Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Первая в России попытка экранизации православного школьного учебника

О том, как создаются и снимаются сюжеты 
 
Немного об идее
 
Экранизация православного учебного пособия, рекомендованного для использования в школах,  –  это новый и интересный проект не только для нас, но и для страны в целом. Ничего подобного именно в таком формате в России ещё не производилось. Да, есть видеоцикл «Закон Божий» у телеканала «Радость моя», но он сделан совершенно в ином ключе. 
 
Летом 2016 года Отделом религиозного образования и катехизации Тверской и Кашинской епархии совместно с Информационной службой Тверской митрополии был разработан проект создания экранной версии учебника «Православные святыни Тверской земли». Митрополит Тверской и Кашинский Виктор благословил создание этого видеоконтента, и с осени прошлого года началась работа по созданию сценария и съёмки. 
 
На сегодня отснято, озвучено и смонтировано пять видеороликов из двадцати. Это сюжеты «Появление христианства на Тверской земле»; «Предание о Глебе», «Битва на реке Сить», «Древняя Тверь. Тверской собор», «Белая Троица». Премьерный показ этого материала состоялся в ноябре 2016 года на телеканале «Союз». Написан сценарий, озвучен закадровый текст и перекрыт видеоряд ещё одного ролика: «Преподобный Ефрем Новоторжский».  
 
Немного о приемах
 
А теперь немного о приемах, которые используются в создании обсуждаемого видеоконтента. Мы намеренно даём больший объем информации, чем содержится в одноимённом учебном пособии. Объяснение здесь простое: из большего всегда можно сделать меньшее. К тому же педагогам это позволит дать дополнительные знания детям на уроке. Предлагаемые сюжеты можно использовать как некий «вброс темы». Знаете, как на телевидении делаются ток-шоу? Показывается проблемный сюжет и начинается обсуждение темы, заданной показанным материалом. 
 
Видеоролики сняты и смонтированы по принципу «приготовления салата». Закадровый текст с соответствующим видеорядом, ведущие в кадре, фрагменты фильмов, выведенные на экран и озвученные цитаты, все это чередуется примерно в равных долях, и придаёт динамику видеоролику. К тому же фрагменты из фильмов (в сценарии они обозначаются английским словом «life», то есть «фрагмент или кусок из жизни»), они дают отдохнуть зрителю после полученной информации в закадровом тексте. Они создают видимый «игровой образ»: например, князя, о котором говорилось в предыдущем закадровом тексте. Конечно же, неплохо было бы организовать оригинальные «постановочные съёмки», но это приведёт к резкому удорожанию проекта, ибо необходимы актёры, реквизит, декорации, специальное киносъёмочное оборудование, сценический свет и прочее.
 
О тех, кто в кадре
 
Все серии проекта «Православные святыни Тверской земли» имеют двух соведущих. Один из них - священник, а второй - школьник. Это усложняет ход съёмок, ведь все тексты произносимые «в кадре» нужно учить наизусть с соответствующими интонациями и смысловыми ударениями, и если для священника с двадцатилетним стажем работы на телевидении это не составляет трудности, то ученику 9 класса Семёну Сапунову приходится нелегко. Это при том, что Семён уже три года как знаком с телевидением изнутри и даже имел опыт монтирования сюжетов на одном из подмосковных телеканалов. Конечно же, разница между профессиональностью двух соведущих очевидна, но мы попытались нивелировать её путем динамичной раскадровки «стендапов»: то есть, буквально по одному-два предложения говорит каждый из соведущих, затем меняется крупность кадра. От общего плана мы переходили к крупному (портретному) и наоборот. Зритель психологически старается сначала «увидеть картинку кадра», а потом уже оценивает, как говорит человек. В это время мы его либо укрупняли, если это был общий план (два ведущих в кадре), либо разукрупняли (если это был портретный крупный план). Таким образом, создавалась иллюзия «нехватки эфирного времени», и этим как бы оправдывалась торопливость у юного дебютанта нашего проекта.  Участие в проекте школьника, несмотря на вышеуказанное неудобство оправдано, ведь юные зрители, увидев в кадре не только священника, но и своего сверстника, будут испытывать большее доверие и интерес к увиденному с экрана, и это поможет лучше усвоить информацию!!!  
 
О церковной лексике и «старых» фильмах
 
Мы намеренно отказались от упрощения информации и использовали элементы специальной церковной лексики и архаизмы. Это позволяет расширять кругозор школьников, знакомит их с новыми понятиями. Может быть, это добавит работы педагогам, но интересный урок этого, конечно, стоит. Нам пришлось «изрядно попотеть», подбирая для видеоряда «кинохронику». Понятно, что во времена монгольского ига не было кино и телевидения, но зато наш отечественный кинематограф снимал замечательные исторические кинофильмы. Конечно, не всегда удаётся найти кинофильм, соответствующий конкретному историческому событию, но дух эпохи, например, взятие Батыем Владимира вполне передаёт фильм «Андрей Рублёв», хотя события, о которых там идёт рассказ, произошли веком позднее. Использование фрагментов из этих фильмов, принадлежащих к классике кинематографа, позволяет более полно и наглядно представить картину происходивших тогда событий, знакомит ребят с классическими образами русских князей, полководцев, подвижников благочестия. К тому же большинство из школьников о существовании этих замечательных кинолент даже не подозревает. Может быть, используемые нами кино-отрывки разбудят в них интерес к этим историческим фильмам. 
 
С места событий
 
Помимо использования фрагментов художественных фильмов, мы снимали на местах описываемых событий. Эти съёмки познакомят детей не только с географией области, современным состоянием памятников архитектуры и культуры, но и дадут ощущение реальности событию, о котором рассказывается в сюжете. Не просто там где-то «у Лукоморья дуб зелёный…», а конкретно здесь в Сонковском районе мёртвое село Божонка, а на его окраине стоит обшарпанный мемориал и всеми забытый храм. Они как немой укор всем нам, недостаточно хорошо знающим историю родимого края. И быть может, у кого-нибудь из ребят возникнет желание всем классом поехать туда, посмотреть очистить от репейника территорию у обелиска павшим воинам, помолиться у стен полуразрушенного храма. Это как раз и делает наш проект живым, актуальным, необходимым и интересным зрителю. 
 
Судить о качестве нашей работы, конечно же, вам. Есть очень простой критерий оценки зрительских симпатий: если при просмотре телепрограммы хочется переключить и посмотреть «чего там по другим каналам показывают», то это значит, что программа не удалась, «не цепляет», выражаясь телевизионным сленгом. А вот если после просмотра сюжета возникают вопросы: «а почему так быстро», «а почему так мало, ведь весь день снимали», это есть высший бал зрительских симпатий. 
 
P.S.:  Одним из преимуществ видеоверсии учебника является мобильность в его тиражировании и распространении. Для того что бы организовать новый тираж учебника нужно приложить не мало сил и средств, а его экранная версия общедоступна в бесплатном видео-хостинге ЮТЬЮБ (youtube).
 
Владислав Рогожин,
режиссёр видеомонтажа 
проекта «Православные святыни Тверской земли». 
 

Навигация

Система Orphus