Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Псалом 109-й, традиция мессианского истолкования

В Псалтири встречаются несколько «царских» песней, принадлежащих к разным лицам псалмов. Они заключают молитвы (напр., в Пс. 20, 61, 72) и благодарения за царя (Пс. 21), являются прорицаниями (Пс. 2 и 110), царской песнью восхождения (Пс. 132) и так далее. Быть может, они были псалмами восшествия на престол. Несмотря на использо­вание общей для данной эпохи фразеологии, израильское представление о царе во многом отличается, напр., от египетского или месопотамского. Царь избранного народа – Помазанник Ягве (по-еврейски – «Мессия», по-гречески – «Христос»). Помазание превращает его как бы в наместника Ягве на земле. Он называется приемным сыном Божиим, царствование которого не будет иметь конца, его могущество распространиться до пределов земли. Он будет спасителем своего народа и установит мир и справедливость. Идея царского мессианства, впервые возвещенного пророком Нафаном (2Цар. 7), выражается в псалмах 89 и 132. Та поддерживается в народе ожидание Мессии – потомка Давида.

Подробнее...

Святитель Василий Великий и его учение о Святом Духе

Введение.

На грекоязычном Востоке особую роль в решении богословской проблематики сыграл так называемый «каппадокийский» кружок, который становится во второй половине IV в. признанным центром церковной мысли: ядро кружка составляли святитель Василий Кесарийский, или Великий (ок. 330 – 379 гг.), его брат святой Григорий Нисский (ум. в 394 г.) и его друг святитель Григории Назианзин, или Богослов (ок. 330 – ок. 390 гг.). Члены кружка стояли на вершине современной им образованности и переносили в актуальную богословскую полемику о догматах филигранные методы платонической диалектики.[1]

Подробнее...

Церковная политика императора Константина

После издания в 313 году Миланского эдикта императором Константином и Ликинием христианская Церковь вступила в новый период своей истории. Прекращение гонений и поддержка со стороны государства, создавшая, казалось бы, наиболее благоприятные условия для христианства и воцерковления всего античного общества.

Подробнее...

Положение Православной Церкви и Османская империя

С падением Византийской империи (1453 г.) под оружием турок мусульман и образованием на ее территории турецкого государства, характер церковной жизни на Востоке сильно изменился. Ранее, в течение 11 с лишним веков, православная Церковь была господствующей на Востоке. Теперь ее место заняло мусульманство. В результате, положение Церкви стало крайне стеснено мусульманским правительством и потеряло прежние права и преимущества, которые она имела при господстве христианства. Наступил упадок церковной жизни. Но, несмотря на свое бедственное положение под игом мусульман, Восточная Церковь продолжала хранить в целостности и чистоте как православное учение, так и древнее церковное устройство.[1]

Подробнее...

Петр Великий и имперское самосознание: трансформация концепции «Москва – третий Рим»

Культурные реформы в России начала XVIII века были подчинены логике и воле одного человека – Петра I. «Церемониальные инновации Петра», полагает В. М. Живов, можно интерпретировать «как единый комплекс, связан­ный единством пропагандируемых идей и перепле­тением конкретных действий».[1] Именно такой подход объединяет наиболее плодотворные ис­следования нескольких последних десятилетий, посвященные официальной культуре Петровской эпохи. В работах Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, Г. П. Гребенюка, В. М. Живова, Р. Вортмана Петровская эпоха предстает не причудливым соединением «варварства» и «европейского просвещения», какой она казалась, например, современникам-иностранцам, а воплощени­ем идеологической программы царя. В этой перспек­тиве каждый «историко-культурный объект»[2] обретает свое место и свой смысл.В самое последнее время наметился несколько иной подход к культуре Петровской эпохи. В первую оче­редь здесь следует назвать работы О. Г. Агеевой, кото­рая уделяет особое внимание эволюции идей и культурных форм при Петре I.[3] Так, например, ей удалось убедительно показать, что «концепция» Петербурга на протяжении первых два­дцати лет его существования «не была неподвижной». «Жизнь менялась стремительно, – пишет Агеева, – менялись взгляды и приоритеты в деятельности людей, а, следовательно, претерпевала изменения и «программа» града Петрова». Петербург исходно возводился как торговый центр, и только в 1710-е годы на первый план выходит «репрезентативная функция».[4]

Подробнее...

Вторая часть книги пророка Исайи (Ис. 40 – 55) и ее учения

Теология второй части книги пророка Исайи и гимны «Раба Яхве»

Тексты, содержащиеся во второй части книги Исайи (40 – 55), могут по праву считаться одним из лучших воплощений религиозной тематики в Ветхом Завете. Хотя эти главы и включены в книгу пророка Исайи, но, по всей вероятности, их автором был один из последователей пророка Исайи. Поразительное сходство в словаре и стиле между Исайей и Второисайей свидетельствует о глубокой духовной и ученической преемственности. Богословие обеих частей книги во многом сходно, как и их язык, но вторая часть обнаруживает большую изощренность литературного мастерства автора, углубление и дополнение учения Исайи, у которого мы не находим ни страждущего слуги Яхве, ни темы Нового Иерусалима; и то и другое – характерные черты богословия Второисайи. Самый факт включения сочинений «Второисайи» в книгу древнего допленного пророка должен был продемонстрировать не только пиетет по отношению к последнему, но и то, насколько большое значение придавалось проповеди самого Второисайи. Все свое внимание Второисайя сосредоточил на двух темах – на теме возвращения на родину и на теме «раба Яхве», грядущего избавителя.[1]

Подробнее...

Неоплатоническая философия и православное богословие

Роль, которую сыграла античная философия в становлении христианского богословия, часто оценивается неадекватно. Со стороны ученых-атеистов можно наблюдать попытки редуцировать достижения богословия к философским наработкам прежних веков, со стороны некоторых их оппонентов – наоборот, принизить значимость философского субстрата, на котором формировалось богословие. Поэтому представляется важным правильно расставить акценты в разговоре о развитии христианской богословской традиции.

Подробнее...

Проблема воспитания детей и молодежи в русской церковной литературе новейшего периода (1917-1990 гг.). Глава VI.

ГЛАВА.VI. ЗНАЧЕНИЕ СВЯТОЙ ЦЕРКВИ В ДЕЛЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ 

Подробнее...

Христианство у Грэма Грина

Роман «Сила и слава» английского писателя Г. Грина – классическое произведение мировой литературы XX в. Это один из самых знаменитых романов, дающий широкую и неоднозначную трактовку традиционных гриновских тем – греха и благодати, стойкости и предательства, пределов оправданности активного вмешательства в ход исторического процесса, правомерности высшего суда и возмездия. Действие происходит в Мексике, где Грин побывал в 1937 – 1938 гг. Сюжет романа строится на противостоянии двух персонажей, приверженцев конкретного и абстрактного гуманизма.

Подробнее...

Юбилейный Собор 2000 года: «Устав об управлении Русской Православной Церковью»

Юбилейный Собор РПЦ, проходивший в августе 2000 года в Москве по количеству и важности затронутых проблем претендует на значительно место в оценке русской церковной истории. Заседания Собора проходили с 13 по 16 августа 2000 года в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя. В работе Архиерейского юбилейного Собора участвовали 144 архипастыря.[1]
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus