Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Житие новомученицы Анны Шашкиной (1940 г.)

Даты: 11 мая
 
Мученица Анна родилась 13 февраля 1888 года в деревне Пигаскино Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье крестьянина Василия Шашкина. Окончив сельскую школу, Анна жила вместе с родителями и со временем намеревалась поступить в монастырь. Она часто ездила в Павло‐Обнорский монастырь, находившийся в Вологодской губернии, к его настоятелю архимандриту Никону (Чулкову), к которому за советом и молитвенной помощью обращались тогда многие ищущие спасения; среди них было много женщин и девиц, и отец Никон впоследствии основал из них монашескую общину в селе Захарово, которая из‐за начавшихся гонений на Церковь существовала сначала под видом сельскохозяйственной артели, а потом коммуны. Как раньше Павло‐Обнорский монастырь, так теперь, после его закрытия безбожниками, монашескую общину в Захарове стали посещать верующие, встречаясь здесь с архимандритом Никоном.
 

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. А.С. Хомяков и древнецерковные полемисты.

Богословские сочинения А.С. Хомякова, знаменитый второй том полного собрания его сочинений [1], распадается на две весьма неравные части: первая заключает в себе "опыт катехизического учения о Церкви", вторая - целый ряд полемических статей против западных вероисповеданий, статей, написанных по разным поводам то в виде обширных трактатов, то в виде кратких писем. Обе эти части богословских сочинений Хомякова так тесно, органически тесно связаны между собою, что совершенно немыслимо их разделить. Положительное учение о Церкви у него постоянно переходит в полемику, постоянно чувствуется и в положительном учении полемическая тенденция; с другой стороны, все полемические трактаты всецело основаны на учении о Церкви.

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий) Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве

Есть ли в истории христианской Церкви более печальный факт, чем отпадение от вселенской Церкви Рима? Отпадение это произошло тогда, когда уже поблекла церковная богословская мысль, когда зашли за горизонт земной жизни великие светила христианского богословия. Церковные писатели, современные или близкие по времени к отпадению Рима, оказались мало способны оценить это отпадение во всей его принципиальной жизненной глубине. Когда читаешь полемические произведения против латинян, принадлежащие Перу греческих писателей XI и XII веков, например, патриарха Михаила Керуллария, Иоанна, митрополита Клавдиопольского, а также писания и древнерусских авторов, неуклонно следующих своим греческим образцам, – например, “Слово о вере хрестьянской и латиньской” преподобного Феодосия Печерского, “Стязание с Латиною” митрополита Георгия, сочинения митрополита Никифора, статью греческого происхождения, но потом обрусевшую, “о фрязех и прочих латинех”, – когда все это читаешь, невольно замечаешь, что во всей этой полемике вовсе нет указаний на какое-либо существенное отличие католической жизни от жизни церковной. Писатели церковные говорят о католичестве резко, но говорят о мелочах; они стремятся лишь к тому, чтобы побольше набрать всевозможных обвинений против латинян; количество обвинений, по-видимому, им дороже, чем их качество и тяжесть. Притом злоупотребления отдельных лиц постоянно ставятся в упрек всему католичеству.

Подробнее...

Преподобномученица Матрона (Алексеева) из деревни Замятино под Осугой.

Ещё одна святая страница Осугской земли, пока не до конца разгаданная. Прмч. Матрона Алексеева и сщмч. Владмир Мощанский  имеют непосредственное отношение к православной жизни в округе близ Богородице-Рождественской церкви в деревне Рогачёво, которая в 2016 году начнёт возрождаться в виде деревянного храма недалеко от того места, где располагалась до разрушения.
 

Подробнее...

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.) Вѣчное торжество правды [1].

Христосъ Воскресе!
 
Да, Онъ воскресъ на радость ученикамъ и міру, Онъ воскресъ, несмотря на злобу враговъ, уже торжествовавшихъ надъ Нимъ побѣду, несмотря на охрану римской стражи, несмотря на тьму охватившей Его гробъ ночи! Смерть не удержала въ своихъ объятіяхъ Начальника жизни, адъ встрѣтилъ въ Немъ своего Разрушителя.
 

Подробнее...

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.) «Христосъ Воскресе!» [1].

Воистину, эта ночь пасхальная — свѣтозарная ночь свѣтоноснаго дня, какъ поется сегодня въ церкви! Воистину, нынѣ вся исполнишася свѣта; небо и земля, и пресподняя; все освѣщено, все осмыслено, ибо воистину воскресе Христосъ. По большей части, безсознательна или полусознательна радость христіанъ въ этотъ день, если смотрѣть на нее и оцѣнивать съ точки зрѣнія глубочайшихъ и міровыхъ запросовъ, мірового значенія. Но тѣмъ болѣе это обстоятельство подтверждаетъ величіе и дѣйствительность дарованнаго намъ блага Христова Воскресенія.
 

Подробнее...

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.) Тайна причащенія [1]. Сіе творите въ Мое воспоминіе (Лук. 22, 19).

Стоимъ мы нынѣ предъ тайною изъ тайнъ, воспоминая великій день Великаго Четверга, — тотъ день, когда установлено было таинство святого причащенія. Воистину, это — тайна, къ которой и ангелы съ трепетомъ приникнути желаютъ, но къ которой всякое грубое прикосновеніе испытующаго и изслѣдующаго ума является оскорбленіемъ святыни. Такъ именно и случилось съ евреями, когда предъ ними впервые Іисусъ Христосъ провозгласилъ Свое слово о тайнѣ причащенія. Оно не вмѣстилось въ грубый разумъ, какъ не вмѣстится океанъ въ сосудъ, сдѣланный руками человѣка; оно казалось кощунствомъ и хулою на Бога; оно объявлено было даже безуміемъ. И какъ навѣки вѣрно слово Христово: «Духъ есть, иже животворитъ, плоть же не пользуетъ ни мало!»
 

Подробнее...

Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов (память 23 августа по старому стилю)

Священномученик протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов родился 20 января 1864 года в станице Новоалександровской Ставропольской губернии, в семье священника Иоанна. Отец его рано скончался.
 

Подробнее...

Свщмч. Владиміръ, митр. Кіевскій († 1918 г.) Слово при вступленіи въ послѣднюю седьмицу Св. Четыредесятницы.

Не оченъ давно Вюрцбургскій профессоръ Рентгеймъ сдѣлалъ, какъ обыкновенно говорятъ, случайно одно очень замѣчательное и важное открытіе. Онъ нашелъ, что есть такіе лучи свѣта, которые хотя для нашихъ глазъ и недоступны, однакожъ обнаруживаютъ необычайное свойство проникать внутрь предметовъ. Именно, подвергая тѣ или другія тѣла дѣйствію этихъ лучей, можно видѣть, что въ нихъ заключается.
 

Подробнее...

Церковные события 1922-1923 годов и роль в них владыки Иллариона (Троицкого)

Период, когда владыка Илларион вновь появился в Москве, грозил новыми бедами Русской Церкви и всему русскому народу. Летом 1921 года начался страшный голод. От небывалой засухи погибли посевы в Поволжье. Голод охватил Приуралье, Сибирь, Крым, часть Украины. От голода страдали в Азербайджане и Киргизии. Вместе с голодом пришли болезни: тиф, малярия, холера. Толпы беженцев заполнили города. Обессилевшие люди падали и умирали прямо на улицах, площадях и железнодорожных станциях. Разные источники называют цифру от 20 до 40 миллионов голодающих. Тем временем власти продолжали осуществлять экспорт хлеба за границу. Повсюду вспыхивали голодные бунты, которые подавлялись с беспощадностью. Картина была поистине апокалиптическая. Первыми на борьбу с народной бедой поднялись представители общественности. Возник и начал действовать общественный Всероссийский комитет помощи голодающим, среди руководителей которого было немало деятелей запрещенной кадетской партии, которых впоследствии арестовали.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus