Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Протоиерей Александр Шабанов. Заметки к Дню Знаний

shabanovЯ бы назвал 1-е сентября Днем подарков. Взрослые дарят детям то, что они называют знаниями. И действительно, вместе с макулатурой обертки они дарят Книги, заодно с шумовыми эффектами и мусорными звуками они дарят все-таки музыку. Бедный ребенок. До следующего лета ему придется разбираться.

В большинстве своем взрослые – существа самодовольные, и иногда они сталкиваются со вполне здоровым детским эгоизмом (на самом деле – рационализмом), то недоумевают: «Мы изучали, копили, сохраняли, а они так скептически относятся к нашим усилиям. Почему?» Взрослые забывают про некоторое количество специфических черт, присущих миру ребенка.

Во-первых, дети не страдают тем, что принято называть «затмением личности», то есть, в отличие от многих взрослых, душа ребенка не поглощена темнотой самодовольства или пустотой отчаяния. Ребенок открыт миру, и он не боится быть гонимым, восставать против мира, оставаясь при этом удивительно доверчивым.

Во-вторых, духовную сторону жизни ребенок, вне зависимости от «воцерковленности», воспринимает куда глубже, чем взрослый. На вопрос дочери, обожающей свою собачку, «Есть ли душа у животных?» я ответил приблизительно так: «У тебя на столе лежат пазлы. Картинка, изображающая маяк где-то на каменистом берегу океана. Ты кропотливо ее собираешь, и вот – сложилось все: волны, скалы, птицы в небе, дом строителя… Но нет единственного пазла – огня на маяке, не блещет освещенная дорожка, отсутствует то, что символизирует бессмертную душу человека, и маяк остается лишь украшением берега, так никого и не спасшим во время шторма. Так и с животными. Их можно любить за преданность, отзывчивость, уметь даже в крокодиле разглядеть уникальность Творения, но, когда речь заходит о душе, следует думать о человеке, даже о плохом, который, может быть, и не любит животных, поскольку божественная природа распознается только в нем. Ребенок скептически отнесся к моей метафоре, и тогда я призвал на помощь Честертона, однажды уподобившего человека и индейку «двум кораблям, разминувшимся в ночи». Этот великий «учитель надежды» резонно рассуждал о том, что мы слабо представляем себе картину внутреннего мира индейки, а она вполне равнодушна относительно наших личных переживаний. «Детский вопрос» показался мне исчерпанным, но особой уверенности не чувствовалось.

В-третьих, дети хотя и капризны, тем не менее быстро забывают обиды, не злобствуют с эмоциональным накалом, присущим их родителям (одна из Христовых заповедей: «Будьте как дети…»). Эта незлобливость, это детское радоскорбие требует, так сказать, религиозной поддержки. В семье должна быть не только мебель, холодильник и т.п., но необходим духовный уют. Крепость дома не «в бревнах», как говорит пословица, но «в ребрах». Без этой религиозной комфортабельности, которая незримо покрывает все и не перерастает в диковинный вид религиозной истерии, сохранить мир, контакт и понимание довольно сложно. Требуется усилие родительской воли.

У выше цитировавшегося Честертона есть такое замечательное наблюдение: «Одна молодая мать заметила мне: «Не хочу своему ребенку навязывать религиозные убеждения. Когда вырастет, сам разберется». Это типичный пример расхожей аргументации, которая часто приводится, но на деле никогда не подтверждается. Хочет мать того или нет, она всегда навязывает ребенку свои взгляды. С тем же успехом она могла бы сказать: «Когда вырастет, сам выберет своих друзей, а потому не стану водить его к родственникам» («О новых веяниях»). Дело в том, что ребенок беспомощен перед внешним миром, который иногда называют «падшим», «лежащим во зле», больше чем кто бы то ни было, и ему просто необходим «духовный уют». В противном случае все те знания, что мы припасли к 1 сентября, сгорят в топке зазря проведенного времени, не подарив ни тепла смысла, ни радости открытий.

 

протоиерей Александр Шабанов

Светлана Громова. Из опыта создания кабинета по предмету «Основы православной культуры» в школе

opk«Да как станет мне Русь
да сказывать о заступниках и угодниках...»

 

С чего начинается Родина? С ласкового слова мамы, с картинки в букваре, с мали­нового звона золотых колоколов, разливаю­щегося по величественным волжским берегам.

Столетия создавали наши предки Русь Святую, нашу Родину, из поколения в поко­ление с любовью трудились и молились на ней. Святое Православие стало живительным род­ником для нашей культуры, искусства, ремес­ла; движущей силой зарождения и формиро­вания славянской письменности.

По мере своих сил и способностей каждый из педагогов нашей школы знакомит детей с духовными ценностями, учит познанию зако­нов нравственного устроения человека и нор­мам отношения к другим людям, стремится привить деятельную любовь к Родине.

Введение в учебный план предмета «Осно­вы православной культуры» стало логическим продолжением большой и многолетней работы по реализации в школе Программы построе­ния воспитательной системы, в основу кото­рой легло изучение истории родного края.

На протяжении всей своей истории ржевс­кая земля славилась удивительной красоты храмами, верующими, высоконравственными людьми. В этом мы еще раз убедились, гото­вясь к 790-летию родного города. В ознамено­вание столь важной для города даты в 2006 г. в школе был открыт кабинет краеведения.

В 2007 г. стало возможным создание на его базе кабинета основ православной культуры.

Учебный кабинет — сложная функцио­нальная система, назначение которой — ра­циональная организация учебно-воспита­тельного процесса по учебному предмету, оп­тимизация его во всех звеньях. От условий, в которых протекает совместная деятельность учителя и учащихся, зависит решение методических проблем оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Специально оборудованная клас­сная комната, оснащенная всем необ­ходимым для организации учебно-воспитательного процесса на уроках и во внеклассных занятиях, создает на­иболее благоприятные предпосылки для комплексного использования средств обучения.

Наличие в школе кабинета ОПК позволило создать все необходимые условия для овладения учениками предметом на уроках, внеклассных ме­роприятиях, под руководством учите­ля, самостоятельно, индивидуально или в группе; дало возможность скон­центрировать в одном месте учебную и методическую литературу; различные наглядные пособия, аппаратуру и при­способления для демонстрации всех видов пособий (телевизор, аудио- и видеотехника, проектор и компьютер), предусмотреть рациональное разме­щение и хранение их. Таким образом, учебный кабинет облегчил системати­ческое применение средств обучения, современное включение их в урок, широкое использование разнообраз­ных форм самостоятельной работы и, следовательно, способствовал успеш­ному формированию умений и навы­ков. Все это позволило проводить уро­ки по основам православной культуры на высоком методическом уровне, спо­собствовало развитию познавательной активности школьников.

Специфика предмета оказала не­посредственное влияние на оборудо­вание учебного кабинета.

Исходя из этого, определись зада­чи учебного кабинета.

Учебный кабинет прежде всего пред­назначен для проведения уроков. Вмес­те с тем он позволяет вести разнообраз­ную интересную внеклассную работу.

С большим удовольствием прово­дят дети экскурсии для гостей по экс­позиции кабинета-музея. Важной составляющей его оформ­ления стали работы учащихся школы, выполненные на уроках ИЗО и техно­логии, краеведениopk1я, ОПК.

Экспозиция определяет внешний вид кабинета. Продуманное располо­жение экспонатов, подбор цветов — все играет важную роль в решении задач эстетического воспитания уча­щихся. Однако этим не ограничивает­ся роль экспозиции в кабинете. Она не только часть интерьера кабинета, но и своеобразное средство обучения и воспитания. Экспозиция использу­ется для информации, которая позво­ляет учащимся пополнить знания, организует самостоятельную деятель­ность учащихся. Она облегчает вклю­чение в учебный процесс самодельных средств обучения.

Воспитывающая функция экспо­зиции реализуется через содержание отобранных экспонатов. Экспонаты, используемые в экспозиции:

—изобразительный материал (ри­сунки, картины, фотографии, от­крытки);

—текстовый материал (подписи к иллюстрациям);

—инструктивный материал (раз­ного вида задания для работы).

Продуманная экспозиция и систе­матическое использование ее в учеб­ном процессе способствуют нравс­твенному и эстетическому воспита­нию учащихся, расширяют кругозор, углубляют знания учащихся.

Важным требованием к работе с экспозицией является периодическая смена экспонатов. Это требование соблюдается по той причине, что ма­териалы, которые в течение длитель­ного времени находятся перед глаза­ми учащихся, постепенно перестают их интересовать.

Эффективность работы в услови­ях учебного кабинета во многом за­висит от соблюдения следующих тре­бований:

—своевременного включения в учебный процесс имеющихся в каби­нете книг и наглядных пособий;

—комплексного использования средств обучения;

—творческой организации само­стоятельной работы учащихся;

—активизации познавательной де­ятельности учащихся.

Несомненно, подобныйopk2 кабинет нельзя создать за короткое время. Он создавался постепенно и совершенс­твуется в течение нескольких лет.

Оснащение учебного кабинета осуществляется за счет родительских средств и администрации школы. Со­здание и развитие учебного кабинета требует коллективных усилий. Когда же кабинет оборудован так, что в нем ученикам и преподавателю удобно и комфортно, преподавание предмета ведется целенаправленно и эффек­тивно. Свидетельство тому — успеш­ные выступления учащихся на олим­пиадах, смотрах и конкурсах различ­ных уровней.

На базе кабинета работает городс­кое методическое объединение учите­лей основ православной культуры, проходят школьные и городские олимпиады по данному предмету, проводятся научно-практические конференции.

Для ребят, занимающихся иссле­довательской деятельностью, ясно: не может быть любви к Родине без зна­ния ее истории, преданий старины заветной. Любовь к Отчизне влечет их преклониться пред ратными подвига­ми русского народа, который на всем протяжении своей многострадальной истории нес знамя миротворца и за­щитника, жертвенно полагавшего жизнь за друга своя.

Свои первые литературные опыты посвящают школьники славным сы­нам родимой земли.

«Песнь о Михаиле Тверском», сло­женная Светланой Бурцевой, — один из них.

...Выйду в чисто полюшко, Поклонюсь земле, Святой Руси-матушке

в грехах повинюсь... Да как станет мне Русь да сказывать О заступниках и угодниках; Да как станет мне наказывать: Помяни ты Михайлушко,

Святой Руси Заступника, Помолись ты за Михайлушко,

нашего Угодника. Как поехал наш князь Михайлушко В Орду во поганую Не на пир, не на праздник, А на смерть-то, на лютую... А на смерть-то, на лютую... Да за землю-то русскую, Чтобы кровь на земле Святой Никогда не лилась рекой. Ой, ты гой еси, Земля Русская, Ты не дай мне соврать, Православная... Гусли сами поют, струны сами звенят, Слова правильные ложатся в ряд. Ох, ты Русь моя, Русь-красавица, Вражьи силы с тобой не справятся! Поведем мы рассказ с тобой О Михаила судьбе Святой. Двадцать да шесть дней

Михаил погибал, Двадцать страшных дней познал, А на двадцать седьмой-то день Пала на красно солнышко тень. И ушло красно солнышко в горе, И скатилось тихо за море. А Россия, Россия рыдает, О спасенье своем все гадает. Выйду в чисто полюшко, Поклонюсь земле, Святой Руси-матушке

в грехах повинюсь... Да как станет мне Русь да сказывать О заступниках и угодниках; Да как станет мне наказывать: Помяни ты Михайлушко,

Святой Руси Заступника, Помолись ты за Михайлушко,

нашего Угодника!

В кабинете рядом с изображениями Святых заступников за Землю Рус­скую — Благоверного святого князя Михаила Тверского и небесного пок­ровителя Ржева князя Владимира, на­ходится уголок, посвященный выпуск­нику школы Александру Степанову, с честью выполнившему долг воина и безвременно погибшего. Он был из того поколения мальчиков со светлымиглазами, игравших в разведчиков, гре­зивших о подвиге во имя Отечества и твердо знавших, что своих сдавать не­льзя, что в жилах русских людей течет кровь высоких духом предков, получив­ших благословение преподобного Сер­гия идти на «безбожных врагов» и одер­жавших великую победу над монголо-татарскими полчищами. Так было на XIV в. у реки Непрядвы на поле Кули­ковом. Так было в XX в. в боях на Курс­кой дуге, под Сталинградом, на Ржевско-Вяземском плацдарме, во время обороны Москвы, при взятии Берлина.

Рядом с кабинетом основ право­славной культуры — школьный музей Боевой Славы. В нем хранится память о городе, которого нет: до войны Ржев представлял редкую по красоте картину среди волжских городов: «...какие были в нем сады, какие сказочные храмы...». Более двадцати церквей, часовни, мо­настыри... «Все уничтожила война, все в прах и пепел обратила...» Пережитая городом боль переросла в Память, ко­торую вот уже не одно десятилетие хранит маленький школьный музей.opk4

Фронтовые письма... Письмо ма­тери, переданное в музей ветераном 220-й стрелковой дивизии Александ­ром Ивановичем Сачковым: «Доро­гой сын Шура, прими от своей родной матери привет и Божие благословение, дай Бог тебе успех в твоей жизни, до­бить врага и возвратиться домой жи­вым и невредимым, прошу тебя, мой сыночек, чувствуй у сердца Бога и час­то говори себе: «Спаси меня, Боже», и он услышит твое слово и спасет те­бя, и это письмецо храни всегда при себе, прошу, не оставь моей просьбы. Будь здоров, пиши почаще...».

Сын сделал так, как просила мать. В те страшные годы практически все были верующими: и на фронте, и в тылу, и в оккупации.

История предстает отраженной в реальных человеческих судьбах, рож­дает в детских душах чувство сопри­частности к великому подвигу предков, побуждает к деятельному проявлению своего осознания их подвига. Поис­ковые экспедиции в летнем краевед­ческом лагере, пешеходные экскур­сии по памятным местам города, уход за воинскими захоронениями дают благодатный материал для новых и новых исследований.

Ржев и Вязьма. Два города и одна судьба... Судьба городов Славы Солда­та, городов Воинской Славы. Осенью 2009 г. побывали школьники в деревне Мартюхи, что под Вязьмой. Там, на месте тяжелых боев, основан храм Фео-дора Сгратилата, покровителя воинов. Оттуда вернулись одухотворенными и привезли особенный подарок — икону Спаса Нерукотворного, переданную в дар монахами, совершающими еже­дневное поминовение всех павших за Отечество воинов.

Отныне все, чем занимались пре­жде, обрело особый смысл.

Работа над созданием кабинета ос­нов православной культуры многое дала и детям, и взрослым.

Глядя на то, с какой радостью младшие школьники бегут на урок, подмечая степенную важность стар­шеклассников, много сил приложив­ших к оформлению стендов кабинета ОПК, понимаешь, что Родина для них начинается и с этого красивого места, хранящего огонь их юношес­ких сердец, расцвеченного радугой их пылких стремлений к добру и вернос­ти, самоотверженности и бескорыс­тию, милосердию и состраданию.

Заместитель директора по вос­питательной работе,
средняя школа № 2, г. Ржев, Тверская область

Аркадий Золотов. Осеннее утро в Ивановском храме.

1309201107В селе Ивановском на Шостке Калининского района 11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, мы стояли на службе в старом храме…

Престольные праздники бывают разные. Многолюдные с перезвонами колоколов в городах или тихие, словно спрятавшиеся за моросью дождя и зарослями высокой полыни, в деревне.

В день Усекновения главы Иоанна Предтечи, 11 сентября, мы с ребятами из православного молодежного клуба «Сеятель» были приглашены «на престол» в село Ивановское Калининского района. В Ивановском - старый храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. С колокольней, но без колоколов, с крестом, но без крыши, храм возвышается над тихой Шосткой.

Серая пелена дождя, с берега к реке по суглинку текут ручьи. На машине не рискуем заезжать в деревню, оставляем ее у моста. Из Харитонова под зонтиком идет одиноко женщина. По платку лишь понимаем, что она направляется в храм. Женщина знает дорогу в обход разнузданных колей, по примятой траве, высоко поднимая ноги, к кладбищу, а там и к храму.

В селе тихо. Село спит (сотовой связи здесь нет, есть где-то там, на горке у березы, а здесь нет). Наверное, раньше престольные праздники возвещали праздничные звоны, но сейчас звонить нечем. В храме темно. Окна заделаны пленкой, и без того скудное на свет утро в храм совсем не пускает света. Только свечи кругом и почти никого из людей.

В алтаре отец Сергий Зиновьев вынимает частицы за имена в записках, складывает просфоры, шепчет свое, священническое тихо… Отец Сергий из прихода блаженной Ксении Петербуржской г. Твери. Год назад он здесь также служил в престольный праздник. Ему привычен и холод, и темнота, и теснота алтаря. Приход блаженной Ксении часто помогает храму в Ивановском. Для прихода этот храм не чужой (да и не бывает чужих храмов), каждый год здесь, в Ивановском, на ночлег останавливается крестный ход по Тьме. И тогда храм оживает в многолюдстве. Раз в год… Летом.

А сейчас осень, такая настоящая промозглая и безмолвная, как ноябрьская. День скорбный, день смерти того, кто предвосхищал приход Спасителя на землю, кто крестил его в водах Иордана. Хоть и воскресенье, но день строгого поста.

Служба проходит быстро, как пролетает. Скрипят половые доски в алтаре, скрипят петли в дьяконских дверях самодельного иконостаса. Стоишь со свечой на Великом входе, а сверху на тебя дождь… И не променяешь такую службу ни на какую другую.

И народ как-то незаметно подтянулся. Кто из Твери, кто из Ивановского, а кто, как та женщина, из соседних, дачных, почти опустевших к осени деревень. В храме холодно, переминаются люди с ноги на ногу, пускают в храмовый сумрак горячий пар дыхания.

К исповеди на песочек, на досочки – так теплее. Исповедуются почти все. Маленькая Оля у столика с записками и свечами. Отдает за пожертвования, хозяйничает.

После службы чай. Он остывает быстро, но такой вкусный, с баранками… Заходят две бабули, пришли на службу, выспались…

- Батюшка, простите…

- Не будете больше опаздывать?

- Не будем.

- Ну ступайте с Богом.

И они уже спешат к выходу, крестятся.

Храм пустеет так же быстро, как наполнялся. Мы, словно тени. Тихо несутся поздравления, догорают свечи на сделанных из березы подсвечниках. Все становится по-прежнему.

Сергей, человек, который один тянет на себе этот храм, не присядет, суетится. Ему радостно, что сегодня у него столько гостей, что престол состоялся. Он еще и дарит всем подарки – просфоры в красивых мешочках. Ребятам из «Сеятеля» дарит большую икону «Усекновения главы»:

- Повесите у себя в Пречистом Бору…

Едем в Тверь. Дворники скрипят без перерыва. Мимо проносятся вжавшиеся в землю деревенские домики и поля-поля-поля… Впереди виднеется группка людей. Женщины, пока мы пили чай, прошли почти два километра. Идут переговариваются, прижимаются к обочине. Проносимся мимо. Лишь в Кумордино начинают звонить телефоны. Долго приходится объяснять, зачем в дождливое воскресное утро ехать в далекую деревню, чтобы постоять в храме. Да и необъяснимо это…

Фотогалерея

Пресс-служба Отдела по делам молодежи

Татьяна Гвоздарева. Понятие чистоты сердца в христианской этике.

Блаженны чистые сердцем,
Ибо они Бога узрят
(Мф. 5, 8)

7Чистота сердца — одно из главных христианских понятий. Сердце, сер­дечность — в русском языке синони­мичны словам — теплота, мяг­кость, отзывчивость, вниматель­ность, сострадание и т.д. Сердце в работе, в пульсировании — всегда. Его работа сродни молитве, «Неусы-пающей Псалтири», мы, когда здо­ровы, и не замечаем работы своего сердца, а ведь оно, независимо оттого, бдим мы или спим, и тру­дится, и молится. Молится, подоб­но священнику в церкви, совершает свою Литургию в храме тела чело­века. Тем самым говорит нам о том, что жизнь — празднична, жизнь — праздник, жизнь — праздничная молитва перед Богом.

Уже в глубокой древности среди многих народов (римлян, греков, евреев и др.) слово «сердце» означало не только физиоло­гический орган, но и душу, настроение, взгляд, мысль, ум, убеждение. Часто в повседневной жизни нам приходится слышать о том, что сердце «страдает», «болит» о ком-нибудь и др. Это говорит о том, что люди давно оценили роль сердца в жизни человека, как органа чувств, органа чрезвычайно тонкого и универ­сального.

В Священном Писании о сердце говорится еще больше: оно веселится: «О Нем веселится сердце наше, ибо на святое имя Его мы упова­ли» (Пс. 32, 21). Оно печалится: «Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше (Ин. 16, 6); трепещет: «Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, — и того нет у меня» (Пс. 37, 11) смущается: «Да не смущается сердце ваше веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Ин. 14, 1) скорбит, терзается, тревожится, кипит, горит трепетным предчувствием, негодует, рвется от злобы; в нем гнездятся гнев, прелюбодейная страсть, зависть, надменность, гордость.

Сердце способно к великому чувству любви и упования на Бога: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разу­мением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10, 27). Оно сокрушается о грехах своих; может быть вместилищем кротости и смирения.

Свят. Феофан Затворник говорит о том, «что главное в нашей жизни есть настроение

сердечное, и что какое кто в сердце, таковым того имеет и Бог, несмотря ни на какие внешние отличия и пре­имущества». Поэтому нужно научить­ся «ценить свои движения внутренние и таким образом расположить — стро­же смотреть за своим сердцем и за всем, что входит в него и исходит из него» (7, с. 234).

Но в Священном Писании сердцу придается значение не только цент­рального органа чувств, но и важней­шего органа познания и восприятия ду­ховного мира. Между душой и внешней средой есть посредник — головной мозг — телесный орган души для обра­зования представлений и мыслей из впечатлений внешнего мира. Но мыш­ление не исчерпывает всей полноты духовной жизни человека. Деятель­ность человеческой души имеет сво­им непосредственным органом не один головной мозг со всей нервной системой, но и сердце, которое соеди­няет в себе все силы тела, служит бли­жайшим органом душевной жизни. В сердце человека лежит основа инди­видуального, личного характера его представлений, чувств и поступков. Сердце — место рождения глубоких идей; сознание же, связанное с голо­вным мозгом, дает этим идеям только ясность и определенность, свойствен­ную мышлению. Сердце, понимаемое в нравственно-психологическом смыс­ле, является центром телесной и духов­ной жизни. Именно в нем запечатле­вается все, что входит в душу извне и вырабатывается ее мыслительной и деятельной стороной. Сердце подде­рживает силы души и тела. Если к де­лу, которое нравится, лежит сердце, то это дело спорится. А если сердце не лежит, то руки опускаются. Из сердца происходят слова человеческие, все, что приходит на ум или память.

«Добрый человек из доброго сокро­вища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища серд­ца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6, 45).

Сердце — центр многообразных душевных и духовных чувств, волне­ний и страстей. Таким образом, серд­це справедливо считается центром всей личной жизни человека, средото­чием всех его сил: духовных, душевных и телесных. К сердцу восходит вся ду­ховная деятельность человека.

«Вся сила в настроении сердца, и что каков кто по сердцу, таковыми имеет его Бог, ангелы и все святые» (7, с. 239). Но быть таким сердце мо­жет только тогда, когда оно «чистое» от пороков, страстей, греховных вле­чений и чувств. Таковым сердце было до грехопадения первых людей — Ада­ма и Евы. Но в сердце вошли страсти и «помутили» все.

Каково же состояние сердца у че­ловека-грешника. Оно онемело по от­ношению к Богу и всему Божественно­му, духовному. Страстное сердце греш­ника всегда услаждается чувственным, греховным. И когда такой человек встречается с Божественными образа­ми, то он остается или равнодушным к ним, или становится беспокойным от их присутствия, чувствует себя как бы не на месте, отвращается, бежит. Поэтому такому человеку не хочется быть в церкви, слушать Слово Божие и церковное пение, участвовать в свя­щеннодействии, читать духовные книги или молитвы. Все это для него неприятно, отталкивающе, ему не по сердцу, непонятно, не питает его сер­дце, а мучает. Такой человек воспитан на плотских началах, погружен в ма­териальный мир. Сердце грешника, как орган восприятия духовного ми­ра, находится или в полном забвении и неверии, или же в различной стадии слабости веры и чувства зависимости от Бога. Грешник не расположен в сво­ем сердце к самоуглублению, к страху перед серьезным испытанием. В делах своих он уповает только на свои силы и на помощь других, но не на Бога и Его благодатную помощь. Поэтому

вся жизнь и деятельность его сопро­вождается чувством безнадежности, страхований, томительных сомнений.

Откуда же происходит греховная нечистота сердца, когда мы сотворены по образу и подобию Божию? Ведь Бог Чист и Пресвят! Происходит эта не­чистота от дьявола, который называет­ся чаще всего в Писании духом нечис­тым, а в церковных молитвах — духом чуждым, скверным и «омерзенным».

«Кто-то из святых отцов изобразил сердце сосудом, полным всяких гадов и змий, которые всякий раз, как за­мышляет человек сделать что, выхо­дят из него. И если дело худо, питают­ся им, а если хорошо — покушаются осквернить его ядом своим» (7, с. 239 - 240).

Этот нечистый дух, сделался та­ким, когда отпал от Бога. Сначала он осквернил сердца первых людей — Адама и Евы, потом заразил нечисто­тою греха все их существо, душу, тело. Эта нечистота как наследственная порча передалась всему потомству. Греховная нечистота так велика и так глубоко въелась в человеческое серд­це и от нее так трудно избавиться, что даже святые угодники Божий, кото­рые всю жизнь бдили над всеми дви­жениями и помыслами своего сердца, ощущали в себе иногда наплыв сквер­ных помыслов.

Помыслы являются наиболее опас­ными врагами сердечной чистоты. Они не зависят от нашей воли, врыва­ются в наше сознание, засоряя его ненужными, пустыми, даже вредны­ми картинами, представлениями, воспоминаниями. Все это засоряет не только сознание человека, но и его сердце. Особенно это происходит тог­да, когда человек находится в храме Божием или обращается к молитве.

У грешника сердце нравственно развращено, а так как между нравс­твенностью и познанием существует самая тесная связь, то такое развраще­ние влечет за собой, как неизбежное следствие, умственное заблуждение, религиозные сомнения и отрицания.

Грешник не владеет, так называемым, «чувством истины», его сердце не спо­собно без посторонней помощи узнавать истинный порядок вещей и их истинные свойства. Очень сильно сердца греш­ников бывают поражены волнениями и низшими чувствами, которые по­давляют свободную деятельность рас­судка и воли, что вызывает особые изменения и в теле: страх, гнев, пе­чаль, уныние, отчаяние, возмущение, мнительность и т.д. Эти чувства уязв­ляют душу человека, нарушают ду­шевный мир и влияют на тело. «Жизнь грешника есть путь по колючим тер­нам, несмотря на внешнюю светлую обстановку» (8, с. 445).

«Мир сердца возмущают страсти, не допуская страстей до сердца, и оно всегда будет мирно. Борец в невиди­мой брани стоит во всеоружие у врат сердца и отражает покушающихся войти в него и возмутить его. И пока мирно сердце, победа над нападающи­ми не затруднительна... Когда страст­ное смятение прокрадется в сердце, не бросайся на страсть, чтоб побороть ее, а сойди поскорее в сердце и напрягись умирить его» (4, с. 390 —391).

Когда в чистоте будут наши душев­ные и телесные греховные страсти, будет в чистоте и сердце наше, оно будет способно к Богообщению. Свя­тые Отцы называли чистоту сердца еще и «совершенною чистотою совес­ти». По мере того как ослабевают и подавляются страсти в душе, возни­кают, усиливаются и крепнут в душе отдельные добродетели и целомудрен­ное христианское настроение. Сердеч­ная чистота, т.е. внутреннее духовное совершенство, изгоняет из сердца все страсти и зло и вместо их «вводит в сердце радость, благонадежие, сокру­шение, покаянный плач и слезы, поз­нание самих себя и своих грехов, па­мятование смерти, истинное смире­ние, безмерную любовь к Богу и людям», сердечную духовную радость и утешение (8, с. 447).

Содержать свое сердце в чистоте через добрые нравы, благие располо­жения — это труд, к которому призы­вают нас святые своей жизнью и сво­им учением.

Митрополит Антоний Сурожский говорит: «Первое дело в этом очище­нии — отвернуться от себя самих и ис­кать иного, чем себя. Сосредоточен­ность на себе и себялюбие нам закры­вают сердце; искания сладости бытия делает это сердце бесчувственным: сы­тому голодного не понять... Для того чтобы очистить сердце, надо строго-строго относиться к тому, что его оск­верняет, от чего оно темнеет, от чего оно делается тусклым, от всего того, что не есть Божие в нас» (3, с. 273).

Святые Отцы советуют, как можно чаще нужно исповедать сокровенные помыслы сердца, исповедовать с со­крушением, припоминая все грехо­вное и осуждая себя за все: за плохие дела, за недобрые помыслы, за ска­занные нехорошие слова. Покаянное и сокрушенное сердце извлекает из глубины души слезы, а слезы очища­ют душу и «изглаживают» все его пре­грешения.

«Когда же изгладятся все грехи слезами, — говорит преподобный Си-менон Новый Богослов, — тогда при­дет в душу воздействие Святого Духа и еще паче начнет напоять ее сладос­тью слез умиления, коими будет она мысленно питаться, крепнуть более и более, умножать плоды Духа, обильно принося их в должное время и заго­товляя в них пищу себе на вечную и нескончаемую жизнь» (8, с. 450).

Те, кто оплакивает свои грехи, примиряются со своей совестью и утешаются. Господь говорит в запове­дях блаженств: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5,4).

Святые Отцы такой плач называли радостотворным. Тот, кто обращается чаще к имени Господа, очищает свое сердце от греховных помыслов и не­чистых пожеланий. Господь Спаси­тель есть источник святости и чисто­ты. Молитва, воздержание и пост очищают сердце.

Очищение сердца от страстей — это только часть подвига стяжания чистоты. Другую важнейшую часть составляет стяжание христианских добродетелей. Страсть рождается в результате того, что сердце сочувству­ет грехам, обеспечивает их развитие и господство в душе человека. Поэтому очень важно поддерживать в сердце отрицательное, враждебное отноше­ние к греху. Но такое отношение к страстям не будет прочным, если не воспитывать в себе благое расположе­ние к Божественному, святому, ду­ховному. Добрые чувства и располо­жения должны поселиться в сердце и быть постоянными его настроения­ми, которыми определяются характер и нрав человека. Наибольшие жела­ния и направления дел человека исхо­дят из его сердца. Добрые чувства и расположения, как постоянные на­строения сердца, называются добро­детелями, а плохие чувства и располо­жения — пороками, порочными на­клонностями или страстями.

О том, какие именно добродетели должны быть в сердце указывают из­речения Христа Спасителя о блаженс­твах: смирение, сокрушение, кротость, правдолюбие, чистосердечие, терпение, милостивостъ, истиннолюбие.

Апостол Павел в Послании к Гала-там указывает добродетели как плоды Святого Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

Очищение сердца от страстей и наполнение его добродетелями — дли­тельный и очень большой подвиг, требующий непрерывной бдитель­ности, трезвости ума, бодрости. Здесь нет и не может быть никаких послаб­лений. Ум должен быть внимателен к тому, что происходит в душе. Трез­венность — это постоянная работа над самим собой и ответственность перед лицом Божим, чтобы не допустить в сердце греховного и не пасть под тя­жестью этого греховного бремени.

Итак, можно сделать вывод, что борьба (самопринуждение), трезвение и бодренность (духовное бодрствова­ние — обдумывание каждого слова и дела, внимательность ко всем своим помыслам и ощущениям, наблюдение за собой) — это первые шаги к очище­нию сердца. Всякое доброе дело ими начинается и ими сопровождается. Сила, которая движет того, кто встал на этот путь очищения сердца, - рев­ность о спасении ради славы имени Божия. Эту силу, по словам Святых Отцов, нужно подпитывать памятью о смерти и о том, что будет после смерти. Преподобный Антоний Ве­ликий часто убеждал своих учеников, что в уме и сердце должна быть мысль о том, что «настоящий день, который мы проживаем, есть последний» (8, с. 456).

Чистота сердца зависит от самого человека. Нужно быть очень внима­тельным в выборе средств, которые способствуют очищению сердца. Эти средства доступны всем. Если человек не употребляет эти средства, то тогда Всевышний, по Своей мудрости и люб­ви к спасению человека, употребит более тяжелые средства, которые зави­сят от Него: болезни, бедствия, скорби.

Человек с чистым сердцем не толь­ко сам нравственно крепок, но и ук­репляет окружающих его людей. Ему принадлежит Царство Небесное. По завещанию Иисуса Христа, такие лю­ди Бога «узрят». А это источник веч­ного блаженства. Чистое сердце излу­чает искреннюю любовь и привлекает любовь ближних. От общения с таки­ми людьми порочные люди нередко раскаиваются и меняют свою грехо­вную жизнь на добродетельную. Лю­дям с чистым сердцем и чистой жиз­нью особая почесть на небе. Господь говорит, что Он «посадит их и, подхо­дя, станет служить им» (Лк. 12, 37). Поистине «блаженны чистые серд­цем, ибо они Бога узрят».

Литература:

1. Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания. — М., 2001.
2. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Опыт построения исповеди. — М., 2001.
3. Митрополит Антоний Сурожский. Человек перед Богом. — М., 2001.
4. Невидимая брань. — М., 1999.
5. Протоиерей Владислав Свешников. Очерки христианской этики. — М., 2000.
6. Святитель Игнатий Брянчани-нов. Крестоношение. — М., 2000.
7. Святитель Феофан Затворник. Внутренняя жизнь. — М., 1998.
8. Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты. — М.
Заместитель председателя
Отдела религиозного образования и катехизации
Тверской епархии,
/Материалы учебного пособия
«Духовно-нравственный смысл основных сюжетов Библии»/

Протоиерей Георгий Белодуров. Подвижник благочестия, благоверный князь Ярослав Ярославович, первый князь Тверской.

03yayat1Подвижник благочестия, благоверный князь Ярослав Ярославович, первый князь Тверской[1](1247-1272) и Великий князь Владимирский(1263-1271), родился в 1230 году в семье Великого князя Ярослава Всеволодовича и в детстве был крещен Афанасием в честь святителя Афанасия Великого. Матерью его была дочь торопецкого князя Мстислава Удатного (т.е. удачливого) Ростислава Мстиславовна, в святом крещении Феодосия. Отец же оставил о себе память как о князе кротком, милостивом и человеколюбивом, однако он был вынужден активно участвовать в военно-политических событиях своего времени. Вражда между русскими князьями, в которой принимал активное участие отец первого тверского князя, изнуряла русскую землю. Это видели и его братья, князья Александр и Андрей, это чувствовал и мальчик-Ярослав. Ему было семь лет, когда на русскую землю обрушилась ужасная и убийственная мощь монгольского завоевания. Многие города были сожжены. Гибли русские люди, безжалостные захватчики не щадили ни женщин, ни детей, ни стариков. Ужас, страх и боль объяли сердца русских людей. Словно кара Божия нависла над Русью черная туча татарского ига. С детских лет ненависть и нежелание потворствовать татарам залегла в сердце Ярослава. В годы Батыева нашествия полегли многие близкие Ярославу люди – члены большой великокняжеской семьи Рюриковичей. Главным в этой семье после того, как улеглась буря, остался его отец - Ярослав Всеволодович.

В возрасте 17 лет князь Ярослав Ярославич женился. Его избранницей была Наталья; молодая жена родила ему двух сыновей – Святослава и Михаила. А вскоре, когда по дороге из Орды, отравленный медленнодействующим ядом, умер отец Ярослава, князь Ярослав Ярославич вступил в наследство. Ему досталась Тверь, выделившаяся вместе с крупным земельным наделом из Переславльского княжества. После татарского нашествия старые русские центры сильно пострадали и обезлюдели, и сюда, в Тверь и соседнюю Москву, стеклось множество народа, что обеспечило эти два молодых княжества значительными внутренними ресурсами. Однако, судя по всему, первоначально Ярослав с семьей часто бывал в Переславле у старшего брата Андрея, с которым у него была не только дружба, но и единство во взглядах на ненавистную Орду. После смерти отца оба старших брата, и Андрей, и Александр, отправились в далекий Каракорум за ярлыками на княжение. Именно там, в монгольских степях распределялись должности и вотчины на захваченных монголами территориях[2]. В результате Андрею достался Владимир, а Александру – Киев и Новгород. Но только Владимирский князь в те годы мог считать себя главой русского государства. Александра, уже наметившего свою политику на сближение с Ордой, такая ситуация не устраивала. Вследствие чего, с его подачи, на Руси появляется 30-тысячная Неврюева рать, которая пришла убивать, грабить и ставить на Великое Владимирское княжение Александра Ярославича. Летописи указывают, что вина князя Андрея заключалась в том, что он «бегал» вместо того, чтобы сотрудничать с баскаками, т.е. представителями монгольских оккупантов. То есть, патриоту - князю Андрею - было противно вместе с баскаками грабить свой же народ в угоду ханам из Сарая и Каракорума. На стороне Андрея выступил и Ярослав Тверской. В какой-то момент у них начали налаживаться союзные связи с князем Даниилом Галицким, который тоже искал возможности освободиться от гнета Орды. В 1252 году под Переславлем сошлись войска Неврюя и совместные переславско-тверские силы. Однако соотношение было не в пользу русских войск. Князья были вынуждены бежать, Переславль был взят, в бою погиб тверской воевода и тверская княгиня. Княжата Святослав и Михаил были взяты татарами в плен. Владимир и Переславль достались князю Александру.

Горькая боль поселилась в душе Ярослава Тверского. Он очень любил свою первую жену Наталью. Долгих 12 лет он был не в силах забыть ее, не мог найти себе иную спутницу жизни. Эти годы он посвятил трудам по укреплению своей столицы, а также обустройству городов, входивших в Тверское княжество – Кашин, Зубцов, Кснятин, Дубну. Великий князь Александр знал, что его младший брат настроен против татар, и потому, когда ему было необходимо проводить такую непопулярную процедуру, как перепись податного населения, он не счел нужным призывать на помощь Ярослава. А может быть, и звал, да тверской князь не пошел. Среди всех Ярославичей, тверской князь был наиболее последовательным проводником антитатарских взглядов и потому достоин глубокого уважения, как истинный патриот Русской земли.

В 1264 году в жизни князя Ярослава произошло два важнейших события. После смерти Александра Невского Ярослав стал Великим князем Владимирским, то есть главой русского княжеского дома, главным среди русских князей. Вторым событием стала его свадьба. Он встретил избранницу своего сердца, мудрую, кроткую, заботливую, прекрасную во всех отношениях Ксению Юрьевну. Княгиня Ксения родила ему двух дочерей – Марию и Софию – и сына. В тоже время, или может быть годом или двумя позже, Ярослав Ярославич невольно становится косвенным участником гражданской войны, развернувшейся в Литве. Сбежавший из Литвы в Псков князь Довмонт вынудил Святослава Ярославича, сына тверского и владимирского князя, покинуть город, которым он управлял.

Ярослав послал на усмирение Пскова войско, однако новгородцы убедили Великого князя помириться с Довмонтом. В обмен на мир Довмонт отпустил в Тверь своих пленников: епископа Полоцкого Симеона, сына литовского князя Герденя Андрея и некоторых других литовских вельмож. Симеон и Андрей стали первым и вторым епископами новообразованной Тверской епархии. Ярослав проводил политику лавирования и сдерживания в отношениях с Ордой. В его правление татары не нападали на Русь. Ему удавалось активно теснить немецкий ливонский орден в Прибалтике. Сюда он послал войска во главе со своими сыновьями Святославом и Михаилом и племянником Дмитрием Александровичем. Соединившись с псковичами и новгородцами, русские князья нанесли сокрушительное поражение войскам Ливонского Ордена около крепости Раковор в 1268 году. Масштабы Раковорской битвы вдвое по количеству участвующих войск превосходили масштабы Ледового побоища в 1242 году, и лишь исторические обстоятельства являются причиной того, что победа Александра Невского более известна, чем победа Ярослава Тверского.

Непросто складывались у Ярослава отношения с Новгородом. Новгородцы, раздираемые внутренними распрями, призывали на княжение разных князей, периодически вызывая гнев Великого князя, который считал Новгород своим городом.

Великий князь Владимирский и Тверской Ярослав внимательно и справедливо заботился о малолетних детях своих братьев, не покушаясь на их уделы, всецело возлагая на себя и на опытных тверских бояр обязанности управителей и воспитателей юных княжат. Так им был воспитан малолетний благоверный московский князь Даниил, ставший настоящим основателем московской династии князей всероссийских. Подобные христианские отношения к меньшим родственникам, политика мира и отказа от захвата чужих территорий стали общими внешнеполитическими принципами для всего тверского княжеского рода. Этим тверские князья всегда выгодно отличались от многих других княжеских ветвей. Такое явление свидетельствует о том, что благодаря Ярославу Тверскому, который, как следует отметить, был весьма почитаем в Твери, сформировалась особая тверская политическая культура, более сходная с западноевропейскими рыцарскими культурами, нежели с той азиатчиной, которая проникла и расцвела пышным цветом в политических и культурных средах Московии.

Тем временем в семье Ярослава Ярославича были утраты. Старшие сыновья, рожденные первой женой, не отличались крепким здоровьем. Первым из них скончался Михаил. И потому, когда княгиня Ксения Юрьевна родила Ярославу долгожданного сына, он тоже был назван Михаилом. С учреждением Тверской епархии Великий князь задумал перестроить малый по размерам храм в честь Косьмы и Дамиана, и заодно переосвятить главный престол нового собора в честь праздника Преображения Господня. При строительстве пригодились связи с Волынью, как приобретенные в 50-е годы во время близости с Даниилом Галицким, так и связи епископа Симеона с западнорусскими центрами, которые во временя литовской смуты были спаяны в особое русско-литовское сообщество, образовавшееся через большое количество смешанных династических браков при территориальном росте Великого княжества Литовского. Волынские строители вместе с тверскими зодчими начали первое крупное каменное строительство на Руси с момента татарского нашествия. Это стало символом возрождения славной русской державы. К сожалению, Великий князь Ярослав Ярославич не дожил до окончания строительства. Он заболел по дороге из Орды в Тверь и перед смертью, приняв монашество, не меняя своего имени Афанасий, почил 16(29) сентября 1271 года и похоронен в храме Косьмы и Дамиана в городе, ставшем для него родным и любимым, оставив епископу Симеону и жене Ксении завет – построить Преображенский Собор над его могилой.

Великий князь Ярослав, в монашестве Афанасий, был мудр, кроток, боголюбив, милосерден, братолюбив. Он был образцовым христианином и ярким патриотом Твери и всей России. Его потомки всегда почитали его и его небесного покровителя Афанасия Великого особыми заступниками града Твери. В его честь наследники воздвигли два монастыря, мужской и женский, посвященные святителю Афанасию Великому, в память о своем отце и основателе тверского княжеского дома[3].

Старшая сестра милосердия Марина. Первый общецерковный съезд глав епархиальных отделов по социальному служению, духовников и старших сестер сестричеств Милосердия.

   7072011  7 – 9 июля 2011 года в Москве проходил Первый общецерковный съезд глав епархиальных отделов по социальному служению, духовников и старших сестер сестричеств. 2 делегата от сестричества во имя св.прмц. Великой Княгини Елизаветы Феодоровны при храме св. Михаила Архангела (Областная клиническая больница г. Твери) присутствовали на этом съезде. Основной день съезда, 8 июля, день памяти св. преподобных Петра и Февронии Муромских, проходил в Марфо-Мариинской обители. Божественную Литургию в Покровском храме обители совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении духовников сестричеств милосердия, прибывших со всей России. С особым чувством в сердце мы слушали слова Святейшего Патриарха Кирилла, обращенные ко всем присутствующим, о самом главном – о том, что мы все прежде всего должны умножать любовь и добро в окружающем нас мире, мы должны быть общиной Любви, созданной Самим Господом Иисусом Христом, что Патриарх своей молитвой и любовью с нами. В своей речи Святейший Патриарх Кирилл сказал, что Марфо-Мариинской обители предстоит стать будущим центром милосердия всей России, в планах создание Фонда милосердия, Попечительский Совет которого возглавит сам Святейший Патриарх. На данном этапе очень важна информационная поддержка и четкая организация всех структур службы милосердия, также необходимо создание в Марфо-Мариинской обители учебного центра всех служб социального служения,70720111 сестричеств милосердия. «Главным сейчас для всех нас являются труд и терпение, но не такое терпение, когда терпят сжав зубы, а терпение со спокойствием, смирением, любовью к ближнему», - сказал Святейший Патриарх Кирилл.

     Продолжением Программы съезда в этот день стало Пленарное заседание духовников и старших сестер сестричеств, которое возглавил Председатель Синодального отдела по делам социального служения и благотворительности епископ Смоленский и Вяземский Пантелеймон. В заседании приняли участие 62 старших сестры и 68 духовников сестричеств из 40 епархий России, Украины, Белоруссии. В ходе совместного обсуждения на заседании была принята Резолюция, определяющая главные направления работы сестричеств милосердия.

       Далее с содержательными и информативными докладами выступили:

  1. Л.Ф. Худоярова, координатор Ассоциации сестричеств милосердия «Направления развития Ассициации сестричеств милосердия»,
  2. Т.Б. Манакова «Конкурс « Православная инициатива»,
  3. О.Ю. Егорова, главная сестра патронажной службы Свято-Димитриевского сестричества милосердия «Как организовать службу сестринского ухода в медико-социальных учреждениях».

Сестры поделились своим 20-летним опытом работы со всеми присутствующими, а также обсудили важные проблемы работы сестричеств.

     9 июля организаторами съезда было предложено посещение объектов социального служения в Москве. Наше сестричество побывало в православном реабилитационном центре для алкоголе- и наркозависимых при Патриаршем Центре Свято-Данилова монастыря, встретилось с руководителем центра игуменом Ионой( Займовским), который рассказал о программе реабилитации «Метанойя», поделился опытом своей работы.

     Мы всем сердцем благодарны организаторам Съезда, сестрам милосердия, которые с такой любовью и заботой приняли нас и помогали во всем в дни работы Съезда.

                                  Сестричество во имя св. прмц. Елизаветы Феодоровны
при храме Архангела Михаила (Областная клиническая больница г. Твери)

Священник Димитрий Охичев. Открыт новый храм

1806115День рождения! Для большинства людей это один из замечательнейших и любимейших личных праздников! Действительно, в этот день мы благодарим Господа и своих родителей: Господа за то, что Он даровал нам в этот день один из величайших своих Даров - жизнь, а родителей за то, что понесли на себе нелегкий крест нашего рождения и воспитания. Сам Господь сравнивает акт рождения человека с трудами обретения вечного блаженства: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Иоанн, 16:20-21).

Много дней рождения есть не только в нашей личной, но и в церковной жизни. Мы празднуем дни Рождества Господа, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи. День Святой Пятидесятницы (Святой Троицы) - это также и день рождения Святой Церкви. В старину дни преставления Святых называли днями Их рождения. В день своего крещения человек вновь рождается «от воды и Духа». Венчание - день рождения новой семьи, малой церкви. Таинство Священства - день рождения нового слуги церковного, священнослужителя. Кстати, последние два таинства очень схожи друг с другом. Очень похож на таинство Крещения и Чин освящения храма. Здесь также есть и елей, и вода, и миро.

День восемнадцатого июня 2011 года в селе Боровское Сандовского района стал еще одним днем рождения. В этот день состоялась первая Божественная литургия в новом храме в честь Успения Пресвятой Богородицы.

1806114Реконструкция храма из бывшего клуба началась в 1995 году. Единственным инициатором, организатором, руководителем, а во многом и исполнителем этого удивительного по своим результатам начинания стал житель г. Санкт-Петербурга Владимир Васильевич Скворцов (на снимке - третий справа). Удивительные вера, воля, целеустремленность и трудолюбие этого человека достойны глубокого почтения! А ведь Владимиру Васильевичу уже 82 года!

Честно говоря, автор этих строк никогда не верил в то, что из этого что-нибудь получится. Судите сами: почти безлюдное, удаленное даже от райцентра на 30 км в сторону, противоположную сколько-нибудь значимым трассам, неприветливое место. К тому же само Боровское почти полностью сгорело несколько лет назад. Престарелый пенсионер из рабочих со слабыми зрением и слухом... Огромное помещение, совершенно не приспособленное... Кто будет финансировать? Кто будет работать? И самое главное - кто будет ходить в этот храм? Все эти вопросы почти не оставляли места для надежды, да и обосновать целесообразность проекта было очень трудно.

1806113Насколько же иногда приятно бывает ошибаться! Воистину человек предполагает, а Бог располагает; сила Божия в немощи совершается!

Долгих 16 лет упорного труда! И вот храм есть! Он просторен и красив и внутри, и снаружи. В нем есть все, что нужно для полноценного богослужения: Алтарь, иконостас с тремя вратами, солея, амвон, клирос, аналои, изящные оградки и серебристые колонны, специально оборудованная огражденная исповедальня, писанные маслом иконы, лампады, подсвечники, Святое Распятие с кануном, свечной ящик, паникадило и прочие светильники, на полу ковры, ковровые дорожки и т. п. Стены отделаны деревом, полы и потолки покрашены, на окнах атласные занавески, подобранные тесемками. Кроме того, у храма много подсобных помещений. Ну и, конечно, красавица - трехъярусная колокольня, которая, как и положено, примыкает к храму с западной стороны и имеет вход прямо из притвора.

180611И все же главная проблема остается. Люди - их пока очень мало. Но теперь уже гораздо больше веры и надежды на то, что свято место пусто не бывает. И у этой надежды есть уже и первые ласточки. Так, неподалеку от храма поселилась многодетная семья Ситновых. Еще совсем молодая мама Ситнова Елена Александровна воспитывает семерых детей. Елена Александровна, человек давно воцерковленный, несет послушание свечницы. Согласитесь: одна такая семья - уже приход!

Службы на новорожденном приходе, если Богу будет угодно, теперь будут совершаться регулярно. Позволю себе немножко личного: ну, хочется там служить - и все!

Да благословит Господь создателей этого храма, его настоящих и будущих прихожан и всех нас!

Юрий Петров. С помощью Божией строится храм

1907011

Десять лет прошло со времени совершения закладки архиепископом Тверским и Кашинским Виктором будущего храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского. Много трудностей и сложностей предшествовало этому знаменательному событию.

В 1989 году в г. Нелидове в деревенском доме на улице Широкой начали совершаться богослужения. Настоятель храма Балыкинской иконы Божией Матери протоиерей Алексий Сорочинский не раз обращался к владыке Виктору:

- Может быть, мы построим деревянный храм: так быстрее и легче?

И услышал в ответ:

- Нет, Нелидово - город большой. И храм ему потребен только каменный.19070111

Познакомили владыку с проектом строительства храма на берегу реки. А ещё было предложение строить храм в Иоткино на старом фундаменте.

- Нет! - ответствовал он. - Нужно ближе к городу. Ведь люди в Нелидово приезжают по своим делам из деревень. И у многих велика потребность очистить душу покаянием и молитвой.

Несколько лет владыка терпел упорство прошлых местных властей, не сдался, выстоял; и теперь, когда в реальности растут стены нового храма, мы понимаем, что он выполнял волю Божию. Некоторым благочестивым прихожанам было во сне видение Божией Матери, указующей именно на это место возведения будущего храма.

19070112И вновь владыка 13 июля 2011 года, в день 300-летия явления Балыкинской иконы Божией Матери, побывал на стройке и ещё раз благословил это святое дело, сказав знаменательные слова:

- Храм - один из главных факторов, напоминающих о морали, о нравственности. Очень верное выражение я здесь услышал: «Пока в Нелидове нет храма, город наш будет стоять на костылях». Ведь речь идёт не о чём-нибудь - о становлении души человеческой.

Ведь Церковь создал Господь Иисус Христос. С храмом связана вся жизнь человека: здесь он крестится во имя Отца и Сына и Святого Духа; здесь он постигает, что наша временная жизнь есть подготовка к будущей жизни вечной… Здесь совершается великое Таинство Евхаристии. Здесь человек осознаёт всемогущество 19070113Божественной Правды и Любви, веру в конечное торжество добра, уже предрешённое победой Господа; здесь он воздаёт хвалу Богу за всё, дарованное Им.

Маловеры сомневаются: как, мол, строится храм в такое социально неблагополучное время, как наше; не обречено ли это на неудачу?

Дорогие м19070116ои! Давайте обратимся к прошлому, вспомним, что храмы Божии возводились на Руси в самые сложные исторические моменты - например, в период татаро-монгольского ига. И были возведены. Главным образом, с помощью Божией. Так будет и сейчас.

Очень справедливо, что этот храм возводится рядом с мемориалом Памяти воинам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны: какая дивная связь! Предполагается, что храм станет памятником советским людям, «жизнь за други своя положившим». Именно такой храм нужен Нелидову, в котором будет возноситься общая молитва. Он станет святыней и украшением города. Благословение Божие пребудет на том, кто помогает строить этот храм.

…А пока на стройке работы в полном разгаре. В этом убедился и владыка Виктор, который в сопровождении благочинного Нелидовского округа протоиерея Константина Голубева, духовенства благочиния, архитектора города Е. С. Лаврова, прораба строительных работ Н. Н. Пташечкина посетил строительную площадку. Архиепископ интересовался ходом работ, беседовал со строителями. «Проект поистине грандиозный, очень впечатляет, по сравнению с прошлым годом дела заметно продвинулись вперёд, - отметил владыка Виктор. - Храм получится намного объёмнее Воскресенского кафедрального собора в Твери».

На данном этапе ведётся кирпичная кладка внутренних и наружных стен, одновременно устраиваются леса. В июне начали возводить столбы под центральный купол храма. Всё, в основном, делается вручную.

Особая благодарность строителям. Что касается контроля за соблюдением качества работ, проектных решений, то он постоянный. На стройке 19070115почти ежедневно бывает протоиерей Константин Голубев, часто нас навещает и архитектор города Евгений Станиславович Лавров. Трудные ситуации стараемся разрешать вместе. Так и растёт храм в честь святого праведного Иоанна К19070114ронштадтского добрым попечением и участием строителей, жертвователей. Среди них есть и прихожане, и предприниматели. Например, в ящики для пожертвований, которые установлены в ряде магазинов города, в церкви, в часовне, в иконной лавке, от прихожан, гостей города поступают средства для строительства храма. С пониманием относятся к этому богоугодному делу и сотрудники городской администрации.

Но сейчас, в разгар строительного сезона, стройка испытывает затруднения: на исходе цемент, нужен песок, другие материалы. Попечительский совет обращается ко всем людям доброй воли с просьбой оказать посильную помощь в этом богоугодном деле. Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор благословляет всех нас на это.

Пресс-секретарь Нелидовского благочиния

Протоиерей Сергий Дроба. Забытая святыня нашего города

260845Ни для кого не секрет, что мы живем в древнем православном граде Твери, где за многие столетия наш русский народ воздвиг величественные соборы, монастыри и храмы. Строительство храмов для нашего народа не было просто «данью моде, времени», а напротив, стремлением души каждого человека. Все знаменательные моменты жизни наши деды проводили в церкви Божией, под святой хоругвью! Настигла лихая година брани с неприятелем - набат зовёт в храм; умер патриарх или губернатор все тот же колокол звучит, созывая народ; землетрясение, пожар или наводнение - зовёт колокол к покаянию народ. Так же все прекрасные минуты своей жизни человек встречал в храме: крестины, именины, венчание и благодарственные молитвы. В храмах давались благочестивые обеты и венчали на царство государей; в храмах заседали Соборы и оглашались Грамоты.

Но вот как зловещее землетрясение, растлевающее душу, пронеслось время воинствующего атеизма, безбожия и духовного хаоса. Это время оставило нам, живущим сегодня, свое печальное наследство: разрушенные святыни, изуродованные храмы и искалеченные души наших соотечественников. Разрушен Спасо-Преображенский Собор, Желтиков монастырь, многие храмы потеряли свое благолепие из-за произвола безбожия.

Сегодня, дороге тверичи, настало время собирать камни нашей православной культуры! В нашем городе ещё есть районы, где раньше был храм, монастырь, а ныне нет! Но как гласит русская пословица: «Свято место пусто не бывает». Тем более что место действительно свято. Говорю я это о нашем Тверском Первомайском районе. Этот район с «советским» названием, но не с безбожным прошлым!

На берегу реки Тьмаки, в 4-х верстах от Твери, на урочище Желтикове(ныне Первомайский район) , в 1394 году молитвами и трудам нашего соотечественника святителя Арсения Тверского был основан монастырь и построена деревянная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. 30 августа 1405 года в Желтикове монастыре святитель Арсений освятил каменный храм в Честь Успения Пресвятой Богородицы. Эти церкви были названы святителем в воспоминание Киево-Печерской обители, где он в юном возрасте принял монашеский постриг. Добродетельный инок Арсений стяжал расположение Тверского князя и митрополита Киприана . Вступив на архипастырскую кафедру, святитель Арсений стремился положить конец княжеским распрям, водворить в родной Твери мир и согласие. В 1403 году ему удалось примирить Тверского князя Иоанна Михайловича с братом его Кашинским князем Василием Михайловичем. Святитель Арсений ревностно проповедовал слово Божие и во всем являл пример достойного архипастыря.

Чувствуя приближение своей кончины. Тверской князь Михаил Александрович (1399 г.) пришел к святителю Арсению с просьбой постричь его в монахи. Святитель Арсений, благодаря Господа, облек князя в иноческий образ и нарек ему имя Матфей. В течение многих лет епископского служения святитель Арсений построил и освятил соборы в честь Архангела Михаила в Старице и Микулине, в честь Святителя Николая в Старице, обновил каменный Спасо-Преображенский кафедральный собор в Твери и заложил новую соборную колокольню. В 20-ти верстах от Твери в 1397 году на реке Тме им был создан Саввин Сретенский монастырь, первыми иноками которого стали преподобные Савва и Варсонофий (память 2 марта). принявшие постриг на Святой Афонской горе.

К окончанию строительства Желтикова монастыря по повелению святителя Арсения в 1406 году был сделан список с Киево-Печерского Патерика, самая древняя из дошедших до нашего времени редакций драгоценного памятника русской письменности (первого сборника житий русских святых), получившая в науке название Арсеньевской. Из книг, переписывавшихся по повелению святителя Арсения, сохранились до нашего времени две рукописных “Лествицы” преподобного Иоанна Лествичника (1402 и 1404 годов).

Кончина святителя Арсения последовала Великим постом 1409 года. К так называемому «соборному» воскресенью (воскресенье после первой седмицы Великого поста, Неделя Православия; в этот день к епископу съезжались священники и составляли епархиальный собор) по обыкновению съехалось в Тверь духовенство. Во вторник святитель Арсений произнес поучение к пастырям, благословил их и распустил собор. Скончался святитель 2 марта.

Святитель Арсений был погребен в Желтиковом монастыре, в притворе правого придела во имя образа Нерукотворного Спаса Успенской церкви, в той самой гробнице, которую изготовил своими руками. По свидетельству летописи, у гроба его совершалось много исцелений с верою приходящих.

Канонизация святителя Арсения состоялась на Московском Соборе 1547 года. Празднование его совершается 2 марта.

 

Протоиерей Сергий Дроба

Новое время Нило-Столобенской пустыни: 20 лет возрождения обители

53767 июля 2011 года, в день начала торжественного празднования 20-летия возрождения монастыря Нило-Столобенская пустынь Тверской и Кашинской епархии при монастыре был открыт музей и ризница «Наследие Преподобного Нила». Церемонию открытия музея возглавили наместник монастыря архимандрит Аркадий и благоустроители музея председатель Попечительского Совета Фонда Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного и Центра национальной славы России, президент ОАО «РЖД» Владимир Иванович Якунин, председатель Совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг» Андрей Рэмович Бокарев, президент Фонда Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного Сергей Евгеньевич Щеблыгин.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus