Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Святитель Кирилл Александрийский. Толкование на пророка Михея

Предисловие
 
Одна у всех святых пророков боголюбезная цель – убедить Израиля, чтобы он мужественно решился отречься от своих заблуждений и предпочел служить Богу живому и истинному, и украшаться достоинствами правды, возможно более удаляя от себя обвинение в постыднейших делах. Явились многие и в последовательном порядке пророки, когда некоторым образом и Сам Бог свидетельствовал и чрез столь многие уста ясно предвозвещал, что если они не захотят жить праведно и не позаботятся даже напоследок совершить обращение к лучшему; то они и сами возбудят против себя праведное наказание и, подвергшись накликанному на себя бедствию, причины своих страданий должны будут усвоить своим собственным настроениям. Если же речи святых пророков излагают одно и то же, то пусть никто не осуждает их, вменяя им в тождесловие, но пусть хорошенько размыслит вот о чем. Нельзя ведь найти ни одного момента времени, в который не было бы людей, способных исправлять грешников; и как никто из имеющих здравый смысл не подвергнет обвинению то, что во всякое время существуют врачи, отвращающие одни и те же из наших болезней соответствующими им врачебными средствами, так, я думаю, никто не решится поставить в упрек святым пророкам, если они оказываются выступающими с одними и теми же делами и словами; ибо один был Господь, Который говорил всем им и заблуждающимся во всякое время указывал на людей, могущих возвратить их на правый путь.
 

Подробнее...

Святитель Кирилл Александрийский. Толкование на пророка Малахию

Предисловие
 
И о пророчестве Малахии необходимо сделать несколько предварительных замечаний, для научения читателей относительно того, как понимать им каждое его изречение. По окончании времен плена, Израиль стал переселяться из Вавилона в Иудею и пришел обратно в святой город, сложив с себя иго рабства. Воздвигнут был также и святой храм, когда настоятельствовали делами Зоровавель и Салафииль, который был колена Иудина, и Иисус, сын Иоседека, священник великий. В то время пророчествовали освобожденным из плена Аггей и Захария, когда Ездра и Неемия были у них священнослужителями. Современником упомянутым святым пророкам или же очень немного после них был и божественный Малахия, который называется также Ангелом, ибо это означает имя Малахии. Не следует принимать мнения о нем некоторых, кои всуе баснословят, думая и утверждая, что это был ангел по природе, что он воплотился по изволению Божию и был для израильтян в должности пророка. Но ангелом, как сказал я, назван он прежде всего потому, что его имя имеет такое значение. 
 

Подробнее...

Евангельское учение о милосердии в притчах.

Милосердие – главнейшая из добродетелей.

Милосердие (Мф 5:7) – одна из важнейших Христианских добродетелей, исполняемая посредством дел милости телесных и духовных. Различен милования образ и широка заповедь сия, - говорит св. Иоанн Златоуст.[1] Дела милости телесной следующие: питать алчущих, напоить жаждущего, одеть нагого, или имеющего недостаток в приличной и необходимой одежде, посетить находящегося в темнице, посещать больных, странника принять в дом и успокоить, погребать умерших в убожестве. 

Подробнее...

Блаженный Иероним Стридонский. Толкование на Евангелие от Матфея

Современник Амвросия Медиоланского, ритор и анахорет, аскет и ругатель, Иероним был одним из любимых авторов Эразма Роттердамского, издавшего его произведения в Базеле в 1516-1520 гг. Великий писатель Возрождения видел в Иерониме не "отца церкви", а предтечу гуманистов, филолога, истолкователя классической античности, владевшего к тому же тремя языками, на которых основывалась гуманистическая образованность - латинским, греческим, древнееврейским. Лютер ненавидел Иеронима, хотя широко пользовался переводами отца "Вульгаты".

Подробнее...

Толкованія святого Ипполита, епископа Римскаго, на книгу пророка Даніила (Εἰς τὸν Δανιήλ).

Творения святого Ипполита, епископа Римского, в русском переводе. Выпуск I. Казань, 1898Толкованія на книгу пророка Даніила — единственное экзегетическое произведеніе св. Ипполита, которое сохранилось до нашего времени, можно сказать, въ полномъ составѣ, — если конечно мы будемъ имѣть въ виду не только отрывки, извѣстные намъ въ подлинномъ греческомъ текстѣ, но также и многочисленные переводы его на старославянскій языкъ. До самаго послѣдняго времени всѣ эти отрывки (и греческія, и славянскія, и сирійскія и армянскія) произведенія Ипполита, или совершенно не были извѣстны въ печати, или же были изданы только въ разрозненномъ видѣ въ различныхъ изданіяхъ извѣстныхъ ученыхъ библіофиловъ (Комбефиза, Миня, Лагарда, Питры, Невоструева, Срезневскаго). Только Георгіадесъ, профессоръ аѳинскаго университета, сдѣлалъ въ данномъ случаѣ первую и очень удачную попытку объединить существующіе отрывки означеннаго сочинеyія Ипполита и сдѣлать ихъ всеобщимъ достояніемъ ученаго міра. Дѣйствительно, въ 1885 и 1886 годахъ въ аѳинскомъ журналѣ: Ἐϰϰλησιαστιϰὴ Ἀλήϑεια появилось изданіе четвертой книги «Толкованій» на основаніи греческаго манускрипта, хранящагося въ библіотекѣ халкинскаго училища. 
 

Подробнее...

Свт. Андрей, архіеп. Кесарійскій († ок. 565 г.) Толкованіе на Апокалипсисъ. Слово первое. Глава 1-я.

Толкование на Апокалипсис святого Андрея, Архиепископа Кесарийского. Издание четвертое. М., 1901(I. 1). Апокалипсисъ Іисуса Христа, егоже даде ему Богъ, показати рабомъ Своимъ, имже подобаетъ быти вскорѣ.
 
Откровеніе Іисуса Христа, которое далъ Ему Богъ, чтобы показать рабамъ Своимъ, чему надлежитъ быть вскорѣ.
 

Подробнее...

Свщмч. Ипполитъ Римскій († 268 г.) Толкованія на книгу пророка Даніила. Книга первая. Видѣніе первое. О Сусаннѣ и Даніилѣ.

Желая въ точности показать времена бывшаго плѣненія сыновъ израилевыхъ и пророческія видѣнія блаженнаго Даніила, равно какъ и образъ его жизни въ Вавилонѣ, начиная съ дѣтскаго возраста, — я съ своей стороны имѣю своею цѣлію сдѣлаться свидѣтелемъ въ пользу этого святого и праведнаго мужа, который былъ пророкомъ и мученикомъ Христовымъ, — который не только раскрылъ всѣ видѣнія Навуходоносора, бывшія въ тѣ времена, но и научилъ себѣ подобныхъ юношей, и представилъ ихъ въ мірѣ доблестными мучениками.
 

Подробнее...

Іоаннъ Фока († XII в.) Сказаніе вкратцѣ о городахъ и странахъ отъ Антіохіи до Іерусалима, также Сиріи, Финикіи и о святыхъ мѣстахъ въ Палестинѣ.

1. Что же, — насладившись вдоволь зрѣлищемъ святынь, и видѣвши мѣста, на которыхъ древле дѣйствовалъ Богъ, выведшій чрезъ Моисея изъ Египта бѣжавшій отъ рабства народъ въ чудесахъ и знаменіяхъ рукою крѣпкою, сокрушившій народы и ихъ властителей, Сіона царя Амморейскаго, и Ога царя Васанскаго и всѣ царства Ханаанскія (Псал. 134, 10-12) и мышцею высокою водворившій тамъ странствующій народъ и умножившій его такъ, какъ представляютъ божественныя писанія, напослѣдокъ же чрезъ божественное вочеловѣченіе Единороднаго Своего освятившій (сіи мѣста) и дивное дѣло нашего возсозданія совершившій, — одни мы будемъ пользоваться этимъ благомъ, подражая лакомкамъ въ пищѣ? Но гдѣ же будетъ тогда общеніе и взаимное сочувствіе, чрезъ которыя обнаруживается дѣло любви, и то, чѣмъ обыкновенно характеризуется отличительная особенность нашей природы? И такъ, попытаемся на сколько хватитъ силъ, начертать словомъ, какъ бы рисунокъ на доскѣ, и чтó мы видѣли непосредственно изложить боголюбцамъ посредствомъ письмени. Для тѣхъ, которые сами видѣли эти мѣста, можетъ быть, я дѣлаю нѣчто лишнее. Ибо если цѣль слова состоитъ въ подражаніи видимой дѣйствительности, а всякое подражаніе является ниже дѣйствительности по точности, то ясно, что я (своимъ описаніемъ) доставлю имъ меньше удовольствія, чѣмъ какое было имъ доставлено собственными очами. Почему же однакожъ я рѣшаюсь на это? Потому, что тѣмъ, которые сами не видали этихъ прекрасныхъ мѣстъ, а случайно отъ кого либо слыхали объ нихъ, мое изложеніе дастъ, думаю, болѣе ясное объ нихъ представленіе, чѣмъ какое могли имъ дать тѣ, которые сообщали имъ все безъ разбору, — да и видѣвшимъ доставитъ кое какое удовольствіе; ибо на что съ удовольствіемъ смотрѣлось, о томъ пріятно и послушать.
 

Подробнее...

Свт. Астерій Амасійскій († ок. 404 г.) Бесѣда на слова Евангелія отъ Матѳея: по всякой ли причинѣ позволительно человѣку разводиться съ женою своею (Матѳ. 19, 3)?

Прекрасно у христіанъ и трудолюбцевъ это сочетаніе двухъ дней, — разумѣю — субботы и дня Господня (т. е. воскресенья), — которое еженедѣльно повторяется въ круговоротѣ времени; ибо какъ матери или кормилицы Церкви, они и народъ собираютъ и священниковъ заставляютъ выступать въ качествѣ наставниковъ, а учениковъ и учителей вмѣстѣ руководятъ къ попеченію о душахъ. У меня, напримѣръ, все еще звучитъ рѣчь вчерашняго дня и засѣло въ памяти то, чѣмъ (вчера) мы занимались. Взираю на крестъ, водруженный пророчествомъ Исаіи, и на одежды Господа, обагренныя кровію какъ у того, кто выжимаетъ виноградъ (Ис. 63, 2-3), — и на Спасителя, несущаго скорое искупленіе въ десницѣ Своей. И Соломона созерцаю, производящаго предъ нами судъ и правду во всей возможной строгости (3 Цар. 3, 24). Жалѣю и о должникѣ евангельскомъ, который не оказалъ подобному себѣ рабу человѣколюбія, коимъ самъ воспользовался отъ Господа (Матѳ. 18, 28), но по безразсудству и жестокости снова навлекъ самъ на себя бѣду. Вотъ какими главными предметами занимались мы въ прошедшій день, какъ знаете всѣ вы, если только слушали не безъ надлежащаго вниманія.
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus