Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Юбилейный Собор 2000 года: «Основы социальной концепции РПЦ»

Еще на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (РПЦ) (Москва, 29.11-2.12.1994) было принято постановление, предписывающее создание в скором времени социальной доктрины как «всеобъемлющей концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом»[1].

Подробнее...

Биография и религиозное становление митрополита Антония (Блума)

В истории Русской Православной Церкви второй половины XX – начала XXI веков, богатой великим сонмом несгибаемых учеников, духоносных старцев, обильных благодатью подвижников, глубоких мыслителей и богословов, а главное, смиренных тружеников на ниве церковной, трудно найти более цельную личность, чем владыка Антоний. Совмещая в себе дары яркого проповедника и неусыпного молитвенника, скромного христианина и вдохновенного архипастыря, он был словно вытесан из одной глыбы камня адамантовой породы. Митрополит Сурожский Антоний (Блум) принадлежит к тому, по мировым масштабам, крохотному кругу западных христиан, которые свидетельствуют о Вселенском Православии, будучи членами Русской Православной Церкви.

Подробнее...

«Иосифлянский» раскол и отношение к нему владыки Илариона (Троицкого).

К весне 1927 года Патриаршая Церковь оказалась в сложном положении. Проводимая властями политика ликвидации ее единого центра (существование которого формально не признавалось) была близка к успеху. Правда, влияние просоветской Синодальной (обновленческой) Церкви к этому времени уже начало спадать: в январе 1927 доля обновленческих приходов в целом по стране составляла 16,6%. В самой Патриаршей Церкви после смерти Патриарха Тихона нарастали центробежные тенденции. Постоянные аресты иерархов, которые могли возглавить Высшее Церковное Управление, мешали создать стабильный канонический центр. Число Патриарших Местоблюстителей и их Заместителей достигло 13, причем 12 из них находились в ссылке или заключении, а последний – архиепископ Угличский Серафим (Самойлович)[1] оказался настолько малоизвестен, что часть епархий даже не знала о его существовании. 

Подробнее...

Св. Иларион (Троицкий) как богословский последователь св. Киприана Карфагенского.

Экклезиология составляет стержень православия, так как именно церковь призвана соединить Божественное и человеческое и привести человека к спасению. Православная экклезиология, как и вообще все православное богословие, никогда не являвшееся и не являющееся дисциплиной чисто «теоретической», было поставлено логикой самой истории перед животрепещущей проблемой границ Церкви и вопросом о единстве Церкви.[1] «Вопрос о границах Церкви, – пишет протоиерей Владислав Цыпин, – с особенной остротой обсуждался в русском богословии в начале 20-го века. 

Подробнее...

Д.А. Беговатов. Городское православное духовенство Тверской епархии в первой половине XIX века: профессиональная деятельность и повседневная жизнь. Введение

От рецензента

Дмитрий Александрович Беговатов – воспитанник и выпускник исторического факультета Тверского государственного университета. В 2009 г. он окончил магистратуру по направлению «История», в 2014 г. – аспирантуру по кафедре отечественной истории (научный руководитель – проф. Т.Г. Леонтьева). За достижения в научной деятельности в 2012 г. удостоен стипендии Правительства Российской Федерации.

Подробнее...

Диспут со старейшиной Джорданом из Луизианы («Церковь Иисуса Святых последних дней», или мормоны)

Обсуждаемые  темы:

Многобожие. Крещение умерших. Степени славы. Великое отступничество. Церковь. Живые пророки. Книга Мормона.

Я: По вашему  совету я читал книгу Мормона и у меня появились вопросы.

Мормон: Какие вопросы?

Я:  В книге Алма 11,26-27 я прочитал: «И вот, Зизром сказал: Есть ли больше, чем один Бог? И он (Амулек) ответил: Нет». В прошлый раз вы говорили, что существуют три Бога: Элохим – Отец, Иегова – Иисус Христос и Бог  - Святой Дух.

Подробнее...

Критика Н. О. Лосским основных гносеологических направлений

Критика Н.О. Лосским основных гносеологических направлений

Как отмечают исследователи Дж. П. Скенлен и Н. Н. Старченко, Лосский разрабатывал мировоззрение, необычное для русской мысли своим высоким уровнем систематичности и логической обоснованности, после длительной духовной эволюции, придя к твердому убеждению в истинности христианского вероучения, и стремясь подкрепить и дополнить его философскими аргументами[1]. Систематическое философское учение Н. О. Лосского было высоко оценено его современниками. С. А. Левицкий относит его труды, наряду с его западными аналогами (Этикой Гартмана и Двумя источниками морали и религии Бергсона) к числу лучших систем, созданных в ХХ веке[2].

Подробнее...

«Единая Церковь» в посланиях св. Игнатия Богоносца

«Церковь едина»

«Церковь едина», - именно в этом утверждении наиболее адекватно выражена ее природа. Это единство охватывает время и пространство, земное и небесное, Церковь людей и Церковь ангелов. «Разве разделился Христос?» (1Кор. 1:12-13), - спрашивает апостол Павел, так как сама идея Тела противостоит всякому разделению. Множественность автокефальных Церквей оставляет нетронутым историческое разнообразие языков и культур, но, совсем как многоголосая симфония, Церковь по существу едина в учении и в таинствах. Она исповедует всегда и везде одну и ту же веру, «как если бы, рассеянная по миру, она обитала бы в одном доме». В апостольское время слово «Церковь» указывало на те места, где проявляло себя Тело Христово, всегда единое. Сегодня множественность относится также к частям разделенного христианского мира, и в качестве таковых лишенным евхаристического общения. С православной точки зрения, догматическое учение о единстве Церкви определяет Православную Церковь. Всякая христианская группа вне канонических границ принадлежит к православию по мере его причастности к истине (крещение, имя Божье). Ересь, раскол – это явление жизни Церкви. Ее связь с центром-плеромой может быть более или менее ослаблена, и это говорит о ее степени православности. Так происходит движение от какого-то случайного союза к принципиальному церковному единству, которое открывается в связи с «уникальной» природой Церкви: Церковь едина и единственна.[1]

Подробнее...

Факторы распространения и развития НРД (новые религиозные движения) на территории РФ

Факторы распространения и развития НРД на территории РФ

Нет сомнения, что определяющую роль в широком распространении в постсоветской России нетрадиционных религий сыграли особые обстоятельства. Вначале сказалась весьма неблагоприятная социальная и духовная атмосфера 70-х – начала 80-х годов, ее негативное воздействие на настроения в обществе подтачивало высокие нравственные ценности, присущие нашему народу. Затем последовали резкие и глубокие социокультурные изменения конца 80-х – начала 90-х годов, которые значительно усилили и перевели в новую фазу экстремального развития тенденции роста религиозных настроений, наблюдавшиеся еще в годы застоя. Все это подтвердило известную закономерность: углубление кризисных явлений в обществе всегда сопровождается усилением религиозных исканий.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus