственно - подвижнические слова

Слово первое. О законе духовном, 200 глав

1. Поелику вы многократно желали узнать, как закон, по слову Апостола, «духовен есть» (Рим.7,14); и что должны знать, и как поступать желающие сохранять его, то скажем о сем по силе нашей.

2. Во-первых надобно знать, что Бог есть начало (причина), средина и конец всякого блага. Благому же нельзя веровать или совершать оное иначе, как только во Христе Иисусе и в Духе Святом.

Подробнее...

Пресвитер Руфин. Жизнь пустынных отцов.

Содержание
Пролог
О святом Иоанне
Об Оре
Об Аммоне
О Бене
Оксиринх
О Феоне
Об Аполлонии
Об Аммоне
О пресвитере Коприи и Патермуфии
Об авве Сире, Исаии, Павле и Ануфе
О Гелене
Об Илии
О Питирионе
Об авве Евлогии
О пресвитере Апеллии и об Иоанне
О Пафнутии
О монастыре аввы Исидора
О пресвитере Серапионе
Об иноке и мученике Аполлонии
О пресвитере Диоскоре
О Нитрийских отшельниках
О местности, носящей название "Келии"
Об Аммонии
О Дидиме
О Хронии
Об Оригене
Об Евагрии
О двух Макариях и прежде всего о Макарии Египетском
О Макарии Александрийском
Об Аммоне
О Павле препростом
О пресвитере Пиаммоне
Об Иоанне
Эпилог. О трудностях путешествия по пустыням

Подробнее...

Преподобный Амвросий Оптинский. Полное собрание писем. Общие праздничные приветствия и письма к отдельным лицам

Содержание

Общие праздничные приветствия

1. «Простим вся воскресением»
2. О великом снисхождении рождшегося Господа и о нашем окаянстве
3. Праздник пасхи напоминает о будущем и всеобщем воскресении
4. Родившийся Христос приносит нам великие блага, воспользоваться коими зависит от нашего произволения
5. Значение воскресения Христова. Якоже чада света ходите
6. Праздник воскресения, как и другие праздники, напоминает нам: Христос вчера и днесь тойже, и во веки, а мы, люди, изменчивы и унылы
7. Должно помнить ангельское славословие и не прилепляться к скоропреходящему
8. Что препятствует повиноваться правде Божией
9. О кресте и воскресении

Подробнее...

Блаженный Иоанн Мосх. Луг духовный.

Иоанн Мосх - возлюбленному о Христе Софронию Софисту

Возлюбленный, что может быть приятнее зрелища, которое пред­ставляет собою весенний луг, испещренный разнообразными цветами? Прохожие невольно останавливаются, пораженные разного рода впечат­лениями: глаза не могут достаточно налюбоваться созерцанием красоты, обоняние — насладиться дивным благоуханием. Здесь розы сверкают сво­ей красотой, там — лилии, соперничающие с самими розами; тут же цве­тущие фиалки, точно царская багряница. Что за разнообразие, что за див­ная пестрота в этом мире цветов! Как со всех сторон поражает путника красота зрелища и ароматический запах, сливаясь в одно общее впечатле­ние чудного наслаждения! Вот с таким же удовольствием прими и настоя­щий труд, благодатное и верное чадо Софроний! Ты найдешь в нем добро­детели св. мужей, просиявших в наше время, насажденных, по слову Псал­мопевца, близ источников водных. Хотя и все они одинаково боголюбезны, однако один наиболее украшен особенной какой-нибудь добродетелью, другой — иною. Отсюда — духовная красота их и благоле­пие. Срывая из цветов неувядающего луга наиболее прекрасные, я сплел для тебя венок и подношу его тебе, вернейшее чадо, а чрез тебя и всем. По этой-то причине и этот труд я назвал «Лугом»: каждый может найти в нем духовное наслаждение, благоухание и пользу. Добродетельной жизни и нравственному усовершенствованию способствует не только размышление о божественных предметах, правая вера и твердость в ней, но также и описание святой жизни других. Поэтому в восполнение твоей любви ко мне, чадо, я предпринял этот труд, сделав возможно полное и верное собрание цветов; подобно мудрой пчеле, я описывал, избирая особенно душеспасительные подвиги отцов. Итак, начну свое повествование.

Подробнее...

Святитель Григорий Палама. Избранные творения.

Содержание
  1. Исповедание Православной веры святителя Григория Паламы
  2. Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания
  3. Письмо к Акиндину, посланное из Фессалоники прежде соборного осуждения Варлаама и Акиндина
  4. Диспут с хионами
  5. Десятословие по Христианскому Законоположению
  6. Письмо своей Церкви
  7. Святогорский томос

Исповедание Православной веры святителя Григория Паламы

В 1341, 1347 и 1351 годах были проведены в Константинополе три Поместных Собора, чтобы судить об обвинениях против исихастов (безмолвников) и в особенности против Иисусовой молитвы. Чтобы защитить исихастов от нападений на эту не только монашескую, но и общеправославную молитву, Соборы провозгласили ряд определений о духовной жизни, о божественных энергиях и благодати, и об обожении человека. В 1351 году святый Григорий Палама предложил отцам Собора свое вероисповедание, которое было "читано перед святым и божественным собранием, чтобы все могли его слышать" и было "всеми утверждено и засчитано как совершенно православное во всем".

Подробнее...

Святитель Александр Александрийский. Творения.


Содержание
  1. Послания
  2. Окружное послание
  3. Послание Александра, епископа александрийского, к Александру, епископу константинопольскому
  4. Похвальное слово о святом Петре, девственнике и архиепископе Александрии, который был замучен за имя Господа нашего Иисуса Христа

 

Послания

Окружное послание

   Возлюбленным и честнейшим сослужителям, епископам всей кафолической Церкви, Александр желает всякого блага о Господе.

Подробнее...

Святитель Афанасий Великий. Житие преподобного отца нашего Антония Великого.

Предисловие

В доброе соревнование с египетскими иноками вступили вы, пожелав или сравниться с ними, или даже превзойти их своими подвигами в добродетели. Ибо и у вас уже появляются монастыри, и водворяются иноки. Посему, такое расположение ваше достойно похвалы и того, чтобы усовершил его Бог по молитвам вашим.

Подробнее...

Преподобный Никита Стифат. Никиты преподобного монаха и пресвитера святейшей обители Студийской деятельных глав сотница первая*

  1. Четыре, полагаю, есть причины, побуждающие писать о душеспасительных вещах. Первая есть свобода, самое, разумею, бесстрастие души, чрез притрудное делание достигшее до естественного созерцания творения, и оттоле вступившее в мрак Богословия. Вторая, слезами и молитвою производимая, чистота ума, от коей рождается слово благодатное, и источаются струи спасительных разумений. Третья – вселение в нас Святые Троицы, от Коей исходит светолитие Духа на пользу всякому из очищаемых, для проявления тайн царствия небесного и откровения сокрытых в душе сокровищ Божиих. Четвертая, – лежащий на каждом, получившем талант слова разума (1 Кор. 12, 8), долг, по смыслу угрозы Божией, гласящей: рабе лукавый и ленивый подобаше тебе вдати сребро мое торжником: и Аз пришед, истязал бых свое с лихвою (Мф. 9, 25-27); по каковой причине, конечно, и Давид говорил: се устам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси. Правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа (Пс. 39, 10. 11).

     * Которых глав по нумерации недостает, те опущены, по крайней темноте их.

Подробнее...

Св. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис святого Иоанна Богослова

СЛОВО I
Глава первая
 
Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре.

Апокалипсис есть такое откровение сокрытых тайн, которое бывает во время озарений ума или в видениях во время сна, или в бодрственном состоянии при помощи Божественного осияния. Если апостол говорит, что это Откровение дано Христу от Бога, то употребляет выражение применительно к природе человеческой, ибо в своем Евангелии он более всех других евангелистов изображает Его в чертах возвышенных и выражениях Божественных. Также и здесь чрез служащего ангела и именем учащихся рабов указывает нам на величие Божества Христова, ибо Ему работна всяческая (Пс. 118,91).

Подробнее...

Святитель Феофан Затворник. Истолкование молитвы Господней словами святых отцов.

Оглавление

  • 1) О молитве Господней вообще  1
  • 2) Разделение  2
    • А) Призывание  2
      • «Отче»  3
      • «Наш»  4
      • «Иже еси на небесех»  5
      • Уроки из сего призывания. 7
    • Б) Семь прошений  10
      • Первое прошение «Да святится имя Твое»  10
      • Второе прошение «Да приидет царствие Твое»  14
      • Третье прошение «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»  17
      • Четвертое прошение «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»  21
      • Пятое прошение «Остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим»  28
      • Шестое прошение «И не введи нас во искушение»  39
      • Седьмое прошение «Но избави нас от лукавого»  44
    • В) Славословие «Яко Твое есть царство, и сила, и слава, во веки. Аминь»  46
  • 3) Заключительные мысли  47
 

Истолковывали молитву Господню— Тертуллиан (до падения), св. Киприан, св. Григорий Нисский, св. Кирилл Иерусалимский (в 5 тайноводственном слове), св. Златоуст (в беседах на Евангелие от Матфея, и в беседе на слова: «узкие врата» и проч.), св. Кассиан в 9 собеседовании, бл. Августин (в трактате о нагорной беседе Господа, в словах 56, 57 и 58, и в письме 130), св. Максим исповедник, бл. Феофилакт (в толковании Евангелий от Матфея и Луки), Симеон Солунский и наш новоявленный чудотворец, святитель Ти­хон Воронежский (в 3т.). Все изреченное ими приводится здесь под каждым словом молитвы.

Подробнее...

Преподобный Симеон Новый Богослов. Послание об исповеди

[1] Ты повелел нашему ничтожеству, отец и брат, ответить на твой вопрос: “Позволительно ли исповедовать грехи некоторым монахам, не имеющим священства?”, прибавив также и сие: “потому что мы слышим, что власть вязать и решить дана одним священникам”. Эти слова и душеполезные вопрошания [свидетельствуют о] твоей боголюбивой душе, пламенном желании [узнать истину] и страхе [перед Богом]. Одобряя твое стремление к добру и желание узнать о божественных и священных предметах, мы, тем не менее, не способны рассуждать и писать об этом, почему и хотели бы молчать; ведь соображать духовное с духовным (1 Кор. 2:13) — дело бесстрастных и святых мужей, от которых мы отстоим далеко и жизнью, и словом, и добродетелями. [2] Но поскольку, как написано, близок Господь ко всем, призывающим Его в истине (Пс. 144:18), то и я, недостойный, призвав Его в истине, скажу тебе следующее не своими словами, но от самого божественного и богодухновенного Писания, не поучая [от себя], но предлагая тебе из него свидетельство о том, о чем ты спрашивал [меня]; дабы мне от обеих пропастей по благодати Божией сохранить самого себя и слушателей своих: и от сокрытия таланта, и от того, чтобы недостойно и тщеславно — более того, [находясь] в помрачении, — изъяснять догматы.

Подробнее...

Святой Поликарп Смирнский. Послание к филиппийцам

Поликарп и с ним пресвитеры — Церкви Божией в Филиппах: милость и мир от Бога Вседержителя и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего, да умножится вам.

Подробнее...

Преподобный Нил Сорский О ВОСЬМИ ГЛАВНЫХ СТРАСТЯХ И О ПОБЕДЕ НАД НИМИ

Кто посвятит себя всецело делу Божию - того сама благодать Божия вразумляет, тому она способствует отныне и до века.Тех же, кои не хотят подвизаться и" суесловят, будто бы в настоящее время не подает Бог уже древних дарований, - тех, говорю, Апостол называет прельщаемыми и прельщающими других.

Преподобный Нил Сорский.

Подробнее...

Преподобный Никодим Святогорец. Поучения

Содержание

  • О величии Божественной Евхаристии
  • Отречение Петра
  • Наши грехи и неблагодарность к Богу
  • Что сделал Бог для нашего спасения
  • "Легкие" грехи
  • Стремление к наслаждениям
  • Учение Евангелия
  • Война, начатая Христом
  • Зло гнездящееся в грехе
  • Жизнь Христа
    • Его послушание родителям
    • Его труды
    • Его любовь
  • Размышления над притчей о блудном сыне
  • Наша любовь к Богу
  • Гордость – великое препятствие для нашего спасения
  • Лечение гордости
  • Бессильная вера
  • Грешащие с мыслью о последующем раскаянии
  • Две сети диавола
  • Искупление человека
 

О величии Божественной Евхаристии

Задумайся над од­ним даром, дра­гоценность которого ста­новится видна, когда в тебе соединяются три вещи: сознание величия дара, любовь к Тому, Кто тебе его подает, и сознание пользы, которую он приносит. Эти-то три чудные вещи и выявляют дар, подаваемый в Таинстве Бо­жественной Евхаристии. Задумайся о величии этого дара.

Подробнее...

Преподобный Нил Синайский. Подвижнические письма. Часть 1

Содержание
  • Толкование некоторых слов Евангелия.
  • Толкование некоторых слов Ветхого Завета.
  • Размышления о Боге и Его действиях.
  • Догматические вопросы.
  • О воскресении мертвых и жизни будущего века.
  • О Причастии и Крещении.
  • О надежде на Бога, о памяти Божией и страхе Божинм.
  • О действиях бесов против людей.
  • О молитве и псалмопении.
  • О чтении Священного Писания.
  • О покаянии.
  • О грехе и зле.
  • О духовном наставнике, о послушании и советы наставникам..
  • Рассуждения о праведниках и монахах и похвала им.
  • Обличения прегрешающих монахов, священнослужителей.
  • Обличения мирских начальников, богатых людей и живущих во грехах мирских людей.
  • Обличения еретиков, философов и т.п.
  • Обличения иудеев.

(Обращаем внимание на то, что по печатному изданию 1858 г. письма собраны в четырех частях и имеют номера. В данном издании вначале указывается номер части - 1, 2, 3 или 4, а затем номер письма)

Толкование некоторых слов Евангелия

1. 15. Сенатору Птоломею.

Сказанное Апостолом: «вскоре» (1 Кор. 15, 52), значит то же, что и если бы сказал кто: в самое и неделимое краткое продолженье времени.

1. 16. Сенатору Птоломею.

Принял ты Духа, испытующего «и глубины Божья» (1 Кор. 2, 10), не для того, чтобы постигнуть естество Божье, как утверждает повредившийся в ум Евномий, но чтобы глубоко и премудро прославлять тебе Гос­пода. Ибо говорит Апостол: «аз себе не у помышляю достигши: гоню же аще и постигну» (Фил. 3, 12—13).

Подробнее...

Святитель Симеон Фессалоникийский. Послание в поддержку благочестия, против Агарян

1. Симеон, малейший раб Иисуса Христа, по благодати и милости Его архиепископ Фессалоникийский, и прежде этого написал послание в любви братьям нашим христианам, обитающим в Кесарии, Анкире и Ганграх о нашем христианском благочестии через некоего клирика церкви анкирцев, просящего [об этом], и ныне же это расширенное послание к вам, обитающим в Фессалии, и вообще всем и везде в землях язычников находящимся верным. Благодать вам и мир Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа во Святом Духе, милость же и благословение и всё, что ко спасению, в общение славы возлюбившего вас Иисуса Христа, Сына Божия и Бога нашего, ради нас рождшегося, и наследие царства Его.

Подробнее...

Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные Огласительное поучение третье

К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о крещении, на слова из послания к Римлянам: Или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся; спогребохомсяубо Ему крещением и проч. (Рим. 6, 3-4).

Подробнее...

Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные

Огласительное поучение первое

К готовящимся в Иерусалиме ко просвещению, сказанное без приготовления, вводящее приступающих ко крещению, на слова Исаии пророка: измыйтеся и проч. (Ис. 1, 16).

Подробнее...

Поучение предогласительное, или предисловие к огласительным поучениям святого Отца нашего Кирилла, Архиепископа Иерусалимского

1.            Уже воня блаженства на вас, просвещаемые! Уже собираете вы духовные цветы для сплетения венцов небесных; уже благоухание Духа Святого излилось; уже вы в преддверии царских чертогов; о когда бы сам Царь и внутрь оных ввел вас! На древах теперь цвет; о когда бы и плод на них видеть? Уже перепись имен ваших была. Также и в воинство наречение, и брачные светильники. И желание небесного общежития, и намерение благое, и надежда последующая. Ибо не лжив изрекший: любящим Бога вся поспешествуют во благое (Рим. 8, 23). Хотя Бог и щедр во благотворении; однако же ожидает от каждого нелицемерного произволения. Потому-то Апостол присовокупляет: сущим по предуведению званным. Намерение нелицемерное делает тебя званным. Ибо если ты находишься здесь телом, но не находишься духом; то №e бесполезно.

Подробнее...

Святой праведный Николай Кавасила архиепископ Фесалоникийский Семь слов о жизни во Христе Слово пятое. Какое содействие доставляет ей освящение священного жертвенника

Таково значение священных таинств, и такое доставляют они нам приготовление к истинной жизни. Поелику же жертвенник есть начало всякого таинства, нужно ли принять вечерю или помазание, а также получить освещение, или участвовать в таинстве купели, - посему кроме сказанного, сколько возможно нам, рассудим о нем и о таинстве, коим утверждается он. Не думаю сделать что-либо ненужное и излишнее, а полнее сделаем слово, сказав об источнике, начале таинств, или как иначе называть сие нужно. Посему, изложив по порядку все, что бывает руками совершителя и из чего состоит жертвенник, посмотрим потом, какое значение каждого действия, и к чему совершается оно.

Подробнее...

Праведный Николай Кавасила Слово третье. Какое содействие доставляет жизни во Христе Божественное миро

Тем, кои так духовно созданы и таким образом рождены, следует получить и действование, которое бы соответствовало таковому рождению, и сообразное тому движение. И это доставляет нам таинство Божественного мира, ибо деятельными соделывает духовные действования, то одно, то другое, то многие, судя по тому, какую имеет кто приемлемость к таинству. И ныне с омывшимися совершается то же, что в прежние времена соделывали руки апостолов с крещеными от них, ибо когда апостолы возлагали руки на принявших таинство, сказано, подавался им Дух Святый, и теперь Утешитель нисходит на помазуемых. Доказательства сего следующие. Первое: в Ветхом завете одинаково помазывались цари и священники, закон же церкви первых воцаряя миром, на священника возлагает руки и молится о благодати Духа, показывая сим, что то и другое считаем за одно и то же, и что то и другое имеет одну и ту же силу. Потом они имеют общее между собою в именах: оное называется помазанием, сие - сообщением Духа. Ибо рукоположение священников Божественнейшие из иереев называют помазанием, и наоборот, о тех, коих совершают таинством мира, и молятся, и веруют, что они общники Святого Духа, и когда приступающим к таинству объясняют, что оно такое, называют его печатью духовного дара.

Подробнее...

Праведный Николай Кавасила "Семь слов о жизни во Христе". Слово первое.

Святой праведный Николай Кавасила, архиепископ Фесалоникийский

Семь слов о жизни во Христе

Слово первое. О том, что она созидается посредством Божественных таинств: Крещения, Миропомазания и священного Приобщения

Жизнь во Христе зарождается в здешней жизни и начало приемлет здесь, а совершается в будущей жизни, когда мы достигнем оного дня. И ни настоящая жизнь не может совершенно вложить ее в сердца людей, ни будущая, если не получит начатков ее в сей жизни. Ибо поелику в настоящей жизни помрачает плотское, и здешний мрак, и тление, не могущее наследовать нетление, то Павел почитал лучшим разрешиться, дабы со Христом быть: Разрешиться, - говорит он, - и со Христом быть много паче лучше (Флп.1:23).

Подробнее...

Навигация

Система Orphus