Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Свщмч. Іоаннъ (Восторговъ) († 1918 г.) Мудрость Христова

Если вы внимательны къ богослуженію святой Церкви вообще и въ частности къ богослуженію нынѣшняго праздника, то вы должны замѣтить, что во дни, посвященные въ честь и память Пресвятой Богородицы, очень часто возглашается апостольское чтеніе, начальныя слова котораго мы только что привели: Сіе да мудрствуется въ васъ, еже и во Христѣ Іисусѣ. Эти слова мы слышали и сегодня. Очевидно, святая Церковь избрала такое апостольское чтеніе для Богородичныхъ праздниковъ потому, что оно весьма близко подходитъ къ духовному образу и свойствамъ Богоматери. Въ Ней именно мудрствовалось то, еже и во Христѣ Іисусѣ, и иначе, конечно, и быть не могло.

Подробнее...

Житие свт. Иоанна Максимовича, архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского (1966)

Даты: 2 июля, 12 октября

2 июля 1994 г. Русская Православная Церковь за границей причислила к лику святых дивного угодника Божия XX века святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. Архиепископ Иоанн родился 4/17 июня 1896 г. на юге России в селе Адамовка Харьковской губернии. При святом крещении он был наречен Михаилом в честь Архистратига Небесных Сил Михаила Архангела. С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы, а также церковные книги. Более всего любил читать жития святых. Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить, как они. Святая и праведная жизнь ребенка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла православие.

Подробнее...

Деятельность епископа Иллариона (Троицкого) после хиротонии 1920 года. Жизненный подвиг владыки.

12 (25) мая 1920 года архимандрит Илларион был хиротонисан святителем Тихоном, Патриархом Всероссийским, в епископа Верейского, викария Мос­ковской епархии, и занял одно из ведущих мест в ближайшем окружении Патриарха, а впоследствии оказался одним из деятельнейших его сотрудников в борьбе с обновленческим расколом. В те годы архиерейские хиротонии были частыми. Они совершались во исполнение решений Поместного Собора, постановившего значительно увеличить число кафедр и викариатств в наибо­лее крупных епархиях. В один год с владыкой Илларионом были рукополо­жены в епископский сан такие выдающиеся иерархи, как Петр (Полянский)[1], Петр (Зверев)[2], Вениамин (Федченков), Серафим (Соболев). Несколько позднее — Павлин (Крошечкин), Афанасий (Сахаров). Им, равно как и другим русским архиереям, вместе со всей полнотой Русской Православной Церкви пришлось нести бремя своего служения в чрезвычайных исторических обстоятельствах, не имеющих аналога в истории христианства.

Подробнее...

Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский. Обретение Бога (доказательства бытия Божия).

Господа! В настоящий раз я с особенным удовольствием приветствую вас. Мне всегда бывает приятно и отрадно при мысли, что в Москве есть тысячи людей, которые также охотно слушают речи о религиозных предметах, как и о предметах социальных и политических. Ни для кого не тайна, что на нас, стоящих за Веру, Царя и отечество, много возводится клеветы со стороны людей, не сочувствующих консервативным воззрениям. Но больше и чаще всего указывают на то, что в наших собраниях можно слышать только речи, восстанавливающие одну часть населения на другую и вообще возбуждающие ненависть и злобу ко своим собратиям. Если бы оказались сейчас здесь люди, говорящие таким образом, они увидели бы, что не для возбуждения страстей собираемся мы, а скорее для уяснения вопросов религиозной жизни. 

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Церковь гонимая и Церковь господствующая. К празднованию 1600-летия со времени Миланского эдикта.

Когда Моисей пас овец Иофора, тестя своего, священника мадиамского, он видел купину, горящую огнем, и купина не сгорала. Этот образ купины горящей и не сгорающей некоторые из древнецерковных писателей прилагали к Христовой Церкви первых трех веков: она почти три века горела в огне и не сгорала - наоборот, росла, расцветала и приносила плоды. Пламя огненных искушений Церкви то ослабевало, то возгоралось с новой, еще большей силой. Были вспышки невежественной и суеверной толпы, которая готова была во всех общественных бедствиях винить христиан, а потому и кричала: "Христиан ко львам!" Были на римском престоле выдающиеся правители, люди политической идеи, при которых процветало государство и благоденствовали народы, но христиане казались таким правителям изменниками, помехой для осуществления римских идеалов - и периоды благоденствия граждан были временем страдания христиан. 

Подробнее...

