Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Свщмч. Меѳодій Патарскій († 312 г.) «Пѣснь дѣвъ».

I. Раздался, дѣвы! свыше мертвыхъ пробуждающій призывъ

Поспѣшно въ бѣлыхъ одѣяньяхъ, свѣточи держа,

До восхожденья солнца [1] Жениха срѣтать. Возстаньте,

          Пока Царь въ двери не вошелъ!

     Тебѣ я чистоту храню и, свѣточи держа горящіе,

          Тебя, Женихъ, срѣтаю!

Подробнее...

Свт. Евстаѳій, архіеп. Антіохійскій († 337 г.) Слово на вечерю Лазаря и на Марiю и Марѳу, сестеръ его [1].

1. Выслушаемъ, возлюбленные! И доселѣ священная труба евангелій благовѣствуетъ Церкви Божіей. Что же предлагаетъ она для радости вѣрующимъ? ибо ее мы сдѣлаемъ вѣнцомъ слова и вождемъ въ дальнѣйшей рѣчи. Іоаннъ, евангелистъ, сынъ грома, почерпнувшій неизреченныя тайны изъ всеплоднаго премудростью поля сердца Господа. говоритъ: прежде шести дней Пасхи пришелъ Іисусъ въ Виѳанію, гдѣ былъ Лазарь умершiй, коего воскресилъ изъ мертвыхъ. Сотворили же Ему вечерю, и Марѳа служила; Лазарь же былъ изъ возлежавшихъ съ Нимъ (Іоан. 12, 1-2).

Подробнее...

Филарет (Дроздов). Объяснение псалма LXVII.

Надписание
 
1. В конец, псалом песни Давиду. 1. К настоятелю Св. Давидов псалом песни.
 
В надписании сем показывается: а) назначение, б) писатель, в) особенный род псалма.
 
а) Еврейское слово מנצח (менацеах) происходит от נצח, что значит непрерывность, продолжение, напряжение. Почему 70 толковников не без причины למנצח ламнацеах преложили в конец, что должно значить: псалом, назначаемый для непременного сохранения и важного употребления на долгие времена. Впрочем, новейшие толкователи, утверждаясь на том же словопроизводстве מנצח, переводят к настоятелю, что будет значить: псалом, назначаемый к настоятелю, или начальнику певцов для хранения и употребления при богослужении.
 

Подробнее...

Тертуллиан "О терпении"

1. Исповедуюсь перед Господом Богом, что я довольно безрассудно, если даже не бесстыдно, осмелился писать о терпении, к проявлению которого я, пожалуй, вообще не способен, как человек невеликой добродетели. Между тем, берущимся привлечь внимание и интерес к чему-либо прежде всего следовало бы самим отличиться в занятиях этим и подкрепить настойчивость в убеждении примером собственного поведения, дабы не краснели слова, не подкрепленные делами. О, если бы краска стыда послужила таким лекарством, чтобы стыд за неспособность осуществить то, к чему мы призываем других, стал нашим наставником в делах. Правда, всевозможных добродетелей (как, впрочем, и пороков) такое невероятное количество, что их достижению и проявлению может помочь одна только благодать Божественного вдохновения. Ибо наивысшее благо по праву принадлежит Богу. И никто, кроме Владыки, не распределяет его сообразно достоинству каждого. 
 

Подробнее...

Оригенъ († 254 г.) ДВѢ БЕСѢДЫ НА КНИГУ ПѢСНЬ ПѢСНЕЙ Бесѣда вторая.

Отъ того мѣста, въ которомъ написано: нардъ мой издалъ благовоніе свое, до того мѣста, въ которомъ говорится: ибо голосъ твой пріятенъ, и лице твое прекрасно.
 
Всѣ душевныя движенія творецъ всего Богъ создалъ для блага; но отъ нашего употребленія часто бываетъ, что вещи добрыя по природѣ, когда мы худо пользуемся ими, доводятъ насъ до грѣховъ. Одно изъ душевныхъ движеній есть любовь, которою мы хорошо пользуемся для стремленій любви, если любимъ мудрость и истину. Если же наша любовь обращена къ худшему, то мы любимъ плоть и кровь. Итакъ ты, какъ духовный, духовно внимай пѣнію словъ любви и научись стремленіе души твоей и огонь естественной любви обращать къ высшему, согласно оному: возжелай ея, и соблюдетъ тя: огради ю, и вознесетъ тя: (Прит. 4, 6. 8). Мужіе, любите своя жены, говоритъ Апостолъ (Ефес. 5, 25); но онъ не оставовился на сказанномъ: мужіе, любите своя жены; но зная, что любовь мужей и къ ихъ собственнымъ женамъ бываетъ и постыдная, бываетъ и угодная Богу, научилъ, какъ мужья должны любить своихъ женъ, говоря: мужіе, любите своя жены, якоже и Христосъ Церковь (Ефес. 5, 25). Это мы сказали въ видѣ предисловія къ тому, что имѣетъ быть изложено далѣе.
 

Подробнее...

Оригенъ († 254 г.) ДВѢ БЕСѢДЫ НА КНИГУ ПѢСНЬ ПѢСНЕЙ Бесѣда первая.

Какъ мы узнали чрезъ Моѵсея, что есть не только святое, но и Святое святыхъ, и что есть также не только суббота, но и суббота субботъ: такъ нынѣ мы узнаемъ чрезъ Соломона, что существуютъ не только пѣсни, но и пѣсни пѣсней. Блаженъ, конечно, тотъ, кто входитъ во святое, но еще блаженнѣе тотъ, кто входитъ во Святое святыхъ. Блаженъ празднующій субботу, но еще блаженнѣе празднующій субботу субботъ. Блаженъ, подобнымъ образомъ, и тотъ, кто понимаетъ и поетъ пѣсни, ибо никто не поетъ пѣсней иначе, какъ только во время торжествъ; но гораздо блаженнѣе тотъ, кто поетъ Пѣснь пѣсней. И какъ входящій во святое, нуждается еще во многомъ, чтобы быть достойнымъ войти во Святое святыхъ, и какъ празднующій субботу, которая отъ Господа установлена для народа, имѣетъ нужду еще во многомъ, чтобы праздновать субботу субботъ: подобнымъ образомъ съ трудомъ обрѣтается такой, кто, прошедши всѣ пѣсни, содержащіяся въ Писаніи, былъ бы въ состояніи возвыситься до Пѣсни пѣсней. Тебѣ должно выйти изъ Египта, и по выходѣ изъ земли Египетской, перейти Чермное море, чтобы ты могъ воспѣть первую пѣснь, говоря: поимъ Господеви, славно бо прославися. (Исх. 15, 1). Но хотя бы ты и воспѣлъ первую пѣснь, ты еще далеко отстоишь отъ Пѣсни пѣсней. Пройди духомъ пустыню, пока не придешь къ кладезю, который ископали цари (Числ. гл. 21), чтобы тамъ воспѣть вторую нѣснь. Послѣ сего иди къ предѣламъ Святой Земли, чтобы ставъ на берегу Іордана воспѣть пѣснь Моѵсея, говоря: вонми небо, и возглаголю, и да слышитъ земля глаголы устъ моихъ (Втор, 32, 1). Потомъ необходимо, чтобы ты воинствовалъ подъ начальствомъ Іисуса и получилъ въ наслѣдіе Святую землю и чтобы пчела тебѣ пророчествовала и пчела тебя судила (слово Деввора значитъ: пчела) для того, чтобы ты могъ усвоить себѣ и ту пѣснь, которая содержится въ книгѣ Судей (Суд. гл. 5). Достигнувъ по порядку книги Царствъ, приступи къ пѣсни, которую воспѣлъ Давидъ, когда избавился отъ руки всѣхъ враговъ своихъ и отъ руки Саула и сказалъ: Господь утвержденіе мое, и крѣпость моя, и прибѣжище мое, и избавитель мой (Псал. 17, 1). Затѣмъ тебѣ слѣдуетъ перейти къ пророку Исаіи, чтобы вмѣстѣ съ нимъ воспѣть: «воспою пѣснь возлюбленному о виноградникѣ моемъ» (Ис. 5, 1). И когда ты пройдешь все это, тогда уже взойди къ болѣе возвышенному, чтобы, съ душею украшенною, тебѣ можно было воспѣть вмѣстѣ съ женихомъ и эту Пѣснь пѣсней.
 

Подробнее...

Глаголев С. С. Слабые стороны рационалистических библейских гипотез.

Предварительные замечания

На [...] статью проф. Валетона о религии израильтян читатели не должны смотреть как на содержащую и заключающую в себе совершенно верные взгляды и точно передающую факты. В своих суждениях о ветхозаветной откровенной религии проф. Валетон поддался влияниям рационалистических веяний и допустил утверждения и отрицания, которые никогда не принимались и не будут приняты истинно христианским сознанием. На Западе в деле исследования богооткровенной религии уже давно образовалось направление, которое пытается объяснять религиозные явления исходя из отрицания веры и религии. Ученые этого направления или открыто заявляют, или тайно предполагают, что Бог - если Он и существует - не вмешивается в дела человеческие, что в ходе истории человеческой не было ни чудес, ни пророчеств и что в жизни евреев, как и в жизни других народов, течение явлений было всегда и исключительно естественным.

Подробнее...

Протоиерей Алексий Князев. Иуда и Фамарь

Можно смело утверждать, без всякого преувеличения, что богословская дисциплина, имеющая своим предметом изучение Священного Писания Ветхого Завета, почти всецело пребывает ныне в плену у высшей критики. Даже те труды, авторы которых до сих пор не согласились с выводами критической школы, гораздо более уделяют внимания и места опровержению этих выводов, чем подлинному раскрытию религиозного учения ветхозаветных священных книг[1]. Но те христианские ученые, которые эти выводы восприняли, окончательно ушли в изучение буквы и исторической оболочки Библии, нимало не заботясь о том Откровении, которое в ней заключено. 

Подробнее...

Преп. Романъ Сладкопѣвецъ († ок. 556 г.). Кондакъ на недѣлю Ваій.

Егоже краестрочіе: На ваія Романа, гласъ 6-й [1].

1. Съ вѣтвьми воспѣвшіи пéрвѣе, пóслѣжде яша съ дрекольми неблагодарніи жѝдове Бога Христа. Мы же Того непреложною вѣрою чтуще всегда, яко благоподáтеля, возопіемъ Ему: Благословенъ еси Грядый Адама воззвати!

Подробнее...

Навигация

Система Orphus