Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Илия Минятий. Похвальное слово в честь Богородицы (на дни Успенского поста)

«Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом» (Мф.17:21).

Пост и молитва суть два непобедимых оружия, которые с небес даны Церкви для борьбы против всех видимых и невидимых врагов. Три таких страшных врага ведут против нас непрестанную войну: мир, дьявол и плоть. Мир воюет с нами суеверностью и лживостью жизни; дьявол – тайными похотями и худыми помышлениями; плоть – негой, удовольствиями, постыдными склонностями и стремлениями. И трое воюют против нас, как будто сговорясь, дружно и во всеоружии искушений. Но мы очень счастливо отражаем нападающих на нас и побеждаем их молитвой и постом. Умерщвляем плоть, обращаем в бегство дьявола, попираем мир; и, окрыляемые как бы двумя крыльями, с одной стороны молитвой, с другой – постом, мы, возносимся духом к небу, поднимаемся над сетями и избегаем козней искушения. 

Подробнее...

Прот. Валентинъ Амфитеатровъ († 1908 г.) Поученіе наканунѣ Успенія Пресвятой Богородицы. Яко сотвори Мнѣ величіе Сильный (Лук. 1, 49).

Дѣйствительно, Богоматерь возвеличена; въ сонмѣ созданныхъ разумныхъ твореній Божіихъ Она возвеличена превыше не только всѣхъ людей, отъ вѣка угодившихъ Богу, но названа «честнѣйшей ангеловъ, херувимовъ и серафимовъ».

Многочисленные праздники въ честь Ея всегда отличаются особеннымъ привѣтомъ. Человѣчество въ этихъ праздникахъ чтитъ Богоматерь не только благоговѣйнымъ выраженіемъ вѣры, но оно чествуетъ въ нихъ Заступницу, Споручницу, Молитвенницу, Хадатайницу, Отраду и Утѣшеніе міра. Изъ всѣхъ же праздниковъ Богородичныхъ, Церковь особенно торжественно украшаетъ день Ея славнаго Успенія. «Твое славити Успеніе силы и херувими и страшніи серафимы; радуйтесь земнородные, припадайте царіе, со архангелы и ангелы» (Акаѳ., стих. 3.).

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.). Поученія и слова на праздники Господа нашего Іисуса Христа. Слово въ день Преображенія Господня.

И преобразися предъ ними (учениками): и просвѣтися лице Его яко солнце, ризы же Его быша бѣлы яко свѣтъ (Матѳ. 17, 2).

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.). Слова, произнесенныя въ 1905 году. Слово на преславное Преображеніе Господа нашего Іисуса Христа.

Начинаю мое слово къ вамъ, дорогіе братія и сестры, о преславномъ Преображеніи Господнемъ словами апостола Петра изъ его втораго соборнаго посланія къ іудеямъ разсѣянія.

Мы возвѣстили вамъ силу и пришествіе Господа нашего Іисуса Христа, не хитросплетеннымъ баснямъ послѣдуя, но бывши очевидцами Его величія. Ибо Онъ принялъ отъ Бога Отца честь и славу, когда отъ велелѣпной славы принесся къ Нему такой гласъ: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, въ Которомъ Мое благоволеніе. И этотъ гласъ принесшійся съ небесъ, мы слышали, будучи съ Нимъ на святой горѣ, т. е. Ѳаворѣ (2 Петр. 1, 16-18). Здѣсь апостолъ Петръ кратко упоминаетъ, какъ преобразился Господь на горѣ Ѳаворѣ въ виду трехъ избранныхъ апостоловъ: Петра, Іакова и Іоанна, когда лице Его просіяло какъ солнце, одежды же Его сдѣлались бѣлыми, какъ свѣтъ. При этомъ явились имъ Моисей и Илія съ нимъ бесѣдующіе.

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Поученія и слова на праздники Господа нашего Іисуса Христа. Поученіе на Преображеніе Господне.

Святая Церковь празднуетъ нынѣ — и мы съ нею торжествуемъ — пресвѣтлый праздникъ Преображенія Господня на горѣ Ѳаворской и прославленія нашего человѣческаго естества въ лицѣ Господа Іисуса Христа. Повторю русскою рѣчью Евангеліе или всерадостное благовѣстіе евангелиста Матѳея о нынѣшнемъ днѣ, повѣствующее о событіи Преображенія. — «Въ то время, взялъ Іисусъ Петра, Іакова и Іоанна, брата его, и возвелъ ихъ на гору высокую однихъ. И преобразился предъ ними: и просіяло лице Его, какъ солнце, одежды же Его сдѣлались бѣлыми, какъ свѣтъ. И вотъ, явились имъ Моисей и Илія, съ Нимъ бесѣдующіе. При семъ Петръ сказалъ Іисусу: Господи! хорошо намъ здѣсь быть; если хочешь, сдѣлаемъ здѣсь три кущи, Тебѣ одну, и Моисею одну, и одну Иліи. Когда онъ еще говорилъ, се, облако свѣтлое осѣнило ихъ, и се, гласъ изъ облака глаголющій: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, въ которомъ Мое благоволеніе; Его слушайте. И услышавъ, ученики пали на лица свои, и очень испугались. Но Іисусъ, приступивъ, коснулся ихъ и сказалъ: встаньте, и не бойтесь. Возведши же очи свои, они ничего не увидѣли, кромѣ одного Іисуса. И когда сходили они съ горы, Іисусъ запретилъ имъ, говоря: никому не сказывайте о семъ видѣніи, доколѣ Сынъ человѣческій не воскреснетъ изъ мертвыхъ» (Матѳ. 17, 1-9). 

Подробнее...

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.) Слово на Преображеніе Господне.

Слова иже во святых отца нашего Иоанна, архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца. Сборник проповедей, поучений, посланий, наставлений и указов. Сан-Франциско, 1994При твореніи міра Богъ рекъ: Сотворимъ человѣка по образу и подобію Нашему (Быт. 1, 26). Образъ Божій въ человѣкѣ проявляется въ его умственныхъ способностяхъ, въ его власти надъ природой, въ его мощи, въ его способности творить. Подобіе Божіе въ немъ заключается въ его нравственныхъ совершенствахъ, въ духовныхъ стремленіяхъ, въ возможности достигнуть святости.

Подробнее...

Свт. Филаретъ, архіеп. Черниговскій и Нѣжинскій († 1866 г.) Слова и бесѣды на праздники Господни. Слово въ день Преображенія Господня.

И се мужа два съ Нимъ глаголюща, яже бѣста Моисей и Илія: явлшася во славѣ, глаголаша же исходъ Его, его же хотяше скончати во Іерусалимѣ (Лук. 9, 30-31).

И среди славы небожители говорятъ не о славѣ. Послѣ столькихъ благодѣяній для людей, и послѣ столькихъ оскорбленій, со стороны людей, человѣчество Христа Іисуса осіявается на Ѳаворѣ славою божественною; Божество, скрывавшееся подъ завѣсою плоти, проявляется сквозь завѣсу плоти въ своемъ величіи и славѣ. О чемъ бы, казалось, приличнѣе всего говорить теперь явившимся Моисею и Иліи, какъ не о славѣ, въ которой они видятъ еще на землѣ Богочеловѣка-искупителя? Но — они говорятъ не о томъ. Они говорятъ о крестѣ и смерти, которые ожидаютъ Господа въ Іерусалимѣ.

Подробнее...

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.) Слова и рѣчи.34. Слово въ день Преображенія Господня.

Аминь глаголю вамъ, (яко) суть нѣцыи отъ здѣ стоящихъ, иже не имутъ вкусити смерти, дондеже видятъ Сына человѣческаго грядуща во царствіи Своемъ (Матѳ. 16, 28).

Іудеи, отъ дней родоначальника своего Авраама, ожидали нѣкоего блаженнаго царствія, долженствовавшаго устроиться чрезъ обѣтованное сѣмя, въ которомъ по обѣтованію благословятся всѣ народы земли: но болѣе четыредесяти родовъ отъ Авраама вкусили смерть прежде, нежели явилось обѣтованное сѣмя и ожидаемое царствіе. И такъ весьма важно было для нихъ узнать, что есть уже люди, котороые доживутъ до явленія сего царствія. Суть нѣцыи отъ здѣ стоящихъ, иже не имутъ вкусити смерти, дондеже видятъ Сына человѣческаго, грядуща во царствіи Своемъ.

Подробнее...

Свт. Ѳеофанъ Полтавскій († 1940 г.) Слово въ день Преображенія Господня.

Взыде на гору помолитися. И бысть, егда моляшеся, видѣніе лица Его ино, и одѣяніе Его бѣло блистаяся (Лук. 9, 28-29).

Еще задолго до созданія міра во времени, въ предвѣчномъ совѣтѣ Божественномъ было предвидѣно грѣхопаденіе рода человѣческаго. А потому вмѣстѣ съ сотвореніемъ міра и человѣка было предопредѣлено и спасеніе человѣка посредствомъ искупительныхъ страданій Богочеловѣка. Когда же наступила предопредѣленная полнота временъ, Сынъ Божій дѣйствительно и воплотился и пострадалъ за родъ человѣческій. Но чтобы эти страданія не только были совершены, но и должнымъ образомъ восприняты, сначала учениками, а затѣмъ и всѣмъ человѣчествомъ, Спаситель во время земной Своей жизни постепенно приготовлялъ Своихъ избранныхъ учениковъ, а черезъ нихъ и все человѣчество, къ должному воспріятію сихъ страданій. Для сего Онъ многократно молился о Своихъ страданіяхъ Своему Отцу Небесному и для сего многократно бесѣдуетъ о нихъ со Своими учениками. Для сего и нынѣ восходитъ онъ на гору Ѳаворскую. Восходитъ для того, чтобы помолиться и во время молитвы явить ученикамъ славу Свою, да егда узрятъ Его распинаема, уразумѣютъ, что страданіе Его есть страданіе вольное, и Самъ Онъ, хотя и страждетъ по человѣчеству, но по Божественной природѣ Своей есть Отчее сіяніе.

Подробнее...

Святитель Василий Великий. Канонические письма

(Письма св. Василия Великого частично расставлены по классификации, предложенной в книге «Письма» издательства Московского подворья Свято-Троицкой Лавры, М.,2007. Общепринятая нумерация писем сохранена)

Святитель написал много писем с целью исправления канонического порядка везде, где имело место его нарушение.

Оглавление


155 (160). К Диодору (то от имени Диодора пустил в ход письмо, в котором рассуждалось о дозволительности брака с сестрою умершей жены вопреки запрещению св. Василия, сделанному им еще в начале его епископства. По сему случаю св. Василий в настоящем письме подтверждает свое запрещение обычаем Церкви; решает возражение, основанное на одном месте из книги Левит; показывает, что и у Моисея есть сие запрещение, наконец, замечает, что подобными браками смешивается плотское родство. (Писано около 373 г.))






 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus