Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Смерть и воскресение Господа нашего Иисуса Христа в проповедях митрополита Антония Сурожского

В Евангелии от Иоанна о единстве Отца и Сына часто говорит Сам Христос. Он есть дверь к Отцу, и Он же всегда пребывает с Ним. Но подобное мистическое восприятие личности Христа не мешает евангелисту видеть в Нем подлинного человека (у святого евангелиста Иоанна говорится о Его усталости, о Его любви к Лазарю, над могилой которого Он плачет, о Его душевном томлении). В рассказе о воскрешении Лазаря Спаситель плакал о том, что Лазарь должен был умереть, потому что мир во зле лежит и всякий человек в силу греха смертен. Христос плакал как о Своем друге Лазаре, так и об этом ужасе: Бог дал всей твари вечную жизнь, а человек грехом ввел смерть, и вот светлый юноша Лазарь должен умереть, потому что когда-то грех вошел в мир. Поэтому слезы – дар Божий. Так что люди имеют право плакать над тем, что смерть скосила любимого, плакать о том, что они остались сиротами.[1] В иконописи Лазарь обычно изображается выходящим из гроба; икон же, где был бы изображен сам момент Воскресения Христова, нет. Отличие объясняется тем, что по природе своей эти события не были тождественными. Лазарь вернулся к временной жизни; между тем пасхальная тайна знаменовала полное преображение человеческого естества Христова.[2]

Подробнее...

«Завещания» Святейшего Патриарха Тихона. Вопрос о каноничности полномочий Патриаршего Местоблюстителя.

Распоряжение Святейшего Патриарха Тихона о порядке местоблюстительства, составленное 7 января 1925 года, как уже говорилось, было воспринято большинством архиереев, собравшихся на его похороны, как «завещание». Акт о назначении митрополита Петра Патриаршим Местоблюстителем подписали 58 архиереев (59-я подпись – самого митрополита Петра): на первом месте стоит подпись митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского), наиболее авторитетного и влиятельного архиерея; затем – митрополитов Тверского Серафима (Александрова) и Уральского Тихона (Оболенского). Две последние подписи под актом – архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского) и епископа Гомельского Тихона (Шарапова) – поставлены этими архиереями позже составления акта, так как они не присутствовали на погребении Патриарха.

Подробнее...

Рождество Господа Иисуса Христа в проповедях митрополита Антония Сурожского

В Священном Писании Ветхого и Нового Завета рождение представляется как дар Божий. Это подчеркивается сказаниями о детях, рожденных от бесплодных или престарелых родителей (например, Исаак, Самуил, Иоанн Креститель). Провиденциально чудесный характер рождения достигает высшей точки в тайне Рождества Христова. Оно является началом нового мира, новым творческим актом, который совершается под воздействием Духа Божьего. 

Подробнее...

Учение святого апостола Павла о браке по Кор. 7:1 – 9

Учение о браке, которому посвящена 7-я глава, вызвано вопросом, поставленным Коринфянами в их письме к ап. Павлу (1 Кор. 7:1). Но оно внутренне связано с темой о телесной чистоте, и этим объясняется то, что Павел касается его именно здесь. С первого взгляда может казаться, что Павел подходит к браку чисто утилитарно. Брак для него средство против блуда (1 Кор. 7:1 – 2, 9). Брак есть средство к достижению некоей высшей цели.[1] Святитель Иоанн Златоуст пишет по поводу(1 Кор. 7:1 – 9): «…коринфяне писали к нему, должно ли воздерживаться от жены, или нет? Отвечая на это и постановляя правила о браке, он заводит речь и о девстве. Если ты, ищешь блага весьма превосходного, то лучше совершенно не сочетаться с женщиною; если же ищешь состояния безопасного и сообразного с твоею немощью, то вступай в брак».[2] Преподобный Ефрем Сирин свидетельствует: «Зная, что о нем учил Господь Его. Боялся проповедать о нем сам. Когда увидал, что сами люди ищут его, то сделался советником их, а не наставником, – увещевателем, а не законодателем».[3]

Подробнее...

«Шестоднев» Святителя Василия Великого

Византийская наука на протяжении своего тысячелетнего существования развивала практически все основные направления и дисциплины, завещанные античностью, – как гуманитарные, преломленные в христианизированной форме, так и естественнонаучные, включая физику и космологию (сочинения св. Фотия, Феодора Метохита), химию (в форме алхимии; также изобретение «греческого огня», новых эмалей и смальты), зоологию (многочисленные «Физиологии», бестиарий Тимофея Газского, трактаты XIII века по разведению соколов, собак и других животных), ботаники («Беседы на Шестоднев» Василия Великого, многочисленные травники и словари названий растений), сельское хозяйство («Геопоники»). Немало работ, как самостоятельных, так и комментаторских, было в области математических дисциплин, составляющих основное содержание квадривиума. Всё это, наряду с резко выраженной индивидуальностью всего облика византийской образованности, даёт основание утверждать, что тот тип науки, который мы встречаем в Византии, представляет собой одно из трёх главных продолжений античной науки. В качестве двух других можно рассматривать средневековую западноевропейскую и арабо-мусульманскую науку. Причем византийская наука имела то отличие от двух последних, что более непосредственно примыкала к наследию и традициям античности.[1]

Подробнее...

Юбилейный Собор 2000 года: «Основы социальной концепции РПЦ»

Еще на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (РПЦ) (Москва, 29.11-2.12.1994) было принято постановление, предписывающее создание в скором времени социальной доктрины как «всеобъемлющей концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом»[1].

Подробнее...

Значение христианского образования III – IV веков для становления пастырско-богословского образования

Духовное образование, развившееся в значительной степени еще в III веке, с признанием христианства религией господствующей в Греко-Римской империи, в IV веке достигло своего высшего процветания. Обстоятельства, содействовавшие возвышению духовного просвещения, были внешние и внутренние. С одной стороны, более спокойные времена, наступившие за гонениями, дали возможность многим из даровитых христиан посвящать себя занятиям богословскими науками, с другой – само состояние христианского вероучения вызывало усиленную деятельность на поприще духовного просвещения. Св. Писание было еще не вполне истолковано и разъяснено; многие догматы, рассуждения о которых начаты были в предшествовавшие времена, не были уяснены и не получили общецерковного определения.

Подробнее...

Критика Н. О. Лосским основных гносеологических направлений

Критика Н.О. Лосским основных гносеологических направлений

Как отмечают исследователи Дж. П. Скенлен и Н. Н. Старченко, Лосский разрабатывал мировоззрение, необычное для русской мысли своим высоким уровнем систематичности и логической обоснованности, после длительной духовной эволюции, придя к твердому убеждению в истинности христианского вероучения, и стремясь подкрепить и дополнить его философскими аргументами[1]. Систематическое философское учение Н. О. Лосского было высоко оценено его современниками. С. А. Левицкий относит его труды, наряду с его западными аналогами (Этикой Гартмана и Двумя источниками морали и религии Бергсона) к числу лучших систем, созданных в ХХ веке[2].

Подробнее...

Мормоны. Пути развития практики индивидуальных откровений в Новых религиозных движениях.

Сегодня Новые религиозные движения (далее – НРД) становятся всё более значимым явлением в религиозной жизни современного мира. Они имеют разное происхождение, начинали своё существование в разное время и в разных обстоятельствах, в разных странах и разнообразных исторических контекстах. Многие их них возникли как плод откровений неких потусторонних сил, полученных конкретным человеком и им истолкованным, причем объяснить это мистификацией не всегда возможно (пример тому – исследования спиритизма ярким сциентистом Ч. Ломброзо, заключившего в итоге, что помимо ряда мошенничеств, происходящее не имеет естественного объяснения).[13] 

Подробнее...

Эфиопская Церковь в ХХ веке.

ВВЕДЕНИЕ

Эфиопская Церковь имеет весьма давнюю историю и тесно связана с Коптской Церковью. Ещё с XV века до Р.Х. в этом направлении с Ближнего Востока происходило движение семитов. Народность, которая постепенно образовалась от смешения семитов и негроидов, арабы начали называть «хабеш» (в переводе означает «смесь»). Португальцы, имевшие с XVI века с ними тесные отношения, слово хабеш изменили на «хабекс», а немцы на «абессинен». Отсюда получилось название страны Абиссиния, которое употребляется наравне с нынешним названием Эфиопия. Наименование «Эфиопия» произошло от греческого слова «эфиопос», что означает «лицо, обожженное солнцем». В Эфиопской Церкви есть предание, согласно которому первый властитель Эфиопии Менелик I родился от Соломона и царицы Савской.[1]

Подробнее...

Навигация

Система Orphus