Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Толкование чудотворений Иисуса Христа в проповедях митрополита Антония Сурожского

Чудеса есть соприкосновение, пересечение двух планов бытия – запредельного и земного. Это соприкосновение порождает явления необычного порядка, на что указывает и сама этимология слова «чудо» (от «чудиться», удивляться). Блаженный Августин, признавая действие в природе строгих закономерностей, считал, что они шире и глубже того, что дает нам обычный опыт («О Книге Бытия», IХ, 17–18). Чудеса промыслительно оберегают человеческую свободу. Они не сковывают ее неотвратимой очевидностью, оставляя простор для принятия или отвержения. Поэтому Христос Спаситель не делал из Своих чудес орудия духовного насилия; напротив, Он отказывался творить их для доказательства истины (Мф. 12:39). Однако тем, кто уверовал, Он указывал на чудеса как на знамения, знаки Его небесного посланничества, признаки прихода в мир Царства Божьего (Мф 12:28).[1]

Подробнее...

Историко-экзегетический разбор повествования о крещении Иисуса Христа по синоптическим Евангелиям

Введение

Основным источником, из которого мы узнаем о событии Крещения Господня, является Евангелие. О факте Крещения Господа нашего Иисуса Христа повествуют все 4 евангелиста (но по содержанию реферата мы рассмотрим свидетельства синоптических евангелий – святые евангелисты Матфей (Мф. 3:13-17), Марк (Мк. 1:9-11), Лука (Лк. 3:21-22)). Это связано, прежде всего, с тем, что Спаситель начал общественное служение после Своего Крещения. Но наиболее подробно это событие описано у евангелиста Матфея. Именно поэтому на Божественной Литургии читается отрывок из этого Евангелия в праздник Богоявления.

Подробнее...

Спор о крещении еретиков в III веке

§ 1. Церковно-исторический контекст крещального спора III века. Доникейская практика приема еретиков и раскольников в Церковь.

В разных Поместных Церквах к отступникам относились неодинаково. В одних Церквах приходивших из сект не подвергали повторному крещению, а в других их перекрещивали, но на новое крещение смотрели не как на повторное, а как на единственное и первое, ибо еретическое крещение вменялось крестившими в ничто, в простое омовение. Так, с одной стороны сложилось более снисходительное отношение к схизматикам: их, как правило, не подвергали новому крещению, а принимали через возложение рук епископа, что впоследствии истолковывалось одними как миропомазание, а другими как разрешение от грехов и благословение. С другой восторжествовала ригористическая практика: крещение, полученное от еретиков и раскольников, считалось там безблагодатным.[1]

Подробнее...

Святитель Василий Великий и его учение о Святом Духе

Введение.

На грекоязычном Востоке особую роль в решении богословской проблематики сыграл так называемый «каппадокийский» кружок, который становится во второй половине IV в. признанным центром церковной мысли: ядро кружка составляли святитель Василий Кесарийский, или Великий (ок. 330 – 379 гг.), его брат святой Григорий Нисский (ум. в 394 г.) и его друг святитель Григории Назианзин, или Богослов (ок. 330 – ок. 390 гг.). Члены кружка стояли на вершине современной им образованности и переносили в актуальную богословскую полемику о догматах филигранные методы платонической диалектики.[1]

Подробнее...

Апостол Америки - Святитель Иннокентий

Положение дел в миссии кардинально меняется с прибытием в 1824 году на Алеутские острова миссионера из белого духовенства – священника Иоанна Вениаминова, труды которого в течение более четверти века принесли ему титул «Апостола Аляски».[1]

В начале 1823 года епископ Иркутский Михаил (Бурдуков) получил Синодальный указ отправить одного миссионера на о. Уналашку. Владыка обратился к духовенству епархии с воззванием, но желающих не нашлось. Было решено метать жребий среди дьяконов. Тот, на кого пал жребий заявил: «Лучше я пойду в солдаты, чем поеду в Америку».[2] Отказался сначала и о. Иоанн. В это время в Иркутске находился Иван Крюков с о. Уналашка, рассказы которого произвели такое впечатление на будущего святителя, что тот загорелся желанием ехать в далёкую Америку.

Подробнее...

Псалом 109-й, традиция мессианского истолкования

В Псалтири встречаются несколько «царских» песней, принадлежащих к разным лицам псалмов. Они заключают молитвы (напр., в Пс. 20, 61, 72) и благодарения за царя (Пс. 21), являются прорицаниями (Пс. 2 и 110), царской песнью восхождения (Пс. 132) и так далее. Быть может, они были псалмами восшествия на престол. Несмотря на использо­вание общей для данной эпохи фразеологии, израильское представление о царе во многом отличается, напр., от египетского или месопотамского. Царь избранного народа – Помазанник Ягве (по-еврейски – «Мессия», по-гречески – «Христос»). Помазание превращает его как бы в наместника Ягве на земле. Он называется приемным сыном Божиим, царствование которого не будет иметь конца, его могущество распространиться до пределов земли. Он будет спасителем своего народа и установит мир и справедливость. Идея царского мессианства, впервые возвещенного пророком Нафаном (2Цар. 7), выражается в псалмах 89 и 132. Та поддерживается в народе ожидание Мессии – потомка Давида.

Подробнее...

Митрополит Антоний (Вадковский) и попечение о будущем Поместном Соборе Русской Православной Церкви

        С надеждой на Собор

С наступлением ХХ века, когда особенно остро стали чувствоваться растерянность и раздор в русском обществе, окончательная утраты силы традиции, и начало распада Русского государства, председатель Кабинета министров граф С. Ю. Витте и другие государственные деятели активно высказывались за созыв Поместного Собора. Православная Церковь в лице такого выдающегося иерарха, как митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) указывал на необходимость созыва подобного Собора. И можно с уверенностью сказать, что деятельность митрополита Антония (Вадковского) и Председателя Комитета Министров С. Ю. Витте, представлявших два класса (церковный и светский), сыграли решающую роль в созыве Собора и собирании материала для проведения реформы. «С. Ю. Витте был один из самых деятельных сторонников созыва Собора и проведении реформ. 

Подробнее...

Древневосточная религиозная литература о невинном страдальце

§ 1. Важность изучения Древнего Востока для исследований библейского мира.

Древним Востоком принято называть группу цивилизаций, развившихся в Восточном Средиземноморье, по берегам Нила и в Передней Азии. (Понятие «Древний Восток» включает также страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.) Чтобы очертить пределы переднеазиатско-египетского Древний Восток, Э. Майе и Б. А. Тураев употребили термин «классический Восток». Именно этот «классический Восток» и был материнским лоном для культуры, в рамках которой сложилось Священное Писание Ветхого Завета. Истоки цивилизаций Древнего Востока уходят в глубокую древность, наивысшего же расцвета они достигли в период между 3 тысячелетием до н.э. и 4 веком до н.э., когда пала последняя древневосточная (Персидская) держава. Первые сведения о Древнем Востоке Европа получила только из Библии и из сочинений античных писателей.[1] Крупнейший русский исследователь Древнего Востока академик Б. А. Тураев еще в начале 20 века писал: «Интерес к местностям и другим немым свидетелям библейских событий, столь естественный и у иудеев и у древних христиан, засвидетельствован еще в римское время. Не только в Святой земле, но и за пределами ее путешественникам показывали связанные с библейскими повествованиями примечательности, например, в Вавилоне и ров львиный, и речь халдейскую, и башню смешения языков.

Подробнее...

«Завещания» Святейшего Патриарха Тихона. Вопрос о каноничности полномочий Патриаршего Местоблюстителя.

Распоряжение Святейшего Патриарха Тихона о порядке местоблюстительства, составленное 7 января 1925 года, как уже говорилось, было воспринято большинством архиереев, собравшихся на его похороны, как «завещание». Акт о назначении митрополита Петра Патриаршим Местоблюстителем подписали 58 архиереев (59-я подпись – самого митрополита Петра): на первом месте стоит подпись митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского), наиболее авторитетного и влиятельного архиерея; затем – митрополитов Тверского Серафима (Александрова) и Уральского Тихона (Оболенского). Две последние подписи под актом – архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского) и епископа Гомельского Тихона (Шарапова) – поставлены этими архиереями позже составления акта, так как они не присутствовали на погребении Патриарха.

Подробнее...

Рождество Господа Иисуса Христа в проповедях митрополита Антония Сурожского

В Священном Писании Ветхого и Нового Завета рождение представляется как дар Божий. Это подчеркивается сказаниями о детях, рожденных от бесплодных или престарелых родителей (например, Исаак, Самуил, Иоанн Креститель). Провиденциально чудесный характер рождения достигает высшей точки в тайне Рождества Христова. Оно является началом нового мира, новым творческим актом, который совершается под воздействием Духа Божьего. 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus