Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Приложеніе. Поученія на праздники Господскіе (подвижные). Воскресеніе Христово (Пасха). Поуч. 3-е. Первый день Пасхи.

(Поученіе, назначенное для произнесенія за вечернею въ первый день Пасхи).  (О явленіяхъ воскресшаго Господа апостоламъ въ день Воскресенія, съ нравственными и догматическими выводами).
 
I. Въ самый день Воскресенія утромъ явился воскресшій Господь въ началѣ Маріи Магдалинѣ, потомъ — и другимъ мѵроносицамъ. Около вечера того же дня двое изъ учениковъ Христовыхъ — Лука и Клеопа пошли въ селеніе Еммаусъ, которое находится отъ Іерусалима въ десяти верстахъ. Шли они очень печальные. Неожиданная смерть І. Христа убила въ нихъ надежду на лучшіе дни для израильскаго народа. На пути они разговаривали между собою обо всемъ случившемся въ эти дни. Главнымъ предметомъ разговора ихъ былъ І. Христосъ. Подходитъ къ нимъ какой-то Незнакомецъ и спрашиваетъ ихъ: о чемъ вы такъ разсуждаете между собой и отъ чего вы такъ печальны? Удивилъ такой вопросъ учениковъ Христовыхъ. «Неужели ты, одинъ изъ пришедшихъ въ Іерусалимъ, не знаешь о происшедшемъ во дни эти?» сказали они подошедшему путнику. — О чемъ? спросилъ ихъ спутникъ. «А что было съ Іисусомъ Назаряниномъ, Который былъ пророкъ сильный въ дѣлѣ и словѣ предъ Богомъ и предъ всѣмъ народомъ, — какъ предали Его первосвященники и начальники для осужденія на смерть и распяли Его. Но мы не того ждали отъ Него; мы надѣялись, что Онъ есть Тотъ, Кому назначено избавить насъ, израильтянъ. И вотъ теперь уже третій день истекаетъ, какъ совершилось все это. А между тѣмъ нѣкоторыя женщины изъ нашихъ изумили насъ: — онѣ были рано утромъ у гроба и не нашли тѣла Его, и, возвратившись, сказали, что видѣли ангеловъ, которые говорятъ, что Онъ живъ. И пошли нѣкоторые изъ нашихъ ко гробу, нашли все такъ, какъ женщины говорили, но Его не видали». Тогда приставшій къ нимъ путникъ замѣтилъ имъ: напрасно они колеблются, — страданія Христовы были предсказаны пророками и, слѣдовательно, должны были постигнуть Мессію. Не такъ ли надлежало пострадать Христу и войти въ славу Свою? сказалъ Онъ имъ и въ доказательство привелъ всѣ пророчества о страданіяхъ Мессіи, начавъ отъ Моисея. Ученики дивились. Между тѣмъ въ разговорѣ незамѣтно подошли и къ Еммаусу. Незнакомецъ показывалъ видъ, что Онъ хочетъ итти далѣе. Но ученики начали уговаривать Его переночевать съ ними, такъ какъ наступилъ вечеръ. Путникъ согласился. Вошли они въ домъ и возлегли за столъ подкрѣпить себя пищею. Путникъ взялъ хлѣбъ, благословилъ его, переломилъ и подалъ имъ. Какъ все это живо напоминало имъ ихъ дорогого Учителя! Вѣдь точно такъ и Онъ дѣлалъ предъ вкушеніемъ пищи. Они стали вглядываться въ черты Незнакомца, — и вдругъ видятъ предъ собою Христа. Но лишь только узнали они Его, Онъ сейчасъ же сдѣлался невидимъ и скрылся. «Не горѣло ли въ насъ сердце наше, когда Онъ дорогой изъяснялъ намъ писанія?» сказали они другъ другу и тутъ же поздно вечеромъ возвратились въ Іерусалимъ къ прочимъ апостоламъ и сказали, что Христосъ воскресъ. — Воистину воскресъ, сказали имъ апостолы, и явился Онъ Симону Петру. Но какъ явился Онъ Петру, подробностей объ томъ явленіи въ евангеліи нѣтъ. Явившись ему отдѣльно и раньше другихъ, Господь, конечно, изрекъ ему наединѣ совершенное прощеніе за его трикратное отверженіе отъ Господа.
 
Въ самый же день Воскресенія поздно вечеромъ десять учениковъ собрались вмѣстѣ и говорили о явленіяхъ воскресшаго Господа. Апостолъ Петръ былъ тутъ же; не было одного Ѳомы. Двери были заперты изъ боязни нападенія отъ іудеевъ. Вдругъ сквозь заключенныя двери является среди нихъ Самъ воскресшій Христосъ. «Миръ вамъ», сказалъ Онъ имъ. Они смутились. Не духъ ли это, не призракъ ли стоитъ предъ нами? подумали они. Христосъ не одобряетъ такое ихъ сомнѣніе. «Для чего, говоритъ Онъ, такія мысли входятъ въ ваши сердца? посмотрите на руки Мои и на ноги Мои, что Я Самъ, осяжите Меня и разсмотрите; потому что духъ плоти и костей не имѣетъ, какъ видите у Меня», — и сказавъ это, показалъ имъ руки и ноги Свои. Ученики возрадовались, увидавши Господа. Но при радости, или лучше сказать, отъ чрезмѣрной ихъ радости имъ не доставало все еще полной вѣры, — имъ хотѣлось бы еще болѣе убѣдиться, что это дѣйствительно. И вотъ Господь спрашиваетъ у нихъ: нѣтъ ли у нихъ здѣсь чего съѣстнаго? Они подали ему часть печеной рыбы и сотоваго меду, и Онъ предъ ними съѣлъ. И ихъ сомнѣніе замѣнилось теперь полнѣйшею вѣрою и радостію. Спаситель долго съ ними бесѣдовалъ, объяснилъ имъ всѣ тѣ пророчества, въ которыхъ говорится о страданіяхъ, смерти и воскресеніи Его. «Миръ вамъ!» заключилъ Онъ Свою бесѣду. «Какъ послалъ Меня Отецъ, такъ и Я посылаю васъ. Пріимите Духа Святаго. Кому простите грѣхи, тому простятся, на комъ оставите, на томъ останутся». При этомъ Онъ дунулъ на нихъ и сталъ невидимъ. Когда пришелъ къ нимъ Ѳома, всѣ говорили ему: мы видѣли Господа. Но онъ отвѣчалъ: если не увижу на рукахъ Его ранъ отъ гвоздей, и не вложу руки моей въ бокъ Его, не повѣрю.
 
II. а) Когда явился Христосъ апостоламъ? Въ то время, когда бесѣдовали о Немъ. Пятый разъ является Онъ, и каждый разъ — тѣмъ, которые заняты были Имъ — о Немъ думаютъ, о Немъ говорятъ. Пойми изъ сего, христіанинъ, что и къ тебѣ тогда будетъ близокъ Господь, когда часто будешь размышлять о Немъ, часто молиться Ему, часто читать Слово Его, посѣщать храмъ Его, часто приступать къ св. тайнамъ Его, когда будешь стараться творить добро во имя Его.
 
б) Христосъ явился апостоламъ сквозь заключенныя двери. Это показываетъ, что тѣло Спасителя по воскресенія стало не такое, какое было прежде. Это было уже тѣло тонкое, легкое, духовное, не знающее никакой преграды для сообщенія съ тѣмъ или другимъ мѣстомъ: тѣло, осіяваемое духовнымъ свѣтомъ, — сквозь которое проникалъ свѣтъ Божества. Подобны, братія, будутъ и наши тѣла по воскресеніи. Но для этого нужно теперь — при жизни не дѣлать ихъ орудіемъ грѣха, блюсти въ чистотѣ.
 
в) Миръ вамъ, сказалъ Христосъ явившимся апостоламъ. Значитъ, вотъ что всего необходимѣе обществамъ, семействамъ и всѣмъ намъ для счастія земного. Гдѣ нѣтъ мира, тамъ — вражда, раздѣленіе, прекословіе, взаимное противодѣйствіе, злоба, ненависть. Гдѣ же взять мира? Христосъ миръ нашъ: Онъ преподалъ миръ апостоламъ, преподастъ и намъ.
 
г) Апостолъ Ѳома долго не вѣрилъ воскресенію Господа; но его невѣріе не походило на невѣріе іудейскихъ начальниковъ, которые слышали о воскресеніи Христа отъ стражей — очевидцевъ и все-таки не повѣрили. Невѣріе этихъ лицъ происходидо отъ упорства, ожесточенія, гордости, злобы. Но Ѳома не вѣрилъ отъ радости, все одно какъ и мы не вѣримъ тому, чему особенно рады, что особенно намъ пріятно. Зато когда увѣрился, онъ исповѣдывалъ, что Христосъ — Господь нашъ, Царь и Владыка, Начальникъ и Совершитель нашего спасенія.
 
д) Мы слышали, братія, что ученики возрадовались, увидавши Господа. Но не менѣе учениковъ Господа и мы должны возрадоваться при одной мысли о воскресеніи изъ мертвыхъ Господа.
 
И какъ не радоваться, какъ не веселиться въ нынѣшній праздникъ! Мы страшимся ада; теперь нечего его страшиться: онъ нынѣ разрушенъ. Мы трепещемъ смерти; теперь нечего ея трепетать: жало ея уничтожено. Мы боимся діавола; нечего и его бояться: онъ низложенъ. Мы желаемъ рая: отверсты райскія двери. Все готово, чего только наша душа желаетъ; все доставило намъ Воскресеніе Спасителя.
 
Впрочемъ, слушатели, не смотря на то, что рѣки радости текутъ вездѣ, двери отверсты всѣмъ; не смотря, говорю, на то, и нынѣ есть много печальныхъ между нами, христіанами, унылыхъ среди общаго веселія, мрачныхъ при полномъ сіяніи радости.
 
Кто же эти унылые и печальные?
 
Унылы и печальны нынѣ бѣдные, впрочемъ не тѣ только бѣдные, которые стоятъ у дверей храма, ходятъ по домамъ, кланяются на переулкахъ. Эти бѣдные имѣютъ голосъ: добрые люди не дадутъ имъ долго плакать. Нынѣ особенно унылы и печальны тѣ бѣдные, которые не имѣютъ чѣмъ жить, но не умѣютъ просить; которые бѣдствуютъ, но скрываютъ свою бѣдность; льютъ слезы горести, но таятъ ихъ отъ другихъ. Это люди, имѣющіе свое — бѣдное состояніе, несоотвѣтствующее ихъ званію, возрасту, достоинству. Это — бѣдныя вдовы съ малыми дѣтьми; небогатые отцы съ большими долгами; домы нѣкогда знатные, теперь пришедшіе въ крайнее разореніе. Эти то бѣдные нынѣ унылы и печальны. Горе и въ простые дни не сладко, но какъ оно мучительно въ Свѣтлый праздникъ! Нужды и всегда не легки, но какъ онѣ тягостны среди общаго довольства!
 
Конечно, при сердечномъ веселіи и лицу весело; при внутренней красотѣ можно обойтись и безъ внѣшняго украшенія; въ мирномъ семействѣ и черствый кусокъ хлѣба вкусенъ: но... не въ праздникъ, слушатели!
 
Унылы и печальны нынѣ грѣшники; впрочемъ, не тѣ только грѣшники, которые грѣшатъ противъ Бога; они могутъ омыть свои грѣхи слезами покаянія и — Богъ проститъ имъ грѣхи, и они веселы. Но нынѣ унылы и печальны особенно тѣ грѣшники, которые грѣшатъ противъ насъ, и грѣшатъ часто потому только, что живутъ съ нами, или зависятъ отъ насъ. Это — люди, прогнѣвавшіе насъ, съ которыми мы еще не помирились; это — подчиненные наши, нами унижаемые и пренебрегаемые; это — родные и близкіе, нами оставляемые безъ всякаго вниманія; это — служители, работающіе и служащіе намъ изъ-за куска хлѣба. Это, вообще, всѣ тѣ люди, которые, имѣя отношеніе къ намъ или находясь при насъ, или завися отъ насъ, не видятъ себѣ и нынѣ ласковаго взгляда, не слышатъ привѣтливаго слова. Видно, на всегда прошли тѣ времена, когда для свѣтлаго праздника ссоры были забываемы, тягостныя приличія оставляемы, различіе званія и состоянія было покидаемо. Прошли и, видно, никогда не воротятся тѣ времена, когда въ нынѣшній день подчиненный покойно веселился со своимъ начальникомъ, рабъ безпечно радовался со своимъ господиномъ, небогатая родня радостно ликовала съ роднею богатою, когда общій для всѣхъ праздникъ праздновали всѣ вмѣстѣ.
 
Впрочемъ, никому такъ не горько нынѣ, какъ бѣднымъ заключеннымъ. Для нихъ и колокольный нынѣшній звонъ заглушается громомъ ихъ собственныхъ цѣпей; они и въ сей свѣтлый праздникъ едва видятъ солнечный свѣтъ, тускло свѣтящій имъ сквозь каменныя ограды и желѣзныя рѣшетки. Горько нынѣ и тѣмъ страждущимъ, которыми наполнены больницы и богадѣльни; которые и нынѣ съ нетерпѣніемъ ожидаютъ себѣ куска хлѣба изъ рукъ корыстолюбиваго попечителя; которыхъ вопли и нынѣ отъ излишней радости не слышатъ тѣ, которые обязаны слушать ихъ всегда.
 
Горько нынѣ безпріютнымъ сиротамъ, коими наполнены домы призрѣнія; брошенныя отцами и матерями, они и нынѣ забыты тѣми, которые обязались за ними смотрѣть.
 
Итакъ, вотъ кто нынѣ унылъ и печаленъ: унылы и печальны тѣ, которыхъ І. Христосъ называетъ меньшею Своею братіею, съ которыми Онъ дѣлитъ печаль и уныніе какъ всегда, такъ особенно и нынѣ.
 
III. Возлюбленные во Христѣ братіе и сестры! Въ этотъ день радости и любви христіанской возлюбимъ всѣхъ и обрадуемъ, кто нами чѣмъ либо и когда либо былъ опечаленъ и обиженъ. (Сост. по проп. Р. Путятина и поуч. свящ. П. Шумова). 
 
Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 513-515. 

Навигация

Система Orphus