Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Свт. Филаретъ, архіеп. Черниговскій и Нѣжинскій († 1866 г.) Слова и бесѣды на праздники Господни. Слово въ день Вознесенія Господня.

Христосъ на небѣ! Христосъ во славѣ! Какая радость, какое торжество для ангеловъ! Если радовались они нисхожденію Христа на землю; то что было, когда видѣли возвращеніе Его въ славу? Что было, когда зрѣли осужденное человѣческое естество прославленнымъ въ лицѣ Христа Іисуса? Что было, когда видѣли смирившаго Себя до смерти, и смерти крестной, пріявшимъ имя выше всякаго имени, такъ что должно поклоняться предъ Нимъ всякое колѣно небесныхъ, земныхъ и преисподнихъ?
 

Подробнее...

Прав. Алексій (Мечевъ) Московскій († 1923 г.) Слово въ недѣлю о слѣпомъ. И мимоидый Іисусъ видѣ человѣка, слѣпа отъ рождества (Іоан. 9, 1).

Такъ начинается нынѣ Евангеліе, повѣствуя о чудѣ исцѣленія Господомъ слѣпорожденнаго. Конечно, не одинъ этотъ несчастный былъ на пути Господа: въ это время при недостаткѣ призрѣнія и убѣжищъ страждущіе и недужные разнаго рода обыкновенно собирались на площадяхъ, при дорогахъ, у дверей храма, гдѣ больше сходилось народа и гдѣ больше могли встрѣтить участія и помощи. Но изъ всѣхъ этихъ несчастныхъ слѣпецъ отъ рожденія остановилъ на себѣ вниманіе и милосердіе Господа и притомъ въ день субботній, праздникъ, когда для него было допущено нарушеніе законнаго покоя. Затѣмъ замѣчателенъ самый способъ совершенія чуда: Господь, смѣшавши плюновенье съ грязью и помазавши глаза, велитъ слѣпцу идти въ чтимый колодезь, называемый Силоамскимъ. Еще не открылись очи, а ободренный слѣпецъ чувствуетъ проснувшіяся силы, движеніе, трудъ. 
 

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Слово въ недѣлю о слѣпомъ.

Сегодня, возлюбленные братія, читано было Евангеліе отъ Іоанна о исцѣленіи Іисусомъ Христомъ слѣпаго отъ рожденія: вы слышали эту божественную повѣсть. Господь, Свѣтъ міра, совершилъ это великое чудо такъ: плюнувъ на землю, Онъ сдѣлалъ бреніе изъ плюновенія, т. е. растворъ земли съ влагою, и помазалъ бреніемъ глаза слѣпому, сказавъ: пойди, умойся въ купальнѣ Силоамъ (что значитъ: посланный). Онъ пошелъ и умылся, и пришелъ зрячимъ (Іоан. 9, 6-7). Но, что еще важнѣе, этотъ слѣпецъ прозрѣлъ и душевными, не только тѣлесными очами. Онъ увѣровалъ въ Іисуса Христа, какъ Сына Божія и Спасителя міра, къ посрамленію всѣхъ мудрыхъ и разумныхъ между іудеями, не вѣровавшихъ въ Господа при всемъ множествѣ чудесъ Его, явно свидѣтельствовавшихъ о его Божественномъ всемогуществѣ. Это обстоятельство, т. е. невѣріе ученыхъ и знатныхъ евреевъ въ Іисуса Христа, какъ въ Богочеловѣка, подаетъ мнѣ поводъ побесѣдовать съ вами кратко о слѣпотѣ душевной, которая гораздо опаснѣе и болѣе достойна сожалѣнія, а иногда и слезъ, чѣмъ слѣпота тѣлесная.
 

Подробнее...

Свт. Мелитонъ, еп. Сардійскій († 177 г.) Рѣчь которую держалъ онъ предъ императоромъ Антониномъ, чтобы научить его познанію Бога и показать ему путь истины.

Памятники древней христианской письменности. Сочинения древних христианских апологетов: Ермий, Мелитон, Минуций Феликс. М., 1866И онъ началъ говорить такъ: Не легко обратить скоро на правый путь такого человѣка, который долгое время прежде находился въ заблужденіи. Однакожъ это возможно. Ибо если человѣкъ хотя немного отвращается отъ заблужденія, свидѣтельство истины становится удобопріемлемо для него. Какъ съ разсѣяніемъ мрака, тотчасъ проясняется небо, такъ бываетъ и съ человѣкомъ, если онъ обращается къ Богу: скоро снимается съ его лица облако заблужденія, которое препятствовало правильному его зрѣнію. Заблужденіе же, какъ страсть и какъ сонъ, долгое время владѣетъ тѣми, которые ему подверглись. 
 

Подробнее...

Дионисий Ареопагит Сочинения. О Церковной иерархии.

Символы Божьих священников – словом единообразным
Ты как один и единый раскрыл блеск единого света.
 
Сопресвитеру Тимофею пресвитер Дионисий
О ЦЕРКОВНОЙ ИЕРАРХИИ
 
ГЛАВА 1.
 
Каково предание о церковной иерархии и какова ее цель.
 
1. Что наша иерархия, о священнейший из священных сынов, есть осуществление боговдохновенного, божественного и боготворящего 990 знания, действия и совершенства, нам надлежит показать из премирных и священнейших Речений тем, кто иерархическими мистериями и преданиями 991 усовершенствован в священном тайноводстве. Но смотри, как бы не сделать святая святых предметом насмешек 992; окружи благоговением и почти свойственное сокрытому Богу умственными, невидимыми познаниями, сохраняя его непричастным и неприкосновенным для непосвященных, сообщая же – приличествующим священному образом, с помощью священных осияний – одним лишь священным 993 из священных. Ведь Богословие передало нам, своим последователям, что и сам Иисус, богоначальнейший и сверхсущественный ум 994, [569] начало, сущность и богоначальнейшая сила всей иерархии, ее освящения и богодействия, более явно и более постигаемо для ума блистает блаженным и лучшим нас сущностям и, по мере их силы 995, уподобляет их собственному свету. А благодаря нашей любви к добру, устремляемой нами к Нему и нас к Нему устремляющей, Он делает совместимыми 996 наши многие противоречия 997 и, доведя нас до единовидных и божественных жизни, состояния и энергии, дарует нам приличествующую священному силу божественного священства, благодаря каковой, достигая святой энергии священства, мы становимся ближе к находящимся над нами сущностям, уподобляясь по мере сил их неподвижному и неизменному священному Основанию. И таким образом, воззрев на блаженное и богоначальное сияние Иисуса и священно, насколько возможно узреть, Его увидев, и просветившись от зрелища знанием 998, таинственным опытом освящаемые и освящающие, мы можем стать световидными и богодействующими, совершенными и совершенствующими.
 

Подробнее...

Праведный Николай Кавасила. Слово второе. Какое содействие оказывает жизни во Христе Божественное крещение

Что священная жизнь образуется священными таинствами, это показано в предыдущем, а теперь посмотри, как каждое из таинств вводит в сию жизнь. Ибо жизнь во Христе есть самое соединение со Христом, а каким образом каждое таинство принимающих его соединяет со Христом, о том и будем говорить.

Подробнее...

Святитель Григорий Нисский. О Шестодневе, слово защитительное брату Петру

Что ты делаешь, человек Божий, приказывая нам отважиться на недоступное для человека, взяться за такие дела, в которых не только не возможно иметь успех, но за которые и приниматься, по моему понятию, не безукоризненно? Что у великого Моисея, в его любомудренном по божественному вдохновению сказании о миробытии, по первоначально представляющемуся значению написанного, кажется заключающим в себе противоречие, велел ты нам, отыскав в этом некий сообразный с предметом смысл, привести во взаимную связь, доказать, что святое Писание само с собою согласно, и сделать это после того богодухновенного обозрения, какое оставил об этом отец наш, которому все читавшие, поступая, по моему мнению, хорошо и справедливо, дивятся не меньше, как и любомудренному сказанию самого Моисея.

Подробнее...

Свт. Игнатій, еп. Кавказскій и Черноморскій († 1867 г.) Поученіе въ недѣлю о Самарянинѣ. О поклоненіи Богу Духомъ и Истиною [1].

Истинніи поклонницы поклонятся Отцу Духомъ и Истиною: ибо Отецъ таковыхъ ищетъ покланяющихся Ему (Іоан. 4, 23).
 
