Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

История Тверской епархии

Тверь (с 1931 по 1990 гг. – Калинин) – один из древнейших городов России. Основание города Твери относят к 1135 году. Тверской край в середине XIII в. укрепился и выделился в отдельное княжество. В 1264 г. Тверской князь Ярослав Ярославич получает ярлык на великое княжение Владимирское. Начало расцвета Твери относится к концу XIII – началу XIV в., ко времени княжения Михаила Ярославича.

Кафедра Тверской епархии – одна из старейших в Русской Православной Церк­ви. Она учреждена при великом князе Яро­славе Ярославиче не позднее 1271 года, будучи выделена из Полоцкой епархии, и с того времени идет отсчет ее историчес­кого бытия. Архиепископия была установлена 26 января 1589 года. Кафедральный белокаменный Спасо-Преображенский собор (1285-1290) в Тверском кремле стал первым монументальным сооружением, возведенным на всей Суздальской земле после нашествия татар.

Степенью Тверская епархия до 1669 года следовала после Рязанской, а затем Вологодской; по существовавшему с 1764 по 1868 гг. делению епархий на классы, Тверская епархия числилась в 1764 году двенадцатой, в 1800 и 1869 гг. одиннадцатой и следовала непосредственно после Рязанской.

  • До 1928 года: Тверская и Кашинская епархия;
  • с 1928 по 1943 год: Калининская и Кашинская епархия;
  • с 1943 по 1944 год: Калининская и Смоленская епархия;
  • с 1944 по 1950 год: Калининская и Великолукская епархия;
  • с 1950 по 1990 год: Калининская и Кашинская епархия;
  • с 1990 по 2012 год: Тверская и Кашинская епархия;
  • с 2012 года Тверская митрополия.

Московскими соборами 1589, 1667, 1681 и 1682 гг. установлена была епископия во Ржеве и предположена была к установлению в 1589 и 1681 гг. епископия в Кашине. Однако на практике не осуществлено.

  • 29 февраля 1836 года было учреждено Старицкое викариатство, но 1 октября 1840 года оно было закрыто и восстановлено только 9 ноября 1866 года. Старицкое викариатство просуществовало до 1926 года.
  • С 1920 по 1924 год существовало Кашинское викариатство;
  • с 1920 по 1937 год существовало Осташковское викариатство;
  • с 1928 по 1937 год существовало Бежецкое викариатство;
  • с 1929 по 1936 год существовало Кимрское викариатство;
  • с 1930 по 1936 год существовало Ржевское викариатство.

От первого Тверского епископа Симе­она, выходца из князей Полоцких, смени­ли друг друга на Тверской кафедре 78 епи­скопов. Правящий с 1988 года архиепис­коп Тверской и Кашинский Виктор в их ряду 79-й.

Среди архиереев, возглавлявших Тверскую кафедру, были святые подвиж­ники и исповедники веры Христовой. Прежде всего, это святитель Арсений I, епископ Тверской Акакий, епископ Варсонофий, архиепископ Феоктист, принявший мученическую смерть. Тверской епархией управляли архиепископ Платон (Левшин), впоследствии митрополит Москов­ский, архиепископ Димитрий (Самбикин), положивший начало прославлению всех святых, в Тверской земле просияв­ших. Оставили по себе память архиепис­коп Филарет (Лопатинский) и многие другие приснопоминаемые святители.

В Тверской земле просияли лики более 150 ее молитвенников и покровителей, ко­торые являют славу и честь не только на­шего края, но и всей Православной Руси. Здесь, будучи заточен в Отроч монастырь, принял мученическую кончину св. Филипп (+1568), митрополит Московский. С нее начал архипастырское служение извест­ный всему христианскому миру знамени­тый богослов, проповедник, церковный ад­министратор, учитель и наставник юноше­ства, руководитель многих святителей ми­трополит Московский Филарет (Дроздов). На Тверской земле родились почитаемые Святой Церковью патриархи Иов и Ти­хон, архимандрит Троице-Сергиевой Ла­вры, участник подвигов духовенства в смутное время преп. Дионисий и изве­стный как историк и богослов профессор С.-Петербургской Духовной академии В.В. Болотов. Настоятелем Отроч монас­тыря был святой Тихон Задонский, впос­ледствии епископ Воронежский.

С памятью всех святых, в земле Твер­ской просиявших, неразрывно связана па­мять о св. благ. великом князе Михаиле Тверском, являющем и поныне пример верного сына Церкви Христовой, государст­венного мужа, готовившего одним из пер­вых объединение русской земли.

В Нило-Столобенской пустыни, на месте подвига преп. Нила Столобенского, находятся его мощи, а в Вознесен­ском соборе г. Кашина – мощи св. благ. княгини Анны Кашинской. В тверском соборе «Белая Троица» покоится рака с останками мощей преп. Макария Калязинского, в Вознесенском – с мощами новомученика архиепископа Тверского и Кашинского Фаддея (Успенского), в Воскресенском кафедральном соборе – преп. исповедника Сергия (Сребрянского), обретенные в декабре 2000 года.

За последние годы прославлено более 90 новомучеников Тверской земли.
 

 Тверская епархия в начале XX века

Статистика

1912 г.:

2015 г., январь:

Церквей - 1222, часовен - 1025;
Монастырей - 26 (10 женских), 4 женские общины;
Духовная семинария, 9 духовных училищ, епархиальное женское училище, 598 церковных школ;
Библиотек при церквях - 697;
Больниц - 9, богаделен - 13.

общее число храмов - 254; часовен - 36.

11 монастырей (4 мужских и 7 женских);

Общая численность служащего духовенства – 250 человек (в т.ч. диаконов – 38).

Монашествующие мужских монастырей - 82 человек;

Монашествующие женских монастырей - 93 человек.

