Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.) Слова и рѣчи. Отдѣленіе первое: Слова и рѣчи, избранныя самимъ проповѣдникомъ для изданій 1844, 1848 и 1861 годовъ. 1857 годъ. CDXXI. 332. Бесѣда въ недѣлю Православія при празднованіи Восшествія на Престолъ

Уже глаголы святыя Церкви, по ея уставу, взяли столько времени, что едва ли можно и немногія минуты удѣлить для произвольнаго слова служителя Слова, безъ опасенія утомить нѣкоторыхъ предстоящихъ. Скажемъ однако нѣчто о значеніи настоящаго торжества.
 
Ревнители православія, послушные Церкви, взираютъ на торжество православія, какъ на торжество поучительное, исполненное утѣшительныхъ воспоминаній.
 
Но тѣ, которые послушаніемъ Церкви не ограничиваютъ свободы мудрствовать по своему усмотрѣнію, смотрятъ на церковное торжество православія съ нѣкоторымъ недоумѣніемъ. Ихъ непріятнымъ образомъ поражаютъ нѣкоторыя строгія осужденія, провозглашаемыя среди церкви; и они спрашиваютъ: довольно ли сообразно сіе съ кротостію и человѣколюбіемъ, свойственными христіанству?
 
Чтобы разрѣшить сей вопросъ, да будетъ и намъ позволено предложить вопросы вопрошающимъ.
 
Каждую недѣлю нѣсколько разъ вы слышите въ Богослуженіи изреченіе Псалмопѣвца: прокляти уклоняющіися отъ заповѣдей Твоихъ (Псал. 118, 21). Думаете ли вы за сіе строгое сужденіе обвинить Богодухновеннаго Псалмопѣвца въ недостаткѣ человѣколюбія?
 
Читаете въ посланіи святаго Апостола Павла къ Галатомъ, и слышите читаемое въ церкви изреченіе: аще кто вамъ благовѣститъ паче, еже пріясте, анаѳема да будетъ (Гал. 1, 9). Думаете ли обвинить Богодухновеннаго Апостола въ недостаткѣ кротости?
 
Если не можете не признать, что Пророкъ и Апостолъ произнесли строгія сужденія согласно съ данною имъ отъ Бога премудростію: то должно признать, что и нынѣ святая Церковь тѣ же сужденія произноситъ согласно съ тою же премудростію. Надобно правильно понять намѣреніе премудрости: и тогда не будетъ казаться страннымъ дѣло ея.
 
Когда законодатель за тяжкое преступленіе полагаетъ въ законѣ, и провозглашаетъ тяжкое наказаніе: скажете ли, что въ сей строгости недостаетъ человѣколюбія? Напротивъ, есть человѣколюбіе въ самой строгости: строгое наказаніе полагается, во-первыхъ, для того, чтобы по возможности пресѣчь преступнику пути къ новымъ преступленіямъ, и слѣдственно сберечь отъ него добрыхъ людей, во-вторыхъ, для того, чтобы людей, которые не тверды въ добродѣтели, и могутъ искушеніемъ быть увлечены къ преступленію, поддержать на добромъ пути страхомъ строгаго наказанія.
 
Подобно сему надлежитъ разсуждать о дѣйствіи Церкви, которое кажется усиленно строгимъ. Среди вѣрныхъ чадъ своихъ она встрѣтила людей, которые, по выраженію Апостоловъ, отъ насъ изыдоша, но не бѣша отъ насъ (1 Іоан. 2, 19), которые вносятъ ереси погибели, искупльшаго ихъ Владыки отметающеся (2 Петр. 2, 1). Что было дѣлать иначе, какъ развѣ отсѣчь зараженные и заражающіе члены отъ здраваго тѣла и сдѣлать сіе такъ открыто, чтобы и зараженные злымъ ученіемъ удобно могли увидѣть свою погибель, и прибѣгнуть къ всецѣлебному врачеству покаянія, и здравые въ вѣрѣ несомнѣнно знали, кого и чего должно имъ остерегаться; и какъ необходимо остерегаться бдительно.
 
И сіе, какъ и все вообще, дѣлаетъ святая Церковь, не но своемыслію, но всегда на основаніи слова Божія и священнаго преданія. Она имѣетъ отъ Самаго Христа Спасителя повелѣніе: аще кто Церковь преслушаетъ, буди тебѣ якоже язычникъ и мытарь (Матѳ. 18, 17), то-есть, да будетъ чуждъ Христовой Церкви, а сдѣдственно и сущей съ нею благодати. На семъ основанін Церковь не только можетъ, но и должна отлучать отъ себя людей, преслушныхъ не только ей, но и самому Богу, въ священиомъ писаніи глаголющему.
 
И какъ же исполняетъ она сей долгъ? Она не хочетъ отъ себя произнести тяжкаго слова: она произноситъ строгій судъ устами Апостола Павла: кто благовѣститъ вамъ паче, еже пріясте, кто проповѣдуетъ погибельное ученіе не вѣровать во единаго Бога въ Троицѣ, въ воплощеннаго Сына Божія Спасителя міра, кто отметаетъ провидѣніе и судъ Божій, анаѳема да будетъ.
 
И въ томъ, что сей судъ православія не карательный, а только обличительный и предохранительный, провозглашается въ опредѣленное время соборно, православная Церковь слѣдуетъ примѣру, поданному Самимъ Богомъ въ Церкви ветхозавѣтной. Было Божіе чрезъ Моѵсея повелѣніе: да даси благословеніе на горѣ Гаризинъ и клятву на горѣ Гевалъ (Втор. 11, 29). И сіе исполнялось во всенародномъ соборѣ. Левиты гласомъ великимъ произносили проклятіе; и народъ подтверждалъ оное словомъ: буди.
 
Но православная Церковь, исполняя тяжкій долгъ, не преминула воспользоваться и пріятною частію повелѣнія Божія: да даси благословеніе. Произнесши судъ на людей, которые угрожали ей разрушеніемъ, радостно даетъ она благословеніе тѣмъ, которые данными отъ Провидѣнія Божія средствами споспѣшествовали и споспѣшествуютъ ея укрѣпленію, распространенію мира.
 
Такъ при торжествѣ православія благословляетъ она память Константина Великаго, который первый изъ царей рѣшительно прекратилъ враждебныя отношенія государственной власти къ христіанству, и превратилъ въ покровительственныя, который возвелъ христіанство въ лицѣ своемъ на престолъ и началъ христіанствомъ освящать царство, который заслужилъ наименованіе Равноапостольнаго тѣмъ наипаче, что, созвавъ первый вселенскій Соборъ, доставилъ ему удобство поставить твердую опору православію въ Никейскомъ символѣ вѣры.
 
Такъ благословляетъ Церковь Ѳеодосія Великаго, который съ твердостію продолжалъ преобразованіе римской Имперіи языческой въ христіанскую, и созваніемъ втораго вселенскаго Собора споспѣшествовалъ Церкви довершить Никейскій и — должно сказать по справеддивости — вселенскій символъ вѣры.
 
Благословляетъ православная Церковь и нашего великаго князя Владиміра, по истинѣ Равноапостольнаго: ибо чрезъ него Россія сдѣлалась государствомъ христіанскимъ и православнымъ.
 
Благословляетъ православная Церковь и другихъ благочестивѣйшихъ Государей россійскихъ, которымъ она такъ же справедливо признательна за ихъ попеченіе о ея благѣ, какъ справедливо должны были они быть признательны ей за ея попеченіе о благѣ государства и народа.
 
Наконецъ, при настоящемъ торжествѣ православія, Церковь почтила и благословила и нынѣ благословенно царствующаго   Б л а г о ч е с т и в ѣ й ш а г о   Г о с у д а р я   И м п е р а т о р а   А л е к с а н д р а   Н и к о л а е в и ч а:   и если бы спросили насъ, какая мысль одушевляла насъ при произнесеніи сего благословенія, то мы отвѣчали бы, что у насъ отзывалось и отзывается въ сердцѣ, отъ сердца Его Величества изшедшее слово: сіе есть первое живѣйшее желаніе Наше, да свѣтъ спасительной вѣры, озаряя умы, укрѣпляя сердца, сохраняетъ и улучшаетъ болѣе и болѣе общественную нравственность (Высоч. Маниф. 19 марта 1856 г.).
 
Послѣ сего, надѣюсь, и прежде напоминанія моего, вамъ уже приходитъ на мысль, какъ благовременно въ день православія мы празднуемъ восшествіе на Престолъ Православнаго Самодержца нашего Помазанника Божія, призваннаго Богомъ, въ трудное время подавать помощь и защиту православной Церкви въ предѣлахъ и за предѣлами отечества.
 
Возведемъ очи наши и сердца наши къ Живущему на небесѣхъ, и усугубимъ моленія наши, да Самъ вѣчный Архіерей, прошедый небеса, Господь нашъ Іисусъ Христосъ дастъ благословеніе Свое, и пробавитъ милость Свою Православной Церкви и Православному Самодержцу нашему; да пребудетъ правая вѣра душою и неодолимою силою какъ Церкви, такъ и Царства; да проникаетъ и одушевляетъ вѣра жизнь частную и общественную, отражая и изгоняя духъ суеты и неправды; да будетъ Церковь и Держава Россійская всецѣло и нераздѣльно удѣломъ царствія Божія. Ибо только союзныя съ царствіемъ Божіимъ царства земныя могутъ быть тверды и истинно благополучны. Аминь. 
 
Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ V (послѣдній): 1849-1867. — М.: Типографія А. И. Мамонтова и К°, 1885. — С. 398-402. 

Навигация

Система Orphus