Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Анализ лютеранского учения о Евхаристии

Возникновение лютеранства как особой конфессии внутри христианства стало тем результатом Реформации, которого не хотел и не предвидел ни сам Лютер, ни кто-либо из его единомышленников. Лютер, когда он 31 октября 1517 года прибыл к дверям церкви в Виттенберге текст 95 тезисов «Диспута о прояснении действенности индульгенций», желал очистить всю католическую церковь от лжеучения, будто, купив индульгенцию, можно на какой-то срок избавиться от загробных мучений, назначенных Богом в наказание за безобразия, совершенные в земной жизни. В 1537 году лютеране с энтузиазмом отнеслись к идее созыва Вселенского собора, надеясь убедить всю церковь в своей правоте. Лютеранство же возникло именно как конфессия – как объединение всех тех, но только тех, кто публично заявил о своей приверженности Аугсбургскому исповеданию 1530 года – первому конфессиональному документу Нового времени. И до сих пор приверженность Аугсбургскому исповеданию является необходимым и формальным признаком лютеранства.[1]

Подробнее...

Историко-экзегетический разбор повествования о крещении Иисуса Христа по синоптическим Евангелиям

Введение

Основным источником, из которого мы узнаем о событии Крещения Господня, является Евангелие. О факте Крещения Господа нашего Иисуса Христа повествуют все 4 евангелиста (но по содержанию реферата мы рассмотрим свидетельства синоптических евангелий – святые евангелисты Матфей (Мф. 3:13-17), Марк (Мк. 1:9-11), Лука (Лк. 3:21-22)). Это связано, прежде всего, с тем, что Спаситель начал общественное служение после Своего Крещения. Но наиболее подробно это событие описано у евангелиста Матфея. Именно поэтому на Божественной Литургии читается отрывок из этого Евангелия в праздник Богоявления.

Подробнее...

Анри Бергсон: интуиция как метод

Корни западноевропейского интуитивизма прослеживаются в глубине времен, в истоках философии: «Вспомним Платона, Плотина, вспомним мистику и романтизм»[1], не говоря уже о Гераклите, блаженном Августине Иппонийском, Декарте и Паскале. В XIX веке по-настоящему стали проявляться симптомы глубинной оппозиции, господствующим на западноевропейских интеллектуальных пространствах, позитивизму, спекулятивной философии и рационализму. «Философия жизни» или экзистенциализм стали закономерными феноменами в этом противостоянии, зашедшей в тупик «рациональности», западной мысли. На основании философского спиритуализма начало формироваться гносеологическое направление – интуитивизм. Представители интуитивизма, делая попытку преодолеть культ сциентизма, отличающегося программным прагматизмом, определяют приоритетной интуицию. Так, в данном философском направлении, возникшем как ответная реакция на «интеллектуализм» и «рационализм», интуиция оказывается средоточием знания[2]. Интуитивизм, «как основополагающий принцип ярче всего выражен А. Бергсоном. Для него интуитивное познание есть логический результат эволюции жизненных форм. В этом смысле интуитивизм является более чем методологическим инструментом культурного познания: сама по себе интуиция есть синтез жизнедеятельности животных форм с рационально-научным, последовательно-дискурсивным, аналитическим знание»[3]. Сам термин «интуиция» из-за его традиционного прошлого Бергсон не любил. Он отклонял шеллинговское значение интуиции как «непосредственного искания вечности», не согласующееся с его философскими устремлениями.[4] Жиль Делёз обозначил интуицию как основной метод бергсоновской концепции: «Интуиция – метод Бергсонизма. Интуиция – это ни чувство, ни вдохновение, ни неупорядоченная симпатия, а вполне развитый метод, причём один из наиболее полно развитых методов в философии»[5].

Подробнее...

Процесс учреждения Священного Синода. Утверждение церковной реформы.

Речь пойдет об истории ликвидации Московского патриаршества и учреждении Святейшего Синода. Царя Алексея Михайловича всерьез обеспокоили чрезмерные амбиции патриарха Никона: он был уверен, что при наличии двух соперничающих правителей империи не избежать беспорядков и бунтов. У Петра I подобные подозрения еще более окрепли: он был не из тех, кто способен терпеть существование соперников. Император твердо вознамерился сократить размеры владения Церкви, уменьшить ее влияние и взять под свой контроль. На Церковь Петр I смотрел так же, как на другие институты общества, видя лишь инструмент для мобилизации ресурсов страны и для подавления в зародыше любой тенденции к непослушанию. Средства для достижения своей цели Петр позаимствовал за границей. 

Подробнее...

Книга Иова и творения «мудрых».

Книга Иова входит в канонический состав так называемых «книг Премудрости». Произведения такого рода были распространены на всем Древнем Востоке. На небосклоне культуры изобильных стран Востока в первом тысячелетии до н.э. сияют и звезды мудрых Израиля: «Будучи плодами экуменической открытости и просветительского сознания, они в границах единой культуры Востока осознавали, видоизменяли или перерабатывали мысли соседних народов. Книги мудрых в Библии отличаются постоянным соприсутствием яхвистского монотеизма и элементов культуры Древнего Востока. Как широкий поток, мысль мудрых Израиля пересекает и плодотворит всю историю избранного народа, от времени царствия Соломона (970 – 930) до последних десятилетий перед Рождеством Христовым»[1]

Подробнее...

Архипастырское служение в Санкт-Петербурге митрополита Антония (Вадковского)

Бывший архиерей Антония (Вадковского), епископ казанский Палладий (Раев), ставший митрополитом петербургским в 1892 году, умер в 1898 году, и Вадковский был назначен на его место. 25 декабря 1898 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским и священно-архимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. С 1898 года – постоянный, а с 9 июня 1900 года – первенствующий член Святейшего Синода (22 апреля 1906 года избран членом Государственного Совета). Почётный член Петербургской АН (1899); почётный член Казанской, Московской и Петербургской Духовных Академий (1892), Императорского Православного Палестинского общества (1893), доктор церковной истории (1895)[1]. В 1892 году высокопреосвященный Антоний избран был почетным членом Казанской, Московской и Петербургской Духовных Академий, в 1893 году – Женского Патриотического, Императорского Православного Палестинского общества. С 1887 года он состоял с соизволения Государыни императрицы почетным членом Санкт-Петербургского Совета детских приютов. В 1893 году Казанская Академия удостоила высокопреосвященного Антония за его ученые труды высшей ученой степени – доктора церковной истории, в которой он утвержден Святейшим Синодом в 1895 году.

Подробнее...

Версии времени и места крещения равноапостольного князя Владимира

Духовное возрождение целого народа, как и одного человека, совершается не одинаково, в ином народе оно совершается ранее, в другом – позднее, в одном – быстро, в другом – медленно. Преподобный Нестор повествует, что апостол Андрей из Синопы через Корсунь, или Херсон, доходил берегом Днепра до Киевских гор, благословил их и водрузил там крест, сказав: «На сих горах воссияет благодать Божия». Оттуда он отправился на север, до берегов Волхова и озера Ильмень, а оттуда – в Рим.  

Подробнее...

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа в гомилиях митрополита Антония Сурожского

Живописно и с глубоким чувством рассказывает митрополит Антоний первую встречу учеников с воскресшим и прославленным Христом: «когда Христос явился апостолам, которые в переживании Его смерти на кресте пережили свою собственную смерть, Он не просто дал им новое продолжение земной жизни: внутри этой земной жизни Он дал им уже присутствие жизни вечной»

Подробнее...

Историко-философский обзор концепции Плотина о душе

Позднеантичные учения о душе связаны с представлениями о чувственно-телесном Космосе. Это вызвано тем, что именно на уровне "души" происходит непосредственный контакт умопостигаемых начал с видимым миром. Душа является для низшего принципом жизни, факт ее бытия имеет отношение к телу, хотя она, несомненно, и превосходит свое "вместилище". Космос, этот "четвертый" момент в триадических картинах мира, является осуществлением всех предшествующих иерархических уровней, но именно как одушевленный Космос. Поэтому «душевное» всегда связано с «телесным» в позднеантичных концепциях. Нас же будет интересовать философская концепция души у самого именитого мыслителя поздней античности – Плотина.

Подробнее...

Литературный жанр учительных книг Ветхого Завета

Как мы помним, в Евангелии приведены слова Иисуса, произнесенные им после воскресения: «И сказал им: вот то, о чем я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному обо мне в Законе Моисеевом, и в Пророках, и Псалмах» (Лук. 24:44). До наших дней Священное Писание сохранило это давнее трехчастное деление Ветхого Завета: Закон Моисеев (первые пять книг Библии) – ???? «Тора», книги Пророков – ?????? ‹Невиим› и Писания – ?????? ‹Кетувим›. Сокращенное название всех трех разделов – ???? ‹Танах›. Кроме того, стоит вспомнить, что подобное деление Священного Писания на три части упоминается в Книге Иисуса, сына Сирахова (жившего в III–II вв. до н. э.): «Многое и великое дано нам через Закон, Пророков и прочих писателей, следовавших за ними…» (Предисловие к Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова). Если в Евангелии от Луки (24:20) третья часть Писания именуется Псалмами, по главной книге, в нее входящей, то Иисусом, сыном Сираховым, она же отнесена к «прочим писателям». Именно эта, третья, часть канона в общепринятой иудейской традиции носит название ?????? «Кетувим» - «записанные [речения, произведения]»[1].

Подробнее...

Навигация

Система Orphus