Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Поученіе въ среду первой недѣли Великаго поста.

Полное собрание сочинений Протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Том 2-й. (Заключающий в себе полный годовой круг слов, поучений и бесед). Издание 2-е. СПб., 1894Вотъ, возлюбленные, мы говѣемъ уже 4-й день и 4-й день ходимъ къ божественнымъ службамъ. Есть ли польза для нашей души отъ говѣнія? Такой вопросъ нужно каждому изъ насъ задать себѣ самому и затѣмъ обратить вниманіе на свое сердце: есть ли въ немъ святая перемѣна, перестаетъ ли оно любить и дѣлать грѣхъ? Далѣе — нужно дать себѣ отчетъ: имѣетъ ли на меня какое-либо дѣйствіе божественная служба, выхожу ли я изъ церкви съ благочестивымъ настроеніемъ, или она проходитъ для меня, какъ что-то чуждое для меня, такъ что я стою въ церкви съ холоднымъ равнодушіемъ, молюсь только по привычкѣ, полагаю земные поклоны безъ сердечнаго сокрушенія о грѣхахъ. Такъ, возлюбленные братія, нужно непремѣнно давать себѣ отчетъ въ святомъ дѣлѣ говѣнія: идетъ ли оно успѣшно, не напрасно ли пропадаетъ трудъ. Мы даемъ же себѣ отчетъ въ мірскихъ, часто неважныхъ дѣлахъ; почему же не взглянуть глазомъ испытанія на это святое дѣло? Вы только вспомните, возлюбленные, къ чему вы готовитесь. Вы готовитесь приступить къ небеснымъ, пречистымъ, животворящимъ и страшнымъ Тайнамъ тѣла и крови Христа Бога нашего, вы готовитесь соединиться съ Самимъ пречистымъ Богомъ. 

Ахъ! какъ же послѣ этого не обратить всего своего вниманія на говѣніе! Итакъ, возлюбленные, взглянемъ строгимъ взглядомъ на свое говѣніе и позаботимся обратить его всѣми силами въ пользу души своей. Какъ же обратить его въ пользу? Главное, сдѣлаемъ вотъ что: возьмемъ каждый во власть свою сердце свое, — на сердце должно быть обращено самое большое вниманіе: — тутъ все зло человѣка; или лучше — это-то и есть грѣшный, богопротивный человѣкъ, это — работная хижина грѣха. Сердце-то наше, возлюбленные, совсѣмъ отвратилось отъ Бога, Творца своего, и обратилось совершенно къ міру и его прелестямъ; въ немъ-то всѣ наши похоти, всѣ наши страсти, все противное Богу. Какъ видите, нужно сдѣлать въ себѣ важный переломъ: отъ любви къ міру, къ его удовольствіямъ, ко грѣху, — надобно обратить себя къ любви къ Богу, Котораго прежде и больше всего намъ надобно любить; а это не легкое дѣло, особенно тому, кто сильно любитъ міръ: ибо любовь міра сего, по слову апостола, есть прямая вражда на Бога (Іак. 4, 4). Но не убоимся трудности: что трудно и невозможно для насъ, то легко и возможно для Бога: у Бога вся возможна (Матѳ. 19, 26). И вотъ прежде всего въ нашемъ святомъ дѣлѣ обращенія отъ міра къ Богу поможетъ вамъ божественная служба: только стойте и слушайте все со вниманіемъ, да съ духомъ смиреннымъ, и святыя мысли и чувства непромѣнно придутъ къ вамъ; не можетъ быть, чтобы человѣка смиреннаго и внимательнаго, желающаго соединиться съ Богомъ, не посѣтилъ духъ сокрушенія и умиленія. Но вы многаго не понимаете; но понимаете хотя что-либо, а вѣрно что много и понимаете; и вотъ это-то, что понимаете, впитывайте въ свое сердце, размышляйте объ этомъ; изъ святыхъ словъ Церкви плодите свои святыя мысли и чувства, — и дѣло, съ Божіею помощію, пойдетъ успѣшно. Вѣдь душа наша не совсѣмъ безплодная земля для добра. Возможно ли это, когда она пила множицею сходившій на нее дождь Божіей благодати? Далѣе, размыслите, что многіе изъ васъ, можетъ быть, говѣютъ теперь въ послѣдній разъ, и, можетъ быть, смерть скоро застигнетъ нечаянно, и имъ не придется исповѣдаться и причаститься святыхъ Таинъ предъ смертію. А и въ самомъ дѣлѣ: уже бо и сѣкира при корени древа лежитъ, а дерево — это мы; всяко убо древо, еже не творитъ плода добра, т. е. люди, не творящіе добрыхъ дѣлъ, посѣкаемо бываетъ, и во огнь вметаемо (Матѳ. 3, 10). Съ какимъ же вниманіемъ къ себѣ нужно каждому совершать свое говѣніе, чтобы непремѣнно очиститься отъ грѣховъ своихъ, можетъ быть, въ послѣдній разъ. Далѣе, представляйте чаще, что послѣ говѣнія и исповѣди вы приступите къ пречистымъ Тайнамъ. 

Но если вы приступите съ неисправленнымъ сердцемъ, недостойно, то вы причаститесь въ судъ и во осужденіе себѣ и повинны будете тѣлу и крови Господней (1 Кор. 11, 27), и послѣ причастія нисколько не будете лучше, а напротивъ, сдѣлаетесь еще хуже. Вотъ какими и подобными размышленіями подкрѣпляйте себя въ своемъ подвигѣ говѣнія и молитесь въ церкви какъ можно искреннѣе, отъ всего сердца; какъ можно искреннѣе говорите чаще внимающему вамъ Господу: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшнику! Боже, очисти мя грѣшнаго! Безъ числа согрѣшихъ, Господи, прости! Припомните, что одни эти слова: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшнику (Лук. 18, 13), мытаря оправдали. А почему? Потому что они сказаны были безъ всякаго притворства, отъ глубины сердца, отъ совершеннаго признанія своей виновности предъ Богомъ и рѣшимости непремѣнно исправиться. А всѣ мы, возлюбленные, такъ грѣшны, что нечего отвѣчать намъ Богу въ извиненіе, недостойны мы глазъ возвести на небо. Какъ же и намъ не говорить отъ всей души: Боже, милостивъ буди намъ грѣшнымъ! Боже, очисти насъ грѣшныхъ! Безъ числа согрѣшихомъ, Господи, прости! Аминь. 

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 60-63. 

http://slovo.russportal.ru

 


Навигация

Система Orphus