Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Русское богословие 20 века о крещении еретиков и о границах Церкви

В преемственности с взглядами папы Стефана на латинском Западе оказалась другая концепция, сформулированная в V в. блаж. Августином, епископом Иппонийским. Блаж. Августин, а за ним вся средневековая латинская схоластика и подражавшая ей «православная» (с XVII века) схоластика – уже положительно утверждал присутствие благодати Св. Духа в еретических таинствах, обосновывая именно этим ненадобность «повторения» крещения над кающимися еретиками. Однако, и он, подобно Стефану, делал это за счет изменения самого понятия «благодать». В его представлении еретики – именно потому, что они получают истинную благодать Святого Духа – оказываются повинны в постоянной хуле на Святого Духа, так что благодать не только не идет им во спасение, но и активно содействует их погибели. Как бы ни был подобный взгляд чужд всей святоотеческой традиции, ему нельзя отказать в соответствии с основной идеей православной экклезиологии: вне Церкви не может быть ничего спасительного. Только в последние века взгляд Августина (часто, к тому же, ошибочно отождествляемый с позицией папы Стефана) стал приниматься в усеченном виде: благодать у еретиков есть, но к погибели она им не служит.[1]

Подробнее...

Биографический очерк. Митрополит Антоний (Вадковский).

Период 1846 – 1883. Александр Вадковский до пострига

Александр Вадковский родился в семье бедного провинциального священникав августе 1846 года. Стоит сказать несколько слов о его родителях и семье. Отец, Василий Иовлевич Вадковский служил в священническом сане в деревнеШирингуша Спасской волости Тамбовской губернии. Мать, Ольга Никифоровна, приходилась дочерью протоиерея С. Н. Кашменского. 

Подробнее...

Экзегетические школы в христианстве и развитие «Шестодневов»

По мере развития жанра, между увеличивающимися в своем числе Шестодневами установились значительные различия. Причины тому были вполне объективные. Поскольку отношение к мирским наукам в средневековье было разное, постольку возникали и разные трактовки Книги Бытия. В зависимости от философско-мировоззренческих ориентаций толкователей обычно выделяют три основных богословских школы: александрийскую, антиохийскую и каппадокийскую, представители которых значительно отличались друг от друга в толковании Священного Писания. Каждая из этих школ представлена целым рядом Шестодневов.

Подробнее...

Западные влияния на религиозные представления Лжедмитрия I до воцарения

Разноречие о религиозной идентичности Лжедмитрия показывает то, насколько запутан был вопрос о нем для современников и ближайших потомков. По М. Н. Тихомирову никаких официальных достоверных документов, которые рассказывали бы о жизни Самозванца до его появления в доме князя Адама Вишневецкого, не сохранилось.[1] Р. Г. Скрынников констатирует, что в 1603 г. юноша объявился в городе Брагин и поступил на службу к князю Адаму Вишневецкому (1566 – 1622), где и началось его восхождение.[2] Эпопея Лжедмитрия I и история его отношений с правящими кругами Речи Посполитой детально рассмотрена в целом ряде исследований. Особенно стоит выделить монографии Р. Г. Скрынникова и В. И. Ульяновского.[3]

Подробнее...

Религиозно-нравственное значение Декалога

Естественный закон до Моисея.

Как система правил, регулирующих все стороны жизни, Закон присутствует в каждой «естественной» религии. Это объясняется тем, что поведение, определяемое суммой правил, – наиболее простая и психологически объяснимая форма поведения человека. Позднее, отделившись от религии, закон создает собственную юридическую сферу. В животном мире существуют «ритуалы» знакомства, ухаживания, угрозы, подчинения и демонстрации силы, которые подчас позволяют избегать насилия и сохраняют жизнь. В человеческих обществах, даже «первобытных», мы находим гораздо сложную, но построенную на тех же принципах ритуально-законническую систему. Она подчиняет человека многочисленным табу, вводит аффективные проявления в организованное русло. Вот почему там, где социальная жизнь была неотделима от религиозной, всегда создавался закон, но уже не на инстинктивном уровне, а на уровне правил поведения, признаваемых разумными существами. Правда, подчас эти правила носили непонятный, иррациональный характер, но само их наличие формировало сознательную жизнь общества. Во всех религиях мы обнаруживаем эти ритуальные структуры, служащие как бы «лесами», поддерживающими духовный и общинный строй народа. «Религии закона» по своему происхождению уходит корнями в доисторическую древность и предшествует ветхозаветному закону. Неисчислимые обряды, нормы, уставы, табу охватывали культуру Древнего Востока и античности, Индии и Китая. Осмысление же их происходило на магическом уровне. Складывалось убеждение, что ритуальные системы есть часть мирового целого, что они поддерживают и охраняют его, а человек способен с помощью обрядов принудить духовные существа служить его целям. Эта особенность определяет отличие ветхозаветного закона и закона «естественных» религий.[1]

Подробнее...

Святитель Тихон - просветитель Северной Америки

Епископ Тихон (Беллавин), тогда еще викарий Варшавской епархии, переведен был из Холмской епархии в Америку, где окормлял с 1898 по 1907 годы американских православных христиан. 12 декабря 1898 года святитель Тихон прибыл в Нью-Йорк. По своём прибытии в епархию епископ Тихон предпринял объезд всей канонической территории. Через десять дней он достиг западных рубежей своей епархии. И 23 декабря 1898 года в кафедральном соборе города Сан–Франциско владыка Николай (Зиоров) встречал епископа Тихона (Беллавина), передав последнему архиерейский посох свят. Иннокентия со словами «да будет твое служение… многоплодно и благоплодно»[1]. Преосвященнейшему Тихону предстояло управлять русской епархией, которая объединяла людей разных национальностей (русских, сербов, украинцев, греков, арабов, креолов, индейцев, алеутов, эскимосов), и являлась самой большой территориально епархией в русской Церкви.[2] И первыми словами наставления епископа Тихона к пастве было искреннее обещание любить и уважать своих пасомых: «вы отныне стали моим народом и моими возлюбленными»[3]. Святитель Тихон посетил города, где находились основные православные общины.

Подробнее...

Христианские писатели III века об иерархических служениях

История Оригена и утверждение воззрения о различиях клира и мирян

В III веке и даже в конце II века, начинают высказываться воззрения о преимущественных достоинствах клира, каких не могут иметь обыкновенные миряне.

Подробнее...

Очерк старообрядческого раскола и реформ патриарха Никона

С конца 16 в. утверждается патриаршество, что Церкви принесло практически полную самостоятельность. Но уже в 16 в. поднимается вопрос об исправлении церковных книг и некоторых обрядов. До появления книгопечатания церковные книги переписывались от руки, и в них вкрались ошибки и описки, в церковных обрядах тоже появились некоторые отклонения от греческих обрядов и текстов. Приезжавшие на Русь греческие архиереи и монахи обращали внимание русской высшей иерархии на эти отклонения, и потому уже до Никона делались попытки исправления, но безуспешно. Развитие книгопечатания позволяет осуществить это дело. Нужно было сверить с греческими оригиналами, внести исправления, а затем отпечатать для широкого распространения.

Подробнее...

Теология иконы преп. Иоанна Дамаскина

Св. Иоанн Дамаскин создал ясный и убедительный синтез святоотеческого богословия и аскетики, и прежде всего постхалкидонской энергетической христологии александрийского происхождения. В то же время участие в иконоборческих спорах заставило его, подобно древним антиохийцам, подчеркивать конкретную индивидуальность Иисуса.[1] Огромное значение для преодоления ереси иконоборчества имело творчество преп. Иоанна Дамаскина, который стремился догматически и философски обосновать значимость и необходимость икон в христианской жизни и в богослужении. Трактаты преп. Иоанна Дамаскина о почитании святых икон утвердили его в центре движения 8 столетия, направленного против предрассудков иконоборчества. Это была первая в тот период развернутая апология религиозных изображений, содержавшая подробную теорию образа.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus