Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Процесс учреждения Священного Синода. Утверждение церковной реформы.

Речь пойдет об истории ликвидации Московского патриаршества и учреждении Святейшего Синода. Царя Алексея Михайловича всерьез обеспокоили чрезмерные амбиции патриарха Никона: он был уверен, что при наличии двух соперничающих правителей империи не избежать беспорядков и бунтов. У Петра I подобные подозрения еще более окрепли: он был не из тех, кто способен терпеть существование соперников. Император твердо вознамерился сократить размеры владения Церкви, уменьшить ее влияние и взять под свой контроль. На Церковь Петр I смотрел так же, как на другие институты общества, видя лишь инструмент для мобилизации ресурсов страны и для подавления в зародыше любой тенденции к непослушанию. Средства для достижения своей цели Петр позаимствовал за границей. 

Подробнее...

Книга Иова и творения «мудрых».

Книга Иова входит в канонический состав так называемых «книг Премудрости». Произведения такого рода были распространены на всем Древнем Востоке. На небосклоне культуры изобильных стран Востока в первом тысячелетии до н.э. сияют и звезды мудрых Израиля: «Будучи плодами экуменической открытости и просветительского сознания, они в границах единой культуры Востока осознавали, видоизменяли или перерабатывали мысли соседних народов. Книги мудрых в Библии отличаются постоянным соприсутствием яхвистского монотеизма и элементов культуры Древнего Востока. Как широкий поток, мысль мудрых Израиля пересекает и плодотворит всю историю избранного народа, от времени царствия Соломона (970 – 930) до последних десятилетий перед Рождеством Христовым»[1]

Подробнее...

Архипастырское служение в Санкт-Петербурге митрополита Антония (Вадковского)

Бывший архиерей Антония (Вадковского), епископ казанский Палладий (Раев), ставший митрополитом петербургским в 1892 году, умер в 1898 году, и Вадковский был назначен на его место. 25 декабря 1898 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским и священно-архимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. С 1898 года – постоянный, а с 9 июня 1900 года – первенствующий член Святейшего Синода (22 апреля 1906 года избран членом Государственного Совета). Почётный член Петербургской АН (1899); почётный член Казанской, Московской и Петербургской Духовных Академий (1892), Императорского Православного Палестинского общества (1893), доктор церковной истории (1895)[1]. В 1892 году высокопреосвященный Антоний избран был почетным членом Казанской, Московской и Петербургской Духовных Академий, в 1893 году – Женского Патриотического, Императорского Православного Палестинского общества. С 1887 года он состоял с соизволения Государыни императрицы почетным членом Санкт-Петербургского Совета детских приютов. В 1893 году Казанская Академия удостоила высокопреосвященного Антония за его ученые труды высшей ученой степени – доктора церковной истории, в которой он утвержден Святейшим Синодом в 1895 году.

Подробнее...

Версии времени и места крещения равноапостольного князя Владимира

Духовное возрождение целого народа, как и одного человека, совершается не одинаково, в ином народе оно совершается ранее, в другом – позднее, в одном – быстро, в другом – медленно. Преподобный Нестор повествует, что апостол Андрей из Синопы через Корсунь, или Херсон, доходил берегом Днепра до Киевских гор, благословил их и водрузил там крест, сказав: «На сих горах воссияет благодать Божия». Оттуда он отправился на север, до берегов Волхова и озера Ильмень, а оттуда – в Рим.  

Подробнее...

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа в гомилиях митрополита Антония Сурожского

Живописно и с глубоким чувством рассказывает митрополит Антоний первую встречу учеников с воскресшим и прославленным Христом: «когда Христос явился апостолам, которые в переживании Его смерти на кресте пережили свою собственную смерть, Он не просто дал им новое продолжение земной жизни: внутри этой земной жизни Он дал им уже присутствие жизни вечной»

Подробнее...

Историко-философский обзор концепции Плотина о душе

Позднеантичные учения о душе связаны с представлениями о чувственно-телесном Космосе. Это вызвано тем, что именно на уровне "души" происходит непосредственный контакт умопостигаемых начал с видимым миром. Душа является для низшего принципом жизни, факт ее бытия имеет отношение к телу, хотя она, несомненно, и превосходит свое "вместилище". Космос, этот "четвертый" момент в триадических картинах мира, является осуществлением всех предшествующих иерархических уровней, но именно как одушевленный Космос. Поэтому «душевное» всегда связано с «телесным» в позднеантичных концепциях. Нас же будет интересовать философская концепция души у самого именитого мыслителя поздней античности – Плотина.

Подробнее...

Литературный жанр учительных книг Ветхого Завета

Как мы помним, в Евангелии приведены слова Иисуса, произнесенные им после воскресения: «И сказал им: вот то, о чем я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному обо мне в Законе Моисеевом, и в Пророках, и Псалмах» (Лук. 24:44). До наших дней Священное Писание сохранило это давнее трехчастное деление Ветхого Завета: Закон Моисеев (первые пять книг Библии) – ???? «Тора», книги Пророков – ?????? ‹Невиим› и Писания – ?????? ‹Кетувим›. Сокращенное название всех трех разделов – ???? ‹Танах›. Кроме того, стоит вспомнить, что подобное деление Священного Писания на три части упоминается в Книге Иисуса, сына Сирахова (жившего в III–II вв. до н. э.): «Многое и великое дано нам через Закон, Пророков и прочих писателей, следовавших за ними…» (Предисловие к Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова). Если в Евангелии от Луки (24:20) третья часть Писания именуется Псалмами, по главной книге, в нее входящей, то Иисусом, сыном Сираховым, она же отнесена к «прочим писателям». Именно эта, третья, часть канона в общепринятой иудейской традиции носит название ?????? «Кетувим» - «записанные [речения, произведения]»[1].

Подробнее...

Беспоповские толки в старообрядчестве

Более трёхсот лет минуло с тех пор, как в Русской Православной Церкви возник раскол старообрядчества, а последствия этого печального явления церковной жизни продолжают сказываться и до настоящего времени. Староверы в своих возражениях против Православия стали двоиться. Они стали представлять возражения против последнего не редко одно другое уничтожающее. Тогда как «беспоповщина» – образовавшись логическим путём из примера и учения первых расколоучителей, таких как протопоп Аввакум, выходя из идеи царствования на земле антихриста, стала восставать положительно против всего, видела во всём не своём ересь и решительное оскудение Православия, дошла в своих возражениях против Церкви до крайности. «Поповщина» наоборот, не считая Церковь вполне еретической, не православной, боясь совсем от неё удалиться, остановилась на полдороги, и, страшась беспоповщинских выводов, не пошла далеко в развитии раскольнических начал»[1].

Подробнее...

Католическая Мариология

Мария – Божья Матерь.

Исключительное значение матери Иисуса Христа в христианском предании было предначертано уже в Писании. Ев. Марк  ограничивается двукратным упоминанием о матери Иисуса Христа. Внимание ев. Матфея сосредоточено на Иосифе, потомке Давида, получающем откровение свыше и нарицающем Младенцу Девы имя Иисус. У ев. Луки облик Девы Марии предстает в полном свете; в самом начале Евангелия, им написанного, Она – уже определенно выраженная личность, занимаю­щая первое место; Она же, при возникновении Церкви, вместе с учениками участвует в молитве в Сионской горнице (Деян. 1:14). Наконец, ев. Иоанн как бы обрамляет описание общественной жизни Иисуса двумя рассказами о событиях, в которых Дева Мария играет особо важную роль (Ин 2:1-12; 19:25): и в Кане, и на Голгофе Иисус Сам опре­деляет роль Марии сначала как верующей, затем как матери учеников. Это постепенное осознание значения Марии объясняется не простыми психоло­гическими причинами: в нем отражается все более глубокое понимание тайны Самого Иисуса, неотде­лимого от «жены», от которой Он возжелал родиться (Гал 4:4).[1]

Подробнее...

Этика стоицизма

Школа, которая тоже развивалась в Древней Греции, а потом в Риме и оставившая по сию пору глубокий след в этическом мышлении, была школа стоиков. Основателями ее считают Зенона, жившего в IV и III веках до нашего летосчисления (род. в 340, умер в 208 или 204), а затем в Римской империи те же учения развивали Сенека (с 54 до Р. X. по 36 после Р. X.), особенно же Эпиктет (конец I и начало II века) и Марк Аврелий (121 – 180 гг. после Р. Х.).[1]Стоическая философия возникает в сложный общественный период – период образования Римской империи, сопровождавшийся глубоким обеднением и обнищанием населения, которое стало испытывать тягу к спасению. Свою форму спасения предложила человеку философия стоиков, сформулировав и обосновав основной принцип поведения личности: осознать господствующую в мире необходимость, подчиниться ей, не утратив при этом чувства собственного достоинства и обретя состояние внутренней свободы, которая связана с отрешенностью от страстей и внешних благ (состояние апатии). Мудрец, достигший состояния бесстрастия, становится умеренным, мужественным, рассудительным и справедливым (обладание этими добродетелями является свидетельством свободы человека по отношению к миру и показателем его достоинства).[2]В настоящее время рассматривается как строгая система (окончательно оформленная Хрисиппом) стоицизм (подобно кинизму, эпикуреизму и скептицизму) – практически ориентированная философия, целью которой является обоснование «мудрости» как этического идеала[3].
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus