Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Церковная печать начала 20 века о насущных реформах.

Конец 19 века как начало пересмотра победоносцевских взглядов.

Понятия о том, что необходимо разделять церковное от светского, у императора Николая Второго мы не находим. Он полагает, что вправе самостоятельно принимать решения, напрямую затрагивающие интересы церкви, и при этом не согласовывать их с иерархами и Синодом. Практически все самодержцы были едины, предпочитая поддерживать связь с «церковным правительством» при помощи светского чиновника. Фальшивость положения обер-прокурора не могла укрыться от архиереев: ведь с одной стороны, обер-прокурор был ничто в Синоде, так как не имел там права голоса. С другой стороны он был там все, ибо в его полном распоряжении состояли: письменное производство дел Синода, контакты Синода со всеми государственными властями, со всеми епископами и духовенством, представление императору синодальных дел, равно как и принятие от него повелений Синоду.[1] Особенно выросла власть обер-прокурора в эпоху Победоносцева, занимавшего этот пост более 25 лет – с апреля 1880 по октябрь 1905 гг.

Подробнее...

Екклесиаст: авторство книги

Представление о Екклесиасте, как произведении царя Соломона, при закате своих дней познавшего ошибки молодости и в этой книге оставившего памятник искреннего покаяния и сердечного обращения к Богу, было господствующим в древнеиудейской церкви, а по примеру ее и христианской.[1] Так, экзегетами неоднократно высказывалось мнение, что «Екклесиаст» написан Соломоном в старости и является плодом его покаяния в невоздержанной жизни. Можно согласиться, что тут есть много правдоподобного: по характеру своему она содержит обращенную к народу проповедь о суетности земных вещей. А между тем многие рисуют себе Соломона, именно как народного учителя. История изображает нам упоенного счастьем и изведавшего на собственном опыте суетность и превратность чувственных удовольствий: а главное то, что речь в книге Екклесиаст прямо влагается в уста Соломону, и в ней можно находить несколько черт, совершенно таких, какими история изображает царя Соломона. 
 

Подробнее...

Семья как носительница и воспитательница религиозной и национальной традиций (в философском наследии И. А. Ильина)

Идеи духовно-нравственного и правового воспитания человека, изложенные в философском наследии И.А. Ильина, могут быть рассмотрены в рамках религиозного направления русской философско-педагогической антропологии. Социально-философскими аспектами педагогической антропологии И.А. Ильина выступают: ценностные основания воспитания, институциональные формы и средства воспитания, цели и задачи воспитания.

Подробнее...

Учение Святого Апостола Павла о браке в послании к Эфесянам

Ни в каком другом новозаветном тексте мы не найдем такого развитого и глубокого богословского обоснования взаимных отношений супругов, как в пятой главе послания Святого Апостола Павла христианам Эфеса. Святой Апостол еще более развивает учение Господа нашего Иисуса Христа, и вырабатывает своё учение о браке, которое не встречается ни у одного из церковных писателей, живших до него или после него. Чтобы правильно понять наставления Апостола относительно взаимоотношений между супругами, нужно учесть, что он не ставил себе целью понять веками, установленные общественные структуры. В тех случаях, когда возникала необходимость давать практические советы – будь то относительно взаимоотношений между членами семьи или между начальствующими и подчиненными, Апостол Павел старался лишь облагородить и нравственно возвысить эти взаимоотношения, чтобы устранить жестокость и злоупотребление.

Подробнее...

Премудрость Божия в книге Премудрости Соломона

Книга Премудрости Соломона есть пример жанра «премудрости» в религиозной литературе, в котором восхваляется самоанализ и раздумья о человеческой жизни, в особенности с этической позиции.[1] «Книга сия называется Премудростью Соломона, потому что и она, говорят, написана Соломоном. В ней содержится учение о правде и о свойствах злых людей и добрых, а также учение о Христе. Говорится о Премудрости – Сыне Божьем и о том, как Слово стало плотью и обитало с нами. Говорится в книге и о том, что мудрость приобретается великим трудом и тщанием; говорится о некоторых частях природы, также против идолов и ваятелей, против надеющихся на них и служащих им. Присовокупляется еще хвалебная песнь, соединенная с исповеданием чудес, которые Бог сотворил для Израильтян перед врагами их. Таково общее содержание книги Премудрости Соломона, именуемой сокровищницей всех добродетелей» (Синопсисы Иоанна Златоуста и Афанасия).[2]

Подробнее...

Убедительная педагогика

«Братия мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергаемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело». Эти строчки новозаветного апостольского послания Иакова могли бы стать эпиграфом. Какая сейчас в школе педагогика? Была советская. На мой взгляд, современная российская школа это - полный постмодернизм. Конечно, всем понятно, что после такого беспорядка в умах, нельзя сразу создать порядок. И все же, в России есть основание, на котором строилось исторически государство. Тысяча лет существует православие на Руси. На всех сферах жизни отразилось оно. И едва ли 70 лет марксизма – ленинизма могло оказать сильное радикальное влияние на душу России. Это был всего лишь «вавилонский плен», отступление от Истины. Бог не насилует человеческую волю, и данную свободу никогда не отбирает. Целый народ захотел жить без Бога, и получилось то, что есть. Мы разбросали, растратили все свое имение, но Отец Небесный вышел на встречу « блудному сыну», все простил и дает новые одежды. Он устраивает пир, для того, кто был «мертв» и вот, вернулся живой. До скончания века не иссякнет источник Православия. Нам только нужно, покаявшись, припасть к живой воде.     

Подробнее...

Религиозно-исторический контекст и предпосылки зарождения суфизма

Мусульманство появилось в начале VII века н.э. на Аравийском полуострове, который заселяли арабские кочевники-скотоводы. Их племена были слабо связаны с оседлым миром земледельческих и городских цивилизаций, разместившихся преимущественно в южной части полуострова. Кочевые племена бедуинов (в переводе – «жителей пустыни») переживали поздний этап развития родоплеменного строя с традиционными формами патриархальных отношений, соответствующими общественным и хозяйственным укладами.

Подробнее...

Премудрость как богословская категория

Что означает «мудрость», «мудрый» в ранних текстах литературы Премудрости? «Когда от пророков VIII – VII века переходишь к изречениям приблизительно современных им мудрецов, собранным в Книге Притчей, то получаешь такое впечатление, точно потерян контакт с тем Присутствием, которое отличало Израиль от других народов. Вместо того, самые плоско земные заботы тут как будто завладевают всецело вниманием»[1].

Подробнее...

История образования церковной реформы 1721 года.

§ 1. Характеристика личности и служения Феофана Прокоповича.

В исторической литературе уже были предприняты попытки обозначить основные типы архиереев Петровской и послепетровской России. Непревзойденными исследованиями по данной теме следует считать труды И. А. Чистовича[1] и К. В. Харламповича[2]. В трудах этих и других авторов была показана недостаточность противопоставления великорусских и малороссийских элементов в деле Петровской церковной реформы. Было также показано, что борьба между Феофаном Прокоповичем и его противниками по вине обеих сторон принимала характер политических интриг, которые для проигравших заканчивались в Тайной канцелярии. Здесь стоит выделить группу последовательных сторонников модернизаторских усилий императора Петра I; именно к таковой, на наш взгляд, можно отнести исследуемого нами архиерея – Феофана Прокоповича. Этой группе иерархов-реформаторов свойственны следующие черты: во-первых, общая к ним ненависть большей части православного духовенства и мирян, а во-вторых, последовательная просветительская позиция. Ярче всего эта позиция проявилась в реформе благочестия, когда под видом борьбы с суевериями оскорблялись религиозные чувства православного, сжившегося со своей стариной народа. Феофан Прокопович принадлежал к числу самых образованных людей Петровского времени, причем первый проявил себя более как писатель и проповедник. Его нравственные качества как члена «прогрессивной партии духовенства» симпатии не вызывают. Для него характерны стяжательность, корыстолюбие, заносчивость, склонность к интригам и другие качества, свидетельствующие о сознательном предпочтении «сует мира сего».[3]

Подробнее...

Юбилейный Собор 2000 года: «Основы социальной концепции РПЦ»

Еще на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (РПЦ) (Москва, 29.11-2.12.1994) было принято постановление, предписывающее создание в скором времени социальной доктрины как «всеобъемлющей концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом»[1].

Подробнее...

Навигация

Система Orphus