Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский. Книга о суете идолов

Идолы — не боги; Бог есть один и чрез Христа даровано спасение верующим; не боги те, кого чтит чернь: все это видно из следующего.

Были когда-то цари, которых близкие к ним по царственному воспоминанию стали потом чтить и после смерти: им учредили храмы и, чтобы удержать в изображении лики усопших, изваяли статуи, закалали жертвы и торжественно праздновали дни, им посвященные. Впоследствии то, что ближайшими было сделано в свое утешение, для потомков сделалось священным. Посмотрим в частности, везде ли так было. — Мелицерт и Левкотея низвергаются в море и делаются потом морскими божествами; Касторы умирают попеременно, чтобы жить; Эскулап сожигается молниею, чтобы стать богом; Геркулес испепеляется огнями горы Оэты, чтобы перестать быть человеком. Аполлон пас стада Адмета; Нептун построил Лаомедону стены, и несчастный строитель не получил платы за свой труд. На острове Крите можно видеть пещеру Юпитера и там показывают гроб его. Известно, что он изгнал оттуда Сатурна и страна, куда этот скрылся, получила название Лациума1. Сатурн научил письменам и первый в Италии стал чеканить монеты, отчего и казнохранилище называется Сатурновым. Занимался он и земледелием и потому изображается стариком, несущим косу. Его, изгнанного, приютил Янус, от которого получил название Яникул и месяц Януарий и который изображается двуличным, так что, стоя как бы посредине, он смотрит, по-видимому, на год наступающий и преходящий. — А мавры явно чтут царей и этого ничем не прикрывают. И потому почитание богов изменяется по различию народов и областей, так что не всеми почитается один бог, но у каждого соблюдается собственное почитание своих предков. Александр Великий в знаменитой книге пишет к матери своей, что жрец, из боязни его могущества, передал ему тайну о богах-людях, — о том, что сохранение памяти предков и царей послужило поводом к обрядам празднований и жертвоприношений. Но если боги рождались когда-либо, то почему не рождаются и ныне? Неужели Юпитер состарился, или Юнона сделалась бесплодною? Да и почему ты считаешь могущественными для Римлян тех богов, которые против их оружия не могли отстоять своих? Ибо мы знаем отечественных богов Римлян. У них есть Ромул, чрез клятвопреступление Прокула сделавшийся богом; есть Пик, Тиберин, Пилюмн и Конс — бог обмана, которого Ромул, после вероломного похищения Сабинянок, велел чтить, как бога советов. Таций нашел и почтил богиню Клоацину2, Гостилий — Павора и Паллора. Вскоре, не знаю кем, обоготворены: Фебрис, Алка и Флора — распутные женщины. Вот боги Римские! — Далее, Марс Фракийский, Юпитер Критский, Юнона Аргосская, Самосская и Финикийская, Диана Таврическая и мать богов Идэя, а также Египетские чудовища — это не божества; потому что если бы они имели сколько-нибудь силы, то свои царства сохранили бы для своих. Правда, есть у Римлян и побежденные пенаты, которых принес беглец — Эней; есть и Венера плешивая, которая гораздо гнуснее, чем Гомерова изъязвленная венера.

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Поученіе въ недѣлю всѣхъ святыхъ. Пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы (Матѳ. 11, 28).

Нынѣ мы торжествуемъ память всѣхъ святыхъ, подвизавшихся на землѣ добрымъ подвигомъ вѣры и добродѣтели и преселившихся на небеса — для вѣчнаго упокоенія и радости. Каждогодное возвращеніе къ намъ настоящаго праздника памяти всѣхъ святыхъ есть, братія, не иное что, какъ много разъ повторяемое воззваніе святыхъ преставльшихся къ намъ, живущимъ на землѣ и подвизающимся со врагами спасенія ради будущаго нетлѣннаго царствія, воззваніе — идти по ихъ слѣдамъ. Они говорятъ намъ: стремитесь нелѣностно къ будущему царствію и вы, меньшіе братія наши, какъ стремились мы; да не останавливаютъ васъ никакія препятствія на пути ко спасенію, какъ ничто не остановило насъ; будьте мужественны, тверды въ борьбѣ съ своего лѣнивою и грѣшного плотію, съ приманками обманчиваго, скоропреходящаго свѣта, съ кознями невидимаго врага діавола, помните постоянно, что царство небесное усиліями пріобрѣтается и только усильные искатели наслѣдуютъ его (Матѳ. 11, 12), что многими скорбми подобаетъ вамъ внити въ него (ср. Дѣян. 14, 22). Вотъ мы много боролись, много терпѣли и за то нынѣ покоимся покоемъ вѣчнымъ и нерушимымъ. Много борьбы перенесете и вы: настанетъ и для васъ вѣчный покой. Живя на землѣ, мы услышали слова Спасителя и Упокоителя нашего: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы, и съ вѣрою и упованіемъ поспѣшили на зовъ Его, пришли къ Нему, все претерпѣли для Него и теперь получили отъ Него обѣщанный покой; послѣдуйте также и вы: упокоитъ Онъ и васъ на лонѣ Своей вѣчной любви.

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Слова, произнесенныя въ 1905 году. Слово на день святой живоначальной Троицы или Св. Пятидесятницы.

Слава святѣй, единосущнѣй, животворящей и нераздѣльнѣй Троицѣ всегда, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. (Возгласъ въ началѣ всенощнаго бдѣнія.)

Празднуемъ дорогіе братья и сестры, великій христіанскій праздникъ Пятидесятницы, т. е. пятидесятый день по Пасхѣ или Воскресеніи Христовомъ изъ мертвыхъ и десятый по Вознесеніи Его на небо. Какое великое и спасительное для Церкви событіе совершилось въ этотъ день? — Совершилось славное, живоносное сошествіе Св. Духа, третьяго Божественнаго Лица Св. Троицы на апостоловъ и всѣхъ вѣрныхъ учениковъ и ученицъ Христовыхъ, бывшихъ въ Сіонской горницѣ. Прежде не было въ мірѣ пребыванія Духа Святаго, ибо Іисусъ Христосъ не былъ прославленъ, какъ говоритъ св. писаніе, т. е. доколѣ Онъ не пострадалъ и не умеръ, за грѣхи міра. Ибо только по заслугамъ Христа и по Его ходатайству Богъ-Отецъ послалъ въ міръ грѣшный и погибающій — Духа Своего Святаго и животворящаго. Это сошествіе Святаго всеобновляющаго и всесодержащаго Духа Божія сопровождалось чудными всеобновляющими дѣйствіями на собравшихся и ожидавшихъ Его въ единодушной пламенной молитвѣ учениковъ. Выслушайте священную повѣсть объ этомъ славномъ событіи дѣеписателя и евангелиста Луки.

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Слова и поученія, произнесенныя въ 1907-1908 годахъ. Слово на день св. Пятьдесятницы или сошествія Святаго Духа на Апостоловъ. Исторія и смыслъ праздника [1].

При наступленіи дня Пятьдесятницы, всѣ Апостолы и вѣрующіе были единодушно вмѣстѣ, и внезапно сдѣлался шумъ съ неба, какъ-бы отъ несущагося сцльнаго вѣтра, и наполнилъ весь домъ, гдѣ они находились, и явились имъ раздѣляющіеся языки, какъ бы огненные и почили по одному на каждомъ изъ нихъ, и исполнились всѣ Духа Святаго, и начали говорить на иныхъ языкахъ, какъ Духъ давалъ имъ провѣщавать (Дѣян. 2, 1-4).

Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский). Слова и поучения, произнесенные в разных местах служения в 1907-1908 гг. СПб., 1908Пресвятая Троица, даруй мнѣ слово на день Твой! Да будетъ слово мое, бреннаго человѣка достойно — насколько возможно — Твоей святыни, благости и правды, Твоей премудрости, Твоего милосердія и щедротъ къ падшему человѣческому роду, Твоего свѣта неприступнаго, Твоей красоты! Вотъ чѣмъ я начинаю слово въ великій день Пятьдесятницы, или сошествія Святаго Духа на Христовыхъ Апостоловъ и на всѣхъ вѣрующихъ, именно посильною хвалою Троицѣ.

Подробнее...

Архіеп. Серафимъ Соболевъ († 1950 г.) Слово на праздникъ Св. Пятидесятницы. О благодати Святаго Духа, какъ цѣли нашей христіанской жизни [1].

Въ сей великій день св. Пятидесятницы, когда Церковь празднуетъ сошествіе Святаго Духа на Апостоловъ, мнѣ хотѣлось бы указать вамъ, возлюбленные о Христѣ братія и сестры, на слѣдующія слова св. Сѵмеона Новаго Богослова: «Цѣль всѣхъ по Богу живущихъ, говоритъ онъ, состоитъ въ томъ, чтобы благоугодить Христу Богу нашему... чрезъ пріятіе Святаго Духа и такимъ образомъ устроить свое спасеніе, ибо въ этомъ состоитъ спасеніе всякой души. Если этого нѣтъ у насъ въ цѣли и дѣйствіи, то тщетенъ всякій другой трудъ и суетно всякое другое дѣланіе наше» [2].
 

Подробнее...

Прав. Алексій (Мечевъ) Московскій († 1923 г.) Слово на день Пятидесятницы. Благодатныя дѣйствія Святаго Духа на христіанъ.

Въ день Святой Пятидесятницы мы побесѣдуемъ о томъ, насколько дóроги и спасительны благодатныя дѣйствія Святаго Духа для насъ, христіанъ. Сошествіе Святаго Духа на Апостоловъ — событіе величайшей важности. Оно есть начало того сильнаго, могучаго толчка, благодаря которому весь древній, одряхлѣвшій языческій міръ палъ, рухнулъ, уступивъ мѣсто религіи свѣта, истинѣ истинъ.

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Поученія и слова на праздники Господа нашего Іисуса Христа. Слово въ день Святыя Троицы.

Не вѣсте ли, яко храмъ Божій есте, и Духъ Божій живетъ въ васъ? (1 Кор. 3, 16).

Въ чемъ состоитъ нынѣшній праздникъ?

Въ томъ, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ, вознесшійся отъ насъ на небо, хотя и не оставившій насъ, послалъ, согласно обѣщанію, въ пятьдесятый день послѣ воскресенія Своего изъ мертвыхъ отъ Бога Отца Своего — Бога Духа Святаго, — третіе лицо Пресвятыя Троицы Апостоламъ и прочимъ вѣрующимъ, бывшимъ съ ними въ Іерусалимской горницѣ, въ которой они пребывали въ единодушной усердной молитвѣ. Богъ Духъ Святый, животворящій, отъ Бога Отца исходящій, и съ Нимъ и Сыномъ спокланяемый и всегда вмѣстѣ сславимый, сошелъ на Апостоловъ и прочихъ въ видѣ огненныхъ языковъ; отъ чего они внезапно возродились, озарились, просвѣтились, умудрились и начали говорить на разныхъ языкахъ, коихъ прежде не знали, — о великихъ дѣлахъ Божіихъ; но послушаемъ какъ передаетъ объ этомъ величайшемъ событіи св. Лука Евангелистъ, списатель дѣяніи Апостольскихъ.

Подробнее...

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій († 1985 г.) Слово на Троицу.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Когда-то великій святитель и учитель Церкви святитель Григорій Богословъ, произнося свою вдохновенную бесѣду въ Праздникъ Св. Троицы, началъ ее словами: «Пятидесятницу празднуемъ, и Духа пришествіе, и предложеніе обѣщанія, и надежды исполненіе». И дальше въ этой вдохновенной бесѣдѣ онъ говоритъ: «Духъ Святый бѣ присно, есть и будетъ, не бѣ начинаяй, не бѣ престаяй, Самоблагій, Источникъ благостыни, Свѣтъ и Свѣта податель». Эти его прекрасныя, глубокія и поэтически-красивыя слова Св. Церковь взяла въ содержаніе тѣхъ свѣтлыхъ, радостныхъ, праздничныхъ стихиръ, которыя мы съ вами вчера слышали здѣсь за всенощнымъ бдѣніемъ. Святителю Григорію Богослову принадлежатъ эти священныя слова. — Итакъ, мы съ вами Пятидесятницу празднуемъ и Духа пришествіе.

Подробнее...

Свт. Григорій Богословъ († ок. 390 г.) Слово 39, на святые свѣты явленій Господнихъ.

Опять Іисусъ мой, и опять таинство, — не таинство обманчивое и неблагообразное, не таинство языческаго заблужденія и піянства (какъ называю уважаемыя язычниками таинства, и какъ, думаю, назоветъ ихъ всякій здравомыслящій); но таинство возвышенное и божественное, сообщающее намъ горнюю свѣтлость! Ибо святый день свѣтовъ, до котораго мы достигли, и который сподобились нынѣ праздновать, имѣетъ началомъ крещеніе моего Христа, истиннаго свѣта, просвѣщающаго всякаго человѣка, грядущаго въ міръ (Іоан. 1, 9), производитъ же мое очищеніе, и вспомоществуетъ тому свѣту, который мы, въ-началѣ получивъ отъ Христа свыше, омрачили и сдѣлали слитнымъ чрезъ грѣхъ.

Подробнее...

Свт. Григорій Богословъ († ок. 390 г.) Слово 41. На Святую Пятьдесятницу.

Кратко полюбомудрствуемъ ο праздникѣ, чтобы намъ праздновать духовно. У всякаго свой способъ торжествовать; а у служителя Слова состоитъ онъ въ словѣ, въ такомъ словѣ, которое всего приличнѣе времени. И не увеселяетъ такъ ни одна красота любителя красотъ, какъ любителя праздниковъ духовное празднованіе. Но разсудимъ ο семъ такъ. Празднуетъ и іудей, но по буквѣ: ибо онъ, гоня законъ тѣлесный, въ законъ духовный не постиже (Рим. 9, 31). Празднуетъ и еллинъ; но тѣлесно, сообразно съ своими богами и демонами, изъ которыхъ одни, по собственному признанію язычниковъ, виновники страстей, а другіе почтены богами за страсти; почему и празднованіе у нихъ состоитъ въ удовлетвореніи страстей, и грѣшить значитъ чтить бога, къ которому подъ защиту прибѣгаетъ страсть, какъ достохвальное дѣло. Празднуемъ и мы, но празднуемъ, какъ угодно Духу: а Ему угодно, чтобы мы или говорили, или дѣлали что-либо подобающее. И праздновать значитъ у насъ пріобрѣтать для души блага постоянныя и вѣчно обладаемыя, а не преходящія и скоро гибнущія, которыя, по моему разсужденію, мало услаждаютъ чувство, а болѣе растлѣваютъ его и вредять ему. Довлѣетъ тѣлу злоба его. Нужно ли въ пламень подкладывать больше сгараемаго вещества, или звѣрю давать обильнѣйшую пищу, чтобы онъ сдѣлался неукротимѣе и взялъ силу надъ разумомъ?

Подробнее...

Еще статьи...

Навигация

Система Orphus