Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Свщмч. Анатолій, митр. Одесскій († 1938 г.) Слово въ честь и память св. Отца нашего Іоанна Златоуста [1]. Въ память вѣчную будетъ праведникъ (Псал. CXI, 6).

Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1907 г. Том 3Сегодня по всей православной церкви отъ края ея и до края прославляется одно имя, — имя великаго Учителя и Святителя Христова св. Іоанна Златоуста. Все полно имъ. Всѣ стремятся такъ или иначе выразить свою любовь и благоговѣніе къ славному пастырю Христова стада. Радуется нынѣ церковь константинопольская, на престолѣ которой нѣкогда сіялъ сей великій свѣтильникъ, торжествуетъ и церковь антіохійская, ибо въ нѣдрахъ ея онъ возросъ и укрѣпился, празднуетъ и церковь россійская, столь усердно во всѣ вѣка своего бытія назидавшаяся его твореніями. Что же случилось, что даетъ поводъ къ такому торжественному празднованію памяти св. Іоанна Златоуста? А то, что ежегодное воспоминаніе блаженной кончины его и переселенія изъ земной юдоли въ вѣчную безсмертную славу на небесахъ нынѣ усугубляется тѣмъ обстоятельствомъ, что въ текущемъ году, въ праздникъ Воздвиженія Креста Господня, исполнилось 1500 лѣтъ со времени этой кончины великаго Святителя.
 

Подробнее...

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.) Сатанинская природа бунта.

— Ко дню Русской Скорби. —
 
Въ нынѣшнемъ 1974 году — 4/17 іюля, исполняется уже 56 лѣтъ со дня звѣрскаго убіенія ночью въ подвалѣ Ипатьевскаго дома въ Екатеринбургѣ Россійской Царственной Семьи, вмѣстѣ съ преданными Ей до гроба, вѣрными своему долгу и совѣсти людьми, пожелавшими добровольно раздѣлить Ея участь.
 
Страшное злодѣяніе, почти безпримѣрное въ исторіи, по своей крайней несправедливости и лютой жестокости!
 
Но гдѣ коренныя причины его?
 
Хотя задумано оно было и совершено не русскими людьми, а врагами Христа-Спасителя и ненавистниками православнаго русскаго народа, однако, и весь русскій народъ несетъ страшную отвѣтственность за это жуткое преступленіе, поскольку русскіе люди безумно поддались клеветническимъ навѣтамъ и злобной душерастлѣвающей пропагандѣ исконныхъ враговъ своего Господа и Спасителя, и не приняли достаточно-рѣшительныхъ мѣръ противодѣйствія тому злу, которое такъ стремительно стало разливаться по всей русской землѣ.
 

Подробнее...

Трагедия в губернском городе

Материал о событиях Февральской революции 1917 года в Тверской губернии был опубликован в «Ржевском вестнике» (№6 от 8 февраля).  В этой публикации было упомянуто, что  одной из первых жертв этой «бескровной» революции стал Тверской губернатор Николай Георгиевич фон Бюнтинг. 
 

Подробнее...

Свщмч. Иларіонъ, архіеп. Верейскій († 1929 г.) Рѣчь предъ благодарственнымъ молебствіемъ по случаю обновленія академическаго храма [1].

Когда іудеи возвратились изъ плѣна Вавилонскаго, на печальныхъ развалинахъ опустошеннаго Іерусалима, на священныхъ развалинахъ разграбленнаго славнаго храма Соломонова начали они созидать новый храмъ Господу Богу. Этотъ новый храмъ не могъ сравниться въ великолѣпіи съ погибшимъ созданіемъ великаго царя. Были тогда старцы, которые помнили еще красоту Соломонова храма. Смотрѣли они на новый храмъ, вспомнили прежній и... громко заплакали старцы. Возсталъ тогда Аггей пророкъ и утѣшалъ несчастныхъ сыновъ Израиля. Чѣмъ же, какими словами утѣшалъ пророкъ Божій слезы плачущихъ старцевъ? Онъ говорилъ: Велія будетъ слава храма сего послѣдняя паче первыя (Агг. 2, 10).
 

Подробнее...

Житие прмч. Иоасафа Шахова (+1938)

Преподобномученик Иоасаф родился в 1870 году в селе Ильинском Ярославского уезда Ярославской губернии в семье крестьянина Ивана Шахова и в крещении наречен был Николаем. Окончив церковноприходскую школу, он решил выбрать путь жизни воина Христова и в 1896 году пришел в Николо-Пешношский монастырь Московской губернии и 30 мая 1898 года был зачислен в число братии.

Подробнее...

Свщмч. Гермогенъ, еп. Тобольскій († 1918 г.) Рѣчь при нареченіи во епископа Вольскаго, викарія Саратовской епархіи.

Ваше святѣйшество, богомудрые архипастыри, святители Божіи!
 
Вашимъ святѣйшимъ соборомъ я недостойный предъизбранъ нынѣ къ принятію чрезъ Ваше священное рукоположеніе великаго, святѣйшаго и страшнаго жребія святительскаго. — Но окаяненъ азъ есмь человѣкъ (Ис. 6, 5)!... Какъ предстану я страшному престолу пренебеснаго освященія, какъ дерзну преклонить мою недостойную главу подъ Христово Евангеліе, какъ пріиму я изъ рукъ святителей благодатное возложеніе; какъ дерзну, наконецъ, отверзти мою грѣшную и худую душу къ живоносному и вседаровитому, но и страшному, дыханію и наитію пребожественнаго Духа Всесвятаго?!... Въ страхѣ и трепетѣ, съ нравственно-мучительной тревогой взираю я на дебелость и грубость души моей и несоотвѣтствіе ея ангеловозвышенному служенію святительскому; но вмѣстѣ съ тѣмъ, всегда послушный Промыслу Божію и власти, я не могу противиться волѣ Божіей, о мнѣ изреченной въ совѣтѣ и рѣшеніи архипастырей, и державному повелѣнію Благочестивѣйшаго Монарха, поэтому всецѣло и безпрекословно покоряюсь тому, «якоже изволися Духу Святому и Вамъ», святѣйшіе архипастыри. Камо бо пойду отъ Духа Твоего, Господи, и отъ Лица Твоего камо бѣжу... Яко се удаляющіе себе отъ Тебе погибнутъ, потребилъ еси всякаго отступающаго отъ Тебе. Мнѣ же прилѣплятися Богови благо есть, полагати на Господа упованіе мое, возвѣстити ми вся хвалы Твоя во вратѣхъ дщери Сіони (Псал. 72, 27-28).
 

Подробнее...

Свщмч. Григорій, еп. Шлиссельбургскій († 1937 г.) Слово о молитвѣ.

Для живой христіанской души естественна устремленность къ Богу. Устремленность къ Богу находитъ свое выраженіе прежде всего въ молитвѣ къ Богу. Молитва есть обращеніе къ Богу, бесѣда съ Богомъ. Слѣдовательно, для ищущаго естественно обратиться къ искомому, для любящаго — отдаться любимому.
 

Подробнее...

Свщмч. Григорій, еп. Шлиссельбургскій († 1937 г.) Слово на Крестопоклонную Недѣлю.

Вотъ, братія мои, опять передъ нами Крестъ и опять въ нашемъ сознаніи воспоминанія о страданіяхъ Христа. Такъ будетъ продолжаться нѣсколько недѣль. Воспоминанія эти будутъ все усиливаться до тѣхъ поръ, пока не достигнутъ наивысшаго напряженія. Похоронные напѣвы будутъ все нарастать въ нашемъ сознаніи до того момента, когда въ своемъ воспоминаніи мы дойдемъ до смерти Бога. Тогда Церковь скажетъ намъ: «Молчи». Это будетъ въ Великую Субботу. Церковь скажетъ: «Да молчитъ всякая плоть человѣка».
 

Подробнее...

Свщмч. Философъ Орнатскій († 1918 г.) Слово о Крестѣ въ недѣлю Крестопоклонную.

Кресте Христовъ, христіанъ упованіе заблудшихъ наставниче, обуреваемыхъ пристанище, во бранѣхъ побѣда, вселенныя утвержденіе, недужныхъ врачу, мертвыхъ воскресеніе, помилуй насъ.
 
Вникните, братія мои, въ слова этой церковной пѣсни, изображающей силу и славу Креста Христова и перенеситесь мыслію въ дохристіанское время, и вы увидите — какая великая и дивная перемѣна произошла въ отношеніи ко кресту, послѣ распятія на немъ Сына Божія.
 

Подробнее...

Житие прмц. Дарии Зайцевой (1938)

Даты: 14 марта
 
Преподобномученица Дария родилась в 1870 году в селе Богослово Рязанского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Петра Зайцева. Когда Дарье исполнилось девятнадцать лет, она поступила послушницей в Борисоглебский Аносин монастырь Звенигородского уезда Московской губернии. В 1928 году обитель была закрыта, и она переехала в село Холмы Истринского района Московской области, где в то время жило много монахинь из закрытых советской властью монастырей. В селе Холмы она поселилась в сторожке при Знаменской церкви и помогала в храме; в 1934 году Дарья Петровна была избрана старостой храма.
 

Подробнее...

Житие прмц. Анны Макандиной (1938)

Даты: 14 марта
 
Преподобномученица Анна родилась 5 ноября 1892 года в селе Константиново Александровского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Алексея Макандина. Анна окончила сельскую школу; в 1914 году она поступила послушницей в Алексеевский монастырь в Москве, располагавшийся на Верхней Красносельской улице. В обители она исполняла послушание на кухне. В 1924 году монастырь был безбожной властью закрыт, и послушница Анна поселилась вместе с монахинями монастыря на квартире, где они в своей жизни сохраняли монашеские правила и устав, зарабатывая на пропитание шитьем одеял.
 

Подробнее...

Житие прмцц. Ольги Жильцовой, Евдокии Архиповой и мч. Василия Архипова

Дата: 14 марта
 
Преподобномученица Евдокия родилась в 1886 году в селе Горетово Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Сергея Архипова. В 1902 году она поступила послушницей в старинный Казанский монастырь в городе Рязани, где в то время было более трехсот пятидесяти насельниц. В 1909 году она была облечена в рясофор. В 1919 году обитель была закрыта безбожниками, и Евдокия вернулась домой и стала жить с родителями и племянниками в селе Горетове. В 1935 году она была избрана церковной старостой. В это время председатель сельсовета уведомил верующих, что они должны отремонтировать храм, иначе он будет закрыт. В 1936 году в доме старосты состоялось собрание членов церковного совета, на котором было решено собрать средства на ремонт храма, и Евдокия всем, кто приходил в храм купить свечи или взять просфоры, стала говорить, что нужно собрать денег, чтобы отремонтировать храм. Люди давали кто сколько мог, сообщали другим, и так понемногу собралась сумма в четыре тысячи рублей – и храм был отремонтирован.
 

Подробнее...

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.) Вѣчность [1].

Въ началѣхъ Ты, Господи, землю основалъ еси, и дѣла руку Твоею суть небеса. Та погибнутъ, Ты же пребываеши, и вся яко риза обветшаютъ, и яко одежду свіеши я, и измѣнятся. Ты же Той же еси, и лѣта Твоя не оскудѣютъ.
 
Этими словами псалма Давидова начинается апостольское чтеніе нынѣшняго дня: рѣдкое и необычное начало апостольскаго слова! Недоумѣніе вызываетъ и то, что именно въ нынѣшній день предлагается чтеніе это нашему чувству и вниманію. А какія величественныя слова! Какая глубина мысли и красота образа!
 

Подробнее...

Свщмч. Григорій, еп. Шлиссельбургскій († 1937 г.) Слово во 2-ю недѣлю Великаго поста.

Братія! Вы знаете, что Церковь своими службами воспитываетъ насъ какъ заботливая мать. Ими она назидаетъ, руководитъ, поддерживаетъ насъ.
 
Прошло только двѣ недѣли поста, а ужъ заботливая мать спрашиваетъ: не ослабли ли дѣти? Надо ихъ поддержать. Какъ опытный воспитатель въ поддержку воспитанника и его ревности приводитъ ему примѣры великихъ людей, такъ и Церковь въ своей сегодняшней службѣ выставляетъ намъ величавый образъ церковнаго свѣтильника — архіепископа Григорія Паламы, Ѳессалоникійскаго чудотворца.
 

Подробнее...

Священномученик Андрей (Ясенев)

На иконе Егорьевских новомучеников первым среди прочих святых изображен священномученик Андрей. Изображение его предстоящим было написано не случайно. Его первенство обусловлено тем, что он был благочинным Егорьевского округа, то есть старшим священником.

Подробнее...

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.) Православіе — вѣра подвижническая.

Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание, с прибавлениями. 1916. Первое полугодие. СПб., 1916Во дни святого и Великаго поста Церковь какъ бы съ особеннымъ удареніемъ и настойчивостью указываетъ сынамъ своимъ на отличительное свойство святого Православія, какъ вѣры по преимуществу аскетической. Заключая и какъ бы увѣнчивая первую седмицу поста днемъ торжества Православія, Церковь не ограничивается только извѣстнымъ историческимъ воспоминаніемъ Собора 842 г., давшаго и поводъ и повелѣніе для установленія этого торжества: во второе воскресенье св. Церковь указываетъ на монашество въ лицѣ святого Григорія Паламы, какъ на примѣръ подвига, въ третье воскресенье — на святой Крестъ, какъ основаніе, смыслъ и освященіе подвига, въ слѣдующіе воскресные дни на величайшихъ подвижниковъ Іоанна Лѣствичника, Марію Египетскую, пока не приведетъ насъ къ поклоненію подвигамъ и страстямъ Самого Подвигоположника Христа.
 

Подробнее...

Последователь и... критик Льва Толстого

Личность Льва Толстого привлекает и будет привлекать. А в тени глыбы, «матерого человечища» нет-нет да и будут возникать личности пусть и меньшего масштаба, но созидающие ту самую «глыбу». Один из них, чуть не канувший в безвестность, не подлежавший ранней реабилитации 50-х годов нынешнего столетия и вынесенный на поверхность бурной лавиной окончательной реабилитации 90-х годов, на волне полной демократизации нашей жизни, тверской философ и богослов Михаил Александрович Новоселов. Конечно же, не терпится рассказать о том, что связывало Михаила Александровича со знаменитым писателем – властителем душ многих поколений, но потерпите – надо же покопаться в корнях предков нашего героя.Начнем с деда – Григория Алексеевича Новоселова, имевшего приход в церкви Петра и Павла, красивейшего своими взгорьями и долинами места на вышневолоцкой земле – Заборовья. Дед со стороны матери Михаил Васильевич Зашигранский служил священником в Тверской губернии. Скорее всего, приход его был в нынешнем Спировском районе. На эту мысль наводит факт рождения Михаила Александровича – село Бабье. Женщины и теперь уезжают рожать под маменькино крыло, а тогда, в середине XIX века, это было правилом без исключений.
 

Подробнее...

Рассказ о священномученике Василии Московском на приходе блаженной Ксении Петербуржской

19 февраля Церковь почтила память священномученика Василия Московского (Надеждина). В этот день прихожане нашего храма узнали об этом святом. Его  внучка Лариса Павловна, трогательно и с большой любовью рассказала нашим прихожанам о своем дедушке, о его семье, претерпевший в годы гонений большие испытания, но не потерявшей человечности. Его рассказ никого не оставил равнодушным. Особенно всех тронули строки из письма жене, которое она получила 19 февраля 1930 года в день кончины о. Василия. "...как сладко мне было быть священником! Да простит мне Господь мои слабости и грехи по вашим святым молитвам! Благодарю тебя за твою музыку, за музыку души твоей, которую я услышал. Прости, родная! Мир тебе. Люблю тебя навсегда, вечно..."

Подробнее...

России черный год

…Русская Православная Церковь в те февральские дни как будто хранила молчание. Этим её иногда пытаются попрекнуть.

Один собеседник сказал мне: «А может быть, Церковь ждала явного изъявления Вышней Воли?»…

Подробнее...

С твердым духом

В 2007 г. мы отмечали два юбилея двух страшных событий – 90-летие Октябрьского переворота и 70-летие начала самых беспощадных гонений на Русскую православную церковь. По данным правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, в 1937 г. было арестовано 136900 православных священнослужителей, из них расстреляно 85300; в 1938 г. арестовано 28300, расстреляно 21500; в 1939 г. арестовано 1500, расстреляно 900; в 1940 г. арестовано 5100, расстреляно 1100; в 1941 г. арестовано 4000, расстреляно 1900.
 

Подробнее...

Преподобномученик Иннокентий (Беда) (память 24 декабря по старому стилю)

Преподобномученик Иннокентий (Беда) родился в 1881 году в селе Мойсенцы Золотоношского уезда Полтавской губернии в крестьянской семье. Образование получил дома. Поступил в монастырь. В 1908 году был пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона, затем иеромонаха. С началом Первой мировой войны иеромонах Иннокентий переехал в Тверь, где и познакомился с епископом Старицким, викарием Тверской епархии, Петром (Зверевым) и стал его келейником. В Твери отец Иннокентий жил до ареста епископа в 1923 году, после чего он уехал на родину в Полтавскую область. После возвращения из ссылки в Москву епископа Петра отец Иннокентий приехал к нему, а по назначении того на кафедру в Воронеж поехал вместе с ним. Был возведен в сан архимандрита.

Подробнее...

Новомученица Елисавета Крымова

Му­че­ни­ца Ели­за­ве­та ро­ди­лась в 1877 го­ду в го­ро­де Сер­пу­хо­ве Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье ра­бо­че­го Ни­ко­лая Кры­мо­ва. Се­мья бы­ла бед­ная. Отец вско­ре умер, мать, ра­бо­тая прач­кой, не мог­ла про­кор­мить де­тей, по­это­му вы­нуж­де­на бы­ла от­дать Ели­за­ве­ту в при­ют.
 

Подробнее...

О почитании новомучеников и исповедников Церкви Русской в Московской епархии

27 января 2017 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, выступил с докладом «О почитании новомучеников и исповедников Церкви Русской в Московской епархии» на конференции «Воспитание почитания памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской: учебно-методические пособия для образовательных программ и просветительных проектов», которая прошла в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия».
 

Подробнее...

Преподобномученица Арсения, игуменья Шуйская (память 10 января по старому стилю)

Преподобномученица Арсения, игуменья Шуйская (в миру Анна Гавриловна Добронравова) родилась в 1879 году в селе Шегарском Юрьев-Польского уезда Владимирской губернии в семье священника. По окончании епархиального училища Анна поступила учительницей в детский приют при Шуйском Воскресенско-Феодоровском монастыре. В её обязанности входило обучать девочек грамоте и рукоделию. В этом же монастыре она приняла монашеский постриг с именем Арсения. После кончины прежней игумении сестры избрали в 1915 году в игумении монахиню Арсению.

Подробнее...

Священномученик Михаил (Твердовский)

Священномученик Михаил (Твердовский). С. Загородье, Вышневолоцкий уезд (Максатихинский район).
 

Подробнее...

Священномученик протоиерей Михаил Чельцов. Христианское миросозерцание. Христианство и жизнь.

Христианство

Христианство - религия Христа

 

Христианство - это религия, открытая, возвещённая нам Господом Иисусом Христом. От Него, как своего основоположника, она носит и наименование свое. В этом отношении она до некоторой степени уподобляется другим современным известным религиям - магометанству и буддизму. И эти от своих основателей получили свои названия - от Магомета и Будды из рода Сакья-Муни. Но ни Магомет, ни Будда почти совершенно не вошли в содержание ими основанных религий. Магометанство и буддизм никакою стороною своего учения не призывают верующих почитать Магомета и Будду за какие-либо сверхчувственные существа, тем более не ставят спасения в безусловную зависимость от признания Магомета или Будды за каких-либо сверхчеловеков. Поэтому можно быть самым правоверным магометанином и искренним буддистом и ничего не знать о жизни и деятельности Магомета и Будды.

Христианство - вера во Христа как Сына Божия

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Воплощение и Церковь.

"Тайно родился еси в вертепе, но небо Тя всем проповеда, якоже уста, звезду предлагая, Спасе", - поет Святая Церковь в навечерие Христова Рождества. Великая тайна благочестия: Бог явился во плоти - была именно тайной. О рождении Бога на земле проповедовали небеса, но эта проповедь была величественной и молчаливой, потому что устами небес была звезда. То событие, которое теперь празднует весь христианский мир, оно прошло в свое время почти совсем незамеченным. Разве знал греко-римский мир, разве чувствовал даже мир иудейский, что где-то в пещере, в Вифлееме Само Божество, воплотившись, соединилось "неслитно и нераздельно, неизменно и неразлучно" с естеством человеческим? Да и скоро ли обратило человечество свое внимание на величайшее событие в своей истории? Прошли не годы, а столетия до того времени, когда высокие умы стали богословствовать о воплощении и о его значении для человечества.

Подробнее...

Священномученик Иоанн (Троянский), епископ Великолукский и Торопецкий (память 22 августа по старому стилю)

Священномученик Иоанн (в миру Иван Ефимович Троянский) родился 10 ноября 1862 года в селе Ново-Клинском Воронежской губернии в семье священника. Окончил Тамбовскую Духовную семинарию, 10 сентября 1884 года был рукоположен в сан священника.

Подробнее...

Скорбный путь жен новомучеников и исповедников Российских

Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.
(Пс. 33:20) 
Проидохом скозе огнь и воду, и извел еси ны в покой.
(Пс. 65:12) 
 
   Жены новомучеников и исповедников Российских прошли горький и скорбный путь. Высокий подвиг несли они посреди безбожного мира, воспитывая детей, терпя лишения, притеснения властей, голод и нищету. 
   Совершая свой крестный путь, подчас унывая и скорбя, они не малодушествовали, но находили в себе силы молиться и славословить Бога. Как выжили они? Как оставались верными Христу? Об этом наша статья. 
 

Подробнее...

Новомученик Михаил Новоселов, 8 (21) января.

Михаил родился в 1864 году в селе Бабье Домославской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в семье Александра Григорьевича и Капитолины Михайловны Новосело­вых. Род Новоселовых известен с ХVII века, родоначальником священнического рода Новоселовых стал священник села Покровское-Березовец Кашинского уезда Афанасий Степанов. С ХVIII столетия его дети стали называться Новоселовыми по имени села, в котором они служили священниками. Прадед муче­ника Михаила, священник Алексий Новоселов, окончил Твер­скую Духовную семинарию и служил в храме в селе Посонское Вышневолоцкого уезда. Дед, священник Григорий Новоселов, также окончил Тверскую Духовную семинарию и служил в храме погоста Заборовье Вышневолоцкого уезда.

Подробнее...

Священномученик Аркадий, епископ Лубенский, викарий Полтавский

Священномученик Аркадий, епископ Лубенский, викарий Полтавский (в миру Остальский Аркадий Иосифович) родился в апреле 1888 года в селе Яковицы Житомирской губернии в семье священника Иосифа Остальского. Впоследствии родители будущего Святителя переехали в Житомир, куда перевели служить отца Иосифа. Кроме Аркадия в семье были ещё двое детей: сын и дочь, которая умерла в возрасте трёх лет. После окончания Волынской Духовной Семинарии, с сентября 1911 года отец Аркадий служил священником соборного храма в городе Старо-Константинов, затем настоятелем Никольской единоверческой церкви в городе Полтава. Во время войны он - полковой священник. Являясь с 1917 по 1922 годы настоятелем храма в Житомире, отец Аркадий при храме же организовал Православное Братство. Его пламенные проповеди привлекали множество народа, а Братство в тяжкие годы гражданской войны осуществляло практическую помощь бедным и больным, тут обучали детей, хоронили умерших, занимались благотворительностью. Отец Аркадий поимённо помнил всех больных, которых опекало Братство, и, бывало, не раз спрашивал, кто дежурит сегодня у такой-то, кто понесёт такой-то обед.

Подробнее...

Священномученик Петр Крутицкий.От рождения до принятия священного сана

Священномученик Петр (в миру – Петр Федорович Полянский) родился 28 июня 1862 года в селе Сторожевом Коротоякского уезда Воронежской губернии в благочестивой семье приходского священника[1]. Во святом крещении он был наречен именем святого апостола Петра, - и в будущем ему суждено было стать воистину камнем Церкви Российской.

В семье отца Феодора и матушки Галины, которая была родственницей Киевского митрополита[2], было три сына и две дочери; Петр был младшим[3]. Старший брат – Василий – стал священником, как и отец, и, в бытность митрополита Петра Местоблюстителем, являлся уже митрофорным протоиереем, настоятелем московского древнего храма «Николы, что в столпах». Второй брат – Александр – служил до революции государственным чиновником в Петербурге. Сестры вышли замуж и жили в Москве.[4]

Подробнее...

Неопалимовское кладбище: Из былого в грядущее

Добраться сюда из центра Твери достаточно легко. От Речного вокзала по старому Тверецкому мосту рукой подать до Пожарной площади, направо – купола Свято-Екатерининского монастыря. Миновав его ограду и пройдя по улице Кропоткина, за одноэтажными домами обязательно обратишь внимание на обширный пустырь с возвышенностью, утопающей в густых зарослях сирени. Идиллическая картина сдобрена ароматами июльского разнотравья. Сразу и не поймешь, что под ногами – могилы людей. Несколько вросших в землю обломков старинных надгробий и кое-где еще заметные металлические оградки напоминают нам о некрополе, хранящем прах многих поколений тверитян.

Подробнее...

Рассказ о новомученике Василии Московском

24 декабря в детском центре «Зернышки» Лариса Павловна Надежде рассказывала о своём дедушке священомученике Василии Московском (Надеждине). 

Подробнее...

Последние годы жизни архиепископа Иллариона (Троицкого)

Оказавшись в ссылке на Соловках, исповедник Православия сохранил свой жизнерадостный, общительный, неунывающий характер; он скрашивал тяготы соузников непоколебимым благодушием, веселостью, остроумием. Работая на рыболовных топях вместе с другими епископами и священниками, архиепископ Илларион шутил, перефразируя стихиру Троице: «Вся подает Дух Святый: прежде рыбари богословцы показа, а теперь наоборот – богословцы рабари показа». «Соловки, - говорил он, - это замечательная школа – не стяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения и трудолюбия». В лагере все полюбили его: не только собратья по священству, интеллигенция, дворяне, офицеры, невинно сосланные крестьяне, но и соловецкая шпана. Часами он разговаривал с отпетым уголовником, и тот после такого разговора исполнялся особым уважением к нему. Под его началом на Соловках заработала «артель Троицкого». По воспоминаниям одного из соузников, артель была и настоящей духовной школой.[1] Нравственный облик заточенного в Соловецком лагере святителя в наибольшей мере раскрыт в книге протопресвитера Михаила Польского, который пишет: «Он останется в памяти у всех, кто встречался с ним. За годы совместного заключения являемся свидетелями его полного монашеского не стяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости... Он просто отдавал все, что имел, что у него просили. Своими вещами он не интересовался. Поэтому кто-то из милосердия должен был все-таки следить за его чемоданом. И такой послушник находился у него и в Соловках... Он всегда весел и если даже озабочен и обеспокоен, то быстро попытается прикрыть это все той же веселостью. Он на все смотрит духовными очами, и все служит ему на пользу духа». И далее: «Благодушие его простиралось на самую Советскую власть, и на нее он мог смотреть незлобивыми очами.

Подробнее...

