Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.) Слова и бесѣды на праздники Богородичные. Слово на Рождество Пресвятыя Богородицы. Сей день Господень: радуйтеся, людіе! (Стих. 2. на Лит.)

Сочинения Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. Том II. Слова и беседы на праздники Богородичные. Слова и беседы на дни святых. СПб., 1872Такъ взываетъ нынѣ святая Церковь, какъ бы опасаясь, чтобы кто-либо изъ насъ, по невниманію или другимъ причинамъ, не остался безъ участія въ радости настоящаго дня. Что же находитъ она въ днѣ семъ особенно радостнаго? — То, что онъ есть день Господень! Подлинно, братіе, самъ Господь сотворилъ день сей, да возрадуемся и возвеселимся въ онь (Псал. 117, 24). Безъ Его всемогущей силы Іоакимъ и Анна не произрастили бы плода, отъ коего питается теперь вся вселенная. Если мы не можемъ сказать, чтобы Спаситель міра не явился въ мірѣ, когда бы не было Маріи; то можемъ и должны исповѣдать, что Онъ явился въ мірѣ не прежде, какъ произошла на свѣтъ Марія, и явился отъ Маріи. Посему одно рождество Бога Сына превосходитъ важностію рождество Богоматери. Человѣчество, прошедъ долгій рядъ очищенія и освященія въ сонмѣ патріарховъ и всѣхъ святыхъ ветхаго завѣта, явилось наконецъ въ Маріи на той степени чистоты и совершенства, на коей оно могло содѣлаться вмѣстилищемъ Бога Слова. Такимъ образомъ рожденіемъ Маріи разрѣшилось неплодство не Іоакима токмо и Анны, а всего рода человѣческаго: а посему оно есть торжество поистинѣ всемірное: сей день Господень: радуйтеся людіе! — Радуйтеся явленію Той, коея Сынъ дѣйствительно сотретъ главу змія (Быт. 3, 15), которая будетъ имѣть столько вѣры и любви, что не усомнится сказать Архангелу: се раба Господня, буди мнѣ по глаголу твоему (Лук. 1, 38), которая своею плотію и кровію будетъ питать ту Плоть и Кровь, безъ вкушенія коихъ нѣтъ для насъ живота вѣчнаго, которая въ состояніи будетъ стоять на Голгоѳѣ и слышать со креста: жено, се сынъ твой (Іоан. 19, 26), которая, содѣлавшись честнѣйшею Херувимъ, не престанетъ простирать надъ родомъ человѣческимъ своего благодатнаго покрова: радуйтеся людіе!

Поистинѣ, братіе, много нынѣ для насъ причинъ къ радости: но всѣ онѣ останутся безъ прочнаго дѣйствія надъ нами, если не присоединится еще одна причина радованія духовнаго. Это — участіе въ тѣхъ благахъ, кои проистекли для рода человѣческаго отъ рожденія Богоматери, яснѣе сказать, участіе въ заслугахъ Сына Ея, нашего Спасителя и Господа, то есть, въ освященіи благодатію Его, въ наслажденіи миромъ, правдою и радостію о Дусѣ Святѣ, Имъ для насъ пріобрѣтенномъ. Кто позналъ истинно своего Спасителя, предалъ Ему себя навсегда и соединился съ Нимъ въ духѣ, принялъ отъ Него свѣтъ для ума, покой для сердца, нашелъ въ Немъ жизнь вѣчную: тотъ не можетъ не благоговѣтъ при одномъ имени Матери Его, тотъ и безъ чуждыхъ напоминаній, играетъ нынѣ духомъ, торжествуетъ и воспѣваетъ, радуяся, тоя чудеса; ибо знаетъ, что гдѣ Сынъ, тамъ и Матерь, и гдѣ Матерь, тамъ и Сынъ. А кто христіанинъ по одному имени, дышетъ духомъ міра, а не Христовымъ, работаетъ плоти и страстямъ, не знаетъ на опытѣ, что значитъ быть спасену отъ грѣховъ, и какъ дорогъ для человѣка Искупитель, и какъ много потому самому мы обязаны тѣмъ людямъ, кои удостоились послужить ближайшимъ образомъ тайнѣ воплощенія, и въ числѣ коихъ первая есть Матерь Іисусова: тому сколько ни говори о важности настоящаго дня, онъ останется хладенъ и не можетъ ощутить истинной радости; ибо въ его сердцѣ нѣтъ никакого союза съ Спасителемъ и Его Матерію. Для таковаго все равно, если бы не было самого Спасителя.

Вся сила, говорю, въ дѣятельномъ христіанствѣ, — въ жизни по ученію вѣры. Одна сія жизнь производитъ въ насъ истинное участіе въ таинствахъ нашего спасенія, и дѣлаетъ для насъ дѣйствительно важными и радостными всѣ праздники Божіи. Безъ сего можно имѣть видъ радости, можно предаваться шуму и веселію мірскому, но истинной христіанской радости имѣть нельзя. Ибо безъ сего — безъ жизни по вѣрѣ, мы чужды Христу, и Христосъ намъ; даже даходимся въ состояніи вражды съ Нимъ, а у враждующихъ какое общеніе радости?

Итакъ, не удивляйтесь, если я, начавъ приглашеніемъ всѣхъ отъ лица Церкви къ радости, окончу приглашеніемъ нѣкоторыхъ къ сокрушенію о грѣхахъ. Что дѣлать, когда многіе неспособны радоваться духомъ! — Лучше возскорбѣть плотію, чтобъ потомъ стяжать радость духа, нежели навсегда потерять ее, радуяся непрестанно радостію плоти и чувствъ. Кто обратится къ покаянію, тотъ вдругъ почувствуетъ всю важность настоящаго дня, и какъ отраденъ онъ для грѣшниковъ! Ибо для истинно-кающагося нѣтъ ничего драгоцѣннѣе Спасителя; а гдѣ Спаситель, тамъ и Его Матерь! Аминь. 

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ II. Слова и бесѣды на праздники Богородичные. – Слова и бесѣды на дни святыхъ. —СПб.: Изданіе Маврикія Осиповича Вольфа, 1872. — С. 3-5. 


Навигация

Система Orphus