Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Праведный Николай Кавасила. Изъяснение Божественной литургии.

1. Приготовление к Литургии

В священнодействии Святых Тайн (честные) дары прелагаются в Божественное Тело и Кровь; цель его — освящение верных, которые получают чрез (приобщение) святых даров оставление грехов, наследие Царства Небесного и тому подобное. Пособием и приготовлением как по отношению к самому делу (преложения святых даров), так и в отношении к достижению цели (священнодействия) служат молитвы, псалмопения, чтения из священных книг, одним словом, все, что священносовершается и возглашается и пред освящением, и по освящении даров. Ибо, хотя Бог подает нам всякую святыню даром, и мы ничего не можем принести Ему, и (Его дары) суть в строжайшем смысле дары, однакож Он настоятельно требует от нас, чтобы мы были способны и принять святыню, и сохранить; людям, не приготовленным к сему, Он и не подал бы освящения. Под таким условием подает Он (благодать) Крещения и Миропомазания; под этим условием допускает Он и к своей вечери и преподает страшную пищу, как это Он выразил в притче о семени, когда говорил: изыде сеятель — не обрабатывать землю, но — сеяти так, что обработка и все вообще приготовление должно уже сему предшествовать. Итак, поелику столь необходимо, чтобы мы приступали к принятию Тайн с таким добрым настроением и приготовлением, то должно было привзойти в состав священнодействия и оно (надлежащее приготовление), как и есть. Эту именно силу в отношении к нам имеют молитвы, псалмы, как и всё, что литургии священносовершается и возглашается. Ибо они освящают нас и благоустрояют то к надлежащему приятию святыни, то к сохранению и к дальнейшему соблюдение её в себе. Освящают они нас двояким способом. 

Подробнее...

Святитель Николай Сербский. Десять Божиих заповедей

Предисловие 

Владыка Николай (Велимирович) - поистине самое крупное имя в сербской духовной литературе двадцатого столетия, да, пожалуй, и не только двадцатого. Со времен святителя Саввы Сербского не было в сербском народе столь вдохновенного и глубокого проповедника, богослова и духовного писателя.

В простых и понятных каждому вдумчивому читателю словах владыки Николая раскрывается подлинное православное миросозерцание, столь горячо искомое в наше время многими душами.

Подробнее...

Митр. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.) Слово о св. праведномъ Іоаннѣ Кронштадтскомъ.

Когда мы знакомимся съ Житіемъ св. праведнаго Іоанна Кронштадтскаго, мы видимъ поначалу, что онъ свой жизненный путь началъ такъ, какъ многіе и многіе изъ пастырей Церкви его начинаютъ. Родился въ бѣдной семьѣ скромнаго псаломщика, испыталъ бѣдность и нужду и, наконецъ, принялъ на себя священный санъ пресвитера, священника, и началась его работа на Божіей нивѣ. Въ чемъ же разгадка? Какимъ образомъ онъ, начавшій свою жизнь, какъ обычно начинаетъ пастырь Церкви, изъ себя сдѣлалъ такого гиганта духовнаго, колосса духовной жизни, какихъ мало было не только у насъ на Руси, но и вообще во всей Вселенской Церкви.

Подробнее...

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский. Три книги свидетельств, против Иудеев

Киприан сыну Квирину желает здоровья.

Надлежало, любезнейший сын, удовлетворить духовному желанию твоему, с каким ты просишь преподать тебе Божественные наставления, которыми Господь благоволил, чрез святые Писания, вразумить и научить нас, да, изведенные из тьмы заблуждения и озаренные чистым и ясным светом Его, держимся пути жизни при пособии спасительных таинств. Потому я и составил сочинение, как ты просил: не распространяясь слишком в изложении, я собрал, в выбранных и присоединенных здесь отрывках, самое необходимое, сколько помогала тому посредственная память, имея в виду не то, чтобы написать трактат, а — представить материал для трактата, и таким образом вышло сочинение в возможно-кратком виде. Таковая краткость весьма полезна для читающих: при ней ум и понятие читающего не развлекаются, как при чтении весьма пространной книги; напротив, при сжатой краткости твердая память удерживает читаемое. Составил же я две, равно небольшие, книжки. В одной старался показать, что Иудеи, согласно предсказаниям, отступили от Бога и утратили Господню благодать, которая дарована была им прежде и была обещана на будущее время, и что на место их поступили христиане, угождающие Господу верою и приходящие от всех народов и со всего мира. Другая книжка содержит таинство о Христе, — что пришел именно Тот, Который был предвозвещен, и что из всех поступков и дел, Им совершенных, можно уразуметь и познать, что это Он был предсказан. Да послужит сие пока, для читающих, пособием при составлении первых очерков веры. Более прибавится силы, более и более будет действовать сердечное понимание в том, кто полнее испытает ветхие и новые писания, — кто прочитает все свитки духовных книг. Ибо мы теперь почерпнули из Божественных источников немного, чтобы пока переслать тебе. Можешь напиться обильнее и насытиться полнее, если и ты для пития приступишь, вместе с нами, к тем же источникам полноты Божественной.

Подробнее...

Тертуллиан. К Жене. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М.: "Прогресс", 1994. С. 334-344. Пер. Э. Юнца.

Книга первая

1. Любезная подруга моя в служении Господу! Я счел необходимым оставить тебе распоряжения на тот случай, если покину мир раньше тебя. Мы прожили достаточно долгую жизнь, помогая друг другу разумным советом. Так не позаботиться ли нам о спасении души, напоминая друг другу пути достижения нетленных благ и Царства Божьего? Молю Бога о том, чтобы ты вняла моим увещаниям,— Бога, Которому да будет честь, достоинство, слава и поклонение отныне и во веки веков, аминь.

Начну с того, что предлагаю тебе по возможности не вступать во второй брак. Не ради меня ты сделаешь это, но для того, чтобы помочь себе. Ведь христиане, покинувшие этот мир, не воссоединятся в супружестве в день воскресения, но видом и святостью уподобятся ангелам (ср. Матф. 22,30), как то засвидетельствовал Сам Господь, отвечая на вопрос, кому принадлежать будет жена, бывшая поочередно замужем за семью братьями. В день Судный ни один из ее мужей не оскорбится и не посмотрит на нее с укоризной. А потому не полагай, чтобы советовал я тебе остаться вдовою из желания сохранить для себя тело твое в непорочности. Никакое постыдное удовольствие не возродится для нас: не такое суетное блаженство обещал Господь служителям Своим. Чем полезны советы мои тебе, как и любой христианке, постараюсь теперь объяснить подробнее.

Подробнее...

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский. Книга о суете идолов

Идолы — не боги; Бог есть один и чрез Христа даровано спасение верующим; не боги те, кого чтит чернь: все это видно из следующего.

Были когда-то цари, которых близкие к ним по царственному воспоминанию стали потом чтить и после смерти: им учредили храмы и, чтобы удержать в изображении лики усопших, изваяли статуи, закалали жертвы и торжественно праздновали дни, им посвященные. Впоследствии то, что ближайшими было сделано в свое утешение, для потомков сделалось священным. Посмотрим в частности, везде ли так было. — Мелицерт и Левкотея низвергаются в море и делаются потом морскими божествами; Касторы умирают попеременно, чтобы жить; Эскулап сожигается молниею, чтобы стать богом; Геркулес испепеляется огнями горы Оэты, чтобы перестать быть человеком. Аполлон пас стада Адмета; Нептун построил Лаомедону стены, и несчастный строитель не получил платы за свой труд. На острове Крите можно видеть пещеру Юпитера и там показывают гроб его. Известно, что он изгнал оттуда Сатурна и страна, куда этот скрылся, получила название Лациума1. Сатурн научил письменам и первый в Италии стал чеканить монеты, отчего и казнохранилище называется Сатурновым. Занимался он и земледелием и потому изображается стариком, несущим косу. Его, изгнанного, приютил Янус, от которого получил название Яникул и месяц Януарий и который изображается двуличным, так что, стоя как бы посредине, он смотрит, по-видимому, на год наступающий и преходящий. — А мавры явно чтут царей и этого ничем не прикрывают. И потому почитание богов изменяется по различию народов и областей, так что не всеми почитается один бог, но у каждого соблюдается собственное почитание своих предков. Александр Великий в знаменитой книге пишет к матери своей, что жрец, из боязни его могущества, передал ему тайну о богах-людях, — о том, что сохранение памяти предков и царей послужило поводом к обрядам празднований и жертвоприношений. Но если боги рождались когда-либо, то почему не рождаются и ныне? Неужели Юпитер состарился, или Юнона сделалась бесплодною? Да и почему ты считаешь могущественными для Римлян тех богов, которые против их оружия не могли отстоять своих? Ибо мы знаем отечественных богов Римлян. У них есть Ромул, чрез клятвопреступление Прокула сделавшийся богом; есть Пик, Тиберин, Пилюмн и Конс — бог обмана, которого Ромул, после вероломного похищения Сабинянок, велел чтить, как бога советов. Таций нашел и почтил богиню Клоацину2, Гостилий — Павора и Паллора. Вскоре, не знаю кем, обоготворены: Фебрис, Алка и Флора — распутные женщины. Вот боги Римские! — Далее, Марс Фракийский, Юпитер Критский, Юнона Аргосская, Самосская и Финикийская, Диана Таврическая и мать богов Идэя, а также Египетские чудовища — это не божества; потому что если бы они имели сколько-нибудь силы, то свои царства сохранили бы для своих. Правда, есть у Римлян и побежденные пенаты, которых принес беглец — Эней; есть и Венера плешивая, которая гораздо гнуснее, чем Гомерова изъязвленная венера.

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Поученіе въ недѣлю всѣхъ святыхъ. Пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы (Матѳ. 11, 28).

Нынѣ мы торжествуемъ память всѣхъ святыхъ, подвизавшихся на землѣ добрымъ подвигомъ вѣры и добродѣтели и преселившихся на небеса — для вѣчнаго упокоенія и радости. Каждогодное возвращеніе къ намъ настоящаго праздника памяти всѣхъ святыхъ есть, братія, не иное что, какъ много разъ повторяемое воззваніе святыхъ преставльшихся къ намъ, живущимъ на землѣ и подвизающимся со врагами спасенія ради будущаго нетлѣннаго царствія, воззваніе — идти по ихъ слѣдамъ. Они говорятъ намъ: стремитесь нелѣностно къ будущему царствію и вы, меньшіе братія наши, какъ стремились мы; да не останавливаютъ васъ никакія препятствія на пути ко спасенію, какъ ничто не остановило насъ; будьте мужественны, тверды въ борьбѣ съ своего лѣнивою и грѣшного плотію, съ приманками обманчиваго, скоропреходящаго свѣта, съ кознями невидимаго врага діавола, помните постоянно, что царство небесное усиліями пріобрѣтается и только усильные искатели наслѣдуютъ его (Матѳ. 11, 12), что многими скорбми подобаетъ вамъ внити въ него (ср. Дѣян. 14, 22). Вотъ мы много боролись, много терпѣли и за то нынѣ покоимся покоемъ вѣчнымъ и нерушимымъ. Много борьбы перенесете и вы: настанетъ и для васъ вѣчный покой. Живя на землѣ, мы услышали слова Спасителя и Упокоителя нашего: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы, и съ вѣрою и упованіемъ поспѣшили на зовъ Его, пришли къ Нему, все претерпѣли для Него и теперь получили отъ Него обѣщанный покой; послѣдуйте также и вы: упокоитъ Онъ и васъ на лонѣ Своей вѣчной любви.

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Слова, произнесенныя въ 1905 году. Слово на день святой живоначальной Троицы или Св. Пятидесятницы.

Слава святѣй, единосущнѣй, животворящей и нераздѣльнѣй Троицѣ всегда, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. (Возгласъ въ началѣ всенощнаго бдѣнія.)

Празднуемъ дорогіе братья и сестры, великій христіанскій праздникъ Пятидесятницы, т. е. пятидесятый день по Пасхѣ или Воскресеніи Христовомъ изъ мертвыхъ и десятый по Вознесеніи Его на небо. Какое великое и спасительное для Церкви событіе совершилось въ этотъ день? — Совершилось славное, живоносное сошествіе Св. Духа, третьяго Божественнаго Лица Св. Троицы на апостоловъ и всѣхъ вѣрныхъ учениковъ и ученицъ Христовыхъ, бывшихъ въ Сіонской горницѣ. Прежде не было въ мірѣ пребыванія Духа Святаго, ибо Іисусъ Христосъ не былъ прославленъ, какъ говоритъ св. писаніе, т. е. доколѣ Онъ не пострадалъ и не умеръ, за грѣхи міра. Ибо только по заслугамъ Христа и по Его ходатайству Богъ-Отецъ послалъ въ міръ грѣшный и погибающій — Духа Своего Святаго и животворящаго. Это сошествіе Святаго всеобновляющаго и всесодержащаго Духа Божія сопровождалось чудными всеобновляющими дѣйствіями на собравшихся и ожидавшихъ Его въ единодушной пламенной молитвѣ учениковъ. Выслушайте священную повѣсть объ этомъ славномъ событіи дѣеписателя и евангелиста Луки.

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Слова и поученія, произнесенныя въ 1907-1908 годахъ. Слово на день св. Пятьдесятницы или сошествія Святаго Духа на Апостоловъ. Исторія и смыслъ праздника [1].

При наступленіи дня Пятьдесятницы, всѣ Апостолы и вѣрующіе были единодушно вмѣстѣ, и внезапно сдѣлался шумъ съ неба, какъ-бы отъ несущагося сцльнаго вѣтра, и наполнилъ весь домъ, гдѣ они находились, и явились имъ раздѣляющіеся языки, какъ бы огненные и почили по одному на каждомъ изъ нихъ, и исполнились всѣ Духа Святаго, и начали говорить на иныхъ языкахъ, какъ Духъ давалъ имъ провѣщавать (Дѣян. 2, 1-4).

Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский). Слова и поучения, произнесенные в разных местах служения в 1907-1908 гг. СПб., 1908Пресвятая Троица, даруй мнѣ слово на день Твой! Да будетъ слово мое, бреннаго человѣка достойно — насколько возможно — Твоей святыни, благости и правды, Твоей премудрости, Твоего милосердія и щедротъ къ падшему человѣческому роду, Твоего свѣта неприступнаго, Твоей красоты! Вотъ чѣмъ я начинаю слово въ великій день Пятьдесятницы, или сошествія Святаго Духа на Христовыхъ Апостоловъ и на всѣхъ вѣрующихъ, именно посильною хвалою Троицѣ.

Подробнее...

Архіеп. Серафимъ Соболевъ († 1950 г.) Слово на праздникъ Св. Пятидесятницы. О благодати Святаго Духа, какъ цѣли нашей христіанской жизни [1].

Въ сей великій день св. Пятидесятницы, когда Церковь празднуетъ сошествіе Святаго Духа на Апостоловъ, мнѣ хотѣлось бы указать вамъ, возлюбленные о Христѣ братія и сестры, на слѣдующія слова св. Сѵмеона Новаго Богослова: «Цѣль всѣхъ по Богу живущихъ, говоритъ онъ, состоитъ въ томъ, чтобы благоугодить Христу Богу нашему... чрезъ пріятіе Святаго Духа и такимъ образомъ устроить свое спасеніе, ибо въ этомъ состоитъ спасеніе всякой души. Если этого нѣтъ у насъ въ цѣли и дѣйствіи, то тщетенъ всякій другой трудъ и суетно всякое другое дѣланіе наше» [2].
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus