Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Архіеп. Николай Зіоровъ (†1915 г.) Бесѣда въ недѣлю четырнадцатую по Пятидесятницѣ.

Въ нынѣ чтенной притчѣ, братіе, раскрывается исторія домостроительства Божія о спасеніи людей, а точно также и исторія отношеній человѣчества къ этому «смотрѣнію Божію»... Такимъ образомъ, притча эта имѣетъ прежде всего историческое значеніе; но далѣе, при внимательномъ разсмотрѣніи ея содержанія, нельзя не видѣть, что она имѣетъ значеніе и для настоящаго времени, для всѣхъ людей, уже призванныхъ въ Царство Христово, — уясняя намъ и будущую судьбу этихъ людей... Вникнемъ же глубже въ ея содержаніе...

Подробнее...

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.) Бесѣда въ недѣлю четырнадцатую по Пятьдесятницѣ. (Матѳ. 22, 1-14).

Уподобися царствіе небесное человѣку царю, иже сотвори браки сыну своему (Матѳ. 22, 1-14).

Господь нашъ Іисусъ Христосъ въ чтенной нынѣ евангельской притчѣ открываетъ предъ нами зрѣлище до того необычайное и поразительное, что если бы говорилъ объ этомъ кто либо другой, а не самъ небесный Учитель, то мы готовы были бы усумниться въ дѣйствительности событія и въ истинѣ повѣствованія.

Вообразите, здѣсь представляется взору нашему царь, приглашающій своихъ подданныхъ на брачный пиръ сына своего, и однакожь почетнѣйшіе изъ подданныхъ почти всѣ то подъ тѣмъ, то подъ другимъ предлогомъ отъ царскаго пира отказываются, а нѣкоторые изъ нихъ до того даже простираютъ свою неблагодарность и дерзость, что и слугъ царевыхъ, съ приглашеніемъ къ нимъ присланныхъ, оскорбляютъ бранью и побоями; изъ низшаго же класса, по подобному приглашенію, хотя явились на пиръ охотно и многіе; но между ними одинъ оказался неприлично одѣтымъ, и за то разгнѣваннымъ царемъ изгнанъ былъ изъ царскаго чертога и ввергнутъ въ темницу. Ну, скажите сами, вѣроятное ли и возможное ли это дѣло? Кто изъ насъ когда либо отъ пировъ отказывался? А здѣсь пиръ брачный и притомъ царскій. Кто могъ быть столько невѣжливъ и дерзокъ, чтобы приглашающему на пиръ сталъ отвѣчать бранью и побоями? Кто опять могъ быть столько безразсуденъ, чтобы рѣшился идти на брачный пиръ дурно одѣтымъ, особенно къ царю? Но говоритъ объ этомъ, какъ замѣтили мы выше, сама Истина непререкаемая и вѣчная, слѣдовательно, должно быть истинно: какъ же это такъ?

Подробнее...

Митр. Амвросій Подобѣдовъ († 1818 г.) Слово 31. Въ недѣлю вторуюнадесять по Пятьдесятницѣ. (Мф. 19:16)

О единственномъ пути ко спасенію, состоящемъ въ послѣдованіи Іисусу Христу.

Учителю благій! что благо сотворю, да имамъ животъ вѣчный (Матѳ. 19:16)?

Спасительное дѣло есть, въ сей еще смертной жизни желать живота вѣчнаго; да и нужно заранѣе среди странствованія въ вѣкѣ семъ помышлять о пути въ вѣкъ будущій и о средствахъ къ достиженію онаго. Ибо настоящая жизнь наша есть токмо, какъ нарицаетъ оную Давидъ, пришельствіе (Псал. 119, 5), изъ коего подобаетъ намъ возвратитися въ вѣчный домъ Отца нашего, Иже есть на небесѣхъ. Вѣмы, говоритъ и святый Апостолъ Павелъ, яко живуще въ тѣлѣ, отходимъ отъ Господа. Всѣмъ же явитися намъ подобаетъ предъ судищемъ Христовымъ, да пріиметъ кійждо, яже съ тѣломъ содѣла, или блага или зла (2 Кор. 5, 6. 10). Но на пути семъ затрудняетъ насъ недоумѣніе подобное тому, которое имѣлъ въ нынѣ чтенномъ Евангеліи упоминаемый юноша: какимъ образомъ неосужденно предстать предъ судище Христово? или, рещи словами юноши: что благо сотворимъ, да имамы животъ вѣчный? Но не должно и удивляться сей трудности. Ибо сами святые мужи съ таковымъ же недоумѣніемъ обращалися къ Богу: скажи мнѣ Господи путь, въ оньже пойду, взывалъ Давидъ; научи мя творити волю Твою (Псал. 142, 8. 10); настави мя на путь Твой, и пойду во истинѣ Твоей (Псал. 85, 11)! Не возможно бо, по слабости бреннаго естества человѣческаго, всякому съ Апостоломъ Павломъ не признаться, что еже содѣваемъ, не разумѣемъ, и еже хотѣти прилежитъ намъ, а еже содѣяти доброе, не обрѣтаемъ (Рим. 7, 15. 18). Къ кому же благонадежнѣе прибѣгнуть, какъ не къ Богу, со изпрошеніемъ наставленія уму нашему и направленія воли нашей въ странствіи къ жизни вѣчной? Правда, мы не имѣемъ уже того счастія, какое имѣлъ Евангельскій оный юноша, чтобы лицемъ къ лицу вопрошати Спасителя: но имѣемъ въ писаніи слово Его, могущее насъ умудрити во спасеніе. Изпытайте писаній, увѣщаваетъ Онъ самъ, яко вы мните въ нихъ имѣти животъ вѣчный (Іоан. 5, 39). Изпытаимъ убо въ нихъ, какой есть путь ведущій въ животъ вѣчный.

Подробнее...

Архіеп. Николай Зіоровъ (†1915 г.) Поученіе на одиннадцатую недѣлю по св. Пятидесятницѣ.

(Матѳ. 18, 23-35).

Однажды Ап. Петръ обратился ко Христу Спасителю съ такимъ вопросомъ: сколько разъ слѣдуетъ прощать брату, согрѣшающему противъ другаго брата? — Въ законѣ Моисеевѣ на это не было опредѣленнаго отвѣта, а толкователи закона временъ Спасителя не всѣ были согласны между собой въ рѣшеніи какъ этого, такъ и другихъ подобныхъ вопросовъ. Одни говорили такъ, а другіе — иначе. Вѣроятно, было мнѣніе, что слѣдуетъ прощать только до семи разъ — не болѣе, и что въ слѣдующихъ за симъ случаяхъ уже не прощать. Апостолъ Петръ, вѣроятно, имѣлъ въ виду подобное рѣшеніе вопроса, притомъ большинствомъ, и спросилъ своего Божественнаго Учителя: не до семи ли разъ прощать? — Какъ же отнесся Христосъ Спаситель къ такому мнѣнію Ап. Петра? Христосъ Спаситель далъ ему такой отвѣтъ, изъ котораго можно было заключить, что прощать нужно безчисленное число разъ, или лучше сказать — всегда, коль скоро братъ согрѣшающій проситъ насъ, обращается къ намъ съ просьбой о прощеніи: глагола ему Іисусъ: не глаголю тебѣ — до седмь кратъ, но до седмьдесятъ кратъ седмерицею. — И вслѣдъ затѣмъ, какъбы въ разъясненіе этой своей мысли, предложилъ притчу о царѣ и заимодавцахъ. Вотъ эта притча.

Подробнее...

А. П. Лопухин. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Третья книга Ездры

Родословие Ездры (1–3). Обличение евреев за идолопоклонство и забвение Божественных благодеяний (4–23). Отвержение иудеев и призвание язычников (24–40).

Новое обличение евреев за их равнодушие и холодность к своей матери - Сиону или Иерусалиму (1–4). Посрамление Израиля и его матери за беззакония (5–9). Дарование Иерусалимского царства в удел новому народу Божию из язычников (10–14). Речь Бога к новозаветной церкви с призывом к любви и обещанием высочайших благ на небе (15–32). Речь Ездры о близком пришествии Пастыря и удалении от соблазнов мира (33–37). Прославление исповедующих истину Сыном Божиим (38–48).

Время и место получения откровения (1). Недоумения автора при виде страданий избранного народа и благоденствия язычников (2–3). Молитва Ездры к Богу о разрешении их. Значение греха в истории человечества вообще и избранного народа в частности (4–27). Сравнительная оценка язычников и иудеев с нравственной точки зрения (28–36).

Явление Ангела Уриила (1). Обличение Ездры за непомерность его притязаний (2). Бессилие человека в разгадке простейших тайн природы (3–12). Аполог о лесе и море (13–21). Молитва Ездры о даровании ему ответа ввиду важности его вопросов для Израиля (22–25). Закономерность в развитии добра и зла на земле (26–43). Близость конца, поясняемая видением печи и облака (44–50). Невозможность определить время конца в точности (51–62).

Знамения, предшествующие концу (1–13). Впечатление от речи Ангела (14–15). Увещание Фалтиила с призывом вернуться к народу (16–19). Второе видение. Недоумения Ездры по поводу того, что Бог наказывает свой избранный народ не непосредственно Своею рукою, но при помощи язычников (20–30). Ответ ангела. Бессилие человека постигнуть любовь Бога к Израилю и углубиться в планы Божественного домостроительства (31–40). Строгая постепенность в осуществлении Божественных планов, исключающая возможность несправедливости к кому-либо на суде (41–49). Приближение мира к старости (50–55). Вопрос о том, кто будет производить последний суд (56).

Последнее посещение мира Творцом (1–6). Граница между настоящим и будущим веком (7–10). Молитва Ездры об открытии ему дальнейших признаков конца (11–12). Признаки конца (13–28). Обещание нового откровения (23–34). Третье видение . Новая молитва Ездры о разрешении недоумений, возникающих вследствие угнетения избранного народа язычниками (35–59).

Неизбежность страданий на земле в качестве переходной ступени к будущим благам (1–16). Заслуженность мучений грешников (17–25). Последний суд над миром (26–44 по изд. Бенсли). Малочисленность спасающих и особая ценность их в глазах Бога (45–61). Ответственность разумных существ за свои поступки и, как следствие этого, законность мучений в будущей жизни (62–74). Семь ступеней мучений грешников (75–87) и семь ступеней блаженства праведников (88–101). Недействительность ходатайств праведников за грешников на последнем суде (102–115). Жизнь, как борьба, исход которой зависит от свободного усмотрения человека (116–131). Совместимость осуждения грешников с милосердием Божиим (132–139).

Назначение будущего века для немногих (1–3). Недоумения Ездры по поводу жестокой судьбы человека, вышедшего из рук Самого Творца и находящегося под особым покровом Промысла (4–14) и, в частности, по поводу участи избранного народа (15–19). Молитва Ездры о помиловании родного народа (20–36). Естественность гибели грешников, поясняемая примером из жизни земледельца (37–46). Обещание Ездре блаженства в будущем веке (47–55). Законность наказания грешников при существовании свободы воли (56–62). Вопрос Ездры о времени конца (63).

Время и признаки конца (1–13). Повреждение нравов как причина малого числа спасающихся, заранее избранных Богом (14–22). Обещание нового откровения (23–25) . Четвертое видение. Недоумение Ездры по поводу сохранения в силе закона, несмотря на гибель избранного народа (29–37). Видение жены и рассказ ее о рождении сына и его браке (38–47).

Рассказ жены о внезапной смерти сына во время брака и ее скорби (1–4). Обличение жены Ездрою в забвении общественного бедствия ради горя семейного (5–24). Внезапное исчезновение жены и появление вместо нее укрепленного города (25–27). Молитва Ездры об истолковании видения (28–37). Объяснение видения Ангелом в приложении к Иерусалиму в разные периоды его существования (38–57). Обещание нового откровения (58–60).

Описание орла, поднимающегося из моря (1–6). Правление двенадцати больших крыльев и двух придаточных крыльев (7–23). Покушения на господство четырех придаточных крыльев (24–28). Владычество трех голов орла (29–36). Явление льва и его обличительная речь к орлу (37–46).

Исчезновение последней головы орла и гибель всего его в пламени (1–3). Молитва Ездры об истолковании видения (4–9). Толкование видения (10–36). Повеление Бога написать все виденное, но сохранить его в тайне от народа (37–38). Обещание нового откровения (39). Просьбы пришедшего народа о возвращении Ездры в город для руководительства жизнью пленников (40–45) и согласие Ездры на это (46–51).

Появление из недр моря мужа (1–3). Истребление им врагов (4–11) и призвание к себе мирного общества (12–13). Молитва Ездры об истолковании видения и решении вопроса о преимуществах тех, кто доживет до явления Мессии, перед предшествующими поколениями (14–20). Разрешение поставленного Ездрою вопроса (21–24). Толкование действий Мессии по отношению к врагам (25–38) и мирному обществу (39–53). Обещание нового откровения (54–58).

Повеление, слышащееся Ездре из куста, о предании письмени дарованных ему видений (1–8). Предсказание близкого взятия Ездры с лица земли в общество Сына Божия (9) ввиду скорого наступления конца (10–12) и повеление устроить все земные дела (13–17). Молитва Ездры о ниспослании на него Духа Святого для восстановления сожженного закона (18–22). Повеление Бога о разделении священных книг на доступные для всех и скрытые (23–26). Прощальная речь Ездры к народу (27–36). Чудесное восстановление св. книг при содействии Св. Духа (37–48). Замечание о смерти Ездры (48–50 по вост. пер.).

Повеление пророку записать настоящее откровение (1–4). Предстоящее наказание нечестивых и освобождение народа Божия из Египетского плена (5–13). Грозящие миру бедствия в общественной жизни (14–27). Опустошение Ассирии арабами и карманийцами (28–37). Гибель Вавилона под влиянием грозных явлений в природе (38–45). Бедствия, грозящие соучастнице Вавилона Асии (46–63).

Неотвратимость бедствий, грозящих Вавилону, Асии, Египту и Сирии (1–16). Изображение этих бедствий (17–35). Их близость (36–49). Призыв грешного мира к покаянию (50–68). Испытания, предстоящие избранным Богом (69–78).

Подробнее...

А. П. Лопухин. Книга Руфь

О КНИГЕ РУФЬ

В ряду исторических книг Ветхого Завета после книги Судей в греческой (LXX), латинской (Vulg.) и славяно-русской Библии помещается книга Руфь (LXX: «Ρоύθ, Vulg.: Ruth) «Восьмая книга Ветхого Завета, Руфь, называется так потому, что содержат историю Руфи. Руфь была родом моавитянка; но отказавшись от родства и отеческого суеверия, она обратилась к истинному Богопочитанию и переселилась в Вифлеем Иудейский; там сочеталась браком с Воозом, из колена Иудина. От нее производится родство Давида таким образом: Вооз от Руфи родил Овида, Овид - Иессея, Иессей - Давида» (Синопсис Афанасия). В еврейской же Библии кн. Руфь стоит в третьей части ветхозаветного канона - в разделе агиографов, «кетубим», занимая в ряду их пятое место (после кн. Псалмов, Притчей, Иова и Песни Песней). Последнее положение кн. Руфь в Библии, надо думать, было первоначальное; помещение ее в греческой Библии между книгами Судей и Царств могло быть вызвано тем, что описанное в ней происшествие относится ко времени Судей, а по указанному отношению Руфи к Давиду книга является, по блаж. Августину (Xрист. наука, кн. 2, гл. 13), началом или преддверием к книгам Царств, изображающим историю царского дома Давидова; притом присоединением книги Руфь к кн. Судей (как кн. Плач Иеремии к кн. Пророка Иеремии) достигалось общее число книг Ветхого Завета 22 (равное числу букв еврейского алфавита), принимаемое И. Флавием («О древности иудейского народа» - Против Апиона I, 8), иудейскою синагогою и некоторыми учителями церкви (Ориген, блаж. Иероним, св. Епифаний) [ 1 ].

Подробнее...

Навигация

Система Orphus