Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Поученія и слова на праздники Господа нашего Іисуса Христа. Поученіе на Преображеніе Господне.

Святая Церковь празднуетъ нынѣ — и мы съ нею торжествуемъ — пресвѣтлый праздникъ Преображенія Господня на горѣ Ѳаворской и прославленія нашего человѣческаго естества въ лицѣ Господа Іисуса Христа. Повторю русскою рѣчью Евангеліе или всерадостное благовѣстіе евангелиста Матѳея о нынѣшнемъ днѣ, повѣствующее о событіи Преображенія. — «Въ то время, взялъ Іисусъ Петра, Іакова и Іоанна, брата его, и возвелъ ихъ на гору высокую однихъ. И преобразился предъ ними: и просіяло лице Его, какъ солнце, одежды же Его сдѣлались бѣлыми, какъ свѣтъ. И вотъ, явились имъ Моисей и Илія, съ Нимъ бесѣдующіе. При семъ Петръ сказалъ Іисусу: Господи! хорошо намъ здѣсь быть; если хочешь, сдѣлаемъ здѣсь три кущи, Тебѣ одну, и Моисею одну, и одну Иліи. Когда онъ еще говорилъ, се, облако свѣтлое осѣнило ихъ, и се, гласъ изъ облака глаголющій: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, въ которомъ Мое благоволеніе; Его слушайте. И услышавъ, ученики пали на лица свои, и очень испугались. Но Іисусъ, приступивъ, коснулся ихъ и сказалъ: встаньте, и не бойтесь. Возведши же очи свои, они ничего не увидѣли, кромѣ одного Іисуса. И когда сходили они съ горы, Іисусъ запретилъ имъ, говоря: никому не сказывайте о семъ видѣніи, доколѣ Сынъ человѣческій не воскреснетъ изъ мертвыхъ» (Матѳ. 17, 1-9). 

Подробнее...

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.) Слово на Преображеніе Господне.

Слова иже во святых отца нашего Иоанна, архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца. Сборник проповедей, поучений, посланий, наставлений и указов. Сан-Франциско, 1994При твореніи міра Богъ рекъ: Сотворимъ человѣка по образу и подобію Нашему (Быт. 1, 26). Образъ Божій въ человѣкѣ проявляется въ его умственныхъ способностяхъ, въ его власти надъ природой, въ его мощи, въ его способности творить. Подобіе Божіе въ немъ заключается въ его нравственныхъ совершенствахъ, въ духовныхъ стремленіяхъ, въ возможности достигнуть святости.

Подробнее...

Свт. Филаретъ, архіеп. Черниговскій и Нѣжинскій († 1866 г.) Слова и бесѣды на праздники Господни. Слово въ день Преображенія Господня.

И се мужа два съ Нимъ глаголюща, яже бѣста Моисей и Илія: явлшася во славѣ, глаголаша же исходъ Его, его же хотяше скончати во Іерусалимѣ (Лук. 9, 30-31).

И среди славы небожители говорятъ не о славѣ. Послѣ столькихъ благодѣяній для людей, и послѣ столькихъ оскорбленій, со стороны людей, человѣчество Христа Іисуса осіявается на Ѳаворѣ славою божественною; Божество, скрывавшееся подъ завѣсою плоти, проявляется сквозь завѣсу плоти въ своемъ величіи и славѣ. О чемъ бы, казалось, приличнѣе всего говорить теперь явившимся Моисею и Иліи, какъ не о славѣ, въ которой они видятъ еще на землѣ Богочеловѣка-искупителя? Но — они говорятъ не о томъ. Они говорятъ о крестѣ и смерти, которые ожидаютъ Господа въ Іерусалимѣ.

Подробнее...

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.) Слова и рѣчи.34. Слово въ день Преображенія Господня.

Аминь глаголю вамъ, (яко) суть нѣцыи отъ здѣ стоящихъ, иже не имутъ вкусити смерти, дондеже видятъ Сына человѣческаго грядуща во царствіи Своемъ (Матѳ. 16, 28).

Іудеи, отъ дней родоначальника своего Авраама, ожидали нѣкоего блаженнаго царствія, долженствовавшаго устроиться чрезъ обѣтованное сѣмя, въ которомъ по обѣтованію благословятся всѣ народы земли: но болѣе четыредесяти родовъ отъ Авраама вкусили смерть прежде, нежели явилось обѣтованное сѣмя и ожидаемое царствіе. И такъ весьма важно было для нихъ узнать, что есть уже люди, котороые доживутъ до явленія сего царствія. Суть нѣцыи отъ здѣ стоящихъ, иже не имутъ вкусити смерти, дондеже видятъ Сына человѣческаго, грядуща во царствіи Своемъ.

Подробнее...

Свт. Ѳеофанъ Полтавскій († 1940 г.) Слово въ день Преображенія Господня.

Взыде на гору помолитися. И бысть, егда моляшеся, видѣніе лица Его ино, и одѣяніе Его бѣло блистаяся (Лук. 9, 28-29).

Еще задолго до созданія міра во времени, въ предвѣчномъ совѣтѣ Божественномъ было предвидѣно грѣхопаденіе рода человѣческаго. А потому вмѣстѣ съ сотвореніемъ міра и человѣка было предопредѣлено и спасеніе человѣка посредствомъ искупительныхъ страданій Богочеловѣка. Когда же наступила предопредѣленная полнота временъ, Сынъ Божій дѣйствительно и воплотился и пострадалъ за родъ человѣческій. Но чтобы эти страданія не только были совершены, но и должнымъ образомъ восприняты, сначала учениками, а затѣмъ и всѣмъ человѣчествомъ, Спаситель во время земной Своей жизни постепенно приготовлялъ Своихъ избранныхъ учениковъ, а черезъ нихъ и все человѣчество, къ должному воспріятію сихъ страданій. Для сего Онъ многократно молился о Своихъ страданіяхъ Своему Отцу Небесному и для сего многократно бесѣдуетъ о нихъ со Своими учениками. Для сего и нынѣ восходитъ онъ на гору Ѳаворскую. Восходитъ для того, чтобы помолиться и во время молитвы явить ученикамъ славу Свою, да егда узрятъ Его распинаема, уразумѣютъ, что страданіе Его есть страданіе вольное, и Самъ Онъ, хотя и страждетъ по человѣчеству, но по Божественной природѣ Своей есть Отчее сіяніе.

Подробнее...

Святитель Василий Великий. Канонические письма

(Письма св. Василия Великого частично расставлены по классификации, предложенной в книге «Письма» издательства Московского подворья Свято-Троицкой Лавры, М.,2007. Общепринятая нумерация писем сохранена)

Святитель написал много писем с целью исправления канонического порядка везде, где имело место его нарушение.

Оглавление


155 (160). К Диодору (то от имени Диодора пустил в ход письмо, в котором рассуждалось о дозволительности брака с сестрою умершей жены вопреки запрещению св. Василия, сделанному им еще в начале его епископства. По сему случаю св. Василий в настоящем письме подтверждает свое запрещение обычаем Церкви; решает возражение, основанное на одном месте из книги Левит; показывает, что и у Моисея есть сие запрещение, наконец, замечает, что подобными браками смешивается плотское родство. (Писано около 373 г.))






 

Подробнее...

Святитель Мефодий Константинопольский. Слово о святых иконах

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного от Отца прежде всех веков. И во всесвятого Духа, Святаго и Господа, наравне с Отцем и Сыном покланяемого и славимого, Которым все освящается. Во Святую Троицу нераздельную, неизреченную и неописуемую. Во Святую Троицу вседержавную и вседетельную, равнобожественную и равномощную, тождественную по воле и тождественную по уму, тождественную по сущности и единосущную, совечную и собезначальную. И в единоначалие триипостасное в Сыне Боге, рожденном, в Духе Боге, содержащем и животворящем все. Ибо Дух всегда есть с Отцем и Сыном, и никогда не разделялись один от одного. И Отец всегда был и существовал с сыном. И Сын существовал с обоими – Отцем и Духом. Так покланяюсь и славлю нераздельную Святую Троицу, единое Божество в трех ипостасях.

Подробнее...

Святитель Григорий Нисский. "Большое огласительное слово"

Предисловие

Руководителям к благочестивой жизни необходимо огласительное слово, чтобы Церковь могла приумножаться от приращения числа спасаемых, когда преподаваемое слово веры достигает и до слуха неверных. Но не один и тот же способ учения пригоден для всех приступающих к слову. Напротив того, надлежит соображать оглашение с разностями верований, имея в виду одну и ту же цель слова, но неоднообразно пользуясь ведущими к ней средствами. 

Подробнее...

Преподобный Иоанн Дамаскин. Слово душеполезное и досточудное о страстях и добродетелях.

Да будет известно, что человек сугуб, т. е. состоит из души и тела; а потому имеет сугубые чувства и сугубые добродетели оных.

Подробнее...

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій († 1985 г.) Въ день памяти великомученика Пантелеимона.

Въ древности, когда рѣчь велась о мученикахъ, они именовались «свидѣтелями», согласно тому, какъ Господь Іисусъ Христосъ, апостоламъ объ ихъ будущемъ служеніи, говорилъ: «Вы будете Мнѣ свидѣтелями всюду». И въ самомъ дѣлѣ, какое свидѣтельство можетъ быть сильнѣе, чѣмъ то, которое человѣкъ готовъ запечатлѣть своею кровью и жизнью, какъ это дѣлали святые мученики. Вѣдь не могли же не задуматься надъ тѣмъ, чтó за сила такая у человѣка, предъ которой всѣ блага земныя лежатъ, а онъ отъ нихъ отворачивается и избираетъ страшныя пытки и мучительную смерть. Помогаетъ какая-то особая сила и сердца его касается особая истина.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus