Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Святитель Василий Великий и его учение о Святом Духе

Введение.

На грекоязычном Востоке особую роль в решении богословской проблематики сыграл так называемый «каппадокийский» кружок, который становится во второй половине IV в. признанным центром церковной мысли: ядро кружка составляли святитель Василий Кесарийский, или Великий (ок. 330 – 379 гг.), его брат святой Григорий Нисский (ум. в 394 г.) и его друг святитель Григории Назианзин, или Богослов (ок. 330 – ок. 390 гг.). Члены кружка стояли на вершине современной им образованности и переносили в актуальную богословскую полемику о догматах филигранные методы платонической диалектики.[1]

Подробнее...

Псалом 109-й, традиция мессианского истолкования

В Псалтири встречаются несколько «царских» песней, принадлежащих к разным лицам псалмов. Они заключают молитвы (напр., в Пс. 20, 61, 72) и благодарения за царя (Пс. 21), являются прорицаниями (Пс. 2 и 110), царской песнью восхождения (Пс. 132) и так далее. Быть может, они были псалмами восшествия на престол. Несмотря на использо­вание общей для данной эпохи фразеологии, израильское представление о царе во многом отличается, напр., от египетского или месопотамского. Царь избранного народа – Помазанник Ягве (по-еврейски – «Мессия», по-гречески – «Христос»). Помазание превращает его как бы в наместника Ягве на земле. Он называется приемным сыном Божиим, царствование которого не будет иметь конца, его могущество распространиться до пределов земли. Он будет спасителем своего народа и установит мир и справедливость. Идея царского мессианства, впервые возвещенного пророком Нафаном (2Цар. 7), выражается в псалмах 89 и 132. Та поддерживается в народе ожидание Мессии – потомка Давида.

Подробнее...

Митрополит Антоний (Вадковский) и попечение о будущем Поместном Соборе Русской Православной Церкви

        С надеждой на Собор

С наступлением ХХ века, когда особенно остро стали чувствоваться растерянность и раздор в русском обществе, окончательная утраты силы традиции, и начало распада Русского государства, председатель Кабинета министров граф С. Ю. Витте и другие государственные деятели активно высказывались за созыв Поместного Собора. Православная Церковь в лице такого выдающегося иерарха, как митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) указывал на необходимость созыва подобного Собора. И можно с уверенностью сказать, что деятельность митрополита Антония (Вадковского) и Председателя Комитета Министров С. Ю. Витте, представлявших два класса (церковный и светский), сыграли решающую роль в созыве Собора и собирании материала для проведения реформы. «С. Ю. Витте был один из самых деятельных сторонников созыва Собора и проведении реформ. 

Подробнее...

Древневосточная религиозная литература о невинном страдальце

§ 1. Важность изучения Древнего Востока для исследований библейского мира.

Древним Востоком принято называть группу цивилизаций, развившихся в Восточном Средиземноморье, по берегам Нила и в Передней Азии. (Понятие «Древний Восток» включает также страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.) Чтобы очертить пределы переднеазиатско-египетского Древний Восток, Э. Майе и Б. А. Тураев употребили термин «классический Восток». Именно этот «классический Восток» и был материнским лоном для культуры, в рамках которой сложилось Священное Писание Ветхого Завета. Истоки цивилизаций Древнего Востока уходят в глубокую древность, наивысшего же расцвета они достигли в период между 3 тысячелетием до н.э. и 4 веком до н.э., когда пала последняя древневосточная (Персидская) держава. Первые сведения о Древнем Востоке Европа получила только из Библии и из сочинений античных писателей.[1] Крупнейший русский исследователь Древнего Востока академик Б. А. Тураев еще в начале 20 века писал: «Интерес к местностям и другим немым свидетелям библейских событий, столь естественный и у иудеев и у древних христиан, засвидетельствован еще в римское время. Не только в Святой земле, но и за пределами ее путешественникам показывали связанные с библейскими повествованиями примечательности, например, в Вавилоне и ров львиный, и речь халдейскую, и башню смешения языков.

Подробнее...

Рождество Господа Иисуса Христа в проповедях митрополита Антония Сурожского

В Священном Писании Ветхого и Нового Завета рождение представляется как дар Божий. Это подчеркивается сказаниями о детях, рожденных от бесплодных или престарелых родителей (например, Исаак, Самуил, Иоанн Креститель). Провиденциально чудесный характер рождения достигает высшей точки в тайне Рождества Христова. Оно является началом нового мира, новым творческим актом, который совершается под воздействием Духа Божьего. 

Подробнее...

Учение святого апостола Павла о браке по Кор. 7:1 – 9

Учение о браке, которому посвящена 7-я глава, вызвано вопросом, поставленным Коринфянами в их письме к ап. Павлу (1 Кор. 7:1). Но оно внутренне связано с темой о телесной чистоте, и этим объясняется то, что Павел касается его именно здесь. С первого взгляда может казаться, что Павел подходит к браку чисто утилитарно. Брак для него средство против блуда (1 Кор. 7:1 – 2, 9). Брак есть средство к достижению некоей высшей цели.[1] Святитель Иоанн Златоуст пишет по поводу(1 Кор. 7:1 – 9): «…коринфяне писали к нему, должно ли воздерживаться от жены, или нет? Отвечая на это и постановляя правила о браке, он заводит речь и о девстве. Если ты, ищешь блага весьма превосходного, то лучше совершенно не сочетаться с женщиною; если же ищешь состояния безопасного и сообразного с твоею немощью, то вступай в брак».[2] Преподобный Ефрем Сирин свидетельствует: «Зная, что о нем учил Господь Его. Боялся проповедать о нем сам. Когда увидал, что сами люди ищут его, то сделался советником их, а не наставником, – увещевателем, а не законодателем».[3]

Подробнее...

Мормоны. Пути развития практики индивидуальных откровений в Новых религиозных движениях.

Сегодня Новые религиозные движения (далее – НРД) становятся всё более значимым явлением в религиозной жизни современного мира. Они имеют разное происхождение, начинали своё существование в разное время и в разных обстоятельствах, в разных странах и разнообразных исторических контекстах. Многие их них возникли как плод откровений неких потусторонних сил, полученных конкретным человеком и им истолкованным, причем объяснить это мистификацией не всегда возможно (пример тому – исследования спиритизма ярким сциентистом Ч. Ломброзо, заключившего в итоге, что помимо ряда мошенничеств, происходящее не имеет естественного объяснения).[13] 

Подробнее...

Ирландские монашеские уставы: как и почему отшельники стали «принцами»

Протоиереем Александром Шабановым подготовлена к публикации книга монашеских уставов Древней кельтской церкви. В сборник войдут четыре текста (VI-VIII вв.), которые принадлежат уникальной монашеской традиции Celi De, или «Друзей Божиих». На русский язык подобный материал переведен впервые, и будет интересен как специалистам по раннехристианской Ирландии, так и любителям истории Древней Церкви и западного монашества неразделенного периода. Книга ждет своего издателя. Материал уставов подготовлен, снабжен предисловием, фотографиями и комментариями. Со всеми вопросами и предложениями обращаться по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., протоиерей Александр Шабанов. Предлагаем вашему вниманию вводную статью Игоря Петровского, основанную на материале еще не опубликованной книги.
 

Подробнее...

Роль патриаршества в жизни Тверской митрополии

История Верхневолжья, Тверской митрополии, уроженцев нашего края удивительным образом вплетена в общую историю всей Русской Православной Церкви. Тверская земля дала России множество преподобных, святителей, новомучеников, благоверных князей и княгинь. 
 
Но сейчас хотелось бы вкратце рассказать о том, какую роль в жизни Тверской митрополии играли предстоятели Русской Православной Церкви и о том, каких великих подвижников благочестия возрастила наша тверская земля.
 

Подробнее...

Биография и сочинения Климента Александрийского

К христианской теологии Климент Александрийский пришел через философию. Это определило стиль и содержание его произведений. Свои разнообразные идеи он воплотил в не менее замысловатую форму. Избегая устоявшихся концепций, он никогда не останавливался в своих поисках. Вопросы, которые он задавал себе, зачастую оставались без ответа, смысл многих его пассажей – загадка для читателя. Однако благодаря подобным качествам Климент сумел в своих произведениях открыть и утвердить многие философские положения, которые впоследствии были унаследованы христианскими теологами. Труды его были весьма популярны, его имя до девятого века можно было встретить в списках святых.[1]

Подробнее...

Навигация

Система Orphus