Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Монастырь - цевница духовная

Монастыри – как леса земли. Они дают кислород душе. Выруби, вытопчи, благоустрой асфальтовыми дорожками – и планета умрет, задохнувшись в собственных испарениях. Монастыри нужно беречь, как реликтовые леса. Если они станут объектом туристической культуры, подобно пляжу и гостинице, то могут погибнуть.  Поэтому актуальность круглого стола, прошедшего 8–9 августа 2017 года в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре Санкт-Петербурга сложно переоценить. Уникальна и своевременна и тема этого монашеского форума «Особенности устроения монашеской жизни в городских монастырях». Не секрет, что центром духовной жизни человека является Богослужение, поэтому работа круглого стола предварялась литургией в Казанском соборе, которую возглавил епископ Борисовский и Марьингорский Вениамин. Его Преосвященству сослужили епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий, епископ Юрьевский Арсений, викарий Новгородской епархии, духовенство монастыря. За богослужением молились: митрополит Святогорский Арсений, наместник Святогорской Успенской лавры, викарий Донецкой епархии Украинской Православной Церкви; настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря игумения София (Силина) с сестрами, секретарь Комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по организации жизни монастырей и монашества; настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря  Москвы игумения Викторина (Перминова), член Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству; игумены и игумении монастырей Русской Православной Церкви и Поместных Церквей – участники круглого стола.

Однако, целью данной статьи является желания автора осветить дискурс, который возникает при рассмотрении тем, выраженных в докладах участников круглого стола. Несмотря на самый разный спектр служения современного монашества, участники круглого стола указали, что основной идеал монашества – это созерцательная молитва, духовное делание, которое как раз и отличает иночество всех времён от мирского образа жизни. Важную особенность замечает первый докладчик, доктор богословия иеромонах Кирилл (Зинковский) в своём докладе , а именно, что удаление от городов не всегда может служить примером созерцания, так как скитаться помыслами можно и сидя в пустыни. Поэтому обители, находящиеся вдали от городов, нередко переживали те же трудности, с которыми сталкивались монастыри, находившиеся в крупных городах. Многие докладчики говорили о всевозможных «помехах», исходящих от неразумного использования современных технологий, социальных сетей и современных средств связи, отнимающих у монашествующих время для основного делания (молитвы). Эту проблему, как мне показалось, вполне разрешили соборяне, указав на обязательное охранение, в том числе и временного, монашеского молитвенного пространства.  Потому что, молитвенное делание не только имеет приоритет над остальными призваниями монашествующего, но и является основой монашеской жизни вообще.   О важности «изгнание мира из себя» так же говорил и архимандрит Максим (Кирицис) , игумен монастыря Св. Дионисия Олимпийского, однако он указал на необходимую традицию духовного руководства, которая существует и ныне. Ведь ухищрения врага рода человеческого не исчерпываются только вышеуказанными внешними «помехами», а могут быть разнообразны и, лишь правильное отношение мудрого руководителя в духовной жизни и новоначального инока могут защитить подвижников на пути духовного делания.  Об особенностях монашеского устава женского монастыря во имя Великой княгини преподобномученицы Елисаветы в Бухендорфе, Берлинской и Германской епархии, Русской Православной Церкви Заграницей, рассказала соборянам игумения Мария (Сидиропулу) . Монастырский устав, особенно в городских монастырях, должен предлагать насельникам время для келейного правила, для духовного чтения, и поэтому  необходимо правильно рассчитать и физические и духовные силы насельника, чтобы келейное правило не было формальностью,  и на него  хватало физических и духовных сил. В своей обители матушка Мария выделила время для правила в середине дня, за два часа до начала вечерни, когда есть еще силы. Таким образом, учтены и духовные (правило у всех насельниц может быть разным) и физические особенности насельниц.

Епископ Борисовский и Марьингорский Вениамин (Белорусский Экзархат)  в своем выступлении напомнил участникам круглого стола об ответственности игуменов и игумений через личный пример, помогать братии не только выполнять определенную работу, но и творить молитву, и иметь о себе смиренный помысел. Его Высокопреосвященство призвал игуменов быть внимательными, набирая на послушания трудников, особо следить за тем, чтобы они не нанесли духовного вреда братии. Владыка обратил особое внимание на то, что в храме должно быть определено место для монахов, отдельное от мирян, а также на то, что для уединенной молитвы хорошо устраивать скиты, куда братия могли бы удаляться время от времени. Утреннее богослужение полезно перенести ближе к полуночи, когда иссякает поток паломников. Во избежание опасностей, связанных с желанием братии узнавать новости из интернета, хорошо, когда игумен сам сообщает братии о церковных новостях.

Монах Досифей (Горбачевский) из монастыря Раду-Воде Румынской Православной Церкви в своем выступлении «Сочетание традиций гостеприимства и уединенного жительства в городском монастыре» осветил исторический аспект странноприимства. Докладчик рассказал о том, с какой целью монастыри устраивали на своей территории больницы, постоялые дворы, богадельни, особо остановившись на необходимости разумного сочетания странноприимства с монашеским деланием. Отец Досифей также рассказал собравшимся, как сегодня занимаются гостеприимством в монастырях Румынии, и призвал не забывать о том, что кто-то из паломников и гостей монастыря может в будущем стать иноком или принять Святое Крещение, если не был крещен.  Однако, гостеприимство и окормление мирян не должны разрушать внутреннего устроения монашеской жизни и монастырского устава.

Архимандрит Варлаам (Гергель), наместник Благовещенского мужского монастыря в Бортничах Киевской епархии Украинской Православной Церкви, в докладе «Пастырское окормление мирян в монастырях (исповедь, личные беседы, требы, особенности духовничества монашествующих)» описал наиболее распространенные ошибки, встречающиеся в духовном руководстве мирянами, отметив, что окормление принесет большую пользу мирянам, если будет подкреплено положительным примером пастыря. Архимандрит Варлаам поделился с присутствующими духовным опытом старой монашеской школы, к которой ему посчастливилось быть причастным, рассказал о том, почему миряне стремятся к духовному окормлению монашествующими. «Как бы ни было далеко в своей первоначальной идее истинное монашество от семейной жизни и мирских вопросов, мы втянуты на передовую борьбы за души и благополучие наших пасомых», – подытожил докладчик.

Игумения София (Силина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего женского монастыря в Санкт-Петербурге, посвятила свое выступление особенностям духовного окормления мирян в женских монастырях. Матушка обратила особое внимание собравшихся на тот факт, что община монахов исключает возможность существования внутри себя «прихожан», которые согласно Уставу имеют непосредственную связь со своим приходом, но не с монастырем. В связи с чем модель взаимоотношений «приход» – «прихожанин» в женских и мужских монастырях должна быть исключена. Так же матушка выразила обеспокоенность желанием светских киностудий использовать монастыри для съемок художественных фильмов, театральных постановок и концертов светского характера. 

В ходе работы круглого стола осуществлялся обмен мнениями и вопросами, среди которых о роли границы духовной ответственности игумении и духовника обители в женских монастырях, ограждение территории монастыря, недоступной для мирян, совершение исключительно братских богослужений и др.

Второй день работы круглого стола открыл докладом иеромонаха Иаков (Стёпкин), насельник Нило-Столобенской пустыни Тверской епархии: «“От стражи утренния до нощи“: особенности богослужебной жизни городского монастыря». Отец Иаков рассказал об особенностях богослужений Николо-Малицкого монастыря, расположенного при въезде в г. Тверь со стороны Санкт-Петербурга, который является точной копией Ватопедского монастыря (Св. Горы Афон). Причем игумен этой обители имеет попечение и о византийском пении, которое составляет духовную основу монастырского богослужения. Несмотря на то, что монастырь молод (10лет), как и сам игумен, он полюбился паломникам, интересующимся монастырями Греции.  Докладчик также рассказал о женских монастырях города Твери (Хисторождественском и Екатерининском), познакомив слушателей с чередой уставных богослужений и внебогослужебной жизнью сестер вышеуказанных обителей. Все монастыри города Твери в большой степени открыты миру, заметил иеромонах Иаков, однако насельники имеют возможность и молиться, и отдыхать. Все тверские обители занимаются просветительской деятельностью. Благодаря трем городским монастырям изменился духовный климат в городе, который еще не расстался с «советским» наследием.

Иеромонах Даниил (Константинов), и. о. наместника Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы, в докладе «Время молитве и время трудам: организация распорядка жизни братии в связи с особенностями жизни в городе» познакомил собравшихся с историей столичной обители, расположенной в самом центре Москвы, и рассказал, как братия монастыря, окна келий которого выходят на пешеходную зону, где гуляют туристы и проводятся концерты, изыскивает возможности для устроения полноценной духовной жизни. У монастыря есть скит в Рязанской области и храм в Подмосковье, куда регулярно выезжают насельники. В основе жизни братии – молитва и труд, который спасает человека от уныния. Большая часть келейного правила совершается утром, так как за день бывает слишком много впечатлений. Чтобы братия имела возможность молиться отдельно от прихожан, насельники испросили благословение у Святейшего Патриарха совершать братские службы в отдельном храме. Братия старается чаще исповедоваться, так как такое соседство не может не сказываться на духовном состоянии. Иеромонах Даниил выразил надежду, что в ближайшее время монастырю будут переданы его исторические здания, где можно будет разместить келии таким образом, чтобы их окна не выходили на пешеходную часть.

Игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница ставропигиального женского монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия Москвы, в докладе «Вниди в клеть твою и помолись втайне: создание условий для возможности келейной молитвы в монастыре» напомнила собравшимся святоотеческие высказывания о значении келейной молитвы для монашествующих и рассказала, как организована духовная жизнь в Марфо-Мариинской обители и какие условия необходимо соблюдать, чтобы на келейное правило у сестер оставалось время. Без молитвы, отметила Матушка, для монашествующих теряет смысл и социальное служение, и любая другая деятельность.

Игумен Арсений (Мосалев), настоятель подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь в Санкт-Петербурге, рассмотрел в своем выступлении особенности внутренней монашеской жизни городских подворий. Докладчик поделился с участниками форума размышлениями о том, что у насельников современных городских подворий зачастую остается больше времени для молитвы, чем у братии большого монастыря, где круглый год не иссякает поток паломников. Особенностью же организации монашеской жизни является то, что руководителям подворий приходится самим регулировать духовную жизнь и определять степень занятости насельников социальным служением. 

Итоги работы форума подвел митрополит Святогорский Арсений, наместник Святогорской Успенской лавры, викарий Донецкой епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. В заключительном слове к участникам форума Его Высокопреосвященство  поблагодарил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, Управляющего делами Московской Патриархии, а также игумению Софию, настоятельницу Воскресенского Новодевичьего монастыря, и Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви за возможность в формате круглого стола обсудить актуальные вопросы монастырской жизни. 

Митрополит Арсений также ответил на многочисленные вопросы участников форума и рассказал, как Святогорской лаврой был организован прием беженцев в период военных действий на Украине.

Всего в работе приняли участие 160 монашествующих из 65 епархий Русской Православной Церкви: России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, из Русской Зарубежной Церкви, а также братских Поместных  Церквей Румынии и Греции.

Составил прот. Сергий Дроба по материалам сайта monasterium.ru 


Навигация

Система Orphus