В XX столетии Тверская епархия являлась одной из крупнейших епархий Русской православной церкви. В ней, по данным секретаря епархиальной консистории Ивана Ильича Добровольского, насчитывалось 1 792 958 православных прихожан (849 016 мужского и 943 942 женского пола), старообрядцев и раскольников официально числилось 23 595 человек. Общее число храмов составляло 1204, «в том числе соборных 15, приходских 903, при монастырях 70, при казенных заведениях 21, домовых 10, упраздненных или приписных ПО, кладбищенских 70, единоверческих приходских 5. При соборах и церквах по штату положено: протоиереев -15, священников - 1104, диаконов - 509, псаломщиков - 1106. На лицо: протоиреев - 12, священников - 1108, диаконов - 509, псаломщиков -1112», итого 2741 человек. Эта численность увеличивалась в связи с необходимостью вводить дополнительные штатные места почти во всех городских и крупных сельских приходах, где один священник физически не успевал исполнять требы. В 1917 году в епархии насчитывалось уже 3636 человек духовенства.
Епархия управлялась с 1589 года архиепископами. На начало XX века епархиальным архиепископом был Высокопреосвященнейший Димитрий (Самбикин), сын воронежского священника, выдающийся церковный деятель своего времени, историк и талантливый администратор. За последующий дореволюционный период в епархии уже не было фигур такого масштаба, исключая архиепископа Серафима (Чичагова) в 1914-1917 годах. Но и времени и возможностей у священномученика Серафима было немного, соответственно масштаб его деятельности несколько меркнет по сравнению с деятельностью Димитрия (Самбикина). Не забудем, что у владыки Димитрия был последний период сравнительно спокойного существования - 1897-1905 годы, в то время как деятельность владыки Серафима пришлась на Первую мировую войну.
Между этими двумя крупными церковными фигурами в 1905-1914 годах епархия управлялась иерархами: Николаем I (Зерновым), числившимся полтора месяца в 1905 году и не посетившим свою епархию, также не приезжавшим в Тверь Николаем II (Налимовым), Алексием III (Опоцким) (1905-1910 гг.), Антонием II (Каржавиным) (1910-1914 гг.).
В епархии насчитывалось в 1901 году 16 мужских монастырей и 8 женских. Монашествующих в 1901 году насчитывалось 464, послушников и послушниц 922, 1561 человек проживал в монастырях «по паспортам», то есть сверхштатно.
Это число несколько изменилось за последние годы до 1917 года. Всего в 1917 году насчитывалось 36 монастырей и монашеских общин, из них 17 мужских монастырей и 19 женских. Достаточно характерный по всей России того времени процесс увеличения числа женских монастырей происходил следующим образом. Во-первых, некоторые мужские монастыри, в частности Могилевский Успенский и Вознесенский Оршин, были реорганизованы из мужских в женские. Во-вторых, иногда женские монастыри возникали из существовавших при приходах женских общин - так появились, например, община в селе Ильгощи современного Рамешковского района или в селе Чамерово Весьегонского уезда. В-третьих, зачастую крупные первоначальные женские монастыри отпочковывали от себя филиалы-киновии, приобретавшие статус самостоятельных монастырей. Таковыми были, например, выделившийся из Тверского Христорождественского монастыря филиал в селе Пальцеве в том же Рамешковском районе или Спировская киновия (в Спирове), отделившаяся от Казанского женского монастыря в Вышнем Волочке. Наконец, в-четвертых, существовал путь организации общины на пустом месте, к примеру, в бывшей помещичьей усадьбе, выкупленной вместе с землей для нужд насельниц. Таковыми были Старицкий Марфо-Мариинский монастырь в сельце Коноплине или община «Молитва и Труд» в сельце Савихе (Волкове) Тверского уезда (теперь в Рамешковском районе). Совершенно особо нужно рассматривать Волговерховский монастырь, открытый специальным указом Синода как обитель, созданная на земле истока Волги. На 1917 год в епархии насчитывалось 624 монаха и 3267 послушников: из них свыше 2/3 монахинь и 84% послушниц.
Сословный состав женского монашества в начале XX века был достаточно однообразным. Сохранилось значительное число документов по различным монастырям, показывающих сходную картину. Так, в 1918 году из 33 монахинь Старицкого Марфо-Мариинского монастыря 25 были представительницы крестьянского сословия. Из крестьян происходила и настоятельница монастыря монахиня Евпраксия. Еще 6 сестер были выходцами из горожан (две из купечества, четыре из мещан) и только две из духовного сословия. Дворянки во всех обителях были исключительным явлением. Из 138 рясофорных послушниц 109, то есть более 80%, составляли также бывшие крестьянки.