Житие прав. Алексия Московского (1923)

Даты: 22 июня
 
Святой праведный Алексий Мечёв родился в Москве 17 марта 1859 года в благочестивой семье регента кафедрального Чудовского хора Алексея Ивановича Мечёва. С рождения жизнь о. Алексия связана с именем Cвятителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Алексий рос в семье, где царила живая вера в Бога, любовь, добросердечное отношение к людям.

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. О жизни в Церкви и о жизни церковной

По поводу письма преосвященного епископа Андрея к пастырям Уфимской епархии

В предыдущей, июнь-июльской, книжке "Христианин" (с.400-407) перепечатано из "Уфимских епархиальных ведомостей" (№11. С.458-470) "Письмо к пастырям Уфимской епархии" преосвященного епископа Андрея [1]. "Борьба с сектантством может быть только искреннею, без умалчиваний" - так озаглавлено это письмо. Часть письма была напечатана в начале июня и в "Биржевых ведомостях". В этом письме преосвященный автор говорит о миссии среди сектантов и вообще о нашей церковной жизни, между прочим касаясь моей книжки "Христианства нет без Церкви", книжки, напечатанной Издательским советом при Святейшем Синоде. Еще в начале 1911 года в "Христианине" была напечатана моя статья "Христианство и Церковь" (Т.1. С.61-85,282-306). Упомянутая книжка, обратившая на себя внимание преосвященного епископа Андрея, представляет лишь переработку именно этой статьи. "Я, - пишет преосвященный Андрей, - конечно, безусловно разделяю все догматические мысли отца Илариона". Для меня вполне достаточно, так как сущность своего трактата я и усматриваю в тех богословских мыслях, какие в нем раскрыты. Значит, в главном мы с преосвященным Андреем согласны. 

Подробнее...

Житие сщмч. Андроника, архиеп. Пермского

Священномученик Андроник родился 1 августа 1870 года в селе Поводнево Мышкинского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика Александра Георгиевича Никольского и в крещении был наречен Владимиром. Дед его, Георгий Гаврилович Никольский, был священником в храме села Княжево Мышкинского уезда. Отец, Александр Георгиевич, служил с 1867 года псаломщиком в Преображенском храме села Поводнево, ему исполнился тогда двадцать один год; впоследствии он был рукоположен во диакона к этой же церкви.

Подробнее...

Свщмуч. Сильвестръ (Ольшевскій), архіеп. Омскій († 1920 г.) Пастырь молитвенникъ.

Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вамъ слово Божіе; ихъ же взирающе на скончаніе жительства, подражайте вѣрѣ ихъ (Евр. 13, 7).

Кто на Руси не слышалъ имени протоіерея отца Іоанна Кронштадтскаго? Кому неизвѣстно о той благодатной помощи, которая изобильно по его молитвѣ подаваема была множеству больныхъ, скорбныхъ и угнетенныхъ? Кто не слыхалъ о той широкой благотворительной дѣятельности о. Іоанна, при которой онъ ежегодно употреблялъ на дѣла милосердія многія сотни тысячъ рублей? Въ разныхъ городахъ нашего отечества, гдѣ ни появлялся о. Іоаннъ, вездѣ невѣдомо откуда возникали тысячи народа, жаждавшаго взглянуть на него и получить его благословеніе. Знали о. Іоанна не только въ Россіи, но и въ чужихъ государствахъ. Трудно указать въ нашей исторіи другую личность, которую такъ знали бы, къ которой такъ не равнодушны были бы отъ низшихъ до высшихъ сословій, и которая имѣла бы такое великое значеніе для своихъ современниковъ. Скончался о. Іоаннъ, и о немъ вмѣстѣ съ Монархомъ плачетъ весь народъ православно-русскій.

Подробнее...

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.) Божіе дитя. Памяти о. Іоанна Кронштадтскаго [1].

И умеръ онъ, и похороненъ въ гробницахъ отцовъ своихъ, и вся Іудея и Іерусалимъ оплакали Іосію... (2 Пар. 35, 24).

Прот. И. И. Восторгов. Полное собрание сочинений. Т. III: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравстренные темы. 1906-1908 гг. — М., 1915Умеръ батюшка о. Іоаннъ Кронштадтскій. Свершилось надъ нимъ таинство смерти, смежилъ онъ земныя утрудившіяся очи, онъ, всю жизнь устремлявшій взоры очей своихъ и взоры другихъ къ Свѣту Вѣчному, и нынѣ предстоитъ Ему, скончавъ теченіе.

Ждали всѣ, и уже давно ждали его смерти; о ней напоминала его уже перешедшая за псаломскій предѣлъ старость; о ней говорила его тяжелая и мучительная болѣзнь.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus