Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Учение святого апостола Павла о браке по Кор. 7:1 – 9

Учение о браке, которому посвящена 7-я глава, вызвано вопросом, поставленным Коринфянами в их письме к ап. Павлу (1 Кор. 7:1). Но оно внутренне связано с темой о телесной чистоте, и этим объясняется то, что Павел касается его именно здесь. С первого взгляда может казаться, что Павел подходит к браку чисто утилитарно. Брак для него средство против блуда (1 Кор. 7:1 – 2, 9). Брак есть средство к достижению некоей высшей цели.[1] Святитель Иоанн Златоуст пишет по поводу(1 Кор. 7:1 – 9): «…коринфяне писали к нему, должно ли воздерживаться от жены, или нет? Отвечая на это и постановляя правила о браке, он заводит речь и о девстве. Если ты, ищешь блага весьма превосходного, то лучше совершенно не сочетаться с женщиною; если же ищешь состояния безопасного и сообразного с твоею немощью, то вступай в брак».[2] Преподобный Ефрем Сирин свидетельствует: «Зная, что о нем учил Господь Его. Боялся проповедать о нем сам. Когда увидал, что сами люди ищут его, то сделался советником их, а не наставником, – увещевателем, а не законодателем».[3]

Подробнее...

«Шестоднев» Святителя Василия Великого

Византийская наука на протяжении своего тысячелетнего существования развивала практически все основные направления и дисциплины, завещанные античностью, – как гуманитарные, преломленные в христианизированной форме, так и естественнонаучные, включая физику и космологию (сочинения св. Фотия, Феодора Метохита), химию (в форме алхимии; также изобретение «греческого огня», новых эмалей и смальты), зоологию (многочисленные «Физиологии», бестиарий Тимофея Газского, трактаты XIII века по разведению соколов, собак и других животных), ботаники («Беседы на Шестоднев» Василия Великого, многочисленные травники и словари названий растений), сельское хозяйство («Геопоники»). Немало работ, как самостоятельных, так и комментаторских, было в области математических дисциплин, составляющих основное содержание квадривиума. Всё это, наряду с резко выраженной индивидуальностью всего облика византийской образованности, даёт основание утверждать, что тот тип науки, который мы встречаем в Византии, представляет собой одно из трёх главных продолжений античной науки. В качестве двух других можно рассматривать средневековую западноевропейскую и арабо-мусульманскую науку. Причем византийская наука имела то отличие от двух последних, что более непосредственно примыкала к наследию и традициям античности.[1]

Подробнее...

Юбилейный Собор 2000 года: «Основы социальной концепции РПЦ»

Еще на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (РПЦ) (Москва, 29.11-2.12.1994) было принято постановление, предписывающее создание в скором времени социальной доктрины как «всеобъемлющей концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом»[1].

Подробнее...

Значение христианского образования III – IV веков для становления пастырско-богословского образования

Духовное образование, развившееся в значительной степени еще в III веке, с признанием христианства религией господствующей в Греко-Римской империи, в IV веке достигло своего высшего процветания. Обстоятельства, содействовавшие возвышению духовного просвещения, были внешние и внутренние. С одной стороны, более спокойные времена, наступившие за гонениями, дали возможность многим из даровитых христиан посвящать себя занятиям богословскими науками, с другой – само состояние христианского вероучения вызывало усиленную деятельность на поприще духовного просвещения. Св. Писание было еще не вполне истолковано и разъяснено; многие догматы, рассуждения о которых начаты были в предшествовавшие времена, не были уяснены и не получили общецерковного определения.

Подробнее...

Критика Н. О. Лосским основных гносеологических направлений

Критика Н.О. Лосским основных гносеологических направлений

Как отмечают исследователи Дж. П. Скенлен и Н. Н. Старченко, Лосский разрабатывал мировоззрение, необычное для русской мысли своим высоким уровнем систематичности и логической обоснованности, после длительной духовной эволюции, придя к твердому убеждению в истинности христианского вероучения, и стремясь подкрепить и дополнить его философскими аргументами[1]. Систематическое философское учение Н. О. Лосского было высоко оценено его современниками. С. А. Левицкий относит его труды, наряду с его западными аналогами (Этикой Гартмана и Двумя источниками морали и религии Бергсона) к числу лучших систем, созданных в ХХ веке[2].

Подробнее...

Мормоны. Пути развития практики индивидуальных откровений в Новых религиозных движениях.

Сегодня Новые религиозные движения (далее – НРД) становятся всё более значимым явлением в религиозной жизни современного мира. Они имеют разное происхождение, начинали своё существование в разное время и в разных обстоятельствах, в разных странах и разнообразных исторических контекстах. Многие их них возникли как плод откровений неких потусторонних сил, полученных конкретным человеком и им истолкованным, причем объяснить это мистификацией не всегда возможно (пример тому – исследования спиритизма ярким сциентистом Ч. Ломброзо, заключившего в итоге, что помимо ряда мошенничеств, происходящее не имеет естественного объяснения).[13] 

Подробнее...

Ирландские монашеские уставы: как и почему отшельники стали «принцами»

Протоиереем Александром Шабановым подготовлена к публикации книга монашеских уставов Древней кельтской церкви. В сборник войдут четыре текста (VI-VIII вв.), которые принадлежат уникальной монашеской традиции Celi De, или «Друзей Божиих». На русский язык подобный материал переведен впервые, и будет интересен как специалистам по раннехристианской Ирландии, так и любителям истории Древней Церкви и западного монашества неразделенного периода. Книга ждет своего издателя. Материал уставов подготовлен, снабжен предисловием, фотографиями и комментариями. Со всеми вопросами и предложениями обращаться по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., протоиерей Александр Шабанов. Предлагаем вашему вниманию вводную статью Игоря Петровского, основанную на материале еще не опубликованной книги.
 

Подробнее...

Роль патриаршества в жизни Тверской митрополии

История Верхневолжья, Тверской митрополии, уроженцев нашего края удивительным образом вплетена в общую историю всей Русской Православной Церкви. Тверская земля дала России множество преподобных, святителей, новомучеников, благоверных князей и княгинь. 
 
Но сейчас хотелось бы вкратце рассказать о том, какую роль в жизни Тверской митрополии играли предстоятели Русской Православной Церкви и о том, каких великих подвижников благочестия возрастила наша тверская земля.
 

Подробнее...

Биография и сочинения Климента Александрийского

К христианской теологии Климент Александрийский пришел через философию. Это определило стиль и содержание его произведений. Свои разнообразные идеи он воплотил в не менее замысловатую форму. Избегая устоявшихся концепций, он никогда не останавливался в своих поисках. Вопросы, которые он задавал себе, зачастую оставались без ответа, смысл многих его пассажей – загадка для читателя. Однако благодаря подобным качествам Климент сумел в своих произведениях открыть и утвердить многие философские положения, которые впоследствии были унаследованы христианскими теологами. Труды его были весьма популярны, его имя до девятого века можно было встретить в списках святых.[1]

Подробнее...

Премудрость Божия в книге Премудрости Соломона

Книга Премудрости Соломона есть пример жанра «премудрости» в религиозной литературе, в котором восхваляется самоанализ и раздумья о человеческой жизни, в особенности с этической позиции.[1] «Книга сия называется Премудростью Соломона, потому что и она, говорят, написана Соломоном. В ней содержится учение о правде и о свойствах злых людей и добрых, а также учение о Христе. Говорится о Премудрости – Сыне Божьем и о том, как Слово стало плотью и обитало с нами. Говорится в книге и о том, что мудрость приобретается великим трудом и тщанием; говорится о некоторых частях природы, также против идолов и ваятелей, против надеющихся на них и служащих им. Присовокупляется еще хвалебная песнь, соединенная с исповеданием чудес, которые Бог сотворил для Израильтян перед врагами их. Таково общее содержание книги Премудрости Соломона, именуемой сокровищницей всех добродетелей» (Синопсисы Иоанна Златоуста и Афанасия).[2]

Подробнее...

Навигация

Система Orphus