Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Преподобный Никодим Святогорец. Поучения

Содержание

  • О величии Божественной Евхаристии
  • Отречение Петра
  • Наши грехи и неблагодарность к Богу
  • Что сделал Бог для нашего спасения
  • "Легкие" грехи
  • Стремление к наслаждениям
  • Учение Евангелия
  • Война, начатая Христом
  • Зло гнездящееся в грехе
  • Жизнь Христа
    • Его послушание родителям
    • Его труды
    • Его любовь
  • Размышления над притчей о блудном сыне
  • Наша любовь к Богу
  • Гордость – великое препятствие для нашего спасения
  • Лечение гордости
  • Бессильная вера
  • Грешащие с мыслью о последующем раскаянии
  • Две сети диавола
  • Искупление человека
 

О величии Божественной Евхаристии

Задумайся над од­ним даром, дра­гоценность которого ста­новится видна, когда в тебе соединяются три вещи: сознание величия дара, любовь к Тому, Кто тебе его подает, и сознание пользы, которую он приносит. Эти-то три чудные вещи и выявляют дар, подаваемый в Таинстве Бо­жественной Евхаристии. Задумайся о величии этого дара.

Подробнее...

Преподобный Нил Синайский. Подвижнические письма. Часть 1

Содержание
  • Толкование некоторых слов Евангелия.
  • Толкование некоторых слов Ветхого Завета.
  • Размышления о Боге и Его действиях.
  • Догматические вопросы.
  • О воскресении мертвых и жизни будущего века.
  • О Причастии и Крещении.
  • О надежде на Бога, о памяти Божией и страхе Божинм.
  • О действиях бесов против людей.
  • О молитве и псалмопении.
  • О чтении Священного Писания.
  • О покаянии.
  • О грехе и зле.
  • О духовном наставнике, о послушании и советы наставникам..
  • Рассуждения о праведниках и монахах и похвала им.
  • Обличения прегрешающих монахов, священнослужителей.
  • Обличения мирских начальников, богатых людей и живущих во грехах мирских людей.
  • Обличения еретиков, философов и т.п.
  • Обличения иудеев.

(Обращаем внимание на то, что по печатному изданию 1858 г. письма собраны в четырех частях и имеют номера. В данном издании вначале указывается номер части - 1, 2, 3 или 4, а затем номер письма)

Толкование некоторых слов Евангелия

1. 15. Сенатору Птоломею.

Сказанное Апостолом: «вскоре» (1 Кор. 15, 52), значит то же, что и если бы сказал кто: в самое и неделимое краткое продолженье времени.

1. 16. Сенатору Птоломею.

Принял ты Духа, испытующего «и глубины Божья» (1 Кор. 2, 10), не для того, чтобы постигнуть естество Божье, как утверждает повредившийся в ум Евномий, но чтобы глубоко и премудро прославлять тебе Гос­пода. Ибо говорит Апостол: «аз себе не у помышляю достигши: гоню же аще и постигну» (Фил. 3, 12—13).

Подробнее...

Святитель Симеон Фессалоникийский. Послание в поддержку благочестия, против Агарян

1. Симеон, малейший раб Иисуса Христа, по благодати и милости Его архиепископ Фессалоникийский, и прежде этого написал послание в любви братьям нашим христианам, обитающим в Кесарии, Анкире и Ганграх о нашем христианском благочестии через некоего клирика церкви анкирцев, просящего [об этом], и ныне же это расширенное послание к вам, обитающим в Фессалии, и вообще всем и везде в землях язычников находящимся верным. Благодать вам и мир Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа во Святом Духе, милость же и благословение и всё, что ко спасению, в общение славы возлюбившего вас Иисуса Христа, Сына Божия и Бога нашего, ради нас рождшегося, и наследие царства Его.

Подробнее...

Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные Огласительное поучение третье

К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о крещении, на слова из послания к Римлянам: Или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся; спогребохомсяубо Ему крещением и проч. (Рим. 6, 3-4).

Подробнее...

Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные

Огласительное поучение первое

К готовящимся в Иерусалиме ко просвещению, сказанное без приготовления, вводящее приступающих ко крещению, на слова Исаии пророка: измыйтеся и проч. (Ис. 1, 16).

Подробнее...

Поучение предогласительное, или предисловие к огласительным поучениям святого Отца нашего Кирилла, Архиепископа Иерусалимского

1.            Уже воня блаженства на вас, просвещаемые! Уже собираете вы духовные цветы для сплетения венцов небесных; уже благоухание Духа Святого излилось; уже вы в преддверии царских чертогов; о когда бы сам Царь и внутрь оных ввел вас! На древах теперь цвет; о когда бы и плод на них видеть? Уже перепись имен ваших была. Также и в воинство наречение, и брачные светильники. И желание небесного общежития, и намерение благое, и надежда последующая. Ибо не лжив изрекший: любящим Бога вся поспешествуют во благое (Рим. 8, 23). Хотя Бог и щедр во благотворении; однако же ожидает от каждого нелицемерного произволения. Потому-то Апостол присовокупляет: сущим по предуведению званным. Намерение нелицемерное делает тебя званным. Ибо если ты находишься здесь телом, но не находишься духом; то №e бесполезно.

Подробнее...

Святой праведный Николай Кавасила архиепископ Фесалоникийский Семь слов о жизни во Христе Слово пятое. Какое содействие доставляет ей освящение священного жертвенника

Таково значение священных таинств, и такое доставляют они нам приготовление к истинной жизни. Поелику же жертвенник есть начало всякого таинства, нужно ли принять вечерю или помазание, а также получить освещение, или участвовать в таинстве купели, - посему кроме сказанного, сколько возможно нам, рассудим о нем и о таинстве, коим утверждается он. Не думаю сделать что-либо ненужное и излишнее, а полнее сделаем слово, сказав об источнике, начале таинств, или как иначе называть сие нужно. Посему, изложив по порядку все, что бывает руками совершителя и из чего состоит жертвенник, посмотрим потом, какое значение каждого действия, и к чему совершается оно.

Подробнее...

Праведный Николай Кавасила Слово третье. Какое содействие доставляет жизни во Христе Божественное миро

Тем, кои так духовно созданы и таким образом рождены, следует получить и действование, которое бы соответствовало таковому рождению, и сообразное тому движение. И это доставляет нам таинство Божественного мира, ибо деятельными соделывает духовные действования, то одно, то другое, то многие, судя по тому, какую имеет кто приемлемость к таинству. И ныне с омывшимися совершается то же, что в прежние времена соделывали руки апостолов с крещеными от них, ибо когда апостолы возлагали руки на принявших таинство, сказано, подавался им Дух Святый, и теперь Утешитель нисходит на помазуемых. Доказательства сего следующие. Первое: в Ветхом завете одинаково помазывались цари и священники, закон же церкви первых воцаряя миром, на священника возлагает руки и молится о благодати Духа, показывая сим, что то и другое считаем за одно и то же, и что то и другое имеет одну и ту же силу. Потом они имеют общее между собою в именах: оное называется помазанием, сие - сообщением Духа. Ибо рукоположение священников Божественнейшие из иереев называют помазанием, и наоборот, о тех, коих совершают таинством мира, и молятся, и веруют, что они общники Святого Духа, и когда приступающим к таинству объясняют, что оно такое, называют его печатью духовного дара.

Подробнее...

Праведный Николай Кавасила "Семь слов о жизни во Христе". Слово первое.

Святой праведный Николай Кавасила, архиепископ Фесалоникийский

Семь слов о жизни во Христе

Слово первое. О том, что она созидается посредством Божественных таинств: Крещения, Миропомазания и священного Приобщения

Жизнь во Христе зарождается в здешней жизни и начало приемлет здесь, а совершается в будущей жизни, когда мы достигнем оного дня. И ни настоящая жизнь не может совершенно вложить ее в сердца людей, ни будущая, если не получит начатков ее в сей жизни. Ибо поелику в настоящей жизни помрачает плотское, и здешний мрак, и тление, не могущее наследовать нетление, то Павел почитал лучшим разрешиться, дабы со Христом быть: Разрешиться, - говорит он, - и со Христом быть много паче лучше (Флп.1:23).

Подробнее...

Навигация

Система Orphus