Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Житие мч. Вукашина (1943) (Серб.)

Даты: 19 мая
 
Жестокие страдания выпали на долю православных сербов в период Второй мировой войны. Ещё в 1918 году, казалось, забрезжило солнце на небосклоне вновь образовавшегося Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, впоследствии переименованного в Югославию. Благодаря поражению в Первой мировой войне германцев и их союзников, стало возможным воссоединение сербского народа. На равных правах в новой стране сосуществовали православие, католичество и мусульманство, причем, большинство населения были православными. Однако, не всех устраивало такое положение дел. Западу был необходим полный контроль над вновь созданным государством, для этого надо было бить по главному – религии, то есть всё население обратить в католичество. А несогласных.… Ну, что делали в таких случаях с несогласными, мы знаем из истории крестовых походов. И не спонтанно, а закономерно в 20-х годах зарождается хорватское движение усташей. С самого начала эта организация создавалась для проведения политики геноцида и в последствие всё больше принимала фашистские черты.
 

Подробнее...

Житие сщмч. Николая Тохтуева диакона (1943 г.)

Даты: 17 мая
 
Священномученик Николай родился 9 мая 1903 года в заводе Бымовский Осинского уезда Пермской губернии в крестьянской семье. Род Тохтуевых происходил от крещеных татар, которые поселились здесь в первой половине ХVIII века; это были потомственные кузнецы, отличавшиеся в своем деле большим мастерством. Прадед Николая Тохтуева, Осип Антипович, мог исправить такую поломку, которую в то время никто из бымовских кузнецов исправить не мог. Но, как среди многих мастеровых, в их среде тогда был широко распространен грех винопития. Погрешал этим и дед Николая, Николай Осипович; до пятидесяти лет это был прекрасный кузнец и добропорядочный человек, но, поработившись страсти, он подорвал свое здоровье и вскоре умер. Видя с детства, к чему приводит человека грех пьянства, отец Николая, Василий Николаевич, дал Богу обет не пить ни капли ничего хмельного – и выдержал его в течение всей своей долгой жизни.
 

Подробнее...

Cвященномученик протоиерей Михаил Чельцов. Воспоминания смертника о пережитом.

Предисловие

Одним из главных эпизодов страшных гонений, обрушившихся на Церковь после установления в стране безбожной власти был открытый суд в 1922 году над петроградским митрополитом сщмч. Вениамином и группой духовенства и мирян, в число которых входил автор публикуемых воспоминаний прот. Михаил Павлович Чельцов. Также приговоренный к расстрелу, он тогда был помилован и мученический венец получил позднее – был убит в ночь на Рождество 1931 года.

Подробнее...

А. Мазырин. Вопрос о взаимоотношениях священномученика митрополита Петра (Полянского) с «правой» церковной оппозицией и митрополитом Сергием (Страгородским)

Вопрос о взаимоотношениях священномученика митрополита Петра с «правой» оппозицией, с одной стороны, и с митрополитом Сергием, с другой, представляется принципиально важным. Вступивший в соответствии с завещанием святого Патриарха Тихона в апреле 1925 года в исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя, святитель Петр был признан в этом качестве всей полнотой Русской Православной Церкви1. 

Подробнее...

Житие новомученицы Анны Шашкиной (1940 г.)

Даты: 11 мая
 
Мученица Анна родилась 13 февраля 1888 года в деревне Пигаскино Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье крестьянина Василия Шашкина. Окончив сельскую школу, Анна жила вместе с родителями и со временем намеревалась поступить в монастырь. Она часто ездила в Павло‐Обнорский монастырь, находившийся в Вологодской губернии, к его настоятелю архимандриту Никону (Чулкову), к которому за советом и молитвенной помощью обращались тогда многие ищущие спасения; среди них было много женщин и девиц, и отец Никон впоследствии основал из них монашескую общину в селе Захарово, которая из‐за начавшихся гонений на Церковь существовала сначала под видом сельскохозяйственной артели, а потом коммуны. Как раньше Павло‐Обнорский монастырь, так теперь, после его закрытия безбожниками, монашескую общину в Захарове стали посещать верующие, встречаясь здесь с архимандритом Никоном.
 