Великая княгиня Елизавета Федоровна

Вера-устремляет душу к небесной ее родине

Святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна была вторым ребенком в семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории.Домашние звали ее Элла. Ее душевный мир слагался в кругу согретой взаимной любовью семьи. Мать Эллы умерла, когда девочке было 12 лет, она заронила в юное сердце зерна чистой веры, глубокого сострадания к плачущим, страдающим, обремененным. На всю жизнь в памяти Эллы остались воспоминания посещения больниц, приютов, домов инвалидов.

Подробнее...

Священномученик Илия (Бенеманский) (память 18 декабря по старому стилю)

Священномученик Илия родился 14 декабря 1883 года в Твери в семье священника Ильи Бенеманского. В 1905 году он окончил Тверскую Духовную семинарию и был направлен служить в армию. Год он служил при армейской церкви псаломщиком, около полутора лет - дьяконом, а в 1908 году был рукоположен сан священника и направлен в 13-й гренадерский полк. В 1916 году он отправился на фронт с Волынским полком и здесь пробыл до крушения монархии и развала армии. В 1917 году о. Илья вернулся на родину и стал служить в храме во имя святого благоверного князя Александра Невского при станции Тверь, где среди прихожан было много рабочих депо и железнодорожников.

Подробнее...

Архипастырская деятельность священномученика Серафима (Чичагова)

Господь вел отца Серафима Своими «неисследимыми путями» - ему было уготовано новое церковное служение, которое в ХХ веке являлось, может быть, самым ответственным и скорбным.

28 апреля 1905 г. архимандрит Серафим был поставлен во епископа Сухумского. Хиротонию совершил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский;†1918 г.) вместе с епископом Дмитровским Трифоном (Туркестановым; †1921 г.) в Успенском соборе Московского Кремля.[1]

Подробнее...

Священномученик Серафим (Чичагов). Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Серафимо-Дивеевский монастырь, 1903.

Батюшка о. Серафим поступил в Саровскую пустынь в 1778-м году, 20-го ноября, накануне Введения Пресвятой Богородицы во храм и поручен был в послушание старцу иеромонаху Иосифу.

Родиной его был губернский город Курск, где отец его, Исидор Мошнин, имел кирпичные заводы и занимался в качестве подрядчика постройкой каменных зданий, церквей и домов. Исидор Мошнин слыл за чрезвычайно честного человека, усердного к храмам Божиим и богатого, именитого купца. За десять лет до смерти своей он взялся построить в Курске новый храм во имя преподобного Сергия, по плану знаменитого архитектора Растрелли. Впоследствии, в 1833 году, этот храм сделан был кафедральным собором. В 1752-м году состоялась закладка храма, и, когда нижняя церковь, с престолом во имя преподобного Сергия, была готова в 1762-м году, благочестивый строитель, отец великого старца Серафима, основателя Дивеевского монастыря, скончался. Передав всё состояние своё доброй и умной жене Агафии, он поручил ей довести дело построения храма до конца. Мать о. Серафима была ещё благочестивее и милостивее отца: она много помогала бедным, в особенности сиротам и неимущим невестам.

Подробнее...

Священномученик митрополит Серафим (Чичагов). Служение на ниве Господней в священном сане

«Образ буди верным словом, житием,
любовию, духом, верою, чистотою».
(1 Тим. 4, 12.)

Период томительных житейских ожиданий и вдохновенных молитвенных размышлений, в течение которого Л. М. Чичагов готовился к принятию священнического сана, подошел к своему логическому завершению. 26 февраля 1893 г. в Московском Синодальном храме Двунадесяти апостолов состоялась хиротония Леонида Михайловича в сан диакона, а через два дня – во священника.[1]

Нелегким было вхождение отца Леонида в незнакомую жизнь духовного сословия.

Приписанный к церкви Двунадесяти апостолов, священник Леонид Чичагов сразу же энергично принялся за восстановление этого храма. По предложению отца Леонида, утвержденному Его Императорским Величеством Самодержцем Всероссийским, Синодальная Ризница была перемещена в помещение Мироварной палаты, и было разрешено произвести ремонт в церкви святого апостола Филиппа.[2]

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Прогресс и преображение

Сто лет назад догорал костер европейского пожара, и тогда начала существовать Московская духовная академия. Зарево нового, еще более ужасного, европейского пожара освещает ее столетний юбилей. Против кого воевала наша Россия тогда, сто лет назад? Против Франции, против "просвещенной" передовой Франции. Тогда нашим врагом была страна, только что пережившая век Просвещения, Вольтера, революцию, страна, провозгласившая великие принципы свободы, равенства и братства и изобретшая гильотину для проведения в жизнь этих высоких принципов. Теперь мы воюем с Германией. Но не Германия ли за последнее время идет во главе европейской культуры и прогресса? Несомненно, она. По пути прогресса она бесспорно далеко опередила всех. Русский человек в Германии невольно изумляется тому, как много можно сделать для удобства жизни земной. В сознании невольно мелькает мысль: "Как далеко мы отстали!" Я сам испытал это, проезжая Германию от Торна до Кельна и Аахена. "Во всем, касающемся земного устроения, Германия занимает первое место, играет роль школы цивилизации, ей принадлежит сейчас культурная гегемония, ибо вся современная фабрично-капиталистическая и научно-идеалистическая культура до известной степени "made in Germany", носит на себе печать германского духа" [1].

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. О жизни в Церкви и о жизни церковной

По поводу письма преосвященного епископа Андрея к пастырям Уфимской епархии

В предыдущей, июнь-июльской, книжке "Христианин" (с.400-407) перепечатано из "Уфимских епархиальных ведомостей" (№11. С.458-470) "Письмо к пастырям Уфимской епархии" преосвященного епископа Андрея [1]. "Борьба с сектантством может быть только искреннею, без умалчиваний" - так озаглавлено это письмо. Часть письма была напечатана в начале июня и в "Биржевых ведомостях". В этом письме преосвященный автор говорит о миссии среди сектантов и вообще о нашей церковной жизни, между прочим касаясь моей книжки "Христианства нет без Церкви", книжки, напечатанной Издательским советом при Святейшем Синоде. Еще в начале 1911 года в "Христианине" была напечатана моя статья "Христианство и Церковь" (Т.1. С.61-85,282-306). Упомянутая книжка, обратившая на себя внимание преосвященного епископа Андрея, представляет лишь переработку именно этой статьи. "Я, - пишет преосвященный Андрей, - конечно, безусловно разделяю все догматические мысли отца Илариона". Для меня вполне достаточно, так как сущность своего трактата я и усматриваю в тех богословских мыслях, какие в нем раскрыты. Значит, в главном мы с преосвященным Андреем согласны. 

Подробнее...

В память последнего настоятеля

У поклонного Креста, на месте разрушенного Казанского храма в д. Рудница, по инициативе протоиерея Валентина Сергиенко, настоятеля Покровской церкви в Итомле, была отслужена панихида в память последнего настоятеля храма.
 

Подробнее...

Магистерская диссертация Илариона (Троицкого) “Очерки из истории догмата о Церкви”

Предварительные сведения о научном сочинении

“Хотя ректор и считал кандидатскую работу готовой для напечатания, -  пишет один из исследователей, - сам автор предъявлял к себе гораздо более высокие требования... Свою диссертацию он называет скромнее - “Очерки из истории догмата о Церкви”. Он не мог успокоится, пока не отшлифовал до конца свой труд, который стал самым крупным бриллиантом в венце русской богословской мысли”[1].

“История раскрытия самосознания Церкви в первые пять веков ее существования, в связи с еретическими мнениями тех времен, - такой подзаголовок можно было бы поставить к этой замечательной книге”, - пишет митрополит Владимир (Сабодан)[2].

Подробнее...

Свойства Церкви в богословии Илариона (Троицкого)

Свойства Церкви

Каждое из свойств Церкви перечисленное в Никео-Цареградском символе веры единство, святость, соборность и апостольство привлекает внимание владыки Илариона. Наибольшее внимание рассмотрению свойств Церкви уделяется в магистерской диссертации святителя. Его оппонент на магистерском диспуте проф. М.Д. Муретов ставит даже в вину автору повышенное внимание к истории полемики о свойствах Церкви[1]. Однако, почтенный профессор отмечает, что в магистерском сочинении отграничивается совершенно определенное поле работы в почти необъятной области экклезиологии через исследование полемики против тех движений и расколов, которые прямо затрагивали вопросы о частных, названных в Символе, предикатах Церкви - апостоличности, единства, святости и частью - кафоличности, по связи с единством[2].

Подробнее...

Священномученик Илларион (Троицкий) и его богословие

Экклезиологическая тема  – доминирующий мотив

Мысль о Церкви и постоянное ощущение трепетным сердцем глубин бытия ее запечатлевали личность владыки Иллариона как бы всецелой и всепоглощающей «экклезиологичностью». Эта главная и сущностная черта личности преосвященного страстотерпца рельефно обнаруживается в одной из самых первых его публикаций - лекции «О церковности духовной школы», которую, несомненно, можно считать своего рода «программой» всей его последующей жизни и творчества. Тогда еще молодой (26 лет) преподаватель Московской Духовной Академии Владимир Троицкий, обращаясь к студентам, сказал: «Всякая деятельность в основе своей имеет дарование Духа, а по своему обнаружению и по целям она должна быть церковным служением. Ради причастия к церковному Телу даются человеку дарования, и только тогда он и он сам может сказать о себе и другие подумают о нем, что употребляет их согласно с их назначением, когда обращает он их на служение Церкви.

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Христианства нет без Церкви.

Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Так в девятом члене Символа веры исповедует каждый православный христианин свою веру в великую истину Церкви.

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Религия и политика.

1. "Кризис, всколыхнувший всю русскую жизнь до самого дна, не мог, естественно, не коснуться одной из сторон не только русской, но и вообще человеческой жизни, и религиозный вопрос все чаще ставится перед нынешним поколением не в догматической, а чисто практической форме: каково должно быть отношение общественного движения к религии и обратно. Может быть, самым характерным отличием современной русской революции от французской 1789 года является отсутствие того антирелигиозного течения, которое замечалось тогда: большинство политических деятелей игнорируют религию вовсе, но нет, кажется, ни одного, который поставил бы себе задачей истребить ее, и напротив, есть целая группа, которая пытается установить прямую связь христианской религии с политическим и социалистическим движением. Это терпимое отношение к религии тем более замечательно, что официальные представители господствующей Церкви заявили себя в большинстве такими угодливыми слугами властей предержащих, так безропотно поддавались вмешательству их в дела веры и допустили такую бесцеремонную эксплуатацию религии в интересах старого порядка, что психологически была бы понятна даже слепая вражда к самой религии из-за ее недостойных представителей".

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Постное и пост. Страничка из истории церковной дисциплины

С самого начала своего исторического существования христианская Церковь знала пост. Пост Церковь новозаветная усвоила еще из Ветхого Завета. Но внешняя практика поста и суждения о его внутреннем смысле в христианской Церкви значительно изменились в сравнении с Ветхим Заветом. Еврей понимал пост в смысле полного воздержания от пищи с утра до вечера, и этот пост рассматривался прежде всего как жертва. Так судит о посте еврейский Талмуд, который в уста постящегося вкладывает такую приблизительно молитву: "Вот, Боже, я пощусь, у меня оскудевает плоть моя, у меня жир исчезает. Приими это как бы сжигаемое пред Тобою на жертвеннике". Пост, полное воздержание от пищи, понижает интенсивность физической стороны человека, и еврей рассматривает пост как некоторую замену, некоторую компенсацию человеческой жертвы. В жертву приносится не весь человек, а только как бы часть его, потому что понижается его физическая жизнь.

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Христианство и социализм. На современные темы.

Люди клянутся высшим (Евр.6:16). Эта истина остается всегда и всюду неизменной. Какая-либо одна или какой-нибудь ряд истин для человека всегда составляют "высшее", и это высшее - авторитет для человека, на него он ссылается, им он клянется. Но не для всех людей одни и те же истины - "большее"; иногда "высшее" и совсем ложно; человек, однако, все же клянется и этой призрачной истиной как авторитетом. Мерки, с которыми люди подходят к явлениям окружающей жизни, весьма разнообразны. Каждый избирает тот авторитет, который кажется ему лучшим, а потому и можно признать положение: скажи мне, каковы твои авторитеты, и я скажу, что ты за человек.

Подробнее...

Новомученики, в земле Белорусской просиявшие (23 священномученика Минских) (память 15 октября по старому стилю)

Преподобномученик Серафим (в миру Романович Шахмуть), архимандрит († 1945 г.). Родился в 1901 году в деревне Подлесье Ляховичского уезда в многодетной семье крестьян-бедняков. С детства Романа влекло к Церкви: в то время, как все играли в обычные игры, он часто из палочек делал крестики, надевал в качеств епитрахили передник и начинал "править службу".

Подробнее...

Не пошел против Бога

Почти у каждого в семье хранятся истории прежних поколений. У многих это рассказы старших о Великой Отечественной войне, у кого-то «семейная память» охватывает и более давние времена. И порой именно из историй той или иной конкретной семьи становятся известны подробности истории села, храма, спасенной или уже навсегда утраченной святыни.
 

Подробнее...

Жизнь и деятельность Л. М. Чичагова в миру (до принятия священства)

 «Ты, Боже, создал нас со стремлением
к Себе, и беспокойно сердце наше,
пока не успокоится в Тебе»
Блаженный Августин[1]

Жизненный путь Высокопреосвященного митрополита Серафима – в миру Леонида Михайловича Чичагова – был необычным и поучительным.

Святитель Серафим родился 9 января 1856 года в Санкт-Петербурге в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова и его супруги Марии Николаевны.[2] Их семья принадлежала к одному из знаменитых дворянских родов, привнесших немало замечательных страниц в анналы российской истории.[3] Его прадедом был адмирал В. Я. Чичагов (1726 – 1809 гг.) – один из первых исследователей Ледовитого океана, а дед – морской министр, участник Отечественной войны 1812 года П. В. Чичагов (1767 – 1849 гг.).[4]

Подробнее...

Блаженный Гавриил Бежецкий

Блаженный Гавриил Иоаннович Рыженков, или Сапожилов, похоронен на старом городском кладбище справа от кладбищенского храма (ныне Спасский кафедральный собор). На надгробной плите сохранилась надпись: «Христа ради юродивый Гавриил Иоанович Сапожилов гражданин г. Бежецка преставился 1868 ноября 27 на 72 г. жизни. Память 26 мар.». Кроме того, на плите сохранился текст из послания апостола Павла: «Аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет» (1 Кор 3. 18). По толкованию Блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского: «Пусть отринет мудрость внешнюю, чтобы приобрести божественную; пусть ни о чем не умствует сам от себя, пусть не верит собственным доказательствам, но следует за Богом, как стадо за пастырем, и верует всему божественному». 
 

Подробнее...

«Православная Русь никогда не умрет…»

Драматическое объединение «Радуга»   Дома детского творчества (г. Зубцов, руководитель —  Бойкова Н.Ф.)  на III Боголеповских Чтениях  представило литературную композицию «Православная Русь никогда не умрет…». Боголеповские Чтения в Зубцовском благочинии состоялись в рамках образовательного форума XIII Торопецкой Свято-Тихоновской международной православной научно-практической конференции «Пастырь добрый».
 

Подробнее...

Деяния священномученика Петра Крутицкого как Местоблюстителя Патриаршего Престола

Итак, святитель Петр (Полянский) вступил в управление Русской Православной Церковью, восприняв на себя и все проблемы, стоявшие перед ней.

Подробнее...

Священномученик Петр, митрополит Крутицкий

Дни памяти:  Январь 29 (новомуч.),  Сентябрь 27,  Октябрь 5 (Моск. Свт.)
 
Священномученик Пётр, митрополит Крутицкий (в миру Пётр Фёдорович Полянский) родился в 1862 году в благочестивой семье священника села Сторожевое Воронежской епархии. В 1885 году он закончил по I разряду Воронежскую Духовную Семинарию, а в 1892 году Московскую Духовную Академию и был оставлен при ней помощником инспектора.
 

Подробнее...

Священномученик Иаков (Бриллиантов)

Священномученик Иаков Бриллиантов с 1893 по 1927 год был служащим священником Владычнего монастыря. В 1912 году им было написано «Сказание о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и, предположительно, акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Лев Толстой и воскресение Христово

Иисус сказал громким голосом: Кончено! Отец, в руки Твои отдаю дух Мой! И, склонив голову, испустил дух". Такими словами оканчивается "Краткое изложение Евангелия" Л.Н. Толстого. В предисловии же к этому "Изложению" Толстой грубо и кратко изображает земную жизнь Христа Спасителя: "1800 лет тому назад явился какой-то нищий и что-то говорил. Его высекли и повесили, и все про него забыли, как были забыты миллионы таких же случаев, и лет 200 мир ничего не слыхал про него" (женевское изд. С.17). Толстой не знает воскресения Христова. Ведь для него Христос - не Бог, не Владыка смерти и ада, а смертный человек, сам подпавший тлению. Это все, конечно, хорошо известно. Но в наше безвременье так часто приходится видеть смешение самых разнородных понятий.

Подробнее...

Свщмч. Виталий (Покровский Глеб Никитич), архиепископ Пермский

Покровский Виталий Никитич (Глеб); родился 8.04.1881, станция Сходня Николаевской железной дороги (по другим данным, село Черкизово Московского уезда и губернии) - умер 3.11.1937, Новоивановское отделение Сиблага, близ города Мариинска (ныне Кемеровская области)), архиепископ Пермский. 
 

Подробнее...

Игумения Валентина (Лентошникова)

В 1908 году настоятельницей Владычнего монастыря стала игумения Валентина (Лентошникова), на долю которой выпало пережить октябрьский переворот, выселение сестер и закрытие монастыря.

Подробнее...

«Православная Русь никогда не умрет…»

Драматическое объединение «Радуга»   Дома детского творчества (г. Зубцов, руководитель —  Бойкова Н.Ф.)  на III Боголеповских Чтениях  представило литературную композицию «Православная Русь никогда не умрет…». Боголеповские Чтения в Зубцовском благочинии состоялись в рамках образовательного форума XIII Торопецкой Свято-Тихоновской международной православной научно-практической конференции «Пастырь добрый».
 

Подробнее...

Священномученик иерей Андрей Егорьевский и преподобномученик Филарет Срезневский, игумен

Памяти мучеников, убиенных большевиками 7 марта (22 февраля ст.ст.)
 
 
Среди новомучеников российских, убиенных большевиками 22 февраля (7 марта по н.ст.), были и рязанские священнослужители: священномученик иерей Андрей Егорьевский и преподобномученик Филарет Срезневский, игумен
 
Священномученик иерей Андрей Егорьевский
(Ясенев Андрей Иванович, † 07.03.1938)
 
Священномученик Андрей родился 12 августа 1868 года в селе Ясенок Рязанской губернии в семье диакона Иоанна Ясенева. Окончив в 1889 году Рязанскую Духовную семинарию, Андрей Иванович был рукоположен во диакона, а в 1891 году во священника к Владимирской семинарской церкви в городе Рязани, одновременно он исполнял послушание эконома Рязанской Духовной семинарии.

Подробнее...

Памяти отца Бориса Боголепова

Вглядись внимательней, живущий в мире:
Тюремный снимок – тайны краткий миг.
Сквозь времена проступит по санкири
Уж не лицо, а Богоносный Лик.
 

Подробнее...

Снискавшие славу у Царя Небесного

Щедро одаривал Господь русский народ талантами. Много было славных людей и в земле Зубцовской. Кто-то прославился своими трудами, кто-то ратными подвигами. Имена 11 зубчан   Героев Советского Союза вычеканены на воинском мемориале славы, что на Полустовой горе. Но есть в череде этих славных людей четверо особенных, снискавших себе славу у Царя Небесного. Четверо святых Новомучеников и исповедников российских, жизни и труды которых, оказались крепко связанными с Зубцовской землей:
 

Подробнее...

Воспоминания Ирины Викторовны Ждановой о своем прадедушке – священномученике Борисе Коробинском (Боголепове)

Краткие сведения о жизни и выписки из уголовного дела приведены в книге игумена Дамаскина (Орловского) «Мученики,  исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним». Книга 3. Стр. 221-223, 593 (Тверь, ООО «Издательский дом «Булат», 2001)
 
Священномученик Борис Боголепов – один из многих, пострадавших за Христа на русской земле от безбожной советской власти, расстрелян 1 октября 1937 г. «Среднего роста, черты лица правильные, волосы русые» — описание внешности арестованного священника из заведенного на него уголовного дела. Нет даже фотографии: все следствие велось очень небрежно и быстро, менее двух месяцев прошло от ареста до вынесения приговора.
 

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Церковь гонимая и Церковь господствующая. К празднованию 1600-летия со времени Миланского эдикта.

Когда Моисей пас овец Иофора, тестя своего, священника мадиамского, он видел купину, горящую огнем, и купина не сгорала. Этот образ купины горящей и не сгорающей некоторые из древнецерковных писателей прилагали к Христовой Церкви первых трех веков: она почти три века горела в огне и не сгорала - наоборот, росла, расцветала и приносила плоды. Пламя огненных искушений Церкви то ослабевало, то возгоралось с новой, еще большей силой. Были вспышки невежественной и суеверной толпы, которая готова была во всех общественных бедствиях винить христиан, а потому и кричала: "Христиан ко львам!" Были на римском престоле выдающиеся правители, люди политической идеи, при которых процветало государство и благоденствовали народы, но христиане казались таким правителям изменниками, помехой для осуществления римских идеалов - и периоды благоденствия граждан были временем страдания христиан. 

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Священное Писание и Церковь

У Церкви нет скрижалей, на которых были бы начертаны письмена Божественным перстом. Церковь имеет Священное Писание, но Тот, Кто создал Церковь, ничего не лиса. Лишь однажды сказано о Христе в евангелии Иоанна, что Он, низко наклонившись, писал, но и в этот раз Христос писал перстом и писал на земле. Да может быть и не писал каких-нибудь слов, а лишь чертил перстом по направлению к земле. И однако же Церковь имеет Писание, которое она называет Священным, Божественным.

Подробнее...

Cвященномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Да не будут тебе бози инии! Слово в день празднования 95-й годовщины основания Московской Духовной Академии.

Быша гласи и молния и облак мрачен на горе Синайстей, глас трубный глашаше зело... Гора же Синайская дымяшеся вся... И глагола Господь... Аз есмь Господь Бог твой... да не будут тебе бози инии разве Мене (Исх.19:16,18; 20:1-3). Но и громы, и молнии оказались бессильны: не могли они удержать жестоковыйного народа от идолопоклонства, и сетует Господь Бог ревнитель устами пророка Своего: Два бо зла сотвориша людие Мои: Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже не возмогут воды содержати (Иер.2:13).

Подробнее...

Святитель - исповедник Агафангел, митрополит Ярославский (память 3 октября по старому стилю)

Святитель-исповедник Агафангел, митрополит Ярославский (в миру Преображенский Александр Лаврентьевич) родился 27 сентября 1854 года в селе Могилы Кормовской волости Веневского уезда Тульской губернии, в семье священника Лаврентия. Родители будущего Святителя в жизни своей воплощали традиционные черты тысяч безвестных семей русского сельского духовенства, самоотверженными трудами которых не прекращалось благовестие Христово на бескрайних просторах русской земли. Аскетическое воспитание шестерых детей через приобщение их к простому крестьянскому труду, добросовестное пастырское служение в скромном деревенском храм, смиренное приятие бедности, глубокое литургическое благочестие - вот что определяло повседневный уклад семьи отца Лаврентия.

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Прогресс и война

Переживаемые тяжелые дни ужасной войны задают всякому вдумчивому человеку целый ряд вопросов. Что же это такое совершается пред нашими глазами? Европа, цивилизованная, культурная Европа, XX век, широкий поток просвещения, наука, искусство, высокие идеи, гуманность, свобода, равенство, братство даже - и вдруг война, убийство, жестокость, бесчеловечность, кровь, зверство. Как примирить эти два ряда явлений?

Подробнее...

Митрополит Владимир (Богоявленский). Против ли нас (абстинентов) Библия?

Досточтимое Собрание,

Боголюбивые отцы и братие!

Борьба против алкоголя и пьянства, которую ставим мы своею задачею,—борьба серьезная и очень нелегкая. Нелегкая сама по себе, она еще более затрудняется для нас превратным образом мыслей его защитников, которые и сейчас еще имеют дерзость стоять за распространение и употребление алкоголя. И где только не удается этому алкоголю, несмотря на его страшныя и губительныя свойства, находить себе дру­зей и защитников! 

Подробнее...

Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский. О праве церковного отлучения, или анафематствования.

Ни одно из действий церковной власти не порождало и не порождает в христианском обществе столько недоразумений, ропота и недовольства и не подвергалось и не подвергается таким нападкам со стороны свободно, но неправомыслящих людей, как наложение отлучения от Церкви, произнесение анафемы. Одни, не имея правильного понятия о значении, духе и характере церковного отлучения, смотрят на него как на действие, не соответствующее духу христианской любви, и возмущаются мнимою жестокостью, которую Церковь в данном случае доводит будто бы до крайности [1]; а другие хотя и отдают ему справедливость как внешней, дисциплинарной мере, но отрицают в нем то, что составляет существенную принадлежность его, отрицают внутреннюю силу и действенность отлучения; некоторые же до того простирают посягательство свое на церковное отлучение, что, отвергая Богооткровенное происхождение церковного отлучения, называют его изобретением средних веков, порождением варварского времени, самовольно захваченным духовенством в свои руки оружием, служащим опорою для иерархического деспотизма, который якобы не хочет признавать никаких прав за подчиненными [2].

Подробнее...

Новомученик Михаил Новоселов. Спасение и вера по учению католическому и протестантскому.

Предисловие к изданию 1913 г.

"Мы должны понять западные исповедания и оценить их с точки зрения истинно-христианского учения. Говоря, что нужно понять их, мы отчасти определяем и самый метод исследования. Если мы будем только указывать частичные уклонения этих исповеданий от истины, будем на основании Св. Писания и Предания опровергать каждый пункт за пунктом их вероучения, то мы западных исповеданий не поймем, а не понявши их, никого в их ложности не убедим: всегда останется возможность предполагать в наших доказательствах незаметную уловку, а в неудаче противника - только временный недосмотр или неопытность. Нужно обнаружить самый корень болезни, нужно понять западные вероисповедания в их основном мировоззрении, выяснить их жизнепонимание, которое производит все эти нездоровые симптомы: тогда частные пункты, пожалуй, не потребуют и опровержения. Жизнь - такой предмет, о котором может судить всякий, у кого есть разум и совесть, есть неизвращенное нравственное сознание. Догматических рассуждений кто-нибудь может не понять, исторических свидетельств можно не знать, а жизнепонимание у всякого перед глазами: стоит только сравнить его с Христовым учением - и ложность инославия доказана, равно как понятно и происхождение всех его частных уклонений".

Подробнее...

Блаженная Евфросиния Алексинская

С 1806 по 1845 год в Серпуховской Владычней женской обители подвизалась блаженная старица Евфросиния (в миру княгиня Евдокия Вяземская). Святая пребывала в постоянной молитве, отдыхая лишь по два часа в сутки на голых досках без постели, преклонив голову на локти; ходила босая даже в зимнее время; на шее носила тяжелую железную цепь; ее пищей был только хлеб с квасом. Святитель Филарет, Митрополит Московский и Коломенский, посещая обитель, подолгу беседовал с нею в ее келии. 
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus