Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Архіеп. Филаретъ Гумилевскій († 1866 г.) Слова и бесѣды на святую Четыредесятницу. Бесѣда I. На псал. 50, во вторую недѣлю поста.

Помилуй мя Боже, по велицѣй милости Твоей.
 
Слова, беседы и речи Филарета (Гумилевского), архиепископа Черниговского и Нежинского. В 4-х частях. Издание 3-е. СПб., 1883Кто это такъ трогательно молитъ Бога о помилованіи? Кто стѣсненъ такою нуждою въ помощи небесной? Чья душа изливаетъ такую скорбь о себѣ предъ Господомъ? Это молится царь и пророкъ Давидъ! Пророкъ и — исповѣдуетъ свой тяжкій грѣхъ предъ Богомъ? Царь славный не только въ своемъ царствѣ, но и у сосѣдей и — составляетъ пѣснь о своемъ паденіи, чтобъ всѣ слышали ее. Начальнику пѣвцовъ пѣснь Давида [1], внегда внити къ нему Наѳану пророку, егда вниде къ Вирсавіи женѣ Уріевой: такъ говоритъ надпись псалма. И тоже показываетъ содержаніе псалма.
 

Подробнее...

А. П. Лопухин. Второе послание Святого Апостола Павла к Тимофею

Надписание и приветствие (1–2). Благодарность, молитва и увещание апостола (3–7). Не должно стыдиться свидетельства о Христе (8–12). О сохранении вверенного Тимофею учения (13–14). Пример Онисифора (15–18).
Тимофей должен передавать спасительную истину верным ученикам (1–14). При этом Тимофей должен обратить внимание на центральный пункт евангельского учения (15–19). Не следует все достоинство человека полагать в его одарении духовном (20–23). Тимофей должен с кротостью учить верующих и неверующих (24–26).
Наступление тяжких времен (1–9). Пример апостола Павла (10–12). Увещание Тимофею (13–17).
Обязанности Тимофея ввиду ожидаемого пришествия Христова и отшествия апостола Павла из этой жизни (1–8). Заключение послании: разного рода поручения, приказания, советы и приветствия (9–22).

Подробнее...

А. П. Лопухин. Соборное послание Святого Апостола Иуды

О соборном послании Святого Апостола Иуды

Писателем последнего в каноническом порядке послания был Иуда «раб Иисуса Христа, брат Иакова» (Иуд I). Вопреки мнению некоторых западных исследователей (у нас разделяемому преосвящ. Михаилом), этот Иуда не может быть отождествляем с апостолом из числа 12-ти - Иудою Фаддеем или Леввеем (Мф X: 3), иначе называемым Иудою Иаковлевым (Лк VI: 16; Деян I: 13): Апостол Иуда скорее называл бы себя сыном Иакова, а не братом Иакова. Поэтому гораздо основательнее признать, что писателем последнего Соборного послания был Иуда, брат Господа по плоти, сын Иосифа Обручника от первой его жены и брат Иакова, первого епископа Иерусалимского и писателя первого послания (ср. Мф XIII: 65). По свидетельству Климента Александрийского, Иуда, написавший Соборное послание, был братом сыновей Иосифа (Обручника); он мог бы указать на свое родство по плоти с Господом, но предпочитает именовать себя Его рабом, указывая только на свое отношение к Иакову: он был братом Иакова, по отцу Иосифа (Ad umbr. Megne. gr. IX: 731).

Подробнее...

А. П. Лопухин. Послание Иеремии

1. Неподлинность послания

Послание Иеремии, написанное на греческом языке, на самом деле не принадлежит великому иудейскому пророку. Это доказывается во 1) тем, что его совсем нет в еврейской Библии, в сирийском переводе Пешито и даже в некоторых списках LXX-ти; во 2-х) самое содержание послания не имеет почти ничего общего с содержанием книги пр. Иеремии, 3), наконец, язык послания далеко не похож на блестящий язык кн. пр. Иеремии. Кроме того, в послании своем Иеремия не мог употребить таких неточных выражений как семь родов вместо семидесяти лет (для обозначения периода вавилонского плена) и тому под.

Подробнее...

Святитель Иннокентий Херсонский. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа

Содержание

  • Глава I. Краткое обозрение земной жизни Иисуса Христа по отношению к Его последним дням жизни
  • Глава II. Последнее путешествие Иисуса Христа из Галилеи в Иерусалим
  • Глава III. Воскрешение Лазаря с его последствиями
  • Глава IV. Торжественный Вход Иисуса Христа в Иерусалим, его цель и значение
  • Глава V. Проклятие смоковницы и изгнание из храма торжников
  • Глава VI. Всенародное посольство к Иисусу Христу от синедриона
  • Глава VII. Посрамление сект иудейских и обличение их пороков перед народом
  • Глава VIII. Заключение общественного служения Иисусова в качестве Мессии
  • Глава IX. Беседа с учениками о судьбе Иерусалима и последних днях мира
  • Глава X. Взгляд на (образ) исполнения пророчеств о судьбе Иерусалима, с примечаниями касательно (образа) изъяснения пророчеств о последних днях мира
  • Глава XI. Предание Иисуса Христа Иудой
  • Глава XII. Омовение ног и Тайная Вечеря
  • Глава XIII. Прощальная беседа Иисуса Христа с учениками
  • Глава XIV. Гефсиманский подвиг Иисуса Христа
  • Глава XV. Предание
  • Глава XVI. Иисус Христос на суде первосвященников и синедриона
  • Глава XVII. Окончательный приговор синедриона Иисусу Христу
  • Глава XVIII. Судьба предателя
  • Глава XIX. Иисус Христос на суде Пилата
  • Глава XX. Иисус Христос на суде Ирода
  • Глава XXI. Иисус Христос осуждается на бичевание и смерть Пилатом
  • Глава XXII. Взгляд на образ суда над Иисусом Христом
  • Глава XXIII. Распятие
  • Глава XXIV. Иисус на кресте
  • Глава XXV. Взгляд на покаявшегося на кресте разбойника
  • Глава XXVI. Чудесные знамения с их последствиями
  • Глава XXVII. Последние события при кресте Иисуса
  • Глава XXVIII. Снятие со креста и погребение
  • Глава XXIX. Кустодия

 

Подробнее...

Преподобный Максим Исповедник. Толкование на 59 псалом

В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение, внегда сожже средоречие Сирийское, и Сирию Совальскую, и возвратися Иоав, и порази Едома в дебри Солей, 12 тысящ.

Подробнее...

Тимофей Буткевич. О смысле и значении кровавых жертвоприношений в дохристианском мире и о так называемых "ритуальных убийствах".

Самую существенную составную часть всякаго вообще религiознаго культа представляютъ мoлитвocлoвiя и жертвы, приносимыя человекомъ Богу. Въ дохристiанскомъ мире были различаемы два вида жертвъ: мирныя или безкровныя и кровавыя. Вознося свою молитву Богу, какъ iудеи, такъ и язычники признавали необходимымъ приносить къ алтарю и различные дары отъ своего именiя и своихъ трудовъ: хлебъ, муку, вино, елей, ладанъ или смирну, соль и драгоценныя вещи: золото, серебро, деньги, пурпуровыя и висонныя матерiи (ср. Исх., 25, 3-7). Но особенно угоднымъ Богу дохристiанскiе народы считали принесенiе кровавыхъ жертвъ. На этихъ то жертвоприношенiяхъ мы и останавливаемъ въ настоящiй разъ вниманiе читателя.

Подробнее...

Протоиерей Геннадий Фаст. Видение Нового Иерусалима (Апокалипсис, 21-22)

Начинается новое и последнее апокалиптическое видение тайнозрителя и апостола Иоанна Богослова. По нашему делению, это седьмая картина Апокалипсиса. Картина вечности — нового неба, новой земли и нового Иерусалима. 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus