Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Евангелие от Иоанна 24 зачало (глава 6 с 56 по 69 стих)

56Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. 57Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. 58Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. 59Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. 60Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? 61Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? 62Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? 63Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. 64Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. 65И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. 66С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. 67Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? 68Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: 69и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго. 

Христос находился в синагоге и вновь говорил о том, что помогает человеку войти в вечную жизнь и пребывать там в общении с Богом. Слова о вкушении Его Плоти и Крови, которые сейчас кажутся странными и непонятными даже для учеников, обретут смысл и видимые формы перед самым распятием Учителя, во время Тайной вечери в Сионской Горнице. Очевидная невозможность вкушения физической плоти и крови с одной стороны, и столь же очевидная необходимость теснейшего единения верующих со Христом найдут своё удивительное сочетание в благословении хлеба и вина. Сын Божий провозгласит тогда: преломляемый Хлеб и Вино, которыми наполнена чаша, являются Его Телом и Кровью. Вкушающий их таинственным образом соединяется с жертвой, которую принес Сын Человеческий за всех людей, а через неё соединяется с Самим Богом. «Мы вкушаем не Самого Бога, ибо Он неосязаем и бестелесен, - говорит блаженный Феофилакт Болгарский, - …но по подобию раскалённого железа, которое остаётся железом, но обнаруживает силу огня. Так и плоть Господа, пребывая плотию, животворит как плоть Бога Слова».

Но если раньше слова Христа о Себе, как о Хлебе сошедшем с небес вызывали ропот только у Его противников, то теперь уже многие из последователей Спасителя приходят в недоумение, когда слышат непонятные им речи о вкушении Плоти и Крови Сына Человеческого. Непонимание исходило из ошибочного представления о том, что Наставник ставит наследование вечной жизни в прямую зависимость от употребления в пищу Его физической плоти и крови. Христос, зная ход их мыслей, заранее предупреждает сомневающихся о большем соблазне, когда они увидят Учителя распятым на кресте, а затем воскресшем и возносящимся на небо. Для тех, кто не имеет духовного понимания ситуации, страдания и смерть Мессии, нанесут сокрушительный удар по их вере, основанной на приземлённом понимании Царства Божия. Объяснение Спасителя для маловерных последователей показалось неубедительным, непонятным и даже странным. С самого начала Христос, как Бог, видел эту червоточину маловерия. Он даже знал, что один из ближайших учеников предаст Его. Но Сын Божий до конца не отнимает возможности спасения. Бог «повелевает солнцу Своему всходить над злыми и добрыми», а повернём ли мы своё лицо к солнцу или наоборот отвернёмся от него, этот вопрос каждый для себя решает сам. Беседа в синагоге произвела раскол среди последователей Иисуса. «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним». Несметные толпы народа, доселе следовавшие за Иисусом, стали редеть. Отошли маловерные - те, кто поражались Его чудесами. Для поддержания веры им требовались всё новые и новые чудесные явления, а на самом деле необходим был коренной переворот сознания и жизненных установок. Сыну Божию нужна не толпа, а твёрдая вера каждого отдельно взятого человека. Испытывая веру апостолов, Христос спрашивает и их: «не хотите ли отойти?» На что Пётр смиренно отвечает «Господи! К кому нам идти?» И нам хорошо бы всегда помнить, что только у Христа есть «глаголы вечной жизни», которая ожидает всех нас в недалёком и не близком будущем. Храни вас Бог!

протоиерей Андрей Андронов


Навигация

Система Orphus