Возлюбленные братія! нынѣ слышали мы во Евангеліи, что истинные служители истиннаго Бога поклоняются Ему Духомъ и Истиною, что Богъ ищетъ, то есть, желаетъ имѣть такихъ поклонниковъ. Если Богъ желаетъ имѣть такихъ поклонниковъ: то, очевидно, что таковыхъ только поклонниковъ и служителей Онъ пріемлетъ, таковые только поклонники и служители Ему благоугодны. Это ученіе намъ возвѣстилъ самъ Сынъ Божій. Вѣруемъ ученію Христову! со всею любовію пріемлемъ всесвятое ученіе Христово! Чтобъ съ точностію послѣдовать ему, разсмотримъ, чтó значитъ поклоняться Богу Отцу Духомъ и Истиною.
 

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Слово въ недѣлю о самарянынѣ.

Дивно умилительное зрѣлище представляетъ намъ, возлюбленные братія и сестры, сегодняшнее евангельское чтеніе отъ Іоанна! Безначальный, всемогущій, страшный въ славѣ, неприступный Ангеламъ Творецъ неба и земли, принявшій на Себя естество человѣческое ради спасенія человѣковъ, — сидитъ у колодца самарійскаго и кротко бесѣдуетъ съ женщиною, да еще съ извѣстною въ городѣ грѣшницею, — и о чемъ бесѣдуетъ? О томъ, что на потребу всякому человѣку, — что всего нужнѣе каждому и изъ насъ, — о живой водѣ, или о благодати Божіей, утоляющей жажду безсмертной души человѣческой, палимой и изнуряемой грѣхами, о живой водѣ, очищающей грѣхи человѣческіе, дающей человѣку силу жить цѣломудренно и свято, — и уловляетъ эту дщерь Адамову во спасеніе. Да, еще повторяю, чудное и умилительное зрѣлище представлено въ сегодняшнемъ Евангеліи очамъ нашимъ! Все естество Ангельское дивилось крайнему снисхожденію Творца Ангеловъ и человѣковъ, видя Господа Своего, неприступнаго по Своему божеству, — удобоприступнымъ для всѣхъ человѣкомъ, бесѣдующимъ, вкушающимъ съ сынами человѣческими пищу и питіе, исцѣляющимъ всякія ихъ немощи, — претерпѣвающимъ отъ многихъ неблагодарность, злословіе, — и въ концѣ всего — крестъ и смерть. Но послушаемъ самую повѣсть евангелиста Іоанна.
 

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Слово въ недѣлю о самарянынѣ.

Дивно умилительное зрѣлище представляетъ намъ, возлюбленные братія и сестры, сегодняшнее евангельское чтеніе отъ Іоанна! Безначальный, всемогущій, страшный въ славѣ, неприступный Ангеламъ Творецъ неба и земли, принявшій на Себя естество человѣческое ради спасенія человѣковъ, — сидитъ у колодца самарійскаго и кротко бесѣдуетъ съ женщиною, да еще съ извѣстною въ городѣ грѣшницею, — и о чемъ бесѣдуетъ? О томъ, что на потребу всякому человѣку, — что всего нужнѣе каждому и изъ насъ, — о живой водѣ, или о благодати Божіей, утоляющей жажду безсмертной души человѣческой, палимой и изнуряемой грѣхами, о живой водѣ, очищающей грѣхи человѣческіе, дающей человѣку силу жить цѣломудренно и свято, — и уловляетъ эту дщерь Адамову во спасеніе. Да, еще повторяю, чудное и умилительное зрѣлище представлено въ сегодняшнемъ Евангеліи очамъ нашимъ! Все естество Ангельское дивилось крайнему снисхожденію Творца Ангеловъ и человѣковъ, видя Господа Своего, неприступнаго по Своему божеству, — удобоприступнымъ для всѣхъ человѣкомъ, бесѣдующимъ, вкушающимъ съ сынами человѣческими пищу и питіе, исцѣляющимъ всякія ихъ немощи, — претерпѣвающимъ отъ многихъ неблагодарность, злословіе, — и въ концѣ всего — крестъ и смерть. Но послушаемъ самую повѣсть евангелиста Іоанна.
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus