Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Седьмой Вселенский Собор и богословское влияние преп. Иоанна Дамаскина

В 787 г. Седьмой вселенский собор в Никее сформулировал православное вероучение о священных изображениях и иконопочитании, исходя из учения св. Иоанна Дамаскина. Епископы-иконоборцы получили на Соборе прощение, а на последних заседаниях было составлено определение о почитании икон, где говорилось: «Мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно и не письменно. 

Подробнее...

Шатровые храмы в православном зодчестве

Введение

Большинство древнерусских храмов построены в византийском стиле (в Киеве Десятинная церковь, Софийский собор, Киево-Печерская лавра, Михайловский монастырь; в Новгороде Софийский собор, в Пскове Собор св. Троицы, во Владимире Успенский собор, в Ростове Успенский собор и другие). Но в русских храмах существовало множество отличий в сравнении с византийскими образцами. Так, вследствие отсутствия мрамора и камня, колонн не было; между прочим, количество каменных храмов было небольшим. Стены храма украшались изящной отделкой и окнами с красивой резьбой из камня или с изразцовыми наличниками. Рядом с храмом или вместе с храмом над его притвором воздвигается высокая шатровая колокольня с крестом наверху. В постройке деревянных церквей, которых, вследствие обилия древесного материала, особенно много было на севере, русские мастера проявили много своего вкуса и самостоятельности. Характерную особенность и отличие русских куполов от куполов греческих составляет то, что над куполом под крестом устраивалась особая главка, напоминавшая луковицу. Первый вид чисто русского стиля носит название «шатрового», или столбового. Об этом архитектурном стиле и пойдет речь в данном сочинении.[1]

Подробнее...

Положение Православной Церкви и Османская империя

С падением Византийской империи (1453 г.) под оружием турок мусульман и образованием на ее территории турецкого государства, характер церковной жизни на Востоке сильно изменился. Ранее, в течение 11 с лишним веков, православная Церковь была господствующей на Востоке. Теперь ее место заняло мусульманство. В результате, положение Церкви стало крайне стеснено мусульманским правительством и потеряло прежние права и преимущества, которые она имела при господстве христианства. Наступил упадок церковной жизни. Но, несмотря на свое бедственное положение под игом мусульман, Восточная Церковь продолжала хранить в целостности и чистоте как православное учение, так и древнее церковное устройство.[1]

Подробнее...

Творческий путь Анри Бергсона

Нам сейчас не так легко понять, что означал Анри Бергсон для тех времен – первой четверти XX века.[1] «Имя Бергсона сегодня так громко и навязчиво повторяется на все лады в мире культуры, что те, кто наделен более тонким слухом, могли бы, пожалуй, с сомнением спросить себя, а стоит ли вообще читать такого философа». Его не только стоит, но необходимо читать, продолжает прославленный Макс Шелер, ибо в философии Бергсона выражено совершенно новое «отношение человека к миру и душе».[2] Русский биолог И. И. Мечников так описывает атмосферу в лекционном зале Коллеж де Франс во время преподавания А. Бергсона: «с приходом профессора все умолкали, и все слушатели усиленно напрягали внимание»[3]. Мечников считал, что бергсонизм отвечал потребностям аудитории, надеющейся на возрождение метафизики, воодушевлял молодых интеллектуалов, утверждая независимое существование души, бросал вызов церковности и сциентизму, собственно говоря, мэтр предлагал паллиатив, способный подсластить горькую пилюлю существования.[4]

Подробнее...

История Православия в Америке

ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В АМЕРИКЕ

Первые семена Православия были посеяны в Америке русскими иноками-миссионерами. Североамериканского континента, возрастали и распространились по всему американскому континенту заботами таких выдающихся миссионеров Русской Православной Церкви как: монах Герман, митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов), святитель Тихон (Белавин) Патриарх Всероссийский, русских американцев прот. Александра Шмемана, В. Н. Лосского, прот. Иоанна Мейендорфа и др.

Подробнее...

Прощальная речь патриарха Иакова и обетованный Мессия.

49-я глава книги Бытия представляет собой одно из замечательнейших мест во всем Ветхом Завете. Здесь содержится прощальная речь патриарха Иакова, обращенная к его сыновьям. Она также является благословением сыновьям и пророчеством о будущей судьбе их потомства. В ней весьма ясно указано время пришествия обетованного Мессии, равно как и колено, из которого Он должен был произойти. Этим коленом является потомство Иуды. Благословение ему содержится в 8 – 12 стихах, но собственно мессианский смысл, по общему признанию толкователей, имеет его средняя часть. По устроению, Христос имел произойти из колена Иудова, и Иаков, движимый Духом Святым, в словах, обращенных к Иуде, предвозвестил не только пришествие Господа к людям, но и таинственное воплощение, и крест, и погребение, и, словом сказать, – все. «Благословение, данное Иуде таинственно, – пишет святитель Иоанн Златоуст. – Оно предзнаменовало все то, что относится к Христу».[1]

Подробнее...

Этика и эстетика Климента Александрийского.

Биография и сочинения Климента Александрийского.

К христианской теологии Климент Александрийский пришел через философию. Это определило стиль и содержание его произведений. Свои разнообразные идеи он воплотил в не менее замысловатую форму. Избегая устоявшихся концепций, он никогда не останавливался в своих поисках. Вопросы, которые он задавал себе, зачастую оставались без ответа, смысл многих его пассажей – загадка для читателя. Однако благодаря подобным качествам Климент сумел в своих произведениях открыть и утвердить многие философские положения, которые впоследствии были унаследованы христианскими теологами. Труды его были весьма популярны, его имя до девятого века можно было встретить в списках святых.[1]

Подробнее...

Интуиция в теории познания Н. О. Лосского

«Смысл кризиса всей современной философии, - пишет Николай Бердяев, - в возврате к бытию и к живому опыту, в преодолении всех искусственных и болезненных перегородок между субъектом и объектом. Должна быть создана новая философия тождества, по духу родственная шеллинговской, но обогащенная всеми новыми завоеваниями»[1]

Подробнее...

Библейское учение о Мессии. Краткий обзор.

Религия Ветхого Завета основывается на Откровении, которое Бог дал определенным людям в определенных местах и при определенных обстоятельствах, на вторжении Бога в определенные моменты времени в историю человечества. В Ветхом Завете мы встречаем такие темы как обетование, избранничество, Завет и Закон – это те золотые нити, которые сплетаются воедино в Пятикнижии и тянутся далее сквозь весь Ветхий Завет к Новому.Между Ветхим и Новым Заветами нет разрыва, они неотделимы друг от друга. Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий в Новом – раскрывается. Но только благодаря Новому Завету человечество обладает всей полнотой Откровения Божия. Поэтому естественно и необходимо пользоваться Ветхим Заветом для толкования Нового и в той же мере, и даже более естественно и необходимо, рассматривать Ветхий Завет только в свете Нового. Блез Паскаль, например, говорит так: «Оба Завета взирают на Него (на Христа), Ветхий – как на свое упование, Новый – как на образец, и оба – как на свое кульминационное средоточие»[1]. Верно то, что Ветхий Завет свой полный смысл и значение приобретает только в Новом Завете. Мы не можем правильно понять даже этические истины Нового Завета, пока не увидим их истоки в Ветхом.

Подробнее...

Вопрос авторства истории о Потопе

Вопросы о времени написания и авторстве необходимо рассматривать применительно не только к повествованию о Потопе и к книге Бытия в отдельности, но и применительно ко всему Пятикнижию в целом. Древнее предание однозначно называет автором пророка Моисея. Такие иудейские писатели как Иосиф Флавий и Филон Александрийский также ни сколько не сомневаются в авторстве Моисея. Флавий утверждает: «И вот, так как Моисей захотел дать своим собственным сородичам наставление именно в этом, то он, в противоположность всем прочим, начал не с изложения законов и законоположений, имеющих условное среди людей значение, но, направив внимание их на Божество и на устройство мироздания и убедив их в том, что мы, люди, лучшее из творений Господа Бога на земле, уже легко мог убедить их во всем, после того как расположил их, таким образом, к благочестию».[1]

Подробнее...

Навигация

Система Orphus