Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Таинство евхаристии в Церковном Предании

Величайшее Таинство Евхаристии было даровано самим Богом и Творцом вселенной, Который в образе раба нисходит на землю, чтобы помочь подняться падшему человеку. Об установлении Господом нашим Иисусом Христом Таинства Евхаристии нам повествуют евангелисты и святой апостол Павел: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам предал, что Господь Иисус в ту ночь, В которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «примите, едите сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Так же и чашу после вечери и сказал: «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11:23 – 26).

Подробнее...

Святой Патрик – Просветитель Ирландии – и его День

Я просыпаюсь сегодня
Великою силою
Призыва Троицы Святой
И верю в Триединство
И исповедую Творца…
Лорика (гимн) Св. Патрика

17 марта западный христианский мир отмечает День Св. Патрика, Просветителя Ирландского. В православных календарях празднование приходится на 31 марта и третью неделю по Пятидесятнице, когда совершается память Всех Святых, в земле Британской Просиявших, и оно никак не связано с привычными в Европе и США весёлыми карнавалами. Св. Патрик во второй половине XX века объединил довольно многих христиан различных конфессий, для которых принципиальным остается почитание Христа Спасителя.

Подробнее...

Психотренинг как форма Новых религиозных движений

Одной из реалий сегодняшней религиозной жизни нашего общества являются Новые религиозные движения (НРД), в обиходе называемые сектами. Они прочно вошли в нашу жизнь, предлагая обществу духовные продукты на любой вкус, различные концепции мироздания, веру в Бога или богов, самые разные способы достижения рая, нирваны или других заоблачных высот. Но есть группа НРД, которая стоит особняком. Мы привыкли думать, что Новые Религиозные Движения - это религиозные организации, где должны присутствовать боги, загробный мир, обряды и прочие обязательные атрибуты. В случае же коммерческих, оздоровительных, психотренинговых НРД, мы ничего такого не увидим, никто вас не будет призывать поверить в того или иного бога и даже мы увидим заявления о подчеркнутой не религиозности их организаций. 
 

Подробнее...

Русское богословие 20 века о крещении еретиков и о границах Церкви

В преемственности с взглядами папы Стефана на латинском Западе оказалась другая концепция, сформулированная в V в. блаж. Августином, епископом Иппонийским. Блаж. Августин, а за ним вся средневековая латинская схоластика и подражавшая ей «православная» (с XVII века) схоластика – уже положительно утверждал присутствие благодати Св. Духа в еретических таинствах, обосновывая именно этим ненадобность «повторения» крещения над кающимися еретиками. Однако, и он, подобно Стефану, делал это за счет изменения самого понятия «благодать». В его представлении еретики – именно потому, что они получают истинную благодать Святого Духа – оказываются повинны в постоянной хуле на Святого Духа, так что благодать не только не идет им во спасение, но и активно содействует их погибели. Как бы ни был подобный взгляд чужд всей святоотеческой традиции, ему нельзя отказать в соответствии с основной идеей православной экклезиологии: вне Церкви не может быть ничего спасительного. Только в последние века взгляд Августина (часто, к тому же, ошибочно отождествляемый с позицией папы Стефана) стал приниматься в усеченном виде: благодать у еретиков есть, но к погибели она им не служит.[1]

Подробнее...

Биографический очерк. Митрополит Антоний (Вадковский).

Период 1846 – 1883. Александр Вадковский до пострига

Александр Вадковский родился в семье бедного провинциального священникав августе 1846 года. Стоит сказать несколько слов о его родителях и семье. Отец, Василий Иовлевич Вадковский служил в священническом сане в деревнеШирингуша Спасской волости Тамбовской губернии. Мать, Ольга Никифоровна, приходилась дочерью протоиерея С. Н. Кашменского. 

Подробнее...

Экзегетические школы в христианстве и развитие «Шестодневов»

По мере развития жанра, между увеличивающимися в своем числе Шестодневами установились значительные различия. Причины тому были вполне объективные. Поскольку отношение к мирским наукам в средневековье было разное, постольку возникали и разные трактовки Книги Бытия. В зависимости от философско-мировоззренческих ориентаций толкователей обычно выделяют три основных богословских школы: александрийскую, антиохийскую и каппадокийскую, представители которых значительно отличались друг от друга в толковании Священного Писания. Каждая из этих школ представлена целым рядом Шестодневов.

Подробнее...

Западные влияния на религиозные представления Лжедмитрия I до воцарения

Разноречие о религиозной идентичности Лжедмитрия показывает то, насколько запутан был вопрос о нем для современников и ближайших потомков. По М. Н. Тихомирову никаких официальных достоверных документов, которые рассказывали бы о жизни Самозванца до его появления в доме князя Адама Вишневецкого, не сохранилось.[1] Р. Г. Скрынников констатирует, что в 1603 г. юноша объявился в городе Брагин и поступил на службу к князю Адаму Вишневецкому (1566 – 1622), где и началось его восхождение.[2] Эпопея Лжедмитрия I и история его отношений с правящими кругами Речи Посполитой детально рассмотрена в целом ряде исследований. Особенно стоит выделить монографии Р. Г. Скрынникова и В. И. Ульяновского.[3]

Подробнее...

Религиозно-нравственное значение Декалога

Естественный закон до Моисея.

Как система правил, регулирующих все стороны жизни, Закон присутствует в каждой «естественной» религии. Это объясняется тем, что поведение, определяемое суммой правил, – наиболее простая и психологически объяснимая форма поведения человека. Позднее, отделившись от религии, закон создает собственную юридическую сферу. В животном мире существуют «ритуалы» знакомства, ухаживания, угрозы, подчинения и демонстрации силы, которые подчас позволяют избегать насилия и сохраняют жизнь. В человеческих обществах, даже «первобытных», мы находим гораздо сложную, но построенную на тех же принципах ритуально-законническую систему. Она подчиняет человека многочисленным табу, вводит аффективные проявления в организованное русло. Вот почему там, где социальная жизнь была неотделима от религиозной, всегда создавался закон, но уже не на инстинктивном уровне, а на уровне правил поведения, признаваемых разумными существами. Правда, подчас эти правила носили непонятный, иррациональный характер, но само их наличие формировало сознательную жизнь общества. Во всех религиях мы обнаруживаем эти ритуальные структуры, служащие как бы «лесами», поддерживающими духовный и общинный строй народа. «Религии закона» по своему происхождению уходит корнями в доисторическую древность и предшествует ветхозаветному закону. Неисчислимые обряды, нормы, уставы, табу охватывали культуру Древнего Востока и античности, Индии и Китая. Осмысление же их происходило на магическом уровне. Складывалось убеждение, что ритуальные системы есть часть мирового целого, что они поддерживают и охраняют его, а человек способен с помощью обрядов принудить духовные существа служить его целям. Эта особенность определяет отличие ветхозаветного закона и закона «естественных» религий.[1]

Подробнее...

Концепция «Москва – третий Рим»

Истории национально-религиозного самосознания конкретной народности посвящено много разнообразных монографий, несмотря на то, что идея «нации», или «национальности», достаточно молодая. Знаменитой историософской концепции «Москва – Третий Рим» можно найти ряд параллельных концепций. Хотя теза о «Третьем Риме» потеряла прежний авторитет и глубинное значение в силу усиливающихся и доминирующих в современной светской культуре антирелигиозных тенденций, все же ее универсалистский смысл не потерян для многих верующих христиан. Доктрина «Третьего Рима», всегда претендовавшая на внутреннюю силу, вселенскость и универсализм, вероятно, сможет здесь помочь современным религиозно-политическим концепциям отказаться от закрытости и провинциализма.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus