Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Счастливая кончина – достойная святой жизни, прекрасной души

Иеросхимонах Иероним (Соломенцов) (1805-1885)
 
В истории Русского Афона фигура духовника отца Иеронима совершенно исключительна и ни с кем несравнима. Это выдающийся духовный учитель, наставник и вождь русского монашества. Иван Соломенцов, а именно так звали великого духовника в миру, родился в городе Старый Оскол в 1805 году в семье благочестивого купца. 
 

Подробнее...

Об ожидаемой канонизации русских подвижников Святой Горы

«Афон — это живое преемство и традиции святоотеческого наследия. Оно становится особенно важным в наши дни, когда секулярный мир открыто показывает нам свои злобные корни. Ответом на вопрос "Как сохранить и преумножить это преемство афонской святости?" может быть канонизация русских афонских старцев-подвижников», — сказал митрополит Саранский и Мордовский Зиновий на конференции «Святая Русь и Святая гора Афон», прошедшей в рамках ежегодных Рождественских чтений в храме Христа Спасителя 27 января.
 

Подробнее...

Церковная печать начала 20 века о насущных реформах.

Конец 19 века как начало пересмотра победоносцевских взглядов.

Понятия о том, что необходимо разделять церковное от светского, у императора Николая Второго мы не находим. Он полагает, что вправе самостоятельно принимать решения, напрямую затрагивающие интересы церкви, и при этом не согласовывать их с иерархами и Синодом. Практически все самодержцы были едины, предпочитая поддерживать связь с «церковным правительством» при помощи светского чиновника. Фальшивость положения обер-прокурора не могла укрыться от архиереев: ведь с одной стороны, обер-прокурор был ничто в Синоде, так как не имел там права голоса. С другой стороны он был там все, ибо в его полном распоряжении состояли: письменное производство дел Синода, контакты Синода со всеми государственными властями, со всеми епископами и духовенством, представление императору синодальных дел, равно как и принятие от него повелений Синоду.[1] Особенно выросла власть обер-прокурора в эпоху Победоносцева, занимавшего этот пост более 25 лет – с апреля 1880 по октябрь 1905 гг.

Подробнее...

Учение Святого Апостола Павла о браке в послании к Эфесянам

Ни в каком другом новозаветном тексте мы не найдем такого развитого и глубокого богословского обоснования взаимных отношений супругов, как в пятой главе послания Святого Апостола Павла христианам Эфеса. Святой Апостол еще более развивает учение Господа нашего Иисуса Христа, и вырабатывает своё учение о браке, которое не встречается ни у одного из церковных писателей, живших до него или после него. Чтобы правильно понять наставления Апостола относительно взаимоотношений между супругами, нужно учесть, что он не ставил себе целью понять веками, установленные общественные структуры. В тех случаях, когда возникала необходимость давать практические советы – будь то относительно взаимоотношений между членами семьи или между начальствующими и подчиненными, Апостол Павел старался лишь облагородить и нравственно возвысить эти взаимоотношения, чтобы устранить жестокость и злоупотребление.

Подробнее...

Религиозно-исторический контекст и предпосылки зарождения суфизма

Мусульманство появилось в начале VII века н.э. на Аравийском полуострове, который заселяли арабские кочевники-скотоводы. Их племена были слабо связаны с оседлым миром земледельческих и городских цивилизаций, разместившихся преимущественно в южной части полуострова. Кочевые племена бедуинов (в переводе – «жителей пустыни») переживали поздний этап развития родоплеменного строя с традиционными формами патриархальных отношений, соответствующими общественным и хозяйственным укладами.

Подробнее...

История образования церковной реформы 1721 года.

§ 1. Характеристика личности и служения Феофана Прокоповича.

В исторической литературе уже были предприняты попытки обозначить основные типы архиереев Петровской и послепетровской России. Непревзойденными исследованиями по данной теме следует считать труды И. А. Чистовича[1] и К. В. Харламповича[2]. В трудах этих и других авторов была показана недостаточность противопоставления великорусских и малороссийских элементов в деле Петровской церковной реформы. Было также показано, что борьба между Феофаном Прокоповичем и его противниками по вине обеих сторон принимала характер политических интриг, которые для проигравших заканчивались в Тайной канцелярии. Здесь стоит выделить группу последовательных сторонников модернизаторских усилий императора Петра I; именно к таковой, на наш взгляд, можно отнести исследуемого нами архиерея – Феофана Прокоповича. Этой группе иерархов-реформаторов свойственны следующие черты: во-первых, общая к ним ненависть большей части православного духовенства и мирян, а во-вторых, последовательная просветительская позиция. Ярче всего эта позиция проявилась в реформе благочестия, когда под видом борьбы с суевериями оскорблялись религиозные чувства православного, сжившегося со своей стариной народа. Феофан Прокопович принадлежал к числу самых образованных людей Петровского времени, причем первый проявил себя более как писатель и проповедник. Его нравственные качества как члена «прогрессивной партии духовенства» симпатии не вызывают. Для него характерны стяжательность, корыстолюбие, заносчивость, склонность к интригам и другие качества, свидетельствующие о сознательном предпочтении «сует мира сего».[3]

Подробнее...

Биография и религиозное становление митрополита Антония (Блума)

В истории Русской Православной Церкви второй половины XX – начала XXI веков, богатой великим сонмом несгибаемых учеников, духоносных старцев, обильных благодатью подвижников, глубоких мыслителей и богословов, а главное, смиренных тружеников на ниве церковной, трудно найти более цельную личность, чем владыка Антоний. Совмещая в себе дары яркого проповедника и неусыпного молитвенника, скромного христианина и вдохновенного архипастыря, он был словно вытесан из одной глыбы камня адамантовой породы. Митрополит Сурожский Антоний (Блум) принадлежит к тому, по мировым масштабам, крохотному кругу западных христиан, которые свидетельствуют о Вселенском Православии, будучи членами Русской Православной Церкви.

Подробнее...

Протоиерей Александр Шабанов. Монашеские уставы средневековой Ирландии.

В истории загадочного кельтского христианства северо-западной средневековой Европы есть одна плохо прочитываемая страница её последних преднорманнских столетий, IX – XI веков, вписанная общинами «слуг Божьих» –  монахами и мирянами Céli Dé (в русской транскрипции « кулди» или «кулдеи»). Начиная с XVI века вокруг наследия этих кельтских общин, населявших Север Ирландии, Внешние Гебриды, Шотландию, Оркнейские острова, велась горячая дискуссия среди англиканских реформаторов, пытавшихся разглядеть в кулди протопротестантские объединения и использовать авторитет «слуг Божьих» для антикатолических исследований и заявлений. Проблема в том, что набеги датчан-викингов, достигшие своего победного пика в IX  веке, привели большое количество иро-скоттов кельтской церкви  к глухой самоизоляции, которую англикане-историки поспешили посчитать своеобразной внутренней реформой этих кельтских осколков Северо-Запада. Логичней всего было приписать им антиримские настроения и противостояние англо-саксонскому миссионерству Британии, но, повторю, слишком туманной представляется вся эта история.

Подробнее...

Религиозно-философские собрания 1901 – 1903 годов.

Религиозно-философские собрания в Санкт-Петербурге в 1901-1903 годах были встречей богоискательской русской интеллигенции и Православной Церкви. РФС воплотили перемену интересов части интеллигенции от материализма, позитивизма и атеизма к религиозно-философским вопросам. На фоне огромных успехов теоретической и прикладной науки к концу XIX в. нарастает чувство неудовлетворенности «научным мировоззрением». Вера в прогресс не могла заменить веры в Бога. Такое достаточно массовое религиозное пробуждение русской интеллигенции появилось не на голом месте. Достаточно вспомнить П.Я. Чаадаева, Н.В. Гоголя, славянофилов, Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского и др. Н.А. Бердяев отводил здесь особую роль Л.Н. Толстому: «Всеми признается, что зачинателем религиозного брожения в России является Л. Толстой, он пробил брешь в религиозном индифферентизме русской интеллигенции, и запросы религиозного сознания поставил в центре внимания».[1]

 

Подробнее...

Отношения между РПЦ и русской церковной диаспорой с 1920 по 1924 годы

ВЦУ на юге России.

Русская Православная Церковь имеет свою Заграничную часть уже около двух веков. Проповедь Христианства языческим племенам Азии повлекла создание Миссий, сделавшихся с течением времени епархиями, в Китае и Японии. Продолжением проповеди в Азии, явилось распространение Православия среди языческого населения на Алеутских островах и Аляске и создание Миссии в Северной Америке, ставшей затем епархией. В Западной Европе русские церкви устроились, начиная с 18-го века, сначала при Российских посольствах, а затем и отдельно от них, в местах, наиболее посещаемых русскими при поездках заграницу. Все те церкви считались состоящими в ведении Митрополита Петроградского и в последнее перед революцией время находились в непосредственном заведывании его викария, епископа Кронштадтского.[1]

Подробнее...

Навигация

Система Orphus