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. А.С. Хомяков и древнецерковные полемисты.

Богословские сочинения А.С. Хомякова, знаменитый второй том полного собрания его сочинений [1], распадается на две весьма неравные части: первая заключает в себе "опыт катехизического учения о Церкви", вторая - целый ряд полемических статей против западных вероисповеданий, статей, написанных по разным поводам то в виде обширных трактатов, то в виде кратких писем. Обе эти части богословских сочинений Хомякова так тесно, органически тесно связаны между собою, что совершенно немыслимо их разделить. Положительное учение о Церкви у него постоянно переходит в полемику, постоянно чувствуется и в положительном учении полемическая тенденция; с другой стороны, все полемические трактаты всецело основаны на учении о Церкви.

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий) Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве

Есть ли в истории христианской Церкви более печальный факт, чем отпадение от вселенской Церкви Рима? Отпадение это произошло тогда, когда уже поблекла церковная богословская мысль, когда зашли за горизонт земной жизни великие светила христианского богословия. Церковные писатели, современные или близкие по времени к отпадению Рима, оказались мало способны оценить это отпадение во всей его принципиальной жизненной глубине. Когда читаешь полемические произведения против латинян, принадлежащие Перу греческих писателей XI и XII веков, например, патриарха Михаила Керуллария, Иоанна, митрополита Клавдиопольского, а также писания и древнерусских авторов, неуклонно следующих своим греческим образцам, – например, “Слово о вере хрестьянской и латиньской” преподобного Феодосия Печерского, “Стязание с Латиною” митрополита Георгия, сочинения митрополита Никифора, статью греческого происхождения, но потом обрусевшую, “о фрязех и прочих латинех”, – когда все это читаешь, невольно замечаешь, что во всей этой полемике вовсе нет указаний на какое-либо существенное отличие католической жизни от жизни церковной. Писатели церковные говорят о католичестве резко, но говорят о мелочах; они стремятся лишь к тому, чтобы побольше набрать всевозможных обвинений против латинян; количество обвинений, по-видимому, им дороже, чем их качество и тяжесть. Притом злоупотребления отдельных лиц постоянно ставятся в упрек всему католичеству.

Подробнее...

Преподобномученица Матрона (Алексеева) из деревни Замятино под Осугой.

Ещё одна святая страница Осугской земли, пока не до конца разгаданная. Прмч. Матрона Алексеева и сщмч. Владмир Мощанский  имеют непосредственное отношение к православной жизни в округе близ Богородице-Рождественской церкви в деревне Рогачёво, которая в 2016 году начнёт возрождаться в виде деревянного храма недалеко от того места, где располагалась до разрушения.
 

Подробнее...

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.) Вѣчное торжество правды [1].

Христосъ Воскресе!
 
Да, Онъ воскресъ на радость ученикамъ и міру, Онъ воскресъ, несмотря на злобу враговъ, уже торжествовавшихъ надъ Нимъ побѣду, несмотря на охрану римской стражи, несмотря на тьму охватившей Его гробъ ночи! Смерть не удержала въ своихъ объятіяхъ Начальника жизни, адъ встрѣтилъ въ Немъ своего Разрушителя.
 

Подробнее...

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.) «Христосъ Воскресе!» [1].

Воистину, эта ночь пасхальная — свѣтозарная ночь свѣтоноснаго дня, какъ поется сегодня въ церкви! Воистину, нынѣ вся исполнишася свѣта; небо и земля, и пресподняя; все освѣщено, все осмыслено, ибо воистину воскресе Христосъ. По большей части, безсознательна или полусознательна радость христіанъ въ этотъ день, если смотрѣть на нее и оцѣнивать съ точки зрѣнія глубочайшихъ и міровыхъ запросовъ, мірового значенія. Но тѣмъ болѣе это обстоятельство подтверждаетъ величіе и дѣйствительность дарованнаго намъ блага Христова Воскресенія.
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus