Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.) Страстная седмица. Слово въ Великій понедѣльникъ, на литургіи.

Грядый Господь къ вольной страсти, Апостоломъ глаголаше на пути: се восходимъ во Іерусалимъ, и предастся Сынъ человѣческій, якоже есть писано о Немъ. Пріидите убо и мы, очищенными смыслы сшествуемъ Ему, и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейскимъ сластемъ, да и оживемъ съ Нимъ (На Вечер. стих. 1).
 
Послѣдуя Церкви, повторяющей въ своихъ пѣснопѣніяхъ приглашеніе — сшествовать грядущему на страданія Господу, и я, братіе, почелъ за долгъ повторить оное, и еще остановить на немъ ваше вниманіе. Въ утреннемъ собесѣдованіи нашемъ, мы разсуждали о необходимости сшествовать въ духѣ Господу и объ удаленіи препятствій къ тому; но не показали способа къ совершенію сего святаго дѣла, не указали подробно самаго пути, коимъ должно идти. А и это, можетъ быть, весьма нужно для многихъ. Увы, не многіе изъ насъ умѣютъ сами идти за своимъ Спасителемъ! Немногіе умѣютъ надлежащимъ образомъ пользоваться даже тѣми путями, кои открываетъ и устрояетъ для сего св. Церковь! Посему нашъ долгъ преподать касательно сего святаго дѣла нѣсколько правилъ, кои могли бы служить руководствомъ.
 
Первый путь, братіе, къ шествованію за Христомъ во дни страданій Его, есть постоянное присутствованіе въ сіи дни при Богослуженіяхъ церковныхъ. Богомудрые отцы Церкви такъ составили и расположили Богослуженія настоящей недѣли, что въ нихъ живо отражается весь образъ и вся постепенность страданій Христовыхъ. Храмъ поперемѣнно представляетъ собою то Сіонскую горницу и Геѳсиманію, то Голгоѳу и вертоградъ Іосифовъ. Посему кто постоянно въ храмѣ, тотъ видимо сшествуетъ Господу, грядущему на страданія. Но, къ сожалѣнію, путемъ симъ, всегда открытымъ для каждаго, многіе не пользуются постоянно; и что наиболѣе достойно слезъ, многіе сходятъ съ него тогда, когда онъ начинаетъ пролегать прямо у креста и гроба Іисусова. Я разумѣю утреннее Богослуженіе великой субботы. Какъ немногими, въ сравненіи другихъ дней, посѣщаются сіи Богослуженія! А первое — Часы великаго пятка, Богослуженіе весьма важное тѣмъ, что совершается въ самое время распятія Христова и все приспособлено къ сему времени, почти никѣмъ не посѣщается! Смотря въ сіе время на пустоту въ храмѣ Божіемъ, невольно воспоминаешь изреченіе Пророка: поражу пастыря, и разыдутся овцы стада (Зах. 13, 7), и другое — Евангелиста: оставлше Его, вси бѣжаша! (Марк. 14, 50).
 
Второй путь къ шествованію за Христомъ въ настоящіе дни, есть благоговѣйное чтеніе въ Евангеліи послѣднихъ бесѣдъ и страданій Его. Средство сіе есть всегда одно изъ дѣйствительнѣйшихъ къ тому, чтобы приблизиться въ духѣ къ Господу; но тѣмъ паче оно не должно быть оставлено безъ употребленія въ продолженіе настоящей недѣли. Церковь сама предшествуетъ въ употребленіи его, оглашая въ продолженіе первыхъ трехъ дней слухъ нашъ чтеніемъ четырехъ Евангелистовъ. И внимательнаго слышанія при семъ чтеніи достаточно для тѣхъ, кои сами не могутъ читать. Но кои могуть, тѣ непремѣнно должны сами читать дома и для себя и для другихъ. При слушаніи въ церкви, по великому количеству читаемаго, многое можетъ ускользать отъ вниманія; а домашнее чтеніе, завися отъ произвола читающаго, представляетъ всю удобность слѣдовать за Господомъ всѣми мыслями и чувствами. Образъ повѣствованія Евангелистовъ таковъ, что при чтеніи ихъ самъ собою оживаетъ въ умѣ читающаго весь образъ страданій Христовыхъ, и наполняетъ душу неизъяснимымъ умиленіемъ: ибо они повѣствуютъ весьма просто, безъ всякихъ умствованій, изображаютъ событія, какъ они происходили, въ ихъ живой цѣлости. Посему, читая Евангеліе, невольно преносишься въ умѣ на мѣсто событій, принимаешь живое участіе въ происходящемъ, идешь за Спасителемъ, и страждешь съ Нимъ.
 
Третій путь къ шествованію за Господомъ въ настоящіе дни есть благоговѣйное размышленіе о Его страданіяхъ. Безъ сего размышленія малоплодно и присутствіе въ храмахъ, и слышаніе и чтеніе Евангелія: а христіанское размышленіе, въ случаѣ необходимости, одно можетъ замѣнитъ другія средства. Ибо чрезъ размышленіе мы вообще сближаемся съ лицами и вещами самыми отдаленными, усвояемъ ихъ себѣ, и какъ бы вводимъ въ свою душу. Но какъ размышлять о страданіяхъ Господа? Прежде всего представь ихъ, какъ можно живѣе, въ своемъ умѣ, по крайней мѣрѣ въ главныхъ чертахъ, напримѣръ: какъ Онъ преданъ, сужденъ и осужденъ; — какъ несъ крестъ и вознесенъ на крестъ; — какъ вопіялъ ко Отцу въ Геѳсиманіи и на Голгоѳѣ, и предалъ Ему Духъ Свой; — какъ снятъ со креста и погребенъ. Кто не въ состояніи сдѣлатъ сего? Потомъ спроси самого себя, за что и для чего претерпѣлъ столько страданій Тотъ, Кто не имѣлъ никакого грѣха, и Который, какъ Сынъ Божій, имѣлъ все право на вѣчную и временную славу и блаженство. Св. вѣра скажетъ тебѣ, что Господь страдалъ за міръ, за грѣшниковъ, и слѣдователъно, за тебя; страдалъ, чтобы удовлетворить за всѣхъ насъ правосудію Божію, искупить насъ отъ грѣха и смерти, податъ намъ примѣръ терпѣнія и самоотверженія. Потомъ вопроси еще: чего требуется отъ грѣшника для того, чтобы смертъ Спасителя не оставалась для него безплодною; что должно дѣлатъ каждому, чтобы дѣйствительно участвовать въ спасеніи, пріобрѣтенномъ на Голгоѳѣ для всего міра? Та же вѣра скажетъ тебѣ, что для сего требуется усвоеніе умомъ и сердцемъ заслугъ Христовыхъ, покаяніе и подражаніе Христу въ благой жизни. Послѣ сего совѣсть сама уже спроситъ тебя: исполняешь ли ты сіи условія, усвояешь ли себѣ спасеніе Христово, ожилъ ли ты Его смертію? И сама дастъ отвѣтъ на сіе. Такое размышленіе (а кто не способенъ къ нему?) удивительно какъ скоро приближаетъ грѣшника къ его Спасителю, тѣсно и навсегда союзомъ любви связуетъ съ крестомъ Его, сильно и живо вводитъ въ участіе того, что происходитъ на Голгоѳѣ.
 
Четвертый путь къ шествованію за Христомъ въ настоящіе дни естъ путь поста, исповѣди и причащенія, иначе — говѣнія. Постъ, облегчая наше тѣло, а чрезъ то и душу, дѣлаетъ насъ способнѣе къ слѣдованію за Христомъ по тернистому пути Его. Исповѣдъ, очищая и облегчая совѣсть, производитъ еще большую легкость духовную, и естественно заставляетъ не выпускать, такъ сказать, изъ виду Спасителя, страждущаго за тѣ грѣхи, въ коихъ мы приносимъ покаяніе. А причащеніе не только приближаетъ насъ ко Господу, но и соединяетъ съ Нимъ самымъ неразрывнымъ образомъ. И когда, братіе, приличнѣе наблюдать постъ, какъ не въ сіи дни, когда отъемлется Женихъ душъ (Матѳ. 9, 15), когда Онъ Самъ алчетъ у безплодной смоковницы, жаждетъ на крестѣ! Гдѣ естественнѣе слагать тяжесть грѣховъ посредствомъ исповѣди, какъ не у подножія креста! Въ какое время лучше причащаться изъ Чаши жизни, какъ не въ наступающіе дни, когда она подается намъ, можно сказать, изъ рукъ Самого Господа! — По истинѣ, кто, имѣя возможность приступать въ сіи дни къ святой трапезѣ, уклоняется отъ нея, — тотъ явно уклоняется отъ Господа, бѣжитъ отъ своего спасенія.
 
Наконецъ послѣдній, очевидный путь къ шествованію за Христомъ, въ настоящіе дни, есть шествованіе за Нимь въ меньшей Его братіи, оказаніе, во имя Его, помощи бѣдствующему человѣчеству. Путь сей можетъ казаться отдаленнымъ и непрямымъ; но въ самомъ дѣлѣ онъ чрезвычайно близокъ, удобенъ и прямъ. Ибо Спаситель нашъ столько любвеобиленъ, что все, дѣлаемое нами во имя Его для страждущаго человѣчества, усвояетъ лично Себѣ Самому. На самомъ страшномъ судѣ Своемъ Онъ потребуетъ у насъ особенно дѣлъ милосердія къ ближнимъ, и на нихъ утвердитъ наше оправданіе или осужденіе.
 
Памятуя сіе, возлюбленный, никогда не пренебрегай драгоцѣнной возможности облегчать страданія Господа въ Его меньшей братіи, а особенно воспользуйся ею въ настоящіе дни. Посѣтивъ темницу и облегчивъ, чѣмъ можешь, участь узниковъ, ты лучше сдѣлаешь, нежели когда бы изъ любви къ Господу присутствовалъ въ преторіи Пилата; доставивъ пропитаніе какому-либо бѣдному семейству, ты болѣе сдѣлаешь, нежели когда бы принесъ на Голгоѳу вино со смирною; одѣвъ нагаго, покажешь усердіе не менѣе Іосифа, представившаго плащаницу.
 
Таковы, братіе, главные и открытые для всѣхъ пути, коими христіанинъ, въ настоящіе дни, можетъ сшествовать грядущему на страданія Господу. Есть много и другихъ путей къ сему, болѣе возвышенныхъ, таинственныхъ; но они удобопроходимы токмо для душъ возвышенныхъ, чистыхъ, кои привыкли слѣдовать постоянно за своимъ Спасителемъ и жить Его жизнію. Но таковыя души не требуютъ, да кто учитъ ихъ (1 Іоан. 2, 27); ибо Самъ Господь, за Коимъ онѣ всегда грядутъ, наставляетъ ихъ на всякую истину (Іоан. 16, 13). Для насъ же довольно и тѣхъ путей, кои мы видѣли; ибо нѣтъ человѣка, который бы не могъ вступить хотя на одинъ изъ нихъ и, вступивъ, пріидти туда, куда всѣмъ должно пріидти. Пусть ты, по бѣдности своей, не можешь напитать и одѣть Господа въ меньшей братіи Его: прими самъ отъ Него пищу въ Евхаристіи, одежду оправданія въ исповѣди, облегченіе — въ постѣ. Не можешь говѣть, — посѣщай церковь и молись. Не можешь быть въ церкви, — читай Евангеліе. Не можешь и этого, — размышляй съ молитвою о страданіяхъ Господа. Послѣднее, явно, возможно для всякаго и вездѣ, на пути и дома, на самомъ одрѣ болѣзни и въ темницѣ. Но идя и симъ однимъ путемъ молитвеннаго размышленія, можно вполнѣ достигнуть цѣли: то есть раздѣлить съ Господомъ Его страданія и смерть. Я говорю раздѣлить и смерть: ибо христіанинъ долженъ не сшествовать токмо Господу, но и распяться съ Нимъ. Но о семъ чрезвычайно важномъ предметѣ, въ коемъ вся сущность христіанства, побесѣдуемъ, если угодно будетъ Господу, завтра. Аминь. 
 
Источникъ: Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ V. Первая седмица Великаго поста. – Страстная седмица. – Свѣтлая седмица. —СПб.: Изданіе Маврикія Осиповича Вольфа, 1872. — С. 108-112. 

Навигация

Система Orphus