Гонения на церковь в конце 1920 - начале 1930-х годов


За прошедшие десять лет более двухсот священников и мирян в Тверской области были канонизированы церковью как мученики за веру. Но это явно не все. Книга памяти жертв политических репрессий по Калининской области, третий том которой вышел в 2006 году, называет пока 336 священнослужителей и прихожан. Цифра, несомненно, будет расти. По подсчетам доктора исторических наук Т. Г. Леонтьевой, в ходе большого террора 1937-1938 годов в Калининской области был «изъят и уничтожен» (выражаясь жаргоном чекистов) 481 человек из числа священнослужителей и активных верующих. Но и это вряд ли окончательная цифра.
Репрессии против священнослужителей продолжались не только в течение 1937-1938 годов. Эти два года стали временем массовых репрессий в армии, в высшем партийном аппарате, среди «бывших» - дворян и интеллигенции, остававшихся в СССР. Среди верующих жесточайшие гонения продолжались с 1918 по 1943 год включительно, а с 1949 года они начались вновь. Разумеется, самый жестокий период, когда проходили массовые аресты, ссылки и расстрелы, продолжался с 1922 (изъятие церковных ценностей) по 1941 год (начало войны, когда стало не до церкви). За это время количество священников, дьяконов и псаломщиков в Тверской епархии уменьшилось с трех с половиной тысяч до нескольких десятков. Были закрыты все монастыри и арестованы многие из более чем пяти тысяч монахов и послушников. Сотни людей особенно в начале 1920-х годов погибли без суда и следствия.
Мы можем предполагать, что репрессиям в 1930-1950-х годах подверглись порядка тысячи трехсот священников и церковников: именно столько имен проходят по делам прокуратуры Тверской области за 1989-1993 годы по реабилитации жертв политических репрессий. Судьбы большинства из них неизвестны. Пережили ли они эти годы или остались лежать во рвах у Тверской медакадемии, на Волынском кладбище или в Медном? Многие из этого числа - это административно высланные в 1930-годах в Сибирь, на Север, Дальний Восток. Что стало с ними в годы «большого террора», могут рассказать только публикуемые во Владивостоке, Мурманске, Магадане и в других местах Книги памяти.
Как показывают подсчеты Т.Г. Леонтьевой, основную массу из найденных ею почти 500 арестованных священников составляли лица старше 46 лет (85%). Почти никто из них даже под страхом смерти не отказался от сана. Некоторых совсем пожилых священников не арестовывали - гонители надеялись, что скоро они сами умрут и храмы закроются. Зачастую так и было.
Следующая информация относится к храмам, находящимся в окрестностях Твери и Конакова, по которым мы располагаем сравнительно большими сведениями, уцелевшими в архивах советских учреждений власти и НКВД.
С весны 1929 года документы по антирелигиозной работе в райисполкоме, до того практически отсутствовавшие, вдруг становятся чрезвычайно многочисленными и многоречивыми. Они констатируют полный провал политики создания ячеек Союза воинствующих безбожников в деревне (в Тверском районе осталось к 1929 г. 37 ячеек и в них 433 человека, но никакой антирелигиозной работы они не проводили). Меняется тон спускаемых сверху властями инструкций. Предписывается резко усилить борьбу с религиозным мракобесием и проживающими в деревне «нетрудовыми элементами». Это было претворением в жизнь постановления ВЦИКа и СНК «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 года. Фактически гонение началось раньше, после принятия указа «О мерах усиления антирелигиозной работы» от 24 января 1929 года. Эти постановления открывали путь массовым арестам всех церковных активистов в деревне. Запрещалась благотворительная деятельность церкви, священнослужители исключались из числа приходских советов, запрещались колокольный звон и крестные ходы вне оград храмов. Эти запреты совпадают по срокам с началом массовой коллективизации в деревне. Они и были претворением в жизнь только партийной политики.
Кроме известного процесса кимрского священника Феодора Колерова и расстрелянных вместе с ним двоих прихожан, в 1929-1930 годах неизвестно смертных приговоров в отношении духовенства и прихожан. Но многие ссыльные приговоры означали в то время содержание в таких нечеловеческих условиях, что до конца сроков доживали далеко не все. Можно говорить о многих тысячах жертв первых серьезных гонений за веру в 1929-1934) годах.
Как свидетельствуют документы, начало коллективизации было воспринято отрицательно как большинством крестьян, так и большинством священнослужителей. Почти везде в селах священники в беседах с людьми негативно отзывались о колхозах. Один источник безбожной и колхозной кампаний был очевиден даже для крестьян, не общавшихся с духовенством и не посещавших церковь. Поэтому период коллективизации совпал с мощнейшим всплеском крестьянской религиозности.
Власти не вели специальную документацию по опросу священников, церковников и прочих «нетрудовых элементов», как те относились к идее колхозов. Все и так было ясно. В Тверском районе, по данным Тверского отделения «Союза воинствующих безбожников», более активную проповедь против колхозов вели священники и причт в Медном, Васильевском, Старом Погосте и некоторых других селах. Арестовывали всех без разбора как за антиколхозную агитацию, так и просто за принадлежность к духовенству.
После 1917 года, когда стала в полной мере ясна антицерковная составляющая большевистской политики, высшая церковная иерархия Русской православной церкви предприняла ряд шагов, направленных на ее укрепление.
Знаковым и рубежным событием в жизни церкви стал Поместный собор, проходивший с 15 августа 1917 по 23 сентября 1918 года. Помимо избрания Патриарха, собор постановил рукоположить епископов во все уездные города с целью, с одной стороны, децентрализации церковного управления, а с другой стороны, чтобы усложнить гонителям усилия по парализации жизни церкви, как известно не существующей без епископата.
Деятельность викарных епископов, обычно рукополагавшихся из числа вдовых соборных протоиереев или настоятелей крупных монастырей, в Тверской епархии в подробностях не изучена. Вместе с тем в условиях гонений многие из них до конца исполнили свой пастырский долг и скончались мученически. Поместный собор предписал рукоположить епископов во все уездные города, несмотря на известные сложности, это было сделано. В последующие годы было совершено свыше ста епископских хиротоний.

Из книги П.С. Иванова «История Тверской епархии в XX столетии. Часть I (1900-1939 гг.)». - Тверь: Тверской гос. Университет, 2009
 

Правящие Архипастыри Тверской епархии:

1. Свт. Симеон I (кн. Полоцк.) - 1271-1289 гг.
2. Андрей (кн. Ерденев) - 1289-1315 гг.
3. Варсанофий I    - 1315-1328 гг.
4. Феодор I - 1330- 1341 гг.
5. Свт. Феодор II - 1342-1360 гг.
6. Василий - 1361-1372 гг.
7. Евфимий I (Вислень) - 1374-1390 гг.
8. Свт. Арсений I - 1390-1409 гг.
9. Антоний - 1411-1434 гг.
10. Илия - 1434-1451 гг.
11. Моисей - 1453-1461 гг.
12. Геннадий Кожа (Кожин) - 1461-1477 гг.
13. Вассиан (кн. Стригин-Оболенский) - 1477-1508 гг.
14. Нил (грек) - 1508-1521 гг.
15. Свт. Акакий (в схиме Александр) - 1522-1567 гг.
16. Свт. Варсонофий  II, Казан. чуд. - 1567-1570 гг.
17. Савва I - 1570-1573 гг.
18. Феодорит - 1573-1578 гг.
19. Захарий - 1578-1602 гг.
20. Сщмч. Феоктист - 1603-1609 гг.
21. Свт. Арсений II (грек) - 1613-1615 гг.
22. Пафнутий - 1620-1627 гг.
23. Евфимий II - 1628-1642 гг.
24. Иона - 1642-1654 гг.
25. Лаврентий - 1654-1657 гг.
26. Иоасаф (в схиме Иосиф) - 1657-1676 гг.
27. Симеон II (в схиме Симон) - 1676-1681 гг.
28. Варсонофий III (Чертков-Еропкин ) - 6 сент.-декабрь 1681 г.
29. Сергий - 5.02.1682-1702 гг.
30. Каллист (Поборский) - 21.02.1703-23.06.1712 гг.
31. Алексий I (Титов) - 9.11.1713-21.01.1714 гг.
32. Варлаам (Косовский) - 21.01.1714-3.03.1720 гг.
33. Сильвестр (Холмский) - 3.03.1720-24.02.1723 гг.
34. Феофилакт (Лопатинский) - 24.02.1723-25.06.1725 гг.; 1.10.1726-13.12.1738 гг.
35. Митрофан (Слотвинский) - декабрь 1738-7.12.1752 гг.
36. Вениамин (Пуцек-Григорович) - 2.03.1753-2.04.1758 гг.
37. Афанасий (Вольховский) - 23.04.1758-26.05.1763 гг.
38. Иннокентий I (Нечаев) - 28.05.-4.10.1763 г.
39. Гавриил I (Петров) - 6.12.1763-22.09.1770 гг.
40. Платон (Левшин) - 10.10.1770-21.01.1775 гг.
41. Арсений III (Верещагин) - 1.04.1775-22.09.1783 гг.
42. Иоасаф II (Заболотский) - 22.09.1783-13.02.1788 гг.
43. Тихон (Малинин) - 6.05.1788-18.05.1792 гг.
44. Ириней (Клементьевский) - 6.06.1792-17.10.1798 гг.
45. Павел I (Пономарев) - 26.10.1798-26.12.1799 гг.
46. Павел II (Зернов) - 15.01.1800-18.12.1803 гг.
47. Мефодий (Смирнов) - 31.12.1803-30.08.1814 гг.
48. Серафим I (Глаголевский) - 30.08.1814-15.03.1819 гг.
49. Свт. Филарет (Дроздов) - 15.03.1819-26.09.1820 гг.
50. Симеон III (Крылов-Платонов) - 26.09.1820-3.07.1821 гг.
51. Иона II (Павинский) - 21.07.1821-6.11.1826 гг.
52. Амвросий (Протасов) - 6.11.1826-1.07.1831 гг.
53. Григорий (Постников) - 28.07.1831-1.03.1848 гг.
54. Гавриил II (Розанов) - 1.03.1848-15.02.1857 гг.
55. Филофей (Успенский) - 15.02.1857-5.05.1876 гг.
56. Алексий (Ржаницин) - 9.09.1876-9.06.1877 гг.
57. Евсевий (Ильинский) - 8.12.1877-12.03.1879 гг.
58. Савва II (Тихомиров) - 23.04.1879-13.10.1896 гг.
59. Димитрий (Самбикин) - 2.11.1896-26.03.1905 гг.
60. Николай I (Зиоров) - 26.03.1905-8.04.1905 гг.
61. Николай II (Налимов) - 8.04.1905–1.07.1905 гг.
62. Алексий III (Опоцкий) - 1.07.1905-29.01.1910 гг.
63. Антоний II  (Каржавин) - 29.01.1910-16.03.1914 гг.
64. Сщмч. Серафим II (Чичагов) - 20.03.1914-конец 1917 гг.
65. Арсений IV (Смоленец) - 1917 г.
66. Серафим III (Александров) - сент. 1918-15.06.1928 гг.
67. Сщмч. Фаддей (Успенский) - 1928-18.10.1936 гг.
68. Никифор (Никольский) - 7.12.1936-1937 гг.
69. Палладий (Шерстенников) - 1937-28.10.1943 гг.
70. Василий II (Ратмиров) - конец 1943-сент. 1944 гг.
71. Рафаил (Березин) - 29.10.1944-15.05.1945 гг.
72. Арсений V (Крылов) - 26.08.1945-17.03.1950 гг.
73. Алексий IV (Сергеев) - 17.03.1950-29.07.1954 гг.
74. Варсонофий IV (Гриневич) - 29.07.1954-13.03.1958 гг.
75. Феодосий (Погорский) - 22.06.1958-22.03.1960 гг.
76. Иннокентий II (Леоферов) - 23.11.1960-6.09.1971 гг.
77. Гермоген (Орехов) - 25.08.1972-19.04.1978 гг.
78. Алексий V (Коноплев) - 19.04.1978-7.10.1988 гг.
79. Виктор (Олейник) - правит с 4.12.1988

Временно управляющие Тверской (Калининской) и Кашинской епархией:

1. Сщмч. Петр (Зверев) - 1922 г.
2. Алексий (Коноплев) - 22.03.-23.11.1960 г.
3. Филарет (Вахромеев) - 6.09.1971-25.08.1972 гг.

Правящие Архипастыри Бежецкой епархии:

1. Филарет (Гусев) - 01.01.2012-24.03.2012 гг.
2. Филарет (Гаврин) - правит с 25.11.2012 г.

Правящие Архипастыри Ржевской епархии:

1. Адриан (Ульянов) - правит с 28.12.2011 г.

 

Навигация

Система Orphus