Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Афанасьев Н. Н. Трапеза Господня

Предисловие. 

Установленная Христом на Тайной вечери, Церковь актуализировалась на день Пятидесятницы, когда учениками была совершена первая Евхаристия. Первому творению Богом в Сыне и через Сына соответствует новое творение «во Христе» в Духе и через Духа. Ветхозаветному ожиданию учеников мессианского царства Христос противопоставил ожидание «обетования Духа» (Деян. I, 4). Со дня Пятидесятницы началось творческое действие Духа. Дух уже в действии, а поэтому царство не только наступит, но уже наступило, т. к. Дух есть залог этого царства. В Духе и через Духа начала существовать Церковь. В день Пятидесятницы ученики были напоены Духом «в одно тело» (I Кор. XII, 13), которым они стали в Евхаристии, совершаемой в Духе и через Духа. Она есть «духовная жертва», которая приносится в «духовном доме» (I Пт. II, 5). Она — «pneumatich» (духовная), т. к. сама Церковь принадлежит к новому зону.

Подробнее...

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский. Письмо к Цецилию о Таинстве Чаши Господней

Киприан Цецилию, брату, желает здоровья. Я знаю, возлюбленнейший брат, что из поставленных Богом епископов над церквами Господними во всем мире большая часть хранит правило евангельской истины и Господнего предания, не отступая к человеческим нововведениям от того, чему научил Христос Учитель и что совершил Он Сам. Но поскольку некоторые при освящении чаши Господней и преподавании ее народу по невежеству ли или по простоте не соблюдают того, что совершал и заповедал совершать Виновник сего жертвоприношения и Учитель Господь наш Иисус Христос, то я счел сколь благочестивым, столь и необходимым делом написать тебе об этом с той целью, чтобы открытием света истины обратить к корню и началу предания тех, которые еще доселе пребывают в заблуждении. Не подумай, воэлюбленнейший брат, чтобы мы, всегда думая о себе со смирением и уничижением, дерзнули писать это как свое человеческое или как от себя. Когда верный раб Господень повинуется в чем-либо Господу своему, будучи обязан к тому или внушением Божиим, или заповедью, то оправдывает перед всеми то самое, что он действует не по своей воле и не по гордости, а единственно из опасения оскорбить Господа неисполнением Его повеления. А мы, пусть будет тебе известно, приняли заповедь сохранять предание Господне в приношении чаши Господней и не иное что совершать, как то, что ради нас совершено первоначально самим Господом, т. е. чашу в Его воспоминание приносить не иначе, как растворяя вином.

Подробнее...

Протоиерей Георгий Флоровский. Два Завета.

"Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство... А вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам" (Гал.4:24-26). 

Учение о Церкви принадлежит к числу самых таинственных и неизреченных догматов христианской веры: здесь "велия благочестия тайна" предстоит нам в своей еще несбывшейся, неосуществившейся полноте. И не случайно, ни апостолы, ни святые отцы, ни Вселенские Соборы не дали законченных определений церковности и только в символах и подобиях раскрывали то, что с непосредственной самодостоверностью являлось им в боговдохновенном опыте веры. Как выразился недавно один из православных богословов, "нет и понятия Церкви, но есть Сама Она, и для всякого живого члена Церкви жизнь церковная есть самое определенное и осязательное, что он знает," — исповедать свое живое ведение верующий и ныне не может иначе, как в освященных апостольским, отеческим и литургическим употреблением образах и сравнениях. 

Подробнее...

Священномученик Игнатий Богоносец Послание к св. Поликарпу Смирнскому

Игнатий Богоносец Поликарпу, епископу Церкви смирнской, лучше жe - состоящему под епископством Бога Отца и Господа Иисуса Христа, желает премного радоваться. 

Глава I. Похвала и увещевание. 

Уважая твое благочестивое расположение, утвержденное как бы на неподвижном камне, я преисполнен благодарности к Богу, что удостоился видеть непорочное лицо твое (т.е. в бытность Игнатия в Смирне на пути в Рим), которым желал бы всегда наслаждаться о Боге. Умоляю тебя благодатью, которою обличен ты: ускоряй свое течение и умоляй всех, чтобы спаслись. Блюди место свое (т.е. епископский сан) со всяким тщанием - плотским и духовным. Старайся о единении, лучше которого нет ничего. Снисходи ко всем, как и к тебе Господь. Ко всем имей терпение в любви, как ты и поступаешь. Пребывай в непрестанных молитвах. Проси большего разумения, нежели какое имеешь. Бодрствуй, стяжав неусыпный дух. Говори с каждым как поможет Бог. Носи немощи всех, как совершенный подвижник. Где больше труда - там больше и приобретения. 

Подробнее...

Преподобный Максим Грек. Слово похвальное к святым апостолом Петру и Павлу, в томъже обличения и на латыньскыя три большия ереси.

Воспой, душе! божественых апостол Петра и Павла, в прочих верховныя и первопрестолныя, добростоящия звезды церкви Христове, иже от мерзостныя прелести идольскыя и служения бесовом, к благочестия и истины свету языкы наставишя животочьными светосиянии божественых учений. Воспой же по сущей ти силе! достойных же пений самем уступи горнейшим умом, песнь же приношя им черьплющи от спасительных источник божественнаго Израиля; оного бо божественнаго корени отрасли сии, жития же и слова божественными светлостьми преизящне востекьше к славе онаго, на нихже, аки на конех, вочеловечивыйся Бог Слово яздя мысленне, возмути премногия мерзскыя воды, сиречь таинстна мерзскых бесов, яже преже покрыша всю землю глубокымь мракомь богомерскыхь идол, и землю, преже доброплодную убо, таже в слатину преложшуся, злобою своих жителей, делании божествеными премудрых сих, явил есть пакы плоды благоуханнейшими сладце веселящу Владыку своего, и преже пустую и не причястну влагы, струями божественными приснотекущых сихь источник, показа преизобилующу и обливаему струями животочных вод.

Подробнее...

Свщмч. Зинонъ Веронскій († IV в.) О пророкѣ Іонѣ.

1. Истинное благочестіе открыто сознается, что оно знаетъ о Богѣ только то, что дано ему знать; потому-что, сколько необходима простота сердца въ изслѣдываніи открытаго намъ, столько неумѣстна пытливость, усиливающаяся разгадать тайное. Въ самомъ дѣлѣ, кто знаетъ причины и свойства раскинутаго надъ нами неба и того, что на немъ и за нимъ находится? Кому извѣстно, земля ли поддерживается водою, или вода на лонѣ земли покоится? Кто похвалится знаніемъ того, какую фигуру имѣють вѣтры, отъ чего происходягь приливъ и отливъ въ морѣ? Коротко, кто можетъ присвоить себѣ знаніе творческихъ плановъ Господа и Бога нашего? Думаю, никто, когда уже Боговдохновенный Апостолъ говоритъ: о, глубина богатства и премудрости и разума Божія! яко неиспытани судове его, и неизслѣдовани путіе его. Кто бо разумѣ умъ Господень? (Рим. 11, 33-34.). Правда, Пророкъ восклицаетъ: изъ глубины воззвахъ къ тебѣ, Господи (Пс. 129, 1); но взывалъ онъ не изъ глубины знанія непостижимой бездны премудрости и разума Божія, а изъ глубины сердца и изъ глубины тѣхъ бѣдствій, которыя отвсюду тѣснили его и заливали его, какъ воды. Притомъ взывалъ онъ не голосомъ, а сердцемъ, не членораздѣльными сильными звуками, а вѣрою, для прошеній которой всегда открытъ слухъ Божій. Изъ такой-же глубины Апостолъ Петръ воззвалъ, и испросилъ себѣ у Господа дозволеніе итти по неподчиненному стопѣ человѣческой хребту морскому, пошелъ по нему и, когда волны морскія стали поглощать его, опять поставленъ былъ Господомъ на отвердѣвшее подъ стопами его лоно ихъ (Матѳ. 14, 25-31). Изъ глубины также сердечной взывалъ Апостолъ Павелъ, когла терпѣлъ различныя неисчислимыя бѣдствія, именно: когда Іудеи сѣкли его пять разъ, давая ему каждый разъ по сороку ударовъ безъ одного; когда они три раза били его палками; когда раздраженный до неистовства народъ осыпалъ его камнями, какъ градомъ; когда онъ терпѣлъ троекратное кораблекрушеніе; когда онъ цѣлыя сутки находился въ морской глубинѣ; когда встрѣчали его опасности на рѣкахъ, отъ разбойниковъ, отъ единоплеменниковъ, отъ другихъ народовъ, въ городахъ, въ пустыняхъ, между лжебратіями (2 Кор. 11, 24-26); потому-то Господь, внимая его воззванію изъ глубины сердечной, хранилъ жизнь его для блага Церкви.

Подробнее...

Свщмч. Меѳодій Патарскій († 312 г.) «Пѣснь дѣвъ».

I. Раздался, дѣвы! свыше мертвыхъ пробуждающій призывъ

Поспѣшно въ бѣлыхъ одѣяньяхъ, свѣточи держа,

До восхожденья солнца [1] Жениха срѣтать. Возстаньте,

          Пока Царь въ двери не вошелъ!

     Тебѣ я чистоту храню и, свѣточи держа горящіе,

          Тебя, Женихъ, срѣтаю!

Подробнее...

Свт. Евстаѳій, архіеп. Антіохійскій († 337 г.) Слово на вечерю Лазаря и на Марiю и Марѳу, сестеръ его [1].

1. Выслушаемъ, возлюбленные! И доселѣ священная труба евангелій благовѣствуетъ Церкви Божіей. Что же предлагаетъ она для радости вѣрующимъ? ибо ее мы сдѣлаемъ вѣнцомъ слова и вождемъ въ дальнѣйшей рѣчи. Іоаннъ, евангелистъ, сынъ грома, почерпнувшій неизреченныя тайны изъ всеплоднаго премудростью поля сердца Господа. говоритъ: прежде шести дней Пасхи пришелъ Іисусъ въ Виѳанію, гдѣ былъ Лазарь умершiй, коего воскресилъ изъ мертвыхъ. Сотворили же Ему вечерю, и Марѳа служила; Лазарь же былъ изъ возлежавшихъ съ Нимъ (Іоан. 12, 1-2).

Подробнее...

Филарет (Дроздов). Объяснение псалма LXVII.

Надписание
 
1. В конец, псалом песни Давиду. 1. К настоятелю Св. Давидов псалом песни.
 
В надписании сем показывается: а) назначение, б) писатель, в) особенный род псалма.
 
а) Еврейское слово מנצח (менацеах) происходит от נצח, что значит непрерывность, продолжение, напряжение. Почему 70 толковников не без причины למנצח ламнацеах преложили в конец, что должно значить: псалом, назначаемый для непременного сохранения и важного употребления на долгие времена. Впрочем, новейшие толкователи, утверждаясь на том же словопроизводстве מנצח, переводят к настоятелю, что будет значить: псалом, назначаемый к настоятелю, или начальнику певцов для хранения и употребления при богослужении.
 

Подробнее...

Тертуллиан "О терпении"

1. Исповедуюсь перед Господом Богом, что я довольно безрассудно, если даже не бесстыдно, осмелился писать о терпении, к проявлению которого я, пожалуй, вообще не способен, как человек невеликой добродетели. Между тем, берущимся привлечь внимание и интерес к чему-либо прежде всего следовало бы самим отличиться в занятиях этим и подкрепить настойчивость в убеждении примером собственного поведения, дабы не краснели слова, не подкрепленные делами. О, если бы краска стыда послужила таким лекарством, чтобы стыд за неспособность осуществить то, к чему мы призываем других, стал нашим наставником в делах. Правда, всевозможных добродетелей (как, впрочем, и пороков) такое невероятное количество, что их достижению и проявлению может помочь одна только благодать Божественного вдохновения. Ибо наивысшее благо по праву принадлежит Богу. И никто, кроме Владыки, не распределяет его сообразно достоинству каждого. 
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus