Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Догмат об учительной непогрешимости папы?

В Римской церкви папа издавна пользовался верховным авторитетом. В средние века возникла мысль о его непогрешимости и даже безгрешности. В числе допускавших непогрешимость пап был Фома Аквинский. Сами папы смотрели на этот вопрос тоже различно, лучшие из них, как например, Адриан VI (1521 – 1523), утверждали, что папа может погрешать даже в предметах веры, распространяя своими декретами ересь. Тридентский собор не составил решения относительно непогрешимости пап, но иезуиты уже на соборе решительно заявляли, что непогрешимость есть принадлежность пап.

Итак, в течение нескольких веков со времени Реформации в католической церкви господствовали две соперничающих точки зрения о власти. Последователи «галликанизма» – церковно-политического движения французских католи­ков – считали папу конституци­онным монархом. Галликане, как и последователи Уильяма Оккама, настаивали на том, что полно­мочия собора выше полномочий папы. Они считали, что решения папы должны получить положи­тельную оценку церкви. Эта точка зрения находит свое классическое выражение в «Четырех статьях», принятых в Париже в 1682 году. Однако к девятнадцатому веку галликанская точка зрения не разделялась большинством. Большая же часть католиков считала, что папа является абсо­лютным монархом в церкви и что всеобщий собор получает свою власть из рук папы. Эта точка зре­ния получила название «ультрамонтанизм». В девятнадцатом ве­ке партия ультрамонтанистов была как никогда сильна и жест­ко боролась за признание догма­та о непогрешимости папы. Папа Пий IX (с 1846 по 1878 год) также твердо придерживался этого мне­ния.

Папа Пий IX провозглашением своей непогрешимости надеялся прекратить посягательства на его светскую власть. 29 нюня 1868 года папа буллой «Aeterni Patris» объявил о созыве Вселенского собора. О цели созыва в булле говорилось лишь в общих выражениях. Все же сведения о предполагаемом догмате стали проникать в церковные круги, вызвав волнение. Например, германские епископы оживленно обсуждали этот вопрос на собрании в Фульде. К участию в соборе приглашалось  около 1000 епископов, кардиналов и аббатов. 8 декабря 1869 г. открылись заседания Ватиканского собора, с участием 746 лиц. Собор был созван в то время, когда папским государствам в центральной Италии, по традиции управлявшимся самим папой, угрожало новое итальянское госу­дарство. Папские государства за­щищала французская армия. Од­нако начало войны Франции с Пруссией в 1870 году заставило французскую армию покинуть территорию Италии. Итальянская армия заняла Рим, и папа на нео­пределенное время распустил со­бор. За восемь месяцев своей дея­тельности собор выработал две догматических конституции. Пер­вая — «Католическая вера» — за­трагивала такие вопросы, как Бог-Создатель, откровение, вера и вза­имоотношения веры с разумом. Более важной была вторая кон­ституция — «Церковь Христа», оп­ределявшая догмат о папской не­погрешимости.

Большинство с самого начала оказалось расположенным в пользу нового догмата. Предварительно были приняты меры, чтобы вопрос о непогрешимости прошел благополучно. Так, перед созывом собора папа поставил многих епископов без мест, которые на соборных совещаниях были в его полном распоряжении. Было вызвано много итальянских и испанских епископов, полностью преданных папе, между тем как представителей от Германии, Франции и Португалии, откуда можно было ожидать оппозиции, было приглашено сравнительно небольшое число. До 300 епископов папа взялся содержать за свой счет, рассчитывая действовать на их убеждения отпускаемыми субсидиями. Далее, соборные совещания было назначено вести на одном латинском языке, на котором не все епископы могли свободно говорить, и притом было приказано хранить их в строгой тайне; наконец, заправлять всем ходом соборных деяний были назначены епископы, на которых папа мог полностью положиться.

Ко времени начала собора большинство епископов верило в папскую непогрешимость. Однако сам этот термин нуждался в разъяснении. Когда папа является не­погрешимым? Англичанин У. Г. Уорд, обращенный из англикан, занял крайнюю по­зицию и настаивал на том, что «всякое высказывание папы по доктринальному вопросу непосред­ственно продиктовано Духом Свя­тым». Такие взгляды разделялись меньшинством епископов, боль­шинство же придерживалось бо­лее умеренной концепции о непо­грешимости. В каких сферах папа является непогрешимым? Этот и подобные ему вопросы и обсуж­дались на соборе.

Меньшинство епископата не желало давать како­го-либо определения папской не­погрешимости. Настаивали они на этом по разным причинам. Некоторые не верили в непогреши­мость. Некоторые опасались крайних точек зрения, например, точки зрения Уорда. Другие же считали, что даже если определе­ние будет истинным, то оно не бу­дет благоприятно воспринято, бу­дет неудачным, поэтому этих лю­дей назвали «неудачниками». Эти представители были озабочены тем, какой ущерб это определение принесет взаимоотношениям Ри­ма с православной и протестант­скими церквями. Страхи эти были более чем обоснованы. Кардинал Маннинг (бывший евангельский христиа­нин) и другие составили депута­цию для выработки черновика ре­шений по доктринальным вопро­сам и постарались сделать так, чтобы никто из представителей меньшинства, сопротивлявшихся непогрешимости, не был включен в ее состав. Фактически, лишь один из двадцати четырех избран­ных в эту депутацию в последнюю минуту изменил свою точку зре­ния и начал выступать против не­погрешимости.

Само решающее голосование происходило в июле 1870 года. Во время предпоследнего голосова­ния по тексту три четверти епис­копов проголосовали за это реше­ние. Депутация от меньшинства отправилась к папе и умоляла его принять более умеренную форму­лировку, но мольбы были безус­пешными. Противники непогре­шимости решили, что они не мо­гут голосовать за это решение (так как это уже будет неубедитель­ным) и не могли также и голосо­вать против него (так как это мо­жет вызвать скандал). Они напи­сали папе, подтвердив свое мне­ние по этому вопросу. Они предупреждали папу, что покидают со­бор, чтобы не голосовать против него и возвращаются в свои епар­хии «огорченными по поводу пе­чального состояния дел, чтобы найти там мир и спокойствие для возмущенной совести». На по­следнем голосовании меньшинст­во отсутствовало и решение было принято 533 голосами при двух го­лосах против.

Декрет гласил: «С одобрения священного собора учим и постановляем мы, как Богом откровенный нам догмат, что Римский папа, когда говорит «ex cathedra», то есть при отправлении своих обязанностей пастыря и учителя всех христиан, и, на основании свыше дарованной ему апостольской власти, определяет учение, касающееся веры или нравов и обязательное для всей церкви, то обладает, в силу обещанной ему в лице св. Петра Божественной помощи, непогрешимостью, которую Божественный Искупитель даровал своей церкви. Вследствие этого постановления Римского папы, по собственной присущей им силе и независимо от одобрения церкви, не подлежат никаким изменениям. Кто же дерзнет, чего Боже сохрани, возражать против сего нашего постановления, тот да будет предан проклятию и отлучен от церкви».

Здесь следует отметить не­сколько пунктов. Во-первых, только торжественные высказыва­ния папы «ex cathedra» («с амвона») должны считаться не­погрешимыми. Во-вторых, непо­грешимость простирается только на сферы богословия и этики. В-третьих, непогрешимость папы непосредственна, то есть исходит напрямую от Бога. Данное реше­ние не требует, чтобы он консуль­тировался или прислушивался к церкви, и его непогрешимость не зависит от одобрения епископами церкви. В-четвертых, здесь есть утверждение, что решение следует преданию от начала, но это утверждение не стоит восприни­мать серьезно. Возражения против непогрешимости как раз и осно­вывались на том, что она противо­речит преданию. Отношение Пия выявляется в его ответе на вопрос одного из епископов на соборе: «Предание? Я и есть предание».

В свое время все епископы при­няли определение непогрешимос­ти, некоторые лишь после не­скольких месяцев переживаний. Некоторые французские оппо­ненты заметили перед собором, что католики могут различаться между собой по вопросу или непо­грешимости папы, или непогре­шимости собора, однако не может быть и иного мнения по вопросу, едины ли они. «Соборное реше­ние, облеченное в согласие понти­фика, или высказывание понти­фика, принятое согласием епис­копов, – или в этом непогреши­мость, или ни в чем более». Логи­ческим шагом для католика было принять это определение. Но не все католики сделали этот шаг. Один из ведущих оппонентов не­погрешимости, великий немец­кий историк церкви Деллингер отказался подчиниться решению и был отлучен от церкви. Из тех, кто отказался признать это реше­ние, сформировалась «старокато­лическая церковь».

Только лишь одно непогреши­мое решение было принято с 1870 года. Это было решение 1950 года о вознесе­нии Марии на небеса. Многие полагали, что I Ватиканский собор станет последним собором. В со­борах уже не было нужды, так как папа приобрел абсолютную власть. Но в 1961 году папа Иоанн XXIII созвал Второго Ватикан­ский собор. На этом соборе были предприняты шаги в пользу усиле­ния роли епископов.

Доктрина о папской непогре­шимости, конечно же, не была принята Восточной православной церковью и протестантами. Вмес­то потока новообращенных, как предрекал Маннинг, это решение, без сомнения, только лишь увели­чило разрыв между Римом и дру­гими церквями. Сегодня это ре­шение оспаривается даже в рамках самой католической церкви. К столетию провозглашения папской непогрешимости появляется работа Кюнга: «Непогрешим. Это вопрос» (1970), а немного спустя – «Погрешим? Подведение итогов» (1973). Эти книги вызвали бурную дискуссию и оказывают свое влияние на все серьезные труды в этом направлении и сегодня. В них Кюнг подверг сомнению одну из самых репрезентативных доктрин католицизма: он полагает, что тезис непогрешимости пап не имеет основания ни в писании, ни в Предании. В одном из недав­них исследований утверждалось, что решения I Ватиканского собо­ра являются недействительными, так как на соборе отсутствовала свобода выбора, но эта точка зре­ния не снискала большой под­держки.

иерей Максим Мищенко

http://acathist.ru


Навигация

Система Orphus