Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій († 1985 г.) Объясненіе чина Воздвиженія Животворящаго Креста.

Церковь продолжаетъ еще праздновать великій праздникъ Воздвиженія Животворящаго Креста. Поэтому мы съ вами вмѣстѣ съ воскресными пѣснопѣніями слышимъ и пѣснопѣнія крестныя. Когда былъ канунъ великаго праздника Воздвиженія, въ нѣкоторыхъ храмахъ совершался самый Чинъ Воздвиженія, когда рукой архіерейской крестъ поднимался высоко вверхъ и потомъ постепенно опускался внизъ до самой земли, а потомъ снова, такъ же медленно возносился опять кверху. Этимъ обрядомъ Церковь указываетъ намъ на то великое дѣло, которое совершилъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, сошедшій съ неба на землю, а отъ земли даже въ преисподнюю, для того, (какъ любили говорить святые отцы) чтобы поискать, найти и спасти человѣка.

Подробнее...

Прот. Валентинъ Амфитеатровъ († 1908 г.) Поученіе въ праздникъ Воздвиженія. «О крестоношеніи».

По волѣ Божіей мы родились и воспитались въ православной христіанской вѣрѣ. Наша вѣра не обѣщаетъ никому ни внѣшнихъ почестей, ни славы, ни богатства. Она на всѣхъ и каждаго въ самой купели крещенія надѣваетъ крестъ. Всѣмъ, кто хочетъ быть истиннымъ, православнымъ христіаниномъ, нашъ Спаситель говоритъ не иное что, какъ эти слова: Кто хочетъ итти за Мной, — отвергнись себя, возми свой крестъ и послѣдуй за Мною (Марк. 8, 34). Каждый изъ насъ на своемъ собственномъ крестѣ обязанъ распять свои страсти, свои желанія и умертвить грѣхъ. Словомъ, отъ каждаго изъ насъ требуется самоотверженіе. Живи, христіанинъ, не какъ самъ хочешь, а какъ тебѣ Богъ велитъ. Таково правило христіанъ православныхъ. Само собой понятно, что подвигъ не легкій предлагаетъ христіанство. О немъ легче говорить, нежели исполнить; легче посовѣтовать это другому, нежели самому сдѣлать; легче назваться христіаниномъ, нежели быть имъ. Да, тяжело, не подъ силу намъ грѣшнымъ обязанность самоотверженія... Сознаетъ это возраженіе и св. руководительница и наша мать, св. Церковь. Она установляетъ въ теченіе года праздники въ честь Креста, износитъ въ извѣстные дни года изъ алтарей и поставляетъ крестъ предъ нашими глазами. Она излагаетъ ученіе о крестѣ въ чтеніи апостола, Евангелія, пѣснопѣніяхъ и проповѣдяхъ. Этимъ средствомъ она хочетъ облегчить тяжелую ношу нашего терпѣнія во всѣхъ случаяхъ и обстоятельствахъ жизни. Размыслимъ, какимъ образомъ облегчается путь нашей жизни животворящимъ Крестомъ?

Подробнее...

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.) Крестъ — вѣрныхъ утвержденіе.

Крестъ, хранитель всея вселенныя, крестъ, красота Церкве: крестъ, царей держава: крестъ, вѣрныхъ утвержденіе: крестъ, ангеловъ слава, и демоновъ язва (Свѣтиленъ кресту).

Архиепископ Аверкий. Современность в свете слова Божия. Слова и речи. Том II. 1961-1968 гг. Jordanville, 1975Такая великая для насъ святыня Крестъ Господень, что, помимо частыхъ обращеній къ нему и упоминаній о немъ въ повседневныхъ службахъ и молитвахъ, Св. Церковь сочла нужнымъ для вящшаго прославленія его установить въ честь его особый   в е л и к і й   праздникъ — праздникъ Воздвиженія Честнаго и Животворящаго Креста Господня, вошедшій въ рядъ самыхъ большихъ, такъ называемыхъ «двунадесятыхъ» праздниковъ.

Подробнее...

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій († 1985 г.) О Крестѣ Господнемъ.

Иже хощетъ по Мнѣ идти, да отвержется себе, возьметъ крестъ свой и по Мнѣ грядетъ.
 
Проповеди и поучения Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Том I. К 50-летию священнослужения (1931-1981 гг.). Нью-Йорк, 1981Такое строгое условіе поставилъ Господь Іисусъ Христосъ передъ всякимъ, кто хотѣлъ бы, дѣйствительно, не на словахъ, а на дѣлѣ послѣдовать Ему. Что же значатъ эти слова сегодняшняго евангельскаго чтенія? Да отвержется себе значитъ — пусть поступитъ съ самимъ собою, съ наличнымъ содержаніемъ своей внутренней жизни, со всѣмъ, чѣмъ до сихъ поръ душа жила, въ чемъ находила удовольствіе, успокоеніе и утѣшеніе — такъ, какъ поступаетъ человѣкъ съ изношенной и никуда уже не годной одеждой — онъ отвергаетъ ее и выбрасываетъ вонъ. Въ духовномъ смыслѣ человѣкъ долженъ такъ же поступить по отношенію къ своему внутреннему содержанію, устремиться къ иной, лучшей жизни и просить у Бога помощи, чтобы жить по христіански, а не по началамъ мірской суеты.
 

Подробнее...

Илия Минятий. Похвальное слово на Рождество Богородицы

Что за необычайный и многолюдный праздник нынешнего светоносного и радостного дня. И какой это благостный ангел возбуждает вас к этому веселью души и песнопениям уст? К чему относится эта чрезвычайная радость, написанная на ваших лицах? Я смотрю и вижу во взоре каждого из вас выражение великой радости, которая вызвана великой вестью. Прислушиваюсь, и стены этого божественного и святого храма потрясаются от восклицаний и рукоплесканий; и при звуках сладостных песнопений и при радостном свете вижу, как Церковь преобразуется в другое, наземное небо и в небесное чиноначалие. 

Подробнее...

Преподобный Феодор Студит. Метод священной молитвы и внимания

Перевод с древнегреческого и примечания А.Г. Дунаева

Три суть образа молитвы и внимания, которыми душа возводится или низводится: возводится, пользуясь ими своевременно, а низводится, владея ими не вовремя и несмысленно. Трезвение и молитва связаны, как душа с телом: одно не существует без другого. Соединяются они двояко. Сначала трезвение противостоит греху, будучи неким передовым разведчиком, а следом молитва сразу уничтожает и истребляет связанные стражей /охранением/ постыдные помыслы, чего не может совершить одно внимание. Это дверь жизни и смерти, то есть внимание и молитва, которую если мы очищаем трезвением, то улучшаемся, если же неосторожно уменьшая /ослабевая/ ее оскверняем, то становимся негодными.

Подробнее...

Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.) Слова и бесѣды на праздники Богородичные. Слово на Рождество Пресвятыя Богородицы. Сей день Господень: радуйтеся, людіе! (Стих. 2. на Лит.)

Сочинения Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. Том II. Слова и беседы на праздники Богородичные. Слова и беседы на дни святых. СПб., 1872Такъ взываетъ нынѣ святая Церковь, какъ бы опасаясь, чтобы кто-либо изъ насъ, по невниманію или другимъ причинамъ, не остался безъ участія въ радости настоящаго дня. Что же находитъ она въ днѣ семъ особенно радостнаго? — То, что онъ есть день Господень! Подлинно, братіе, самъ Господь сотворилъ день сей, да возрадуемся и возвеселимся въ онь (Псал. 117, 24). Безъ Его всемогущей силы Іоакимъ и Анна не произрастили бы плода, отъ коего питается теперь вся вселенная. Если мы не можемъ сказать, чтобы Спаситель міра не явился въ мірѣ, когда бы не было Маріи; то можемъ и должны исповѣдать, что Онъ явился въ мірѣ не прежде, какъ произошла на свѣтъ Марія, и явился отъ Маріи. Посему одно рождество Бога Сына превосходитъ важностію рождество Богоматери. Человѣчество, прошедъ долгій рядъ очищенія и освященія въ сонмѣ патріарховъ и всѣхъ святыхъ ветхаго завѣта, явилось наконецъ въ Маріи на той степени чистоты и совершенства, на коей оно могло содѣлаться вмѣстилищемъ Бога Слова. Такимъ образомъ рожденіемъ Маріи разрѣшилось неплодство не Іоакима токмо и Анны, а всего рода человѣческаго: а посему оно есть торжество поистинѣ всемірное: сей день Господень: радуйтеся людіе! — Радуйтеся явленію Той, коея Сынъ дѣйствительно сотретъ главу змія (Быт. 3, 15), которая будетъ имѣть столько вѣры и любви, что не усомнится сказать Архангелу: се раба Господня, буди мнѣ по глаголу твоему (Лук. 1, 38), которая своею плотію и кровію будетъ питать ту Плоть и Кровь, безъ вкушенія коихъ нѣтъ для насъ живота вѣчнаго, которая въ состояніи будетъ стоять на Голгоѳѣ и слышать со креста: жено, се сынъ твой (Іоан. 19, 26), которая, содѣлавшись честнѣйшею Херувимъ, не престанетъ простирать надъ родомъ человѣческимъ своего благодатнаго покрова: радуйтеся людіе!

Подробнее...

Свт. Филаретъ, митр. Кіевскій († 1857 г.) Слово 20. Въ день Рождества Пресвятыя Богородицы. Сіе да мудрствуется въ васъ, еже и во Христѣ Іисусѣ (Флп. 2, 5).

Слова и речи говоренные в разные времена Синодальным Членом Филаретом, митрополитом Киевским и Галицким и Священно-архимандритом Киево-Печерской Лавры. Том III. Киев, 1857Велико есть званіе наше, братіе, христіане! Слово Божіе требуетъ отъ насъ, чтобы мы такія же имѣли чувствованія, какія имѣлъ Іисусъ Христосъ, чтобъ мысли наши такъ же были чисты, какъ чисты были мысли Іисуса Христа, чтобъ слова наши такъ же были вѣрны, какъ вѣрны были слова Іисуса Христа; чтобъ дѣла наши такъ же были праведны, какъ праведны были дѣла Іисуса Христа. Словомъ, чтобы мы всемѣрно старались жизнію своею подражать святѣйшей на землѣ жизни Іисуса Христа, Господа и Бога и Спасителя нашего. — Сіе да мудрствуется въ васъ, еже и во Христѣ Іисусѣ.

Подробнее...

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.) Слова и рѣчи. Слова и рѣчи, не напечатанныя при жизни проповѣдника. 1806-1808 гг. XXXVIII. 2. Слово въ день Рождества Богородицы [1].

Едино есть на потребу (Лук. 10, 42).

Ничто такъ не обыкновенно въ мірѣ, какъ жалобы на жизнь многопопечительную. Еслибы всѣ воздыханія въ сію минуту изъ сердецъ озабоченныхъ, совокупясь, коснулись ушей нашихъ, какую страшную бурю мы бы услышали! Когда удовлетвореніе вещественныхъ надобностей — пища, одежда, образованіе духа и обязанности общественныя не стóятъ намъ великаго труда, наше воображеніе бываетъ плодовито, дабы родить намъ безпокойства мечтательныя; жажда богатства, славы, наслажденія занимаетъ такъ, что самый праздный имѣетъ столько дѣла, какъ и самый трудолюбивый.

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Слова и поученія, произнесенныя въ 1907-1908 годахъ. Слово на день преславнаго Рождества Пресвятой Богородицы.

Всемірная радость отъ праведныхъ Іоакима и Анны возсія намъ, всепѣтая Дѣва, яже премногія ради чистоты храмъ Божій одушевленный бываетъ, и едина воистину Богородица познавается. (На стиховнѣ стихира, предпразд. служба).

Прежде чѣмъ начать мое убогое слово о рождествѣ Матери Бога-Слова, молю сіе Предвѣчное Слово дать мнѣ разумъ прославить по силамъ моимъ, а вѣрнѣе по благодати Божіей, настоящій великій христіанскій праздникъ, Рождества Пресвятыя Дѣвы Маріи, предназначенной отъ Творца вѣковъ быть Матерью Сына Божія по плоти.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus