Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Преподобный Феодор Студит. Метод священной молитвы и внимания

Перевод с древнегреческого и примечания А.Г. Дунаева

Три суть образа молитвы и внимания, которыми душа возводится или низводится: возводится, пользуясь ими своевременно, а низводится, владея ими не вовремя и несмысленно. Трезвение и молитва связаны, как душа с телом: одно не существует без другого. Соединяются они двояко. Сначала трезвение противостоит греху, будучи неким передовым разведчиком, а следом молитва сразу уничтожает и истребляет связанные стражей /охранением/ постыдные помыслы, чего не может совершить одно внимание. Это дверь жизни и смерти, то есть внимание и молитва, которую если мы очищаем трезвением, то улучшаемся, если же неосторожно уменьшая /ослабевая/ ее оскверняем, то становимся негодными.

Подробнее...

Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.) Слова и бесѣды на праздники Богородичные. Слово на Рождество Пресвятыя Богородицы. Сей день Господень: радуйтеся, людіе! (Стих. 2. на Лит.)

Сочинения Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. Том II. Слова и беседы на праздники Богородичные. Слова и беседы на дни святых. СПб., 1872Такъ взываетъ нынѣ святая Церковь, какъ бы опасаясь, чтобы кто-либо изъ насъ, по невниманію или другимъ причинамъ, не остался безъ участія въ радости настоящаго дня. Что же находитъ она въ днѣ семъ особенно радостнаго? — То, что онъ есть день Господень! Подлинно, братіе, самъ Господь сотворилъ день сей, да возрадуемся и возвеселимся въ онь (Псал. 117, 24). Безъ Его всемогущей силы Іоакимъ и Анна не произрастили бы плода, отъ коего питается теперь вся вселенная. Если мы не можемъ сказать, чтобы Спаситель міра не явился въ мірѣ, когда бы не было Маріи; то можемъ и должны исповѣдать, что Онъ явился въ мірѣ не прежде, какъ произошла на свѣтъ Марія, и явился отъ Маріи. Посему одно рождество Бога Сына превосходитъ важностію рождество Богоматери. Человѣчество, прошедъ долгій рядъ очищенія и освященія въ сонмѣ патріарховъ и всѣхъ святыхъ ветхаго завѣта, явилось наконецъ въ Маріи на той степени чистоты и совершенства, на коей оно могло содѣлаться вмѣстилищемъ Бога Слова. Такимъ образомъ рожденіемъ Маріи разрѣшилось неплодство не Іоакима токмо и Анны, а всего рода человѣческаго: а посему оно есть торжество поистинѣ всемірное: сей день Господень: радуйтеся людіе! — Радуйтеся явленію Той, коея Сынъ дѣйствительно сотретъ главу змія (Быт. 3, 15), которая будетъ имѣть столько вѣры и любви, что не усомнится сказать Архангелу: се раба Господня, буди мнѣ по глаголу твоему (Лук. 1, 38), которая своею плотію и кровію будетъ питать ту Плоть и Кровь, безъ вкушенія коихъ нѣтъ для насъ живота вѣчнаго, которая въ состояніи будетъ стоять на Голгоѳѣ и слышать со креста: жено, се сынъ твой (Іоан. 19, 26), которая, содѣлавшись честнѣйшею Херувимъ, не престанетъ простирать надъ родомъ человѣческимъ своего благодатнаго покрова: радуйтеся людіе!

Подробнее...

Свт. Филаретъ, митр. Кіевскій († 1857 г.) Слово 20. Въ день Рождества Пресвятыя Богородицы. Сіе да мудрствуется въ васъ, еже и во Христѣ Іисусѣ (Флп. 2, 5).

Слова и речи говоренные в разные времена Синодальным Членом Филаретом, митрополитом Киевским и Галицким и Священно-архимандритом Киево-Печерской Лавры. Том III. Киев, 1857Велико есть званіе наше, братіе, христіане! Слово Божіе требуетъ отъ насъ, чтобы мы такія же имѣли чувствованія, какія имѣлъ Іисусъ Христосъ, чтобъ мысли наши такъ же были чисты, какъ чисты были мысли Іисуса Христа, чтобъ слова наши такъ же были вѣрны, какъ вѣрны были слова Іисуса Христа; чтобъ дѣла наши такъ же были праведны, какъ праведны были дѣла Іисуса Христа. Словомъ, чтобы мы всемѣрно старались жизнію своею подражать святѣйшей на землѣ жизни Іисуса Христа, Господа и Бога и Спасителя нашего. — Сіе да мудрствуется въ васъ, еже и во Христѣ Іисусѣ.

Подробнее...

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.) Слова и рѣчи. Слова и рѣчи, не напечатанныя при жизни проповѣдника. 1806-1808 гг. XXXVIII. 2. Слово въ день Рождества Богородицы [1].

Едино есть на потребу (Лук. 10, 42).

Ничто такъ не обыкновенно въ мірѣ, какъ жалобы на жизнь многопопечительную. Еслибы всѣ воздыханія въ сію минуту изъ сердецъ озабоченныхъ, совокупясь, коснулись ушей нашихъ, какую страшную бурю мы бы услышали! Когда удовлетвореніе вещественныхъ надобностей — пища, одежда, образованіе духа и обязанности общественныя не стóятъ намъ великаго труда, наше воображеніе бываетъ плодовито, дабы родить намъ безпокойства мечтательныя; жажда богатства, славы, наслажденія занимаетъ такъ, что самый праздный имѣетъ столько дѣла, какъ и самый трудолюбивый.

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Слова и поученія, произнесенныя въ 1907-1908 годахъ. Слово на день преславнаго Рождества Пресвятой Богородицы.

Всемірная радость отъ праведныхъ Іоакима и Анны возсія намъ, всепѣтая Дѣва, яже премногія ради чистоты храмъ Божій одушевленный бываетъ, и едина воистину Богородица познавается. (На стиховнѣ стихира, предпразд. служба).

Прежде чѣмъ начать мое убогое слово о рождествѣ Матери Бога-Слова, молю сіе Предвѣчное Слово дать мнѣ разумъ прославить по силамъ моимъ, а вѣрнѣе по благодати Божіей, настоящій великій христіанскій праздникъ, Рождества Пресвятыя Дѣвы Маріи, предназначенной отъ Творца вѣковъ быть Матерью Сына Божія по плоти.

Подробнее...

Архіеп. Ѳеофанъ Прокоповичъ († 1736 г.) Бесѣда о памятованіи смерти.

Что то значитъ разлучиться души съ тѣломъ? что тамъ за міръ? что за образъ жизни будетъ? — Ты еще не испыталъ сего, но тебѣ должно будетъ узнать и испытать все это непремѣнно. Принуждай, сколько можешь, мысль не заниматься ни чѣмъ, кромѣ того, какъ перейти на тотъ свѣтъ, но никогда не постигнешь, куда тебѣ перейти должно; что тамъ за жизнь? какія занятія? какіе предметы! —

Есть весьма примѣчательная повѣсть, яко бы одинъ узникъ услышавши ввечеру, что его въ слѣдующее утро предадутъ смерти, отъ чрезвычайнаго страха сдѣлался совершенно сѣдымъ въ продолженіи ночи. И такой страхъ, повѣрьте, можетъ быть въ человѣкѣ слѣдствіемъ одной природы, безъ малѣйшаго участія со стороны совѣсти. Что же должно случиться при смерти съ худымъ христіаниномъ, который слышалъ о гнѣвѣ, о неумолимомъ правосудіи, о страшномъ судѣ Божіемъ, о лютѣйшихъ и вѣчныхъ мукахъ, когда совѣсть, какъ по списку, станетъ читать всѣ его прежніе поступки, когда представится очамъ его цѣлая жизнь, подобно привидѣніямъ явятся — распутство, невоздержаніе, своеволіе, гордая дерзость, съ которою онъ не уважалъ высшихъ, унижалъ равныхъ, презиралъ низшихъ; безстыдная похотливость, буйная веселость, пьянство, развратныя сообщества, безчестныя совѣщанія, сквернословіе, взгляды, перемигиваніе, скверные замыслы? И вотъ за все сіе онъ уже слышитъ призываніе къ суду, менѣе минуты осталось для приготовленія, смерть у порога, а вслѣдъ за нею Правосудіе Божіе!

Подробнее...

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.) Слово въ день памяти преподобныхъ отцевъ Печерскихъ, въ Дальней пещерѣ почивающихъ.

Здѣсь, подъ этимъ благословеннымъ холмомъ, во глубинѣ земли, для шума мірскаго, и суетъ и соблазновъ человѣческихъ недосязаемой, положено рукою праведника, съ молитвою и благословеніемъ св. горы Аѳонскія, первоначальное основаніе того благолѣпно величественнаго и небеси подобящагося зданія, которое мы называемъ нынѣ святою, богоспасаемою и чудотворною Печерскою лаврою. И отсюда мужи правды и святыни, поста и бдѣнія, преподобные Антоній и Ѳеодосій, восходя по степенямъ добродѣтели, и тѣмъ же путемъ ведя за собою свѣтоносныхъ спутниковъ своихъ, вышли наконецъ на поверхность земли, и своимъ свѣтомъ небеснымъ, во мракѣ пещеръ уготованнымъ, озарили и озаряютъ до нынѣ сіе святое мѣсто, и насъ позднихъ пришельцевъ и обитателей онаго. И посмотрите внимательно, сколь оно красно есть, еже очима видѣти, и сколь добро, еже сердцемъ разумѣти (Быт. 3, 6), и духомъ услаждатися. Нѣсть сіе, но домъ Божій, и сія врата небесная!

Подробнее...

Свт. Тихонъ, еп. Воронежскій, Задонскій чудотворецъ († 1783 г.) Слово на новый годъ (1765).

Покайтеся (Матѳ. 4, 17).

Всякъ, надѣюся, слыша предложеніе сіе: покайтеся, — удивляяся, во умѣ своемъ такъ помышляетъ: вотъ что намъ проповѣдникъ сей нынѣ предлагаетъ. Праздникъ нынѣ веселъ и свѣтелъ есть всѣмъ, вси нынѣ другъ друга новымъ годомъ поздравляютъ, а онъ печаль намъ предлагаетъ: покайтеся. Празднуемъ мы въ сей день, во первыхъ, обрѣзаніе по плоти Спаса нашего Іисуса Христа, которое Самъ древле вѣрнымъ Своимъ рабомъ Авраамомъ узаконилъ въ пользу людей своихъ, второе, совершаемъ память и великаго вселенныя свѣтила, Василія Великаго; третіе, начинаемъ новый годъ, годъ 1765-й отъ Рождества Христова. Вси сіи обстоятельства требуютъ веселости, требуютъ поздравленія, а онъ намъ печальную матерію предлагаетъ: покайтеся. Обстоятельства дне праздникъ представляютъ, а онъ намъ налагаетъ постъ: покайтеся. День велитъ веселиться, а онъ намъ совѣтуетъ плакать: покайтеся. Тако, уповаю, всякъ, взирая на мене, и въ себѣ помышляя, на мене негодуя, говоритъ. — Не незнаю и я, возлюбленный слушателю, не незнаю, что три вышереченныя обстоятельства свѣтелъ намъ составляютъ праздникъ, не преминую и я счастію твоему сорадоватися, и новымъ годомъ, а съ новымъ годомъ и счастіемъ новымъ поздравить. Но какъ разсудимъ силу слова сего: покайтеся, то оно очень дню сему сходно намъ покажется; возмемъ только съ помощію Божіею оное себѣ въ разсужденіе, и помыслимъ, какъ кто новый годъ начинаетъ, и тогда подлинно увидимъ истину.

Подробнее...

Свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.) Слова, сказанныя въ С.-Петербургской Духовной Академіи.

Слово на Новый годъ.

Вотъ и еще прошелъ одинъ годъ, — и на чреду преходящихъ лѣтъ вступаетъ новое лѣто, чтобъ перейти подобно всѣмъ другимъ. Непрестанно прилагается день ко дню, мѣсяцъ къ мѣсяцу, годъ къ году, — и умноженіе времени сокращаетъ время. Непрерывно и быстро течетъ рѣка времени и спѣшитъ къ чертѣ, за которою не будетъ болѣе времени. Но и мы не на берегу сей рѣки стоимъ, чтобъ быть сторонними только зрителями ея теченія. Нѣтъ; но по ней, или вмѣстѣ съ нею и въ ней влечемся и сами тѣмъ же путемъ временныхъ измѣненій къ своему концу. Потому помышленіе о времени не чуждо намъ; оно касается весьма существенной черты въ нашей жизни временной; — и если во всякое время можетъ занимать насъ, то тѣмъ неизбѣжнѣе должно занять нынѣ, когда за тѣмъ и собираемся въ храмы, чтобъ молить Господа Вседержителя объ освященіи и благословеніи новаго лѣта.

Подробнее...

Святитель Григорий Нисский. О Шестодневе, слово защитительное брату Петру

Что ты делаешь, человек Божий, приказывая нам отважиться на недоступное для человека, взяться за такие дела, в которых не только не возможно иметь успех, но за которые и приниматься, по моему понятию, не безукоризненно? Что у великого Моисея, в его любомудренном по божественному вдохновению сказании о миробытии, по первоначально представляющемуся значению написанного, кажется заключающим в себе противоречие, велел ты нам, отыскав в этом некий сообразный с предметом смысл, привести во взаимную связь, доказать, что святое Писание само с собою согласно, и сделать это после того богодухновенного обозрения, какое оставил об этом отец наш, которому все читавшие, поступая, по моему мнению, хорошо и справедливо, дивятся не меньше, как и любомудренному сказанию самого Моисея.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus