Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Убедительная педагогика

«Братия мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергаемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело». Эти строчки новозаветного апостольского послания Иакова могли бы стать эпиграфом. Какая сейчас в школе педагогика? Была советская. На мой взгляд, современная российская школа это - полный постмодернизм. Конечно, всем понятно, что после такого беспорядка в умах, нельзя сразу создать порядок. И все же, в России есть основание, на котором строилось исторически государство. Тысяча лет существует православие на Руси. На всех сферах жизни отразилось оно. И едва ли 70 лет марксизма – ленинизма могло оказать сильное радикальное влияние на душу России. Это был всего лишь «вавилонский плен», отступление от Истины. Бог не насилует человеческую волю, и данную свободу никогда не отбирает. Целый народ захотел жить без Бога, и получилось то, что есть. Мы разбросали, растратили все свое имение, но Отец Небесный вышел на встречу « блудному сыну», все простил и дает новые одежды. Он устраивает пир, для того, кто был «мертв» и вот, вернулся живой. До скончания века не иссякнет источник Православия. Нам только нужно, покаявшись, припасть к живой воде.     

Подробнее...

Религиозно-исторический контекст и предпосылки зарождения суфизма

Мусульманство появилось в начале VII века н.э. на Аравийском полуострове, который заселяли арабские кочевники-скотоводы. Их племена были слабо связаны с оседлым миром земледельческих и городских цивилизаций, разместившихся преимущественно в южной части полуострова. Кочевые племена бедуинов (в переводе – «жителей пустыни») переживали поздний этап развития родоплеменного строя с традиционными формами патриархальных отношений, соответствующими общественным и хозяйственным укладами.

Подробнее...

Премудрость как богословская категория

Что означает «мудрость», «мудрый» в ранних текстах литературы Премудрости? «Когда от пророков VIII – VII века переходишь к изречениям приблизительно современных им мудрецов, собранным в Книге Притчей, то получаешь такое впечатление, точно потерян контакт с тем Присутствием, которое отличало Израиль от других народов. Вместо того, самые плоско земные заботы тут как будто завладевают всецело вниманием»[1].

Подробнее...

История образования церковной реформы 1721 года.

§ 1. Характеристика личности и служения Феофана Прокоповича.

В исторической литературе уже были предприняты попытки обозначить основные типы архиереев Петровской и послепетровской России. Непревзойденными исследованиями по данной теме следует считать труды И. А. Чистовича[1] и К. В. Харламповича[2]. В трудах этих и других авторов была показана недостаточность противопоставления великорусских и малороссийских элементов в деле Петровской церковной реформы. Было также показано, что борьба между Феофаном Прокоповичем и его противниками по вине обеих сторон принимала характер политических интриг, которые для проигравших заканчивались в Тайной канцелярии. Здесь стоит выделить группу последовательных сторонников модернизаторских усилий императора Петра I; именно к таковой, на наш взгляд, можно отнести исследуемого нами архиерея – Феофана Прокоповича. Этой группе иерархов-реформаторов свойственны следующие черты: во-первых, общая к ним ненависть большей части православного духовенства и мирян, а во-вторых, последовательная просветительская позиция. Ярче всего эта позиция проявилась в реформе благочестия, когда под видом борьбы с суевериями оскорблялись религиозные чувства православного, сжившегося со своей стариной народа. Феофан Прокопович принадлежал к числу самых образованных людей Петровского времени, причем первый проявил себя более как писатель и проповедник. Его нравственные качества как члена «прогрессивной партии духовенства» симпатии не вызывают. Для него характерны стяжательность, корыстолюбие, заносчивость, склонность к интригам и другие качества, свидетельствующие о сознательном предпочтении «сует мира сего».[3]

Подробнее...

Юбилейный Собор 2000 года: «Основы социальной концепции РПЦ»

Еще на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (РПЦ) (Москва, 29.11-2.12.1994) было принято постановление, предписывающее создание в скором времени социальной доктрины как «всеобъемлющей концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом»[1].

Подробнее...

Биография и религиозное становление митрополита Антония (Блума)

В истории Русской Православной Церкви второй половины XX – начала XXI веков, богатой великим сонмом несгибаемых учеников, духоносных старцев, обильных благодатью подвижников, глубоких мыслителей и богословов, а главное, смиренных тружеников на ниве церковной, трудно найти более цельную личность, чем владыка Антоний. Совмещая в себе дары яркого проповедника и неусыпного молитвенника, скромного христианина и вдохновенного архипастыря, он был словно вытесан из одной глыбы камня адамантовой породы. Митрополит Сурожский Антоний (Блум) принадлежит к тому, по мировым масштабам, крохотному кругу западных христиан, которые свидетельствуют о Вселенском Православии, будучи членами Русской Православной Церкви.

Подробнее...

«Иосифлянский» раскол и отношение к нему владыки Илариона (Троицкого).

К весне 1927 года Патриаршая Церковь оказалась в сложном положении. Проводимая властями политика ликвидации ее единого центра (существование которого формально не признавалось) была близка к успеху. Правда, влияние просоветской Синодальной (обновленческой) Церкви к этому времени уже начало спадать: в январе 1927 доля обновленческих приходов в целом по стране составляла 16,6%. В самой Патриаршей Церкви после смерти Патриарха Тихона нарастали центробежные тенденции. Постоянные аресты иерархов, которые могли возглавить Высшее Церковное Управление, мешали создать стабильный канонический центр. Число Патриарших Местоблюстителей и их Заместителей достигло 13, причем 12 из них находились в ссылке или заключении, а последний – архиепископ Угличский Серафим (Самойлович)[1] оказался настолько малоизвестен, что часть епархий даже не знала о его существовании. 

Подробнее...

Св. Иларион (Троицкий) как богословский последователь св. Киприана Карфагенского.

Экклезиология составляет стержень православия, так как именно церковь призвана соединить Божественное и человеческое и привести человека к спасению. Православная экклезиология, как и вообще все православное богословие, никогда не являвшееся и не являющееся дисциплиной чисто «теоретической», было поставлено логикой самой истории перед животрепещущей проблемой границ Церкви и вопросом о единстве Церкви.[1] «Вопрос о границах Церкви, – пишет протоиерей Владислав Цыпин, – с особенной остротой обсуждался в русском богословии в начале 20-го века. 

Подробнее...

Д.А. Беговатов. Городское православное духовенство Тверской епархии в первой половине XIX века: профессиональная деятельность и повседневная жизнь. Введение

От рецензента

Дмитрий Александрович Беговатов – воспитанник и выпускник исторического факультета Тверского государственного университета. В 2009 г. он окончил магистратуру по направлению «История», в 2014 г. – аспирантуру по кафедре отечественной истории (научный руководитель – проф. Т.Г. Леонтьева). За достижения в научной деятельности в 2012 г. удостоен стипендии Правительства Российской Федерации.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus