Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Учение святого апостола Павла о смешанных браках по 7:12 – 17

В смешанных браках, где один из супругов уверовал во Христа, а другой остался язычником, Апостол высказывается против расторжения брака, в надежде, что верующий супруг может обратить неверующего (1 Кор. 7:12 – 16). «Прочим же я говорю, а не Господь, если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1 Кор. 7:12 – 13). Святитель Иоанн Златоуст толкует эти слова следующим образом: «Если говорит апостол, жена имеет неверного мужа или муж жену неверную, то они не должны оставлять друг друга. Что говоришь ты? Неверный должен оставаться с женою, а блудник нет? Блуд маловажнее неверия. Блуд маловажнее, но Бог сильно печется о твоей пользе. Но, если прилепляющейся к блуднице делается одним телом с нею, то не следует ли, что и прилепляющийся к идолослужителю есть одно с ним тело? Так, она одно «с ним тело, но не делается нечистою, а чистота жены побеждает нечистоту мужа, равно, как чистота верного мужа побеждает нечистоту жены».[1]

Преподобный Ефрем Сирин толкует: «Если же верующий муж подумает, что незаконен брак его ради неверующей супруги, то да знает, что да свято семя мужа неверующего в утробе верующей матери: подобным же образом и плод жены неверующей свят ради мужа верующего. А если бы то, что я сказал, было не так, то, следовательно, дети их, если следовать мнению их, были бы нечисты: но теперь они чисты, если пребудут в вере, которую я передал вам».[2]

«Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освещается мужем верующим» (1 Кор. 7:14). Смысл изречения тот, что брак не должен быть расторгаем в том случае, если только один из супругов уверовал, а другой остался язычником. «Брак твой, верная жена, пишет святитель Феофан Затворник, - с мужем неверным, не превратился в незаконное сожительство от того, что ты уверовала, напротив, твое верование освятило сей брак и мужа твоего в брачном отношении»[3]. Святитель Григорий Богослов: «Христианский брак должен служить источником освящения и самих супругов, по слову апостола: святится муж неверный от жены верной». Климента Александрийский: «И это «освящение касается не одного только духа», не одних только религиозных отношений, но «и тела, нравов, всей жизни». Блаженный Августин по поводу (1 Кор. 7:14) писал: «Весь человек должен переродиться, находясь в условиях брачной жизни: из плотского – сделаться «членом Христовым», и даже по телу».

«Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны к миру призвал нас Господь. Посему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены?» (1 Кор. 7:15 – 16) Святитель Иоанн Златоуст толкует: «Здесь дело уже не в прелюбодеянии» «если неверный хочет развестись». Например, если он повелевает приносить жертвы и участвовать в его нечестии по праву супружества, то лучше оставить брак, нежели благочестие. Если неверный ежедневно из-за этого оскорбляет и заводит ссоры, то лучше разлучиться. Это выражает апостол словами: «к миру воззвал нас Господь» (1 Кор. 7:15). Он неверный сам подаёт к этому повод, как и прелюбодействующий».[4]

Сохранение смешанных браков имело, согласно Апостолу Павлу, определенную миссионерскую цель. Обратившиеся ко Христу супруги, став учителями неверных, производили сверх чаяния чудный переворот, собственным примером добродетельной жизни приводили своих близких к благочестию. О такой миссии верующих в своих семьях Апостол говорит: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1 Кор. 7:16). «Женщина имеет великую силу как для добродетели, так и для порока», - говорит святитель Иоанн Златоуст. «Добродетельная, благочестивая и разумная жена скорее всех может обрадовать и настроить мужа благочестиво, - продолжает святитель Иоанн Златоуст, - ни друзей, ни учителей, ни начальников не послушает он так, как свою супругу, когда она увещевает и дает советы, это увещение доставляет ему некоторое удовольствие, потому что он любит эту советницу. И можно указать много случаев, когда суровые и неукротимые мужья были смягчены таким образом. Жена участвует с мужем во всем, и в трапезе, и в рождении и воспитании детей, и в делах его и интересах, и в весьма многом другом, она во всем ему преданна и соединена с ним подобно тому, как тело с головою. И если она будет разумна, хозяйственна и старательна, если не будет злоязычна, злонравна, сварлива, расточительна, не будет искать суетных украшений и нарядов, но вместо этого будет искать скромности, целомудрия, доброты и кротости, единодушия и семейного согласия, то всех превзойдет во влиянии на мужа, и, поступая так, сама и мужа своего сделает еще благонравнее и любезнее к себе»[5]. Святитель Феофан Затворник тоже говорит, что жена «своей мудростью может изменить нрав мужа, если он неисправен... прилагая к сему сколько есть сил и ума»[6].

Преподобный Ефрем Сирин смотрел на такое отделение мужа от жены очень просто: «Если неверующий хочет отделиться от самого верующего, пусть отделяется, ибо нет в этом никакой необходимости и опасности для верующего».[7] Блаженный Феофилакт Болгарский в данном случае пользуется толкованием святителя Иоанна Златоуста и только в толковании на 16 стих пишет от себя; что жена должна остаться с мужем и увещевать его до тех пор, пока ее труд не принесет успеха. «Жена должна остаться с мужем, для того, чтобы не подумали, будто апостол поставляет жене в непременную обязанность – совершенно убедить мужа, а с другой – для того, чтобы поддержать в ней надежду на обращение мужа и предупредить отчаяние».[8]

«Только каждый поступает так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал; так я повелеваю по всем церквам» (1 Кор. 7:17). Относительно слов Апостола святитель Феофан Затворник пишет: «Не у вас одних завожу такие порядки, но везде тоже. Это сказал он для того, чтобы они, узнав, что имеют и других общниками подобного порядка жизни, тем усерднее расположились в покорности постановлению Апостола».[9] Апостол Павел говорит о нерасторжимости христианского брака, а также и брака смешанного (7:10 – 16). Христианский брак нерасторжим уже потому, что этот союз также благодатный и глубок, как союз Христа и Церкви (Эф. 5:32). Нерасторжимость брака есть и заповедь Божия: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Брак смешанный не должен расторгаться в силу того, что неверный супруг освящается молитвой верного, а также ив силу освящения детей от них. Таким образом, христианство не разрушает браки, даже смешанные, не дает повода к смятению и ссорам, но старается возвысить. Освятить их и достичь боголюбивого семейного мира. Цель у Апостола та, чтобы предотвратить распадение семейств, которое могло бы наделать много шума и вредно повлиять на дело проповеди. С другой стороны, коль скоро муж и жена неверные не отвращаются от жены и мужа верных, то есть надежда, что и они со временем обратятся, как это и говорит Апостол прямо в 16 ст.[10]

Итак, естественное дело сожительства в таком браке само по себе ничего не имеет нечистого: нечистым делают это в блудниках и прелюбодеях похотные пожелания. Поэтому апостол и повелел жить спокойно в брачном союзе с неверными. Но узаконил это под условием взаимного согласия. Сторона верующая не должна подавать повода к разводу. Но, если неверующий муж не хочет жить с женой христианской (или наоборот) и предлагает или принуждает отречься от христианства, возвратиться к прежнему нечестию, то ради мира и избежания разлада и ссор в семье и отпадения от веры лучше им разойтись и в таких случаях верующий муж или верующая жена свободны от ига брачного и свободны от обвинений.[11]

Брак у христиан, по наставлению Апостола Павла, должен быть браком «в Господе» (1 Кор. 7:39), то есть оба вступающих в брак лица должны быть христианами пребывать в общении с Господом. Церковный писатель II века Тертуллиан писал, что христианам не дозволено вступать в брак с неверующими и с язычниками: «Видя, как одна христианка... вступает в брак с язычником,.. я удивляюсь их дерзости и лицемерию их советчиков, ибо нигде Писание не позволяет этого»[12] «Христиане, - продолжает Тертуллиан, - женящиеся на язычницах, повинны в блуде и должны быть отлучены от общения с верующими, по слову Апостола, который с такими даже есть запрещает (1 Кор. 5:11)»[13]. Священномученик Киприан Карфагенский в одном из творений пишет, ссылаясь слова апостола Павла: «христианам не следует заключать брачных союзов с язычниками», и тем более с лицами неверующими, ибо, что общего у света с тьмою? (2 Кор. 6:14). Смешанные браки христиан с неверными он считал блудным осквернением, в подтверждение чего и приводит слова Апостола: прилепляйся сквернодеице едино тело есть (с блудницею) (1 Кор. 6:16)[14]. Пример премудрого царя Соломона показывает, к чему приводят смешанные браки с неверными: и развратили (языческие) жены его сердце его и склонили сердце его к иным богам (3 Цар. 11:3 – 4). Браки мужа верующего с женой неверующей и жены верующей и мужа неверующего это браки, как правило, невенчанные, безблагодатные, не имеющие над собой покрова и молитв Церкви. По поводу таких браков святой Амвросий Медиоланский писал: «Когда самое супружество должно быть освещаемо священническим покровом и благословением, то как можно назвать супружеством то, где нет согласия веры?»[15]. Блаженный Феодорит Киррский в толковании апостольских слов пишет: «Апостол ясно дал видеть, что не повелел сочетаться христианам с неверными (неверующими) мужьями или женами», а повелевает вступать в супружество «с верными, благочестивыми (христианином или христианкой), целомудренно, честно и законно»[16].

Иерей Максим Мищенко,
________________________________________
[1] Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений в 12 т. – Репринтное издание: М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. X. Кн. I. Стр. 180.
[2] Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Т. VII. / Ефрем Сирин. – Репринтное издание: М.: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Отчий дом, 1995. Стр. 75.
[3] Цит. по Аверкий (Таушев), епископ. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Часть 1. / Аверкий (Таушев). – М., 1995. Стр. 220
[4] Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений в 12 т. – Репринтное издание: М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. X. Кн. I. Стр. 181 – 182.
[5] Цит. по Шиманский Г. И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению Святых Отцов и подвижников Церкви. / Г. И. Шиманский. – М.: Даниловский благовестник, 1997. Стр. 181.
[6] Цит. по Шиманский Г. И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению Святых Отцов и подвижников Церкви. / Г. И. Шиманский. – М.: Даниловский благовестник, 1997. Стр. 181.
[7] Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Т. VII. / Ефрем Сирин. – Репринтное издание: М.: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Отчий дом, 1995. Стр. 75 – 76.
[8] Феофилакт Болгарский, святитель. Толкование на Новый Завет. – СПб.: Тип. П. П. Сойкина. Б. г.
[9] Феофан Затворник, святитель. Творения. Толкования посланий святого апостола Павла. Первое послание к Коринфянам. – М.: Сретенский монастырь, 1998. Стр. 265.
[10] Аверкий (Таушев), архиепископ. Четвероевангелие и Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. / Аверкий (Таушев). – М.: ПСТБИ, 2002. - [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). – 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
[11] Феофан Затворник, святитель. Творения. Толкования посланий святого апостола Павла. Первое послание к Коринфянам. – М., Сретенский монастырь. 1998.
[12] Тертуллиан, Квинт Септимий Флорент. Избранные сочинения / под. ред. А. А. Столярова. – М.: Прогресс, 1994. Стр. 339.
[13] Тертуллиан, Квинт Септимий Флорент. Избранные сочинения / под. ред. А. А. Столярова. – М.: Прогресс, 1994. Стр. 340 – 341.
[14] См.: Киприан Карфагенский, священномученик. Творения: Библиотека Отцов и учителей Церкви. – М.: Паломник, 1999.
[15] Шиманский Г. И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению Святых Отцов и подвижников Церкви. / Г. И. Шиманский. – М.: Даниловский благовестник, 1997. Стр. 115.
[16] Цит. по Феофан Затворник, святитель. Творения. Толкования посланий святого апостола Павла. Первое послание к Коринфянам. – М., Сретенский монастырь. 1998.

Навигация

Система Orphus