Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Совершенно секретно...

"Сов.секретно. Срочно. Лично. Тов. Тучкову." Донесения из Ленинграда в Москву, 1927-1928 годы // Богословский сборник. №10. М.: Правосл. Свято-Тихоновский богосл. ин-т, 2002. С. 362-385.

Номер страницы перед текстом

Работа историка Церкви очевидным образом включает в себя не только изучение чисто церковных документов. Необходимо исследовать и тот исторический фон, на котором они возникли. В отношении церковной истории советского периода таким фоном служила активная целенаправленная деятельность государственных органов — деятельность, имевшая своей целью разложение и в конечном итоге уничтожение Русской Церкви. За последние годы появился целый ряд серьезных исследований и публикаций документов, раскрывающих механизмы вмешательства государства в церковные дела. В первую очередь здесь необходимо отметить подготовленный Н. Н. Покровским и С. Г. Петровым двухтомник «Политбюро и Церковь: 1922-1925»* и изданное ПСТБИ «Следственное дело Патриарха Тихона»2. Материалы этих изданий, однако, охватывают только первую половину 1920-х годов. Очевидно, что с 1925 года, то есть после смерти святого Патриарха Тихона, давление государства на Церковь не ослабело и полноценная публикация документов, иллюстрирующих это давление, еще ждет своего часа.

Такой вид источников, как следственные дела, несомненно, здесь особенно важен. При работе с ними сотрудникам отдела новейшей истории Русской Церкви ПСТБИ с материалами, иллюстрирующими подрывную антицерковную деятельность органов ОГПУ-НКВД, доводится сталкиваться постоянно. Довольно много таких материалов содержится в деле «Всесоюзной организации ИПЦ», о котором уже говорилось в ряде публикаций, в том числе и в настоящем «Богословском сборнике». Данное дело стало апофеозом деятельности человека, без упоминания имени которого невозможно говорить об истории

1 Архивы Кремля. Политбюро и Церковь: 1922-1925 гг. В 2-х кн. / Подгот. издания Н. Н. Покровского и С. Г. Петрова. Новосибирск: Сибирский хронограф; М.: РОССПЭН, 1997-1998.

2 Следственное дело Патриарха Тихона: Сб. документов по материалам ЦА ФСБ РФ. М.: Изд-во ПСТБИ; Памятники исторической мысли, 2000.

363

Русской Церкви 1920-х годов. Именно им разрабатывалась тогда вся тактика действий ОГПУ в отношении Церкви. Речь идет о начальнике 6-го отделения секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкове. После завершения дела «Всесоюзной организации ИПЦ» в 1931 году Тучков был переведен из Москвы на Урал.

Ниже читателю предлагаются три сравнительно небольших документа — датируемые ноябрем 1927 — мартом 1928 года донесения Тучкову из Ленинградского управления ОГПУ о событиях церковной жизни и влиянии органов ОГПУ на ход этих событий. Важность этих документов определяется тем, что разворачивавшиеся тогда в Ленинграде события — возникновение и деятельность так называемой «иосифлянской» оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) — имели далеко не местное, а общецерковное значение. На примере Ленинграда хорошо видно, в чем состояла политика ОГПУ по отношению к Церкви и во всесоюзном масштабе.

Как следует из публикуемых донесений и резолюций Тучкова на них, политика эта состояла в следующем.

Спровоцировать в церковной среде разделение по принципу готовности идти на большие или меньшие компромиссы с властью. Возникновение оппозиции существующей церковной власти рассматривается как весьма важная задача. Подчеркивается, что отсутствие оппозиции было бы фактом нежелательным для ОГПУ. Для укрепления ростков оппозиции даже специально освобождается из заключения ряд лиц, которые, как ожидается, должны войти в ее состав.

После того как оппозиция возникнет, главной задачей становится всячески способствовать росту взаимной неприязни двух церковных сторон. Здесь в ход идут требования, обращенные к церковной власти (в данном случае к епископу Николаю Ярушевичу), проявить «твердость и решительность» в отношении оппозиционеров: запрещать их на длительный срок в служении, переводить с доходных в бездоходные церкви и т. д. Цель этих требований, естественно, не восстановить церковное единство, а подтолкнуть оппозицию к непримиримости, о чем прямо и говорится. В «довершение всего» предлагается даже срочно «дать» епископу Николаю сан архиепископа, чтобы еще более настроить против него оппозицию.

Церковь разделена на более и менее лояльные по отношению к власти стороны. Наступает время физического разгрома менее лояльных.

364

При этом от более лояльной стороны требуется своеобразное церковное прикрытие этого разгрома. «Мы повлияем на Сергия, чтобы он запретил в служении некоторых оппозиционных] епископов, а Ерушевич после этого пусть запретит некоторых попов», — пишет Тучков (фамилия епископа Николая им почему-то искажается, хотя она встречается в донесении более полутора десятка раз, причем в правильном написании).

Выходящий за рамки рассматриваемых документов, но известный по последующим событиям этап — это разгром той самой более лояльной стороны.

Данная программа действий, очевидно, была не нова. Она почти копирует разработанный в 1922 году Л. Д. Троцким сценарий использования в деле борьбы с Православной Церковью обновленческого движения (с той лишь разницей, что обновленцам нужно было захватывать церковную власть, а митрополиту Сергию — нет). Тогда, как известно, Троцкий предложил расколоть Церковь на два крыла: «черносотенное контрреволюционное» и «сменовеховское советское». «Чем более решительный, резкий, бурный и насильственный характер примет разрыв сменовеховского крыла с черносотенным, тем выгоднее будет наша позиция», — писал он 30 марта 1922 года. После этого, по мысли Троцкого, следовало «повалить контрреволюционную часть церковников», опираясь при этом на «сменовеховское духовенство», а затем, «не давая сменовеховским вождям очухаться», превратить их начинание в «выкидыш»1.

С конца 1920-х годов в полемической церковной литературе многократно встречалась тема уподобления деятельности митрополита Сергия обновленческой. В ответ всякий раз указывалось на то, что такое уподобление некорректно: канонический статус митрополита Сергия был принципиально иным, нежели статус обновленцев. Это верно. Однако видно, что, если сравнить роли, отводимые властью обновленцам в 1922 году и митрополиту Сергию с его единомышленниками в 1927 году, то они действительно окажутся очень сходными.

Следует подчеркнуть, что речь здесь идет не об оценке митрополита Сергия, епископа Николая или же митрополита Иосифа, епископа Димитрия и других, а о тех ролях, которые навязывало им ОПТУ в своем де-

1 См.: Архивы Кремля. Политбюро и Церковь: 1922-1925 гг. Кн. 1. С. 162-163.

365

ле разрушения Церкви. Очевидно, что сами они свое назначение представляли совсем по-другому (вспоминается приписываемая митрополиту Сергию фраза: «Я спасаю Церковь!»1). Суждение о том, какой же оказалась их роль в новейшей истории Русской Церкви в действительности, вовсе не входит в задачу настоящей публикации. Задача эта, как было сказано выше, состоит в том, чтобы проиллюстрировать, на каком фоне происходили события церковной жизни конца 1920-х годов.

Документы приводятся с сохранением основных особенностей оригинала (исправлению подвергнуты только очевидные орфографические и синтаксические ошибки). Использование строчных и заглавных букв сохранено, отмечены имеющиеся в тексте подчеркивания.

Краткие сведения об упоминающихся в документах лицах и храмах приводятся в конце публикации.

Публикация осуществляется в рамках исследовательского проекта РГНФ 01-01-00296 а.

№ 1

26 ноября 1927 года

26/XI 1927 г. № 69391/к

Совершенно! секретно. Срочно. Лично.

Серия «К».

СО ОГПУ - Нач[альнику] 6 ОТДЕЛЕНИЯ - товарищу] ТУЧКОВУ.

гор [од] Москва.

Об Епархиальном Управлении Православной церкви. Сообщается, что 26-го Августа с[его] г[ода] епископом ЯРУШЕВИЧЕМ, было послано в Административный Отдел

1 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943 / Сост. М. Е. Губонин. М.: Изд-во ПСТБИ, 1994. С. 538.

366

заявление с просьбой зарегистрировать Епархиальное Управление Православной церкви (патриаршей ориентации), в составе его, как управляющего епархией, викарных епископов: епископа Колпинского Серафима ПРОТОПОПОВА и епископа Гдов-ского Дмитрия ЛЮБИМОВА, и временный Совет, в составе членов: протоиереев: ВЕРЮЖСКОГО, ЧУКОВА, ВИНОГРАДОВА, БОГОЛЮБОВА, ЯБЛОНСКОГО, ЧЕЛЬЦОВА, при секретаре ЗАПАДАЛОВЕ.

До ноября м[еся]ца, мы всячески задерживали регистрацию этого управления1. По нашему указанию были отведены ВЕРЮЖСКИЙ, БОГОЛЮБОВ И ЗАПАДАЛОВ: первый - ВЕРЮЖСКИЙ — как ярый противник Сергия, сторонник митрополита ИОСИФА, второй - БОГОЛЮБОВ - как махровый авторитетный тихоновец и третий ЗАПАДАЛОВ — как старый секретарь Епархиального Управления. На их место ЯРУШЕВИЧЕМ назначен только новый секретарь — ЛИБИН, молодой священник из б[ывших] присяжных поверенных, на 2-х отведенных — ЯРУШЕВИЧ не назначил никого.

Регистрацию мы задерживали в целях выявления противников. Было установлено, что недовольство Сергием, главным образом, выражается назначением его на Управление Ленинградской епархией Николая ЯРУШЕВИЧА, а не митрополита ИОСИФА.

На этом базируется вся противосергиевская группа; состоит она из епископа Дмитрия ЛЮБИМОВА, епископа Серафима ПРОТОПОПОВА, еп[ископа] на покое Стефана БЕХ, протоиерея ВЕРЮЖСКОГО, Сергея ТИХОМИРОВА, Ал[ексан]дра ТИХОМИРОВА, УСТИМЕНКО, СОВЕТОВА, Ивана НИКИТИНА, Измаила РОЖДЕСТВЕНСКОГО, ПОКРОВСКОГО, ПОЛЯКОВА Филофея2, СОКОЛЬСКОГО и НИКОЛЬСКОГО. Эти 14 человек, при участии торговцев с Сенного рынка, всячески стараются восстановить массу против Сергия и ЯРУШЕ-

1 Официально епархиальный совет был зарегистрирован Ленинградским облисполкомом только 14 ноября 1927 года (См.: Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат: 1917-1945. СПб.: Лики России, 1995. С. 132).

2 В оригинале здесь и далее: Фелофея.

367

ВИЧА. Так епископ Дмитрий ЛЮБИМОВ, несмотря на указ о назначении митрополита ИОСИФА в Одессу, все время поминает при богослужении ИОСИФА, выполняя указания Иосифа и игнорируя распоряжения ЯРУШЕВИЧА. Епископ Серафим ПРОТОПОПОВ, получив воззвание Сергия, в церкви его не читал, а приказал двадцатке воззвание вывесить повыше, чтобы не было возможности прочитать. Священник Филофей ПОЛЯКОВ, ходит по домам, ругая ЯРУШЕВИЧА, называет красным. Священник НИКИТИН собирал подписи за оставление Иосифа в Ленинграде, ругая в проповеди ЯРУШЕВИЧА и митрополита Сергия. Сергей ТИХОМИРОВ отказался читать воззвание Сергия, на этом основании отказался от благочиния и исповедника. Священник Измаил РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, после совершения ЯРУШЕВИЧЕМ в его церкви богослужения (в престольный праздник), кричал в церкви, что епископ ЯРУШЕВИЧ осквернил его храм и нужно освящать вновь престол. В общем, оппозиция в целом базируется на митрополите Иосифе, на его отстранении от управления Ленинградской епархией.

В числе таких оппозиционеров состоят: архимандриты Лев и Гурий ЕГОРОВЫ и епископы Григорий ЛЕБЕДЕВ и Гавриил ВОЕВОДИН, которые до 19/XI находились под арестом.

В интересах дальнейшей тактической линии по регулированию оппозиционной группы мы, по агентурным соображениям, вышеупомянутых лиц своевременно освободили, с соблюдением всех предосторожностей, гарантирующих работу на дальнейшее.

По имеющимся у нас агентурным данным, освобожденные уже примкнули к оппозиционной группе и ведут кое-какую работу в ней.

Соразмеряя расстановку сил оппозиции в целом, нетрудно уже сейчас предугадать, что большая часть оппозиции перейдет на сторону Сергия, останется незначительная часть в лице, главным образом, освобожденных1. Отсюда видна вся необходи-

1 В отношении освобожденных ожидания сотрудников ОГПУ несколько не оправдались: архиепископ Гавриил и архимандриты Лев и Гурий от митрополита Сергия в итоге не отделились.

368

мость и своевременность освобождения вышеуказанных лиц, ибо при отсутствии этого мероприятия, можно было бы столкнуться с нежелательным для нас фактом — отсутствие вообще оппозиции.

Со стороны епископа ЯРУШЕВИЧА, против оппозиционеров принимаются меры — подчинить себе, но меры эти слишком слабые, и все они сводятся к тому, чтобы количественно ослабить оппозицию. К одному НИКИТИНУ были применены меры — запрещения служения на 1 м[еся]ц, к остальным же применяются меры предупреждения и только.

С нашей стороны указывается ЯРУШЕВИЧУ, что только его твердость и более решительные меры, как-то — перевод с доходных в бездоходные церкви, перевод в провинцию, длительное запрещение служения — парализует оппозицию. В действительности же такая твердость скорее оппозицию <подтолк-нет> — к непримиримости. Для этого мы предложили ЯРУШЕВИЧУ открытие Епархиального Управления, ознаменовать выпуском воззвания, но такого воззвания, которое било бы противников Сергиевского воззвания вовсю. Воззвание это подпишется Епархиальным Управлением, которое будет предварительно ЯРУШЕВИЧЕМ согласовано с нами.

Со стороны ЯРУШЕВИЧА имеется поползновение, чтобы воззвание было бы подписано самим митрополитом Сергием, как управляющим Ленинградской епархией, но мы настаиваем на том, что твердость нового Епархиального Управления, должна идти от самого Управления, а не от Сергия, который своим воззванием уже себя проявил.

В довершение всего, для большего неприязненного отношения к ЯРУШЕВИЧУ со стороны оппозиции, необходимо ЯРУШЕВИЧУ дать сан архиепископа в самом ближайшем времени1.

Предполагаемое к выпуску воззвание, вследствие его особой важности, мы согласуем с Вами.

Нач[альник] СОУ: Невернов.

1 Данное предложение в Москве во внимание принято не было: в сан архиепископа епископ Николай был возведен только в 1935 году.

369

ЦА ФСБ РФ. Дело «Всесоюзной организации ИПЦ. Т. 9. Л. 3-5. Подлинник. Машинопись на бланке Полномочного представительства ОПТУ СССР в Ленинградском военном округе.

На первом листе слева стоит штамп: «Секретный отд[ел] ГПУ. Получено 29/XI 1927 г. Вх[одной] № 430328».

Вверху листа надпись простым карандашом: «Фрейб. передай вр<?> Тучкову. И. Полянский». Автограф И. В. Полянского.

Слева листа надпись простым карандашом: «т[оварищу] Полянскому].

 

1) Сообщите в Ленинград, что была у Сергия делегация с такими-то предложениями]'.

2) Предложите наиболее активных из оппозиции мирян арестовать под другими предлогами.

3) Сообщите, что мы повлияем на Сергия, чтобы он запретил в служении некоторых оппозиционных] епископов, а Ерушевич <так!> после этого пусть запретит некоторых попов.

15/ХП Е. Тучков». Автограф Е. А. Тучкова.

1 12 декабря 1927 года митрополита Сергия в Москве посетила делегация представителей ленинградского духовенства и мирян, в состав которой входили епископ Димитрий (Любимов), протоиерей Викторин Добронравов, миряне И. М. Андреевский и С. А. Алексеев. Предложения делегации митрополиту Сергию, составленные протоиереем Василием Верюжским, см.: Акты... С. 539.

2 30 декабря 1927 года митрополитом Сергием и его Синодом было принято следующее определение:

«Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Временный при нем Священный Синод слушали (печатно): Доклад епископа Петергофского Николая о церковных нестроениях в г. Ленинграде в связи с проявлением непослушания Высшей Церковной Власти со стороны некоторых епископов, клириков и мирян, имеющего все признаки открытого разрыва с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя и Временным Патриаршим Священным Синодом. Активными руководителями этого движения являются: епископ Гдовский Димитрий, епископ Ко-порский Сергий и протоиерей Василий Верюжский. К ним примыкает небольшая группа ленинградских священников и мирян.

Определением своим от 30 декабря 1927 г. за № 208 постановили: Принимая во внимание, что епископ Гдовский Димитрий, епископ Копорский Сергий и протоиерей Василий Верюжский определенно

370

№ 2

24/ I 1928 г. № 19614/к

24 января 1928 года

Совершенно] секретно. Срочно. Лично.

Серия «К».

СО ОГПУ - Нач[альнику] 6 ОТДЕЛЕНИЯ - товарищу] ТУЧКОВУ.

гор[од] Москва.

О церковной оппозиции.

заявили Заместителю Управляющего Ленинградской епархией епископу Петергофскому Николаю о своем решении порвать молитвенно-каноническое общение с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, Управляющим Ленинградской епархией митрополитом Сергием и Временным Патриаршим Священным Синодом, и тем, равно как и своими выступлениями, внесли соблазн и смуту в среду верующих,

1) потребовать в трехдневный срок по получении сего от Преосвященных епископов Димитрия и Сергия в письменной форме точный и определенный ответ — считают ли они себя пребывающими в молитвенно-каноническом общении с митрополитом Сергием, как Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, и Временным при нем Священным Синодом, или нет и подчиняются ли они всем распоряжениям законной Высшей Церковной Власти. Впредь до получения от них и обсуждения означенного ответа Преосвященных Гдовского Димитрия и Копорского Сергия на основании 13-15 прав[ил] Двукратного Собора, запретить в священнослужении.

2) Предоставить Преосвященному Петергофскому на протоиереев] Василия Верюжского, Никифора Стрельникова и др[угих] клириков, порвавших молитвенно-каноническое общение с митрополитом Сергием и Временным при нем Патриаршим Священным Синодом наложить запрещение в священнослужении впредь до их раскаяния...» (ЦА ФСБ РФ. «Дело митрополита Сергия: Документы к церковным событиям 1927-1928 гг. Китеж, 1929». Машинопись. С. 235-236).

371

Из прилагаемой при сем сводки1, вполне заслуживающей доверие, церковная оппозиция в Ленинграде растет, причем с ее стороны был допущен захват Тихоновского кафедрального собора в свои руки, — церковь Воскресения на крови.

В этой церкви, до создания оппозиции, состоял настоятелем священник ВЕРЮЖСКИЙ; после того как ВЕРЮЖСКИЙ выявил себя ярым оппозиционером, двадцатка потребовала от него признать Сергия или оставить настоятельство церкви. ВЕРЮЖСКИЙ признать Сергия отказался, а для того, чтобы остаться в церкви, в один день ввел 60 новых членов в двадцатку, преимущественно женщин, и в результате — старая двадцатка, стоявшая за Сергия, осталась в меньшинстве, а ВЕРЮЖСКИЙ - настоятелем. Это торжество оппозиция отпраздновала торжественным богослужением при двух оппозиционных епископах и 9-ти священниках.

После этого колебавшиеся церкви в Лесном, Полюстрове и» на ст[анции] Володарская, всецело примкнули к оппозиции.

Нами обращено внимание на выявление верующих, принимающих активное участие в оппозиции.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Упомянутое.

Нач[альник] СОУ: Невернов. Нач[альник] СО: Жупахин. !. Нач[альник] 3 Отделения: Степанов.

ЦА ФСБ РФ. Дело «Всесоюзной организации ИПЦ». Т. 9. Л. 16. Подлинник. Машинопись на бланке Полномочного представительства ОГПУ СССР в Ленинградском военном округе.

Вверху листа справа стоит штамп: «Секретный отд[ел] ГПУ. Получено 26/1 1928 г. Вх[одной] № 3544».

Вверху листа надпись синим карандашом: «Казанскому к делу церк[овной] оппозиции. 31/1 И. Полянский». Автограф И. В. Полянского.

1 Сводка среди материалов дела «Всесоюзной организации ИПЦ» не обнаружена.

372

№3

17 марта 1928 года

17/Ш 1928 г. № 59938/к

Сов[ершенно] секретно. Срочно. Лично.

Серия «К>.

СО ОГПУ 6 ОТДЕЛЕНИЕ - товарищу] ТУЧКОВУ

гор[од] Москва.

Сообщение по духовенству.

8-го марта с[его] г[ода] в Ленинград приехал вновь назначенный митрополитом СЕРГИЕМ Управляющий Ленинградской Епархии митрополит СЕРАФИМ ЧИЧАГОВ. Приезду СЕРАФИМА предшествовала переписка и личные переговоры его с Времен[но] Управляющим Ленинградской Епархией епископом НИКОЛАЕМ ЯРУШЕВИЧЕМ. В процессе переписки и переговоров СЕРАФИМ знакомился с положением дел в Епархии (в частности, с состоянием оппозиционного движения) и намечал план борьбы с «раскольниками», деятельность которых к этому времени становилась довольно активной. Прежде чем перейти к обстоятельствам, связанным с приездом митр[ополита] СЕРАФИМА ЧИЧАГОВА, считаем необходимым остановиться на состоянии оппозиционного движения в г[ороде] Ленинграде и Ленинградской области.

Как известно, после того как митр[ополит] СЕРГИЙ ответил отказом на ультимативные требования делегации Ленинградского оппозиционного духовенства (аннулировать декларацию, отказаться от перемещений епископов и пр.)1, это последнее решило от него отколоться. 13/ХП <ст. ст.> [19] 27 г. епископы Сергий ДРУЖИНИН и Дмитрий ЛЮБИМОВ вы-

1 Требования ленинградской делегации и ответ на них митрополита Сергия см.: Акты... С. 539-540.

373

пустили обращение к верующим, в котором сообщили «о прекращении канонического общения с митр[ополитом] Сергием и со всеми, кого он возглавляет, впредь до суда "совершенного собора местности", т. е. с участием всех православных епископов или до открытого полного покаяния перед святой церковью самого митр[ополита] Сергия». Мотивировалось это желанием — «не утратить помалу неприметно той свободы, которую даровал нам Господь Иисус Христос»1. Вслед за тем 18/ХП <ст. ст.> аналогичное обращение к митр[ополиту] СЕРГИЮ выпустили 6 священников — лидеры оппозиционного духовенства2. Своим главой РПЦ подписавшиеся объявляли патриаршего местоблюстителя Петра КРУТИЦКОГО и «законного епархиального митрополита ИОСИФА».

После этих обращений, оформлявших раскол, оппозиционные церковники стали развивать энергичную агитационную и организационную работу, сущность которой сводилась к следующему:

1. Митрополит СЕРГИЙ и идущее за ним духовенство объявлялось «еретиками», «обновленцами», «красными», «слугами антихриста» и т. д. и т. п.

2. Церкви, в которых служили представители Сергиевского духовенства, объявлялись оскверненными и требующими переосвящения, а различные обряды — лишенными значения и божественной силы. Наиболее фанатичный представитель оппозиции священник] Измаил РОЖДЕСТВЕНСКИЙ в своих речах и проповедях прямо говорил: «Пришли времена антихриста. В церквах Сергиевцев мерзость запустения. Бегите от них, плюйте на них».

3. Проводилась кампания среди духовенства и мирян — не давшая заметных результатов — по сбору подписей под протестами против декларации митр[ополита] СЕРГИЯ и против смещения митр[ополита] ИОСИФА.

4. Проводилась довольно энергичная индивидуальная и групповая обработка идущих за СЕРГИЕМ церковников и ми-

1 Полный текст акта отхода см.: Там же. С. 544-545.

2 Документ не установлен.

374

рян (из состава двадцаток), имевшая целью — откалывать на сторону оппозиции стоящих на стороне СЕРГИЯ церкви.

5. Размножались на пишущих машинках и распространялись среди верующих и духовенства различные документы, направленные против митр[ополита] Сергия, как-то: 1) обращение к митр[ополиту] СЕРГИЮ делегации Ленингр[адского] оппозиционного духовенства1; 2) критика декларации СЕРГИЯ неизвестного автора (послана Вам при отношении от 24/П [19]28 г. № 59805/к)2; 3) обращение к верующим еп. еп. ДМИТРИЯ (ЛЮБИМОВА) и СЕРГИЯ (ДРУЖИНИНА)3; 4) обращение к митр[ополиту] СЕРГИЮ 6 Ленинградских священников4; 5) открытое письмо к епископу Николаю Петергофскому анонимного «православного мирянина»5; 6) копия переписки с митр[ополитом] СЕРГИЕМ и др[угими] епископами - епископа ГЛАЗОВСКОГО Виктора (Вотской области)6; 7) послание заключенных в Соловках церковников7; 8) письма

1 См.: Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ Мемориал, 1999. С. 214-218.

2 В упомянутом отношении № 59805/к от 24 февраля 1928 года сообщалось о задержании и вербовке одного из распространителей противосергиевской литературы. По признанию задержанного вся литература получалась им в церкви Воскресения на крови от одного прихожанина, которого он обязался установить (ЦА ФСБ РФ. Дело «Всесоюзной организации ИПЦ». Т. 4. Л. 535). Посланная в качестве приложения к отношению № 59805/к критика декларации митрополита Сергия неизвестного автора — публикуемый в настоящем выпуске «Богословского сборника» документ «Уста священника...».

3 Вероятно, имеется в виду акт отхода от митрополита Сергия от 13/26 декабря 1927 года.

4 Скорее всего речь идет об упомянутом выше неустановленном документе от 18/31 декабря 1927 года.

5 Документ не установлен.

6 Отдельные письма см.: Акты... С. 532-533, 538-539, 542-544, 545-546, 582-584.

7 См.: Там же. С. 515-516. Более полный текст, не имеющий, однако, никаких ссылок, см.: Протоиерей Владислав Цыпин. Русская Православная Церковь. 1925-1938. М., 1999. С. 117-120.

375

митр[ополита] ИОСИФА1 и 9) обращение к митр[ополиту] СЕРГИЮ митр. митр. АГАФАНГЕЛА2, ИОСИФА и др[угих]3. Все указанные документы у нас имеются. Кроме этого, по имеющимся сведениям ходил по рукам, среди оппозиционных] церковников и мирян документ, содержащий «Ответы епископа ГЛАЗОВСКОГО Виктора на 15 вопросов ГПУ» (этого документа пока у нас не имеется)4.

6. Устанавливалась письменная и путем разъездов связь церковной оппозиции в Ленинграде с духовенством других епархий. Установлена переписка с духовенством Новгородского], Черепов[ецкого] и др[угих] округов, Коми-3ырянск[ой] обл[асти]. Зарегистрированы поездки отдельных оппозиц [ионных] церковников в Новгород и другие округа, в АКССР5, в Тверскую губ[ернию] и др[угае]. Некоторые церковники, главным образом, лидеры оппозиции выезжали в Ярославскую губ[ернию] — к митр[ополиту] ИОСИФУ. Вся эта работа оппозиционных] церковников приблизительно к половине февраля приняла настолько интенсивный характер и внушительные размеры, что среди сергиевцев стало наблюдаться состояние некоторой неуверенности и растерянности. К этому времени от митр[ополита] СЕРГИЯ и его управляющего Ле-нингр[адской] епархии епископа Николая ЯРУШЕВИЧА официально отошли 8 церквей. Количество же хотя и признавших СЕРГИЯ, но не упоминающих его имя в богослужениях, было значительно больше.

Чтоб несколько парализовать дальнейшее развитие и усиление оппозиции, нами был арестован ее наиболее ярый и фанатичный представитель, допускавший в своих речах антисовет-

1 Отдельные письма см.: Акты... С. 541-542,551-552, 561-563, 575-576, 585-586.

2 В оригинале: Агафонгела.

3 Акт отхода от митрополита Сергия архиереев Ярославской церковной области от 6 февраля 1928 года (см.: Там же. С. 572-573).

4 Документ содержится в сборнике «Дело митрополита Сергия». Публикация его предполагается.

5 Вероятно, Карельская АССР.

376

ские выражения - священ[ник] Измаил РОЖДЕСТВЕНСКИЙ и с ним вместе иподиакон и слушатель богословских курсов, ездивший с поручениями от оппозиции к сосланным церковникам - СЕРГЕЙ АЛЛАНОВ.

Арест РОЖДЕСТВЕНСКОГО, как это и соответствовало нашим намерениям, был расценен оппозиционными церковниками, как предостережение «власти», которая не позволит внутрицерковную борьбу выносить на улицу. В связи с этим арестом среди оппозиционеров стали распространяться слухи о предстоящих арестах оппозиц [ионных] церковников и т. д. Наблюдались и панические настроения. Так, в соборе Воскресения кем-то во время службы был пущен слух, что все духовенство, служившее в церкви, после службы будет арестовано. Появилась паника, и церковники, кое-как окончив службу, быстро ушли через черный ход.

В это же время стало известно назначение в Ленинград митр[ополита] СЕРАФИМА ЧИЧАГОВА, против которого у оппозиции не было что сказать. В связи с этими двумя обстоятельствами (хотя оппозиция к назначению СЕРАФИМА также относилась отрицательно и решила его не признавать) в состоянии оппозиции стали наблюдаться стабильность и некоторые признаки разложения. Такое положение остается и в настоящее время.

Переходя теперь к приезду в Ленинград митр[ополита] СЕРАФИМА, считаем нужным сообщить, что, имея в виду данную Вами ему характеристику, мы к его приезду подготовили соответствующим образом наш осведомительный аппарат и приняли необходимые меры к тому, чтобы он не выходил из сферы влияния наблюдения нашего осведомления. Первые же речи митр[ополита] СЕРАФИМА (в Ново-Девичьем монастыре, Сергиевском соборе) были направлены против «раскольников». «Раскольники», по его словам, «это несчастные ослепленные люди». В Сергиевском соборе СЕРАФИМ, между прочим, сказал, что «он думал окончить жизнь вдали от дел, но неожиданно для меня призыв высокой церковной власти и гражданской власти вернул меня в мой родной город». Далее

377

СЕРАФИМ говорил, что «он очень рад вступить в собор, в котором когда-то трудился. Но эта радость отравлена тем, что пошли разделения в Ленинградской епархии. Нашлись безумцы, которые отошли от митр[ополита] СЕРГИЯ. Если у него когда-нибудь и были отдельные, частные, малые, ошибки, — ведь он человек и каждый человек может погрешать, но он никогда ничем не погрешал и не погрешает против церкви, против догматов, против канонов, против чистоты церкви, и своим воззванием он не погрешил против церкви. Он никогда ни в чем не предает церкви и не предаст. По словам СЕРАФИМА, его удивляет, что отделяются от митр[ополита] СЕРГИЯ, которого здесь прекрасно знают... Как отец своей новой паствы, он, митр[ополит] СЕРАФИМ, будет стремиться к объединению церкви. Он не с тем приехал, чтобы наказывать ослушников, он будет ждать, чтобы пришли к нему, оставив увлечение своей страстью гордости и превозношения. Если не придут — он пойдет к ним и будет увещевать и умолять их».

В частном разговоре митр[ополит] СЕРАФИМ выразился, что он «нарочно упомянул о частных ошибках митр[ополита] СЕРГИЯ, так как знает, что некоторые верующие ставят ему в вину его прошлое обновленчество. Но это пустяки», «некоторые верующие считают ошибочными некоторые выражения в его воззвании, это — тоже пустяки».

В общем все зарегистрированные пока выступления митр[ополита] СЕРАФИМА носят довольно энергичный, отчетливый характер защиты линии митр[ополита] СЕРГИЯ и производят большое впечатление. В личном свидании с нашим уполномоченным, митр[ополит] СЕРАФИМ заверил в своей лояльности к Соввласти, выразил уверенность, что он «сумеет установить единство в церкви» и обещал все предпринимаемые им меры осуществлять лишь с согласия «власти», которую он будет обо всем своевременно информировать. В этом же свидании СЕРАФИМ заявил, что он понимает, конечно, что для Компартии — чем хуже в церкви — тем лучше, намекнул, что он понимает проводимую властью политику разделения и сомневается, что без «поддержки» оппозиционеры сумели бы

378

удержать собор Воскресенья. Однако, «хотя он не согласен и расходится с Компартией», — принятые на себя обязанности будет лояльно выполнять.

Наблюдение за СЕРАФИМОМ продолжается. О его деятельности и результатах сообщим дополнительно.

ПП ОГПУ в ЛВО: <подпись неразборчива>. Нач[альник] СОУ: Невернов.

ЦА ФСБ РФ. Дело «Всесоюзной организации ИПЦ. Т. 9. Л. 17-19. Подлинник. Машинопись на бланке Полномочного представительства ОГПУ СССР в Ленинградском военном округе.

На первом листе слева стоит штамп: «Секретный отд[ел] ГПУ. Получено 21/Ш 1928 г. Вх[одной] № 10331».

Вверху первого листа надпись красными чернилами: «т[оварищ] Тучков, доложи т[оварищу] Дерибас[у]. 19/Ш». Подпись неразборчива.

Слева на первом листе надпись фиолетовыми чернилами: «т[ова-рищ] Полянский]. Сообщите Ленинграду, чтобы они в отношении допущения оппозиции руководствовались] нашим циркуляром1.

23/Ш. Е. Тучков». Автограф Е. А. Тучкова.

Слова «т[оварищ] Полянский]» зачеркнуты красным карандашом и над ними надписано: «Казанский».

Краткие сведения об упомянутых лицах2

1. Свяшенноисповедник митрополит Агафангел {Преображенский Александр Лаврентьевич, 1854-1928) — с 1913 года архиепископ Ярославский; с 1917 года митрополит; в завещательном распоряжении св. Патриарха Тихона от 7 января 1925 года указан вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престо-

1 Циркуляр среди материалов дела «Всесоюзной организации ИПЦ» не обнаружен.

2 Сведения составлены преимущественно на основе материалов базы данных «Новомученики и исповедники Российские», разработанной на кафедре информатики ПСТБИ (адрес в сети Internet: http://www.pstbi.ru/bdn/bd.htm).

379

ла; 6 февраля 1928 года вместе с группой архиереев Ярославской епархии и митрополитом Иосифом выступил с обращением об отделении от митрополита Сергия; в июне 1928 года вернулся в общение с митрополитом Сергием; 16 октября 1928 года скончался в г. Ярославле; Архиерейским Собором 2000 года причислен к лику святых. 2. Митрополит Иосиф {Петровых Иван Семенович, 1872-1937) — с января 1920 года архиепископ Ростовский, викарий Ярославской епархии; в завещательном распоряжении Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) от 6 декабря 1925 года указан третьим кандидатом на должность Заместителя Патриаршего Местоблюстителя; 26 августа 1926 года назначен митрополитом Ленинградским; 11-12 сентября 1926 года совершил первое и последнее свое богослужение в Ленинграде в качестве митрополита, после чего был отправлен в г. Ростов Ярославской губ. без права выезда из него; в конце ноября 1926 года после ареста митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) вступил в исполнение обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя; 16 декабря 1926 года был вызван в Москву, откуда был направлен в ссылку в Моденский монастырь в Череповецкой губ.; в сентябре 1927 года получил разрешение вернуться в г. Ростов Ярославской губ.; 17 сентября 1927 года указом митрополита Сергия переведен на Одесскую кафедру, от исполнения указа отказался; 8 февраля 1928 года вместе с архиереями Ярославской епархии подписал акт отхода от митрополита Сергия; 29 февраля 1928 года арестован и вторично выслан в Моденский монастырь; 9 сентября 1930 года арестован, приговорен к пяти годам заключения в лагере с заменой на высылку в Казахстан на тот же срок; в июне 1937 года арестован; 20 ноября 1937 расстрелян под г. Чимкентом.

3. Священномученик митрополит Петр {Полянский Петр Федорович, 1862-1937)— с 1924 года митрополит Крутицкий; с апреля 1925 года — Патриарший Местоблюститель; с декабря 1925 года в заключении; 10 октября 1937 года расстрелян в г. Магнитогорске; Архиерейским Собором 1997 года причислен к лику святых.

4. Священномученик митрополит Серафим {Чичагов Леонид Михайлович, 1856-1937) — 24 февраля 1928 года назначен митрополитом

380

Ленинградским и Гдовским; 14 октября 1933 года уволен на покой; в ноябре 1937 года арестован; 11 декабря 1937 года расстрелян под Москвой; Архиерейским Собором 1997 года причислен к лику святых.

5. Митрополит (впоследствии Патриарх) Сергий (Страгородский Иван Николаевич, 1867-1944) — с марта 1924 года митрополит Нижегородский; с 10 декабря 1925 года Заместитель Патриаршего Местоблюстителя; 30 ноября 1926 года арестован, по освобождении с 7 апреля 1927 года вновь вступил в исполнение обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя; в октябре 1927 года объявил о принятии на себя управления Ленинградской епархией, но разрешения на въезд в Ленинград не получил; с апреля 1934 года имел титул Блаженнейшего митрополита Московского и Коломенского; с декабря 1936 года — Патриаршего Местоблюстителя; в сентябре 1943 года избран Патриархом Московским и всея Руси; 15 мая 1944 года скончался в Москве.

6. Архиепископ Гавриил {Воеводин Григорий Дмитриевич, 1869-1937) — с 1924 года архиепископ Ямбургский, викарий Ленинградской епархии, с сентября 1926 года временно управляющий Ленинградской епархией; 19 апреля 1927 года арестован; 19 ноября 1927 года освобожден; в декабре 1927 года назначен архиепископом Полоцким и Витебским; в 1928 году согласно прошению уволен на покой, вернулся в Ленинград; в феврале 1932 года арестован, приговорен к пяти годам заключения в лагере; в сентябре 1937 года арестован; 17 декабря 1937 года расстрелян.

7. Священноисповедник епископ Виктор (Островидов Константин Александрович, 1875-1934) — с 1921 года епископ Глазовский, викарий Вятской епархии; с осени 1926 года епископ Боткинский, временно управляющий Вятской епархией; в ноябре 1927 года отделился от митрополита Сергия; 4 апреля 1928 года арестован; 2 мая 1934 года скончался в ссылке в Коми АССР; Архиерейским Собором 2000 года причислен к лику святых.

8. Епископ Григорий (Лебедев Александр Алексеевич, 1878-1937) — в декабре 1923 года хиротонисан во епископа Шлиссельбургского и Лодейнопольского, викария Петроградской епархии, настоятель Александро-Невской Лавры; с декабря 1925 года по июнь 1926 го-

381

да временно управляющий Ленинградской епархией; 31 марта 1927 года арестован; 19 ноября 1927 года освобожден; в конце 1927 года отказался поминать митрополита Сергия за богослужением; в августе 1928 года уволен на покой; в апреле 1937 года арестован; 17 сентября 1937 года расстрелян.

9. Епископ Димитрий (Любимов Дмитрий Гаврилович, 1857-1935) — до 1925 года протоиерей в Петрограде; в декабре 1925 года хиротонисан во епископа Гдовского, викария Ленинградской епархии; 26 декабря 1927 года вместе с епископом Сергием (Дружининым) подписал акт отхода от митрополита Сергия (Страгородского); 8 февраля 1928 года назначен митрополитом Иосифом (Петровых) временно управляющим Ленинградской епархией, возведен им в сан архиепископа; 29 ноября 1929 года арестован; приговорен к десяти годам заключения в лагере; 17 мая 1935 года скончался в тюрьме г. Ярославля.

10. Епископ (впоследствии митрополит) Николай (Ярушевич Борис Дорофеевич, 1891-1961) - в апреле 1922 года хиротонисан во епископа Петергофского, викария Петроградской епархии; с 17 сентября 1927 года по 24 февраля 1928 года временно управляющий Ленинградской епархией; в 1935 году возведен в сан архиепископа; с 1941 года митрополит Киевский и Галицкий; с 1944 года митрополит Крутицкий; 13 декабря 1961 года скончался в Москве.

11. Епископ (впоследствии архиепископ) Серафим (Протопопов Александр Алексеевич, 1894-1937) - в январе 1924 года хиротонисан во епископа Колпинского, викария Петроградской епархии; 27 апреля 1928 года назначен епископом Аксайским, викарием Донской епархии, после чего занимал еще ряд кафедр; в марте 1937 года арестован; 8 августа 1937 года расстрелян в г. Липецке.

12. Епископ Сергий (Дружинин Иван Прохорович, 1863-1937) — в 1924 году хиротонисан во епископа Нарвского, викария Ленинградской епархии; 26 декабря 1927 года подписал акт отхода от митроопо-лита Сергия (Страгородского); 7 декабря 1930 года арестован; приговорен к пяти годам заключения; в сентябре 1937 года арестован; 17 сентября 1937 года расстрелян в г. Йошкар-Оле.

13. Епископ Стефан (Вех Валериан Стефанович, 1872-1933) - в октябре 1921 года хиротонисан во епископа Ижевского, викария Сарапуль

382

ской епархии; с 1926 года проживал в Ленинграде, служил в церкви Алексия Человека Божия, затем в Преображенской церкви бывшей при лейб-гвардии Гренадерском полку; в 1929 году арестован, приговорен к трем годам ссылки; 26 марта 1933 году скончался в тюрьме.

14. Архимандрит (впоследствии митрополит) Гурий (Егоров Вячеслав Михайлович, 1891-1965) — с 1926 года настоятель подворья Киево-Печерской Лавры в Ленинграде; 27 мая 1927 года арестован; 10 ноября 1927 года освобожден; 24 декабря 1928 года вновь арестован, приговорен к пяти годам заключения в лагере; в 1934 году освобожден; в 1946 году хиротонисан во епископа Ташкентского, впоследствии занимал различные кафедры; в 1960-1961 годах митрополит Ленинградский и Ладожский; 12 июля 1965 года скончался в г. Симферополе.

15. Архимандрит Лев (Егоров Леонид Михайлович, 1889-1942) — с 1926 года настоятель Феодоровского собора на Полтавской ул. в Ленинграде; в августе 1927 года арестован; 19 ноября 1927 года освобожден; в феврале 1932 года арестован, приговорен к десяти годам заключения в лагере; 25 января 1942 года скончался в лагере в Тамбовской области.

16. Протоиерей Василий Максимович Верюжский (1874-1955) — с августа 1923 года настоятель кафедрального собора Воскресения Христова на крови в Петрограде; 3 декабря 1929 года арестован, приговорен к десяти годам заключения в концлагере; в 1939 году освобожден; в 1946 году примирился с Московской Патриархией; 28 февраля 1955 года скончался в Ленинграде.

17. Протоиерей Павел Иванович Виноградов (1874-1938) — с июня 1924 года настоятель церкви Алексия Человека Божия в Ленинграде; с 1928 года — настоятель Князь-Владимирского собора в Ленинграде; в 1930 году арестован, приговорен к трем годам заключения в концлагере; 14 марта 1938 года расстрелян в г. Красноярске.

18. Протоиерей Алексей Иосифович Западалов (1870-1938) — с февраля 1919 года настоятель церкви Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище в Петрограде; с 1929 года служил в церкви Михаила Архангела в Малой Коломне (нижней); в октябре 1932 года арестован, приговорен к десяти годам заключения в лагере; 10 июля 1938 года расстрелян в Свирлаге.

383

19. Протоиерей Николай Ксенофонтович Либин (епископ Амвросий, 1878-1937)— с ноября 1926 года служил в кафедральном соборе Воскресения Христова на крови в Ленинграде; в июле 1928 года пострижен в монашество с именем Амвросий, возведен в сан архимандрита, назначен наместником Александро-Невской Лавры; 1 июля 1929 года хиротонисан во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии; в марте 1935 года арестован, приговорен к пяти годам ссылки; 29 ноября 1937 года расстрелян в г. Саратове.

20. Протоиерей Иоанн Григорьевич Никитин (1880-1938) — с 1926 года служил в Троицком Измайловском соборе в Ленинграде; с января

1928 года — в соборе Воскресения Христова на крови; 28 ноября

1929 года арестован, приговорен к десяти годам заключения в лагере; 4 ноября 1938 года скончался в Белбалтлаге.

21. Протоиерей Филофей Петрович Поляков (1893-1958) — с октября

1929 года настоятель церкви Михаила Архангела в Малой Коломне (нижней) в Ленинграде; в октябре 1932 года арестован; в апреле 1933 года освобожден, примирился с Московской Патриархией; 10 февраля 1958 года скончался в Ленинграде.

22. Протоиерей Измаил Васильевич Рождественский (1894-1937) — с 1921 года настоятель Преображенской церкви в Стрельне под Петроградом; 25 февраля 1928 года арестован, приговорен к трем годам ссылки; в июле 1937 года арестован; 14 октября 1937 года расстрелян в г. Кирове.

23. Протоиерей Никифор Никифорович Стрельников (1891-1937) — с марта 1924 года священник кафедрального собора Воскресения Христова на крови в Петрограде; с 1927 года ключарь; 27 декабря

1930 года арестован, приговорен к десяти годам заключения в лагере; 16 ноября 1937 года расстрелян в г. Алма-Ате.

24. Протоиерей Александр Евгеньевич Советов (1892-1942?) - с февраля 1927 года настоятель Троицкой церкви в Лесном в Ленинграде; с декабря 1929 года по ноябрь 1930 года исполнял обязанности настоятеля собора Воскресения Христова на крови, затем вновь настоятель Троицкой церкви в Лесном; в 1936 году примирился с Московской Патриархией; скончался в Ленинграде во время блокады.

25. Протоиерей Александр Андреевич Тихомиров (1870-1937) — с 1925 года настоятель церкви Алексия Человека Божия в Ленинграде; c 1928 года служил в соборе Воскресения Христова на крови; 28 ноября 1929 года арестован, приговорен к десяти годам заключения в лагере; 14 декабря 1937 года расстрелян.

26. Протоиерей Сергий Андреевич Тихомиров (1872-1930) — с 1923 года духовник кающихся обновленцев, благочинный в Петрограде; с декабря 1926 года второй священник церкви Алексия Человека Божия; с 1928 года служил в соборе Воскресения Христова на крови; 23 ноября 1929 года арестован; 21 августа 1930 года расстрелян в Ленинграде.

27. Протоиерей Михаил Павлович Чельцов (1870-1931) — с апреля 1924 года настоятель церкви Михаила Архангела в Малой Коломне в Ленинграде; 2 сентября 1930 года арестован; 7 января 1931 года расстрелян в Ленинграде.

28. Протоиерей Николай Кириллович Чуков (впоследствии митрополит Григорий, 1870-1955) — с марта 1924 года настоятель Николо-Богоявленского собора в Ленинграде; в марте 1935 года выслан из Ленинграда; в 1942 году пострижен в монашество и хиротонисан во епископа Саратовского; с 1945 года митрополит Ленинградский и Новгородский; 5 ноября 1955 года скончался в Москве.

29. Протоиерей Василий Михайлович Яблонский (1867-?) — с июня 1930 года настоятель Николо-Богоявленского собора; в январе 1933 года арестован, приговорен к трем годам ссылки.

30. Аплонов Сергей Иванович (1906-?) — студент Высших Богословских курсов в Ленинграде; 27 февраля 1928 года арестован, приговорен к трем годам ссылки; в марте 1935 года вновь арестован, приговорен к пяти годам ссылки.

31. Дерибас Терентий Дмитриевич (1883-1938) — с мая 1923 года по октябрь 1929 года начальник секретного отдела ОГПУ; в 1937 году арестован; расстрелян.

32. Полянский Иван Васильевич (1878-1956) — преемник Е. А. Тучкова на посту начальника 6-го отделения секретного отдела ОГПУ; в 1947 году уволен из органов МГБ.

33. Тучков Евгений Александрович (1892-1957) — с мая 1922 по октябрь

начальник 6-го отделения секретного отдела ОГПУ; в 1939 году уволен из органов НКВД в звании майора.

385

Краткие сведения об упомянутых храмах1

1. Новодевичий монастырь— в 1927-1933 годах место расположения Епархиального совета, здесь же находились и покои митрополита Серафима. Собор монастыря закрыт в мае 1932 года и перестроен.

2. Собор Воскресения Христова на крови — с 1923 года кафедральный собор; в ноябре 1930 года закрыт, передан «под культурно-просветительские нужды».

3. Сергиевский Артиллерийский собор — в мае 1932 года закрыт, частично разобран, затем полностью перестроен под административное здание ОГПУ. В 1880-х годах ктитором собора был штабс-капитан Л. М. Чичагов (будущий митрополит Серафим).

4. Андреевская церковь в поселке Володарского — в феврале 1932 года закрыта, затем снесена.

5. Сретенская церковь в Полюстрове — в феврале 1932 года закрыта, затем снесена.

6. Троицкая церковь в Лесном — просуществовала как «иосифлянская» до 1943 года, после чего отошла в ведение Московской Патриархии.

Публикация, вступление и примечания А. Мазырина.

1 Сведения составлены на основе публикаций: Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия в трех томах. Т. 1. СПб.: Изд-во Чернышева, 1994; Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат.


Навигация

Система Orphus