Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій († 1985 г.) Св. жены мѵроносицы.

Святая Православная Церковь нынѣ какъ вы знаете, прославляетъ святыхъ женъ мѵроносицъ, почему и самый этотъ воскресный день именуется «недѣля женъ мѵроносицъ».
 
Еще вчера мы говорили о томъ, что жены мѵроносицы по существу были первыми благовѣстницами воскресенія Христова и въ какомъ-то смыслѣ, какъ говорилъ одинъ русскій святитель, онѣ оказались апостолами для самихъ апостоловъ.
 

Подробнее...

Свт. Филаретъ, архіеп. Черниговскій и Нѣжинскій († 1866 г.) Слова и бесѣды на дни воскресные. Бесѣда въ недѣлю женъ Мѵроносицъ, въ Хорошевской женской обители.

И время бесѣдованія — недѣля св. женъ мѵроносицъ, и мѣсто бесѣдованія — обитель женъ, посвятившихъ себя Господу, показываютъ, что весьма прилично теперь бесѣдовать о женахъ мѵроносицахъ къ назиданію слушающихъ.
 

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.). Полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ. Поученіе въ недѣлю о Ѳомѣ.

Такъ рѣшительно увѣровалъ Ѳома въ воскресеніе Господа изъ мертвыхъ, когда осязалъ раны Его на рукахъ и рану Его въ пречистомъ ребрѣ: Ты Господь мой и Богъ мой! т. е. побѣдившій силою Божества Своего всеродную смерть падшаго Адама и даровавшій воскресеніе всему человѣческому роду. Ты побѣдитель ада; Ты отверзъ снова двери рая падшему и возстановленному Тобою человѣческому роду! Такъ увѣровалъ невѣрный до того Ѳома! Такъ ли мы нынѣ вѣруемъ въ воскресшаго Господа? Есть ли у насъ доказательства, что дѣйствительно вѣруемъ? Ощущаемъ ли въ себѣ и на себѣ божественныя дѣйствія нашего Спасителя? Вотъ мы не только подобно Ѳомѣ осязаемъ нашего Спасителя, но вкушаемъ Его пречистое Тѣло и Кровь. Что же? Ощущаемъ ли мы въ это время Его Божество такъ, какъ ощутилъ апостолъ Ѳома по осязаніи? Вопіетъ ли тогда внутренно душа наша, какъ апостолъ Ѳома: Господь мой и Богъ мой! т. е. вижу, что Ты во мнѣ, Господь мой и Богъ мой, и я въ Тебѣ; ибо Ты снялъ съ меня бремя грѣховъ; разрушилъ узы грѣха и смерти во мнѣ; исцѣлилъ душевныя язвы мои; оживилъ чудно душу и тѣло мое, даровавъ мнѣ божественный миръ, дерзновеніе, свѣтъ, силу, всѣ блага. Такъ, Господь нынѣ познается осязательно всѣми истинно причащающимися пречистаго Тѣла и Крови Его. Вотъ блаженство наше, радость наша, сила наша! не завидуемъ мы Ѳомѣ, осязавшему Господа по воскресеніи Его и осязаніемъ увѣрившемуся и весь міръ увѣрившему своимъ блаженнымъ невѣріемъ въ воскресеніе нашего сладчайшаго Господа! Мы сами осязаемъ непрестанно Господа и видимъ, видимъ Его сердечными очами и всегда ощущаемъ Его въ себѣ. Дай Богъ, чтобы у всѣхъ была такая ощутительная вѣра. Дай Богъ всѣмъ намъ и жить и дѣйствовать по вѣрѣ, и любить Господа, какъ Отца, возлюбившаго насъ, и любить другъ друга, какъ Онъ заповѣдалъ, и соблюдать Его заповѣди. Аминь. 


Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 181-182.

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.). Полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ. Поученіе въ недѣлю о Ѳомѣ.

Вотъ и праздникъ праздниковъ у насъ прошелъ: и царскія врата въ храмахъ Господнихъ затворены, и служба стала не такъ торжественна, какъ она была торжественна на свѣтлой недѣлѣ. Что же, братія, оставилъ этотъ праздникъ въ душахъ нашихъ? Вѣдь праздники христіанскіе не для того проходятъ своею чередою передъ нами, чтобы оставлять наши души праздными, а для того, чтобы упразднять, освобождать насъ отъ заботъ и дѣлъ житейской суеты, иначе сказать: праздники для того Господь даетъ намъ, чтобы мы на время бросили думать, заботиться, радоваться или скорбѣть о житейскомъ, о земномъ, скоропреходящемъ, а подумали, позаботились, порадовались о небесномъ, вѣчномъ. Для этого, именно, данъ намъ былъ и прошедшій праздникъ.

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ. Поученіе въ недѣлю о Ѳомѣ.

Глаголаху же ему (Ѳомѣ) друзіи ученицы: видѣхомъ Господа. Онъ же рече имъ: аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего въ язвы гвоздинныя, и вложу руку мою въ ребра Его, не иму вѣры (Іоан. 20, 25).
 

Подробнее...

Свт. Филаретъ, митр. Кіевскій († 1857 г.) Слово 14. На Святую Пасху, и въ день Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы [1].

Христосъ воскресе! Не только на землѣ, но и на небесѣхъ нѣтъ, возлюбленные братія, радостнѣе сего привѣтствія, которымъ нынѣ св. Церковь привѣтствуетъ вѣрныхъ чадъ своихъ, и отъ нихъ взаимно привѣтствуется.
 

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Слова и поученія, произнесенныя въ 1902 году. Слово на день Святой Пасхи 14-го апрѣля. Очевидность истины воскресенія мертвыхъ.

Христосъ воскресе!
 
Привѣтствую васъ, дорогіе братія и сестры, съ пресвѣтлымъ праздникомъ Воскресенія Христова изъ мертвыхъ! Радуйтесь, и еще скажу: радуйтесь.
 
Для большей радости послушаемъ Ангела Господня, явившагося мѵроносицамъ у гроба Спасителя въ видѣ сіяющемъ на подобіе молніи — и благовѣствовавшаго имъ о Воскресеніи Христовомъ. Когда онѣ были въ трепетѣ отъ сильно блиставшаго вида его, онъ ободрилъ ихъ и сказалъ: «не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Іисуса распятаго. Его нѣтъ здѣсь; Онъ воскресъ, какъ сказалъ. Подойдите, посмотрите мѣсто, гдѣ лежалъ Господь. И пойдите скорѣе, скажите ученикамъ Его, что Онъ воскресъ изъ мертвыхъ, и предваряетъ васъ въ Галилеѣ; тамъ Его увидите. Вотъ я сказалъ вамъ. И, вышедши поспѣшно изъ гроба, онѣ со страхомъ и радостію великою побѣжали возвѣстить ученикамъ Его. Когда же шли онѣ возвѣстить ученикамъ Его, и се, Іисусъ встрѣтилъ ихъ, и сказалъ: радуйтесь! И онѣ, приступивъ, ухватились за ноги Его, и поклонились Ему. Тогда говоритъ имъ Іисусъ: не бойтесь; пойдите, возвѣстите братьямъ Моимъ, чтобы шли въ Галилею, и тамъ они увидятъ Меня... Одиннадцать же учениковъ пошли въ Галилею, на гору, куда повелѣлъ имъ Іисусъ. И, увидѣвъ Его, поклонились Ему; а иные усумнились. И приблизившись Іисусъ сказалъ имъ: дана Мнѣ всякая власть на небѣ и на землѣ. Итакъ идите, научите всѣ народы, крестя ихъ во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, уча ихъ соблюдать все, что Я повелѣлъ вамъ; и се, Я съ вами во всѣ дни до скончанія вѣка». Здѣсь конецъ повѣствованію Евангелиста Матѳея о воскресеніи и явленіи Господнемъ.
 

Подробнее...

Свт. Макарій, митр. Московскій и Коломенскій († 1926 г.) Бесѣда по поводу игръ въ Пасхальные дни. Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся въ онь.

Къ какой радости и веселью призываетъ святая Церковь чадъ своихъ въ эти свѣтлые дни? Конечно, не къ тѣмъ удовольствіямъ, къ которымъ призываютъ городскихъ обитателей объявленія, выставленныя на улицахъ и перекресткахъ города. Церковь зоветъ къ веселью духовному, подаваемому отъ Духа Божія, къ радости божественной, дарованной міру воскресеніемъ Христа: веселимся божественнѣ, яко воскресе Христосъ. Внутренняя, духовная, святая радость выше внѣшней плотской, грѣховной радости. При духовной радости бываетъ мало чувствительна, или почти нечувствительна житейская печаль, происходящая отъ разныхъ внѣшнихъ причинъ: болѣзни, бѣдности, отъ злаго языка, отъ обидъ и притѣсненій. 
 

Подробнее...

Архіеп. Серафимъ Соболевъ († 1950 г.) Слово на Великій Четвергъ. О страхѣ Божіемъ [1].

Какъ часто мы слышимъ, возлюбленныя о Христѣ чада мои, возгласъ священнослужителя, который, держа святую чашу въ рукахъ, говоритъ: «со страхомъ Божіимъ и вѣрою приступите». Что это за страхъ Божій, безъ котораго мы не должны приступать къ св. Причастію? Это прежде всего тотъ страхъ, о которомъ въ Священномъ Писаніи сказано: Начало премудрости страхъ Господень (Прит. 1, 7; 9, 10; Псал. 110, 10). Здѣсь имѣется въ виду страхъ временныхъ и вѣчныхъ наказаній, которымъ мы должны удерживаться отъ всякаго зла и въ особенности тогда, когда готовимся къ воспріятію величайшей святыни — Тѣла и Крови Христа Спасителя.
 

Подробнее...

Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.) Страстная седмица. Слово въ великую среду.

По благодати Божіей, братіе, мы стоимъ уже на послѣднемъ предѣлѣ св. четыредесятницы. Какъ предъ древними израильтянами, странствовавшими сорокъ лѣтъ въ пустынѣ, предъ нами теперь Ханаанъ духовный — страданія, смерть и воскресеніе Господа нашего. Чего не дѣлала св. Церковь, дабы приготовить насъ къ достойному вшествію въ сію землю обѣтованія. — И гремѣла громомъ проклятія на сыновъ строптивыхъ; и питала послушныхъ манною различныхъ молитвъ и пѣснопѣній, самымъ Тѣломъ и Кровію Христовою; и услаждала для ослабѣвающихъ на пути горькія воды покаянія древомъ Креста; и въ послѣдніе дни сіи разверзала предъ всѣми книгу Новаго Завѣта, показуя намъ всѣ дѣянія нашего Господа. — Послѣ столь долгаго и разнообразнаго удобренія земли и сѣянія, надобно быть богатой жатвѣ. Итакъ, гдѣ теперь Іисусъ и Халевъ, — тѣ, кои добрѣ подвизались подвигомъ поста? Да престанутъ отъ четыредесятидневнаго странствія, да преходятъ немокренно Іорданъ, да идутъ прямо въ Сіонскую горницу, гдѣ уготовляется безсмертная трапеза! Тамъ будутъ омыты красныя ноги ихъ отъ самаго тонкаго праха земныхъ помышленій; тамъ услышатъ они послѣднее завѣщаніе грядущаго на страданія Господа, пріимутъ миръ и обѣтованіе Духа; оттуда во слѣдъ за Нимъ, безъ нашихъ указаній, пойдутъ въ Геѳсиманію и на Голгоѳу, — дабы страдать съ Нимъ и сраспяться Ему духомъ.
 

Подробнее...

Еще статьи...

Навигация

Система Orphus