Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

А. П. Лопухин. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Третья книга Ездры

Родословие Ездры (1–3). Обличение евреев за идолопоклонство и забвение Божественных благодеяний (4–23). Отвержение иудеев и призвание язычников (24–40).

Новое обличение евреев за их равнодушие и холодность к своей матери - Сиону или Иерусалиму (1–4). Посрамление Израиля и его матери за беззакония (5–9). Дарование Иерусалимского царства в удел новому народу Божию из язычников (10–14). Речь Бога к новозаветной церкви с призывом к любви и обещанием высочайших благ на небе (15–32). Речь Ездры о близком пришествии Пастыря и удалении от соблазнов мира (33–37). Прославление исповедующих истину Сыном Божиим (38–48).

Время и место получения откровения (1). Недоумения автора при виде страданий избранного народа и благоденствия язычников (2–3). Молитва Ездры к Богу о разрешении их. Значение греха в истории человечества вообще и избранного народа в частности (4–27). Сравнительная оценка язычников и иудеев с нравственной точки зрения (28–36).

Явление Ангела Уриила (1). Обличение Ездры за непомерность его притязаний (2). Бессилие человека в разгадке простейших тайн природы (3–12). Аполог о лесе и море (13–21). Молитва Ездры о даровании ему ответа ввиду важности его вопросов для Израиля (22–25). Закономерность в развитии добра и зла на земле (26–43). Близость конца, поясняемая видением печи и облака (44–50). Невозможность определить время конца в точности (51–62).

Знамения, предшествующие концу (1–13). Впечатление от речи Ангела (14–15). Увещание Фалтиила с призывом вернуться к народу (16–19). Второе видение. Недоумения Ездры по поводу того, что Бог наказывает свой избранный народ не непосредственно Своею рукою, но при помощи язычников (20–30). Ответ ангела. Бессилие человека постигнуть любовь Бога к Израилю и углубиться в планы Божественного домостроительства (31–40). Строгая постепенность в осуществлении Божественных планов, исключающая возможность несправедливости к кому-либо на суде (41–49). Приближение мира к старости (50–55). Вопрос о том, кто будет производить последний суд (56).

Последнее посещение мира Творцом (1–6). Граница между настоящим и будущим веком (7–10). Молитва Ездры об открытии ему дальнейших признаков конца (11–12). Признаки конца (13–28). Обещание нового откровения (23–34). Третье видение . Новая молитва Ездры о разрешении недоумений, возникающих вследствие угнетения избранного народа язычниками (35–59).

Неизбежность страданий на земле в качестве переходной ступени к будущим благам (1–16). Заслуженность мучений грешников (17–25). Последний суд над миром (26–44 по изд. Бенсли). Малочисленность спасающих и особая ценность их в глазах Бога (45–61). Ответственность разумных существ за свои поступки и, как следствие этого, законность мучений в будущей жизни (62–74). Семь ступеней мучений грешников (75–87) и семь ступеней блаженства праведников (88–101). Недействительность ходатайств праведников за грешников на последнем суде (102–115). Жизнь, как борьба, исход которой зависит от свободного усмотрения человека (116–131). Совместимость осуждения грешников с милосердием Божиим (132–139).

Назначение будущего века для немногих (1–3). Недоумения Ездры по поводу жестокой судьбы человека, вышедшего из рук Самого Творца и находящегося под особым покровом Промысла (4–14) и, в частности, по поводу участи избранного народа (15–19). Молитва Ездры о помиловании родного народа (20–36). Естественность гибели грешников, поясняемая примером из жизни земледельца (37–46). Обещание Ездре блаженства в будущем веке (47–55). Законность наказания грешников при существовании свободы воли (56–62). Вопрос Ездры о времени конца (63).

Время и признаки конца (1–13). Повреждение нравов как причина малого числа спасающихся, заранее избранных Богом (14–22). Обещание нового откровения (23–25) . Четвертое видение. Недоумение Ездры по поводу сохранения в силе закона, несмотря на гибель избранного народа (29–37). Видение жены и рассказ ее о рождении сына и его браке (38–47).

Рассказ жены о внезапной смерти сына во время брака и ее скорби (1–4). Обличение жены Ездрою в забвении общественного бедствия ради горя семейного (5–24). Внезапное исчезновение жены и появление вместо нее укрепленного города (25–27). Молитва Ездры об истолковании видения (28–37). Объяснение видения Ангелом в приложении к Иерусалиму в разные периоды его существования (38–57). Обещание нового откровения (58–60).

Описание орла, поднимающегося из моря (1–6). Правление двенадцати больших крыльев и двух придаточных крыльев (7–23). Покушения на господство четырех придаточных крыльев (24–28). Владычество трех голов орла (29–36). Явление льва и его обличительная речь к орлу (37–46).

Исчезновение последней головы орла и гибель всего его в пламени (1–3). Молитва Ездры об истолковании видения (4–9). Толкование видения (10–36). Повеление Бога написать все виденное, но сохранить его в тайне от народа (37–38). Обещание нового откровения (39). Просьбы пришедшего народа о возвращении Ездры в город для руководительства жизнью пленников (40–45) и согласие Ездры на это (46–51).

Появление из недр моря мужа (1–3). Истребление им врагов (4–11) и призвание к себе мирного общества (12–13). Молитва Ездры об истолковании видения и решении вопроса о преимуществах тех, кто доживет до явления Мессии, перед предшествующими поколениями (14–20). Разрешение поставленного Ездрою вопроса (21–24). Толкование действий Мессии по отношению к врагам (25–38) и мирному обществу (39–53). Обещание нового откровения (54–58).

Повеление, слышащееся Ездре из куста, о предании письмени дарованных ему видений (1–8). Предсказание близкого взятия Ездры с лица земли в общество Сына Божия (9) ввиду скорого наступления конца (10–12) и повеление устроить все земные дела (13–17). Молитва Ездры о ниспослании на него Духа Святого для восстановления сожженного закона (18–22). Повеление Бога о разделении священных книг на доступные для всех и скрытые (23–26). Прощальная речь Ездры к народу (27–36). Чудесное восстановление св. книг при содействии Св. Духа (37–48). Замечание о смерти Ездры (48–50 по вост. пер.).

Повеление пророку записать настоящее откровение (1–4). Предстоящее наказание нечестивых и освобождение народа Божия из Египетского плена (5–13). Грозящие миру бедствия в общественной жизни (14–27). Опустошение Ассирии арабами и карманийцами (28–37). Гибель Вавилона под влиянием грозных явлений в природе (38–45). Бедствия, грозящие соучастнице Вавилона Асии (46–63).

Неотвратимость бедствий, грозящих Вавилону, Асии, Египту и Сирии (1–16). Изображение этих бедствий (17–35). Их близость (36–49). Призыв грешного мира к покаянию (50–68). Испытания, предстоящие избранным Богом (69–78).

Подробнее...

А. П. Лопухин. Книга Руфь

О КНИГЕ РУФЬ

В ряду исторических книг Ветхого Завета после книги Судей в греческой (LXX), латинской (Vulg.) и славяно-русской Библии помещается книга Руфь (LXX: «Ρоύθ, Vulg.: Ruth) «Восьмая книга Ветхого Завета, Руфь, называется так потому, что содержат историю Руфи. Руфь была родом моавитянка; но отказавшись от родства и отеческого суеверия, она обратилась к истинному Богопочитанию и переселилась в Вифлеем Иудейский; там сочеталась браком с Воозом, из колена Иудина. От нее производится родство Давида таким образом: Вооз от Руфи родил Овида, Овид - Иессея, Иессей - Давида» (Синопсис Афанасия). В еврейской же Библии кн. Руфь стоит в третьей части ветхозаветного канона - в разделе агиографов, «кетубим», занимая в ряду их пятое место (после кн. Псалмов, Притчей, Иова и Песни Песней). Последнее положение кн. Руфь в Библии, надо думать, было первоначальное; помещение ее в греческой Библии между книгами Судей и Царств могло быть вызвано тем, что описанное в ней происшествие относится ко времени Судей, а по указанному отношению Руфи к Давиду книга является, по блаж. Августину (Xрист. наука, кн. 2, гл. 13), началом или преддверием к книгам Царств, изображающим историю царского дома Давидова; притом присоединением книги Руфь к кн. Судей (как кн. Плач Иеремии к кн. Пророка Иеремии) достигалось общее число книг Ветхого Завета 22 (равное числу букв еврейского алфавита), принимаемое И. Флавием («О древности иудейского народа» - Против Апиона I, 8), иудейскою синагогою и некоторыми учителями церкви (Ориген, блаж. Иероним, св. Епифаний) [ 1 ].

Подробнее...

А. П. Лопухин. Книга пророка Аввакума.

О КНИГЕ ПРОРОКА АВВАКУМА

Восьмое место среди книг 12 малых пророков занимает и в еврейской и в греческой Библии книга пророка Аввакума, евр. Хабакук , LXX: 'Αμβακούμ (или: 'Αββακούμ, как в код. 51, 97, 106, 228, 310 у Гольмеса и др.), Vulg.: Hаbаcuc . Еврейское имя пророка раввины, блаженный Иероним и многие новые толкователи произносит от евр. гл. хабак , обнимать. По объяснению блаж. Иеронима, имя пророка понимается в смысле объятие или, как более выразительно на греческом мы будем употреблять: περίληψις т. е. обхватывание… пророк называется объятие или потому, что он есть возлюбленный Господень, или потому, что он вступает в спор, в борьбу и, так сказать, в рукопашное состязание с Богом, так что имя его происходит от состязателя, т. е. обхватывающего (противника) руками ( Блаж. Иероним . Две книги толкований на пророка Аввакума к Хромитию. Русск. перев. Творен. ч. 14. Киев 1898, с. 130–131), на основании дерзновенного призывания пророком Бога к разрешению вопроса о справедливости ( Авв I: 2–4 ). Такое словопроизводство в отношении имени пророка Аввакума довольно распространено и в новое время, но рядом с ним теперь существует и иное, по которому имя пророка производится от ассирийского корня hambakuku , означающего некоторое садовое растение (подобно тому как, напр., женское имя Сусанна Дан XIII гл. Лк VIII: 3 взято также из мира растений - означает лилию): в пользу этого производства может говорить форма имени пророка у LXX-ти. Впрочем, традиционное производство имеет свои преимущества, поскольку не только вполне оправдывается законами словообразования в еврейском языке (аналогию в данном случае представляет, напр., слово тебаллул , бельмо, в Лев XXI: 20), но и соответствует общему содержанию и основной идее книги пророка Аввакума. Проф. М. А. Голубев («Книга пророка Аввакума» в Христ. Чтен. 1867, II, 681 сл.) справедливо замечает: «В знаменательном имени емлющегося с Богом, посылающим нечестивых и ужасных людей против своего народа (подобно как Иаков боролся с Богом, говоря с твердою верою: «не отпущу тебя, пока не благословишь меня» (Быт XXXII: 36), или как бы обнимаемого Богом и обнимающего народ Божий - утешающего его, после страшных откровений, надеждою лучшей будущности, подобно тому как мать обнимает или утешает плачущее дитя (ср. 1 Сол II: 7; Гал IV: 19, 20), - в имени Аввакума предуказывается уже особенное свойство возвещаемого бремени для иудеев и для врагов их: для первых это - бремя исправления или вразумления (ср. I: 12 ), для последних - бремя истребления огнем (ср. II: 13 ) или безвозвратной погибели (с. 705–706).

Подробнее...

Епископ Александр (Милеант). Что такое Библия. История создания, краткое содержание и толкование Св. Писания.

Содержание
Почему нам дорого Священное Писание
Понятие о Священном Писании
О боговдохновенности Святого Писания
Первоначальный вид и язык Священного Писания
История возникновения ветхозаветных книг
Краткие сведения о важнейших переводах Писания
Обозрение первых пяти книг Библии
Святой пророк Моисей
Книга Бытия
Книга Исход
Книги Левит и Числа
Второзаконие
Пророчества о Мессии в книгах Моисея
Библейское повествование о возникновении мира и человека
Краткий обзор исторических книг Библии
Значение ветхозаветных пророков
Книга Иисуса Навина
Книга Судей
Книги Царств
Книга Ездры
Книга Неемии
Книга Есфирь
Книга Иудифь
Маккавейские книги
Последние годы до Спасителя
Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум  (Притч. 2, 6)
Книга Иова
Псалтирь
Значение Псалтири для Богослужений
Книга Притчей Соломоновых
Книга Екклесиаст
Книга Песнь Песней
Книга Премудрости Соломона
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова
Избранные Притчи
Значение пророчеств в жизни человека
Описание пророческой эпохи
Значение древних пророков
Обличение и утешение
Рассмотрение пророческих книг в хронологическом порядке
Книга пророка Иоиля
Книга пророка Ионы
Книга пророка Амоса
Книга пророка Осии
Книга пророка Исаии
Книга пророка Михея
Книга пророка Софонии
Книга пророка Наума
Книга пророка Аввакума
Книга пророка Иеремии
Книга пророка Авдия
Книга пророка Иезекииля
Книга пророка Даниила
Книга пророка Аггея
Книга пророка Захарии
Книга пророка Малахии
Перечень важнейших предсказаний и тем в пророческих книгах
Заключительный обзор содержания и значение пророческих книг
Предисловие
Обозрение мессианских пророчеств
Самые древние пророчества о Мессии в Пятикнижии Моисея
Пророчества Царя Давида
Пророчества Исаии
Предсказания о страданиях Мессии
Предсказания о Воскресении Мессии
Пророчества Даниила
Предсказания «малых» пророков
Ожидание пришествия Мессии
Исполнение пророчеств о Мессии
Искаженные представления о Мессии
Предсказания о новозаветных временах
Связь между ветхозаветной и новозаветной Пасхами
Предсказания об обращении еврейского народа к Христу перед концом мира
Перечень Мессианских пророчеств
Предварительные сведения
История евангельского текста
Время написания Евангелий
Значение четырех Евангелий
Взаимоотношение Евангелий
Характер каждого из четырех Евангелий
Евангелие от Матфея
Евангелие от Марка
Евангелие от Луки
Евангелие от Иоанна
Избранные наставления Спасителя
Заключение
Предварительные сведения
Книга Деяний святых апостолов
Соборные послания
Послание апостола Иакова
Послания апостола Петра
Послания апостола Иоанна Богослова
Послание апостола Иуды
Избранные наставления из Соборных посланий
Значение посланий святого апостола Павла
Связь учения апостола Павла с его жизнью
Жизнь и труды апостола Павла
Перечень посланий апостола Павла
Обзор учения апостола Павла
Избранные тексты из посланий апостола Павла
Значение Апокалипсиса и интерес к нему
Об авторе Апокалипсиса
Время, место и цель написания Апокалипсиса
Содержание, план и символика Апокалипсиса
Письма семи Церквам  (Откр. 2-3 гл.)
Видение Небесного богослужения  (Откр. 4-5 гл.)
Снятие семи печатей.  Видение четырех всадников  (Откр. 6 гл.)
Семь труб. Запечатление избранных.  Начало бедствий и поражение природы  (Откр. 7-11 гл.)
Видение двух свидетелей  (Откр. 11, 2–12).
Семь знамений.  Церковь и царство зверя.   (Откр. 12–14 гл.)
Начертание зверя  (Откр. 13, 16–17; 14, 9–11; 15, 2; 16, 20; 20, 4).
Число зверя – 666  (Откр. 13, 18).
Говорящий образ зверя
Семь чаш.  Усиление богоборческой власти.Суд над грешниками (Откр. 15-17 гл.)
Суд над Вавилоном,  антихристом и лжепророком  (Откр. 18–19 гл.)
1000-летнее Царство святых.  Воскрешение мертвых и Страшный Суд.  Суд над дьяволом (Откр. 20 гл.)
Новое Небо и новая Земля.  Вечное блаженство  (Откр. 21–22 гл.)
Перечень важнейших событий, царей и пророков  (все даты указаны до Рождества Христова)

Подробнее...

Послание апостола Варнавы

Глава 1

 

Здравствуйте в мире, сыны и дщери во имени Господа нашего Иисуса Христа, возлюбившего нас.

 

Зная, что вы изобилуете великими и прекрасными добродетелями Божиими, я необыкновенно радуюсь о блаженных и преславных душах ваших, - радуюсь, что вы получили благодать столь глубоко укоренившуюся в вас. Потому и сам весьма утешаюсь, ожидая своего освобождения, ибо по истине вижу, что на вас излит Дух от прекрасного источника божественного: я в том убежден и совершенно знаю, что с тех пор, как обращаюсь с вами, я приобрел многие блага на пути спасения Господня.

Подробнее...

Святитель Кирилл Александрийский. Толкование на пророка Аггея

Предисловие

Цель пророчества Аггея мы можем усматривать в некоторых иных предметах, а не в тех, о коих, как пожалуй подумает кто, велись речи и другими пророками. Осия и следующие за ним (пророки) до Софонии предвозвещали то, что имело некогда совершиться с иудеями, – и в виду уже приближавшегося плена их старались устрашить Израиля, постоянно упоминая о военных отрядах, о разрушениях городов, сожжениях, расхищениях, а также благополезно предсказывая впавшим в нерадение и об опустошении всей страны. Думали они (пророки), что если Иудеи по доброй воле не решатся исполнять благоугодное Богу и обратиться к лучшей жизни, то по крайней мере сделают это перед величием бедствия.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus