Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Архіеп. Серафимъ Соболевъ († 1950 г.) Слово на Великій Четвергъ. О страхѣ Божіемъ [1].

Какъ часто мы слышимъ, возлюбленныя о Христѣ чада мои, возгласъ священнослужителя, который, держа святую чашу въ рукахъ, говоритъ: «со страхомъ Божіимъ и вѣрою приступите». Что это за страхъ Божій, безъ котораго мы не должны приступать къ св. Причастію? Это прежде всего тотъ страхъ, о которомъ въ Священномъ Писаніи сказано: Начало премудрости страхъ Господень (Прит. 1, 7; 9, 10; Псал. 110, 10). Здѣсь имѣется въ виду страхъ временныхъ и вѣчныхъ наказаній, которымъ мы должны удерживаться отъ всякаго зла и въ особенности тогда, когда готовимся къ воспріятію величайшей святыни — Тѣла и Крови Христа Спасителя.
 

Подробнее...

Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.) Страстная седмица. Слово въ великую среду.

По благодати Божіей, братіе, мы стоимъ уже на послѣднемъ предѣлѣ св. четыредесятницы. Какъ предъ древними израильтянами, странствовавшими сорокъ лѣтъ въ пустынѣ, предъ нами теперь Ханаанъ духовный — страданія, смерть и воскресеніе Господа нашего. Чего не дѣлала св. Церковь, дабы приготовить насъ къ достойному вшествію въ сію землю обѣтованія. — И гремѣла громомъ проклятія на сыновъ строптивыхъ; и питала послушныхъ манною различныхъ молитвъ и пѣснопѣній, самымъ Тѣломъ и Кровію Христовою; и услаждала для ослабѣвающихъ на пути горькія воды покаянія древомъ Креста; и въ послѣдніе дни сіи разверзала предъ всѣми книгу Новаго Завѣта, показуя намъ всѣ дѣянія нашего Господа. — Послѣ столь долгаго и разнообразнаго удобренія земли и сѣянія, надобно быть богатой жатвѣ. Итакъ, гдѣ теперь Іисусъ и Халевъ, — тѣ, кои добрѣ подвизались подвигомъ поста? Да престанутъ отъ четыредесятидневнаго странствія, да преходятъ немокренно Іорданъ, да идутъ прямо въ Сіонскую горницу, гдѣ уготовляется безсмертная трапеза! Тамъ будутъ омыты красныя ноги ихъ отъ самаго тонкаго праха земныхъ помышленій; тамъ услышатъ они послѣднее завѣщаніе грядущаго на страданія Господа, пріимутъ миръ и обѣтованіе Духа; оттуда во слѣдъ за Нимъ, безъ нашихъ указаній, пойдутъ въ Геѳсиманію и на Голгоѳу, — дабы страдать съ Нимъ и сраспяться Ему духомъ.
 

Подробнее...

Свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.) Слова во святую Четыредесятницу и приготовительныя къ ней недѣли. 46. Во вторникъ Страстной седмицы.

Грядый Господь на вольную страсть, Апостоломъ глаголаше на пути: се восходимъ въ Іерусалимъ, и Сынъ Человѣческій преданъ будетъ на пропятіе. Пріидите убо и мы, сшествуемъ Ему и сраспнемся Его ради житейскимъ сластемъ.
 

Подробнее...

Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.) Страстная седмица. Слово въ Великій понедѣльникъ, на литургіи.

Грядый Господь къ вольной страсти, Апостоломъ глаголаше на пути: се восходимъ во Іерусалимъ, и предастся Сынъ человѣческій, якоже есть писано о Немъ. Пріидите убо и мы, очищенными смыслы сшествуемъ Ему, и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейскимъ сластемъ, да и оживемъ съ Нимъ (На Вечер. стих. 1).
 

Подробнее...

Свт. Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.) Дочь Сіона и дочь Вавилона. Поученіе на праздникъ Входа Господня въ Іерусалимъ. Не бойся дщи Сіоня: се Царь твой грядетъ на жребяти осли (Іоан. 12, 15).

Возлюбленные мои братія, православные слушатели! Въ семъ вѣкѣ есть двѣ дочери. Одна — дочь Сіона, о которой воспоминаетъ св. Іоаннъ Богословъ, говоря: Не бойся дщи Сіоня: се Царь твой грядетъ (Іоан. 12, 15). Другая — дочь Вавилона, которую воспоминаетъ царственный пророкъ Давидъ въ такихъ словахъ: дщи Вавилоня окаянная! блаженъ, иже воздастъ тебѣ воздаяніе твое, еже воздала еси намъ: блаженъ, иже иметъ и разбіетъ младенцы твоя о камень. Въ словахъ: се Царь твой грядетъ подъ Царемъ разумѣется Христосъ Богъ Избавитель нашъ. Ибо такъ наименовалъ Его святый Іоаннъ Богословъ, сказавъ: Царь царемъ и Господь господемъ (Апок. 17, 13).
 

Подробнее...

Архіеп. Серафимъ Соболевъ († 1950 г.) Слово въ день праздника Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы. О великомъ значеніи Пречистой Дѣвы Маріи въ дѣлѣ нашего спасенія [1].

«Днесь спасенія нашего главизна... Сынъ Божій Сынъ Дѣвы бываетъ...» Вотъ слова тропаря въ честь праздника Благовѣщенія, на которыя мнѣ хотѣлось бы, мои возлюбленныя о Христѣ братія и сестры, обратить особенное ваше вниманіе. Эти слова показываютъ намъ, что при благовѣщеніи Архангела Гавріила Пречистой Дѣвѣ Маріи началось наше спасеніе черезъ зачатіе, или воплощеніе отъ Нея Сына Божія.
 

Подробнее...

Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.) Слова и бесѣды на праздники Богородичные. Слово на день Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы.

Почему нынѣшній день называется днемъ Благовѣщенія? — Очевидно, по какой-либо благой вѣсти для всѣхъ насъ. Что это за вѣсть?
 
Та вѣсть, что къ намъ, бѣднымъ, на землю низшелъ нынѣ Единородный Сынъ Божій, вѣчное Слово, коимъ сотворено и держится въ бытіи все видимое и невидимое; — низшелъ до того, что облекся естествомъ нашимъ, содѣлался во всемъ, кромѣ грѣха, подобнымъ намъ человѣкомъ, и это не на время токмо какое-либо, малое или великое, а на всю вѣчность.
 

Подробнее...

Свт. Іаковъ Низибійскій († 350 г.). Письмо къ св. Григорію, просвѣтителю Арменіи, о постѣ.

1. Святые посты пріятны Богу, сокровенны, подобно сокровищу, на небѣ сокрытому, и составляютъ оружіе противъ лукаваго и щитъ противъ острыхъ, раскаленныхъ стрѣлъ врага. Говоря такъ о постахъ, говорю не отъ себя самаго, но съ наставническаго голоса Св. Писанія, которое свидѣтельствуеть, что посты всегда оказывали важную помощь благочестиво и свято постившимся. Но, возлюбленный мой, посты не состоятъ въ одномъ только употребленіи хлѣба и воды, даже въ той мѣрѣ, сколько нужно это для поддержанія нашей жизни, а соблюдаются еще многими другими способами. По сей причинѣ и постники различны. Такъ, иной ограничиваетъ свой постъ воздержаніемъ отъ хлѣба и воды только до тѣхъ поръ, пока не почувствуетъ голода и жажды, а другой доводитъ свой постъ до полной, совершенной чистоты, и хоть алчетъ, но не ѣстъ, жаждетъ, но не пьетъ; а потому послѣдній несравненно выше перваго. У нѣкоторыхъ постъ состоитъ въ воздержаніи отъ мяса, вина, вообще отъ различныхъ родовъ пищи, а у другихъ въ воздержаніи отъ словъ, — въ запечатлѣніи своихъ устъ молчаніемъ, чтобы они не произносили вредныхъ словъ. Нельзя также отказать въ имени постниковъ тѣмъ, которые воздерживаются или отъ сообщенія съ людьми порочными, опасаясь заразиться отъ нихъ; или оть обладанія имуществомъ, съ тою цѣлію, чтобы самимъ не оставаться праздными, не испортиться отъ лѣности, не впасть въ пороки, свойственные богачамъ; или отъ спанья на мягкой постели, съ тѣмъ намѣреніемъ, чтобы скорѣе и охотнѣе вставать на молитву и быть бодрѣе при самомъ ея совершеніи; или отъ мірскихъ радостей, замѣняя ихъ слезами, чтобы подвигомъ самоотрѣченія угодить Господу. И уже, безспорно, именемъ постника долженъ быть почтенъ тотъ, кто совмѣщаетъ всѣ эти виды поста и дѣлаетъ изъ нихъ одинъ постъ. Впрочемъ, кто постится до возчувствованія позыва на пищу, тому имя постящагося принадлежитъ только до тѣхъ поръ, пока воздерживается онъ отъ пищи и питья; потому-что, какъ скоро онъ хоть немного чего-нибудь съѣстъ и выпьетъ, въ такомъ случаѣ уже нарушаетъ свой постъ. Но никакъ не должно называть постникомъ того, кто какимъ бы то ни было образомъ снова начинаетъ употреблять то, отъ чего онъ далъ зарокъ воздерживаться. Сверхъ того, постящійся безъ зарока воздерживаться отъ тѣхъ или другихъ вещей не дѣлаетъ большаго грѣха, нарушая свой постъ, по причинѣ голода; напротивъ, давшій зарокъ воздерживаться отъ извѣстныхъ вещей, впадаетъ въ большой и тяжкій грѣхъ, когда нарушаетъ свой постъ; потому-что онъ измѣняетъ тогда обѣщанію, которое далъ Богу, а потому удаляется отъ Бога.

Подробнее...

Свщмч. Меѳодій Патарскій († 312 г.). Слово въ недѣлю Ваій [1].

1. Благословенъ Богъ! Поспѣшимъ, братія, отъ чудесъ къ чудесамъ Господа, и пойдемъ какъ бы отъ силы въ силу (Псал. 83, 8). Какъ въ золотой цѣпи, составленной изъ колецъ, взаимно соединенныхъ, каждое изъ нихъ держится другаго изъ соприкосновенныхъ съ нимъ, одно прикрѣплено къ другому и одно слѣдуетъ за другимъ, такъ и въ ряду чудесъ, о которыхъ повѣствуютъ святыя Евангелія, одно ведетъ къ другому чтительницу празднествъ, Церковь Божію, и всѣ вмѣстѣ услаждаютъ ее не пищею тлѣнною, но пребывающею въ жизнь вѣчную (Іоан. 6, 27). Посему, возлюбленные, и мы съ готовностію сердца (Псал. 9, 38), и внимательнымъ ухомъ (Прит. 25, 12) послушаемъ, что скажетъ намъ Господь Богъ, чрезъ пророковъ и Евангеліе, о настоящемъ святѣйшемъ празднествѣ. По истинѣ Онъ скажетъ миръ народу своему и избраннымъ своимъ и обращающимъ сердца къ Нему (Псал. 84, 9) [2]. Нынѣ вѣщанія пророковъ, подобно трубнымъ звукамъ, привели въ движеніе вселенную, преисполнили радостію и восторгомъ всѣ церкви Божіи и, отвлекши вѣрныхъ съ поприща святаго поста, отъ подвиговъ борьбы со страстями, возбудили ихъ пѣть гимнъ побѣды и новую пѣснь мира въ честь Побѣдителя Христа. И такъ пріидите всѣ, воспоемъ Господу (Псал. 94, 1)! Пріидите всѣ народы, восплещемъ руками, воскликнемъ Богу Спасителю нашему гласомъ радости (Псал. 46, 2; 94, 1). Никто не оставайся непричастнымъ благодати, никто не уклоняйся отъ призыванія: ибо племя непокоряющихся бываетъ въ пагубу (Ис. 33, 2) [3]. Никто не пренебрегай срѣтеніемъ Царя, чтобы не остаться внѣ брачнаго чертога (Матѳ. 25, 10). Никто не будь между нами съ мрачнымъ лицемъ, когда нужно принять Его, чтобы не подвергнуться осужденію вмѣстѣ съ лукавыми гражданами, и именно съ тѣми, которые не хотѣли принять Господа своего Царемъ надъ собою (Лук. 19, 27). Всѣ стечемся съ радостію; всѣ примемъ Его съ усердіемъ и будемъ торжествовать съ благолѣпіемъ. Вмѣсто распростертія одеждъ изліемъ предъ Нимъ сердца наши (Псал. 61, 9), воздадимъ Ему благодареніе съ псалмами и пѣснопѣніями, и непрестанно будемъ взывать: благословенъ грядущій во имя Господне (Марк. 11, 9)! Ибо благословляющіе Его благословенны, а проклинающіе Его прокляты (Быт. 27, 29). И снова скажу, не преставая побуждать къ святому дѣлу: пріидите, возлюбленные, благословить Благословеннаго, дабы и Онъ благословилъ насъ! Слово Божіе равно приглашаетъ принесть хвалу Господу всѣ возрасты и званія, — царей земныхъ и всѣ народы, князей и всѣхъ судей земныхъ, юношей и дѣвицъ (Псал. 148, 11-12), и что ново и удивительно, юному и незлобивому возрасту младенцевъ и грудныхъ дѣтей предоставляеть честь, чтобы они, какъ въ древности Моѵсей предъ исшедшимъ изъ Египта народомъ, прежде всѣхъ начали славословить Господа богодухновенною пѣснію: благословенъ грядущій во имя Господне!

Подробнее...

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій († 1985 г.) Преп. Марія Египетская.

Припомнимъ, братіе, какъ (не такъ давно), когда приближался Великій Постъ, Церковь насъ подводила къ подвигу покаянія постепенно, сначала въ недѣлю мытаря и фарисея, указывая намъ на то, какъ долженъ и какъ не долженъ молиться человѣкъ, ибо въ подвигѣ покаянія самое существенное значеніе имѣетъ молитва и постъ.
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus