Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Понимание национального и религиозного воспитания в философском наследии И. А. Ильина

Православное понимание педагогического процесса и особое значение патриотической деятельности в деле воспитания наиболее четко представлено в трудах русского философа И. А. Ильина. И. А. Ильин – русский религиозный философ – является одним из наиболее ярких мыслителей-эмигрантов «первой волны». Ильиным сочинена педагогическая система воспитания и развития личности, основанная на сочетании морально-нравственных установок православия с гуманистическими национальными ценностями. Русским философом предложен путь выхода из духовного и религиозного кризиса, охватившего человечество в нач. XX в., - путь духовного обновления на уровне отдельной личности и общества в целом. Выдвинутая Ильиным концепция воспитания «духовно-зрячего» человека, ориентированного на вечные основы духовного бытия, востребована и поныне.  Ильин рассматривал педагогический процесс особой частью общего социального процесса, обладающей собственными закономерностями. Главными слагаемыми педагогического процесса являются семья, школа и церковь. Поэтому задачи семьи, школы и Церкви он не отделяет и от проблем общественно-культурного развития.

Подробнее...

«Царство Духа и царство Кесаря». Н. А. Бердяев о взаимоотношениях Церкви и государства.

Темы религиозной природы государства и взаимоотношений Церкви с государством считаются одними из самых животрепещущих в теологической публицистики. Часто решением в этом проблемном поле занимаются глубоко ангажированные мыслители, узко детерминированные каким-то уже сформированным церковно-социальным идеалом, что естественно приводит к искусственному обеднению господствующих мнений  и сужению взглядов большинства. Если в начале 20 века в среде церковной интеллигенции всепобеждающими и бескомпромиссными были «лево» ориентированные церковно-политические концепции, то теперь, устав от репрессивного реализма «левизны», симпатии общественного мнения православной среды расположились на стороне, такого далекого в историко-пространственном смысле, монархизма.

Подробнее...

Мастера Оружейной палаты в XVII веке

XVII столетие – период решительного столкновения исключающих друг друга художественных устремлений. Эта противоречивость ярко выразилась в художественной практике. Руководство искусством было централизовано, изменения в нем регламентировались властью. Архитекторы, живописцы, мастера других видов искусства сосредоточились в Приказе каменных дел и в Оружейной палате в Кремле. Последняя стала своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы. Для всех русских земель Москва была непререкаемым авторитетом в области искусства.

Подробнее...

Взаимодействие античных и христианских традиций в образовательной системе раннего христианства

По вопросу соотношения античных и христианских традиций наиболее типичные подходы были отражены уже в ранний период христианской теологической мысли. По вопросу правомерности заимствования (рецепции) античных идей христианской образовательной программой существовало два противоположных взгляда и множество промежуточных вариаций. Первый подход разрешал выборочное использование языческой классики как ступени в обучении и познании учеником мира (Климент Александрийский, Ориген, свт. Василий Великий, свт. Иоанн Златоуст). В процессе заимствования античных знаний важнейшим становился вопрос критериев, принципов «рецепции» и заключался в обыкновенной формулировке «Что можно позаимствовать у язычников?». Второй подход рассматривал античную культуру, как духовного противника, которого надо знать исключительно для борьбы с ним (Тертуллиан, свт. Киприан, блаж. Иероним и Августин)[1].

Подробнее...

О самобытности экономической этики в России

В России исторически сложилась самобытная национальная традиция отношения к труду, собственности, получению образования и накоплению богатства, основанная на органическом сочетании материальных и духовно-нравственных критериев, причем последние были преобладающими.[1] Каковы же особенности православной трудовой этики, ее отличительные черты?

Подробнее...

Учение святого апостола Павла о смешанных браках по 7:12 – 17

В смешанных браках, где один из супругов уверовал во Христа, а другой остался язычником, Апостол высказывается против расторжения брака, в надежде, что верующий супруг может обратить неверующего (1 Кор. 7:12 – 16). «Прочим же я говорю, а не Господь, если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1 Кор. 7:12 – 13). Святитель Иоанн Златоуст толкует эти слова следующим образом: «Если говорит апостол, жена имеет неверного мужа или муж жену неверную, то они не должны оставлять друг друга. Что говоришь ты? Неверный должен оставаться с женою, а блудник нет? Блуд маловажнее неверия. Блуд маловажнее, но Бог сильно печется о твоей пользе. Но, если прилепляющейся к блуднице делается одним телом с нею, то не следует ли, что и прилепляющийся к идолослужителю есть одно с ним тело? Так, она одно «с ним тело, но не делается нечистою, а чистота жены побеждает нечистоту мужа, равно, как чистота верного мужа побеждает нечистоту жены».[1]

Подробнее...

Таинство евхаристии в Церковном Предании

Величайшее Таинство Евхаристии было даровано самим Богом и Творцом вселенной, Который в образе раба нисходит на землю, чтобы помочь подняться падшему человеку. Об установлении Господом нашим Иисусом Христом Таинства Евхаристии нам повествуют евангелисты и святой апостол Павел: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам предал, что Господь Иисус в ту ночь, В которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «примите, едите сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Так же и чашу после вечери и сказал: «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11:23 – 26).

Подробнее...

Святой Патрик – Просветитель Ирландии – и его День

Я просыпаюсь сегодня
Великою силою
Призыва Троицы Святой
И верю в Триединство
И исповедую Творца…
Лорика (гимн) Св. Патрика

17 марта западный христианский мир отмечает День Св. Патрика, Просветителя Ирландского. В православных календарях празднование приходится на 31 марта и третью неделю по Пятидесятнице, когда совершается память Всех Святых, в земле Британской Просиявших, и оно никак не связано с привычными в Европе и США весёлыми карнавалами. Св. Патрик во второй половине XX века объединил довольно многих христиан различных конфессий, для которых принципиальным остается почитание Христа Спасителя.

Подробнее...

Экскурс в толкование на Евангелие от Иоанна св. Кириллом Александрийским

Составление обширного толкования на Евангелие от Иоанна в 12 книгах св. Кириллом Александрийским относят к разным хронологическим периодам (из VII-ой и VIII-ой книг сохранились только отрывки, катены). Точно датировать это классическое экзегетическое сочинение весьма проблематично. Одна группа исследователей относит его написание ранее 428 г. Однако уже существуют меты «антинесторианской» полемики: «Никто, думаю, если он имеет здравый ум, не станет от Логоса Божия отделять храм (воспринятый им) от Девы, поскольку это относится именно к сыновству, ибо один Господь Иисус Христос (1 Кор. 8, 6), но слову Павла. А кто разделяет Единого и Единственного на двоицу сынов, тот да знает, что он совершенно отрицает веру».[1] Есть компромиссное мнение: толкование начато в «донесторианский» период, а завершено после открытия полемики с Несторием. Несомненно одно, святитель Кирилл Александрийский в своем пространном сочинении опирался на богатую толковательную традицию: богословие этого «духовного» Евангелия осваивали ведущие теологи II – III вв. (к примеру, св. Иустин Философ, св. Ириней Лионский). Впрочем, первый комментарий на данное Евангелие был написан еретиком Гераклеоном, представителем валентиниановской гностической секты; в противовес ему Ориген выпустил в свет обширнейшее «Толкование на Евангелие от Иоанна» (в 20-30 гг. III в.). Проследить прямые источники, обусловившие создания этого экзегетического памятники трудно, но безусловен один факт – влияние св. Афанасия Великого.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus