Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Вениамин (Пуцек-Григорович)

Хиротонисан: 14.08.1748, еп. Нижегородский и Алатырский;

с 2.03.1753 еп. Тверской и Кашинский;

с 2.04.1758 еп.  Псковский, Нарвский и Изборский;

с 15.09.1761 архиеп. Санкт-Петербургский и Ревельский;

с 25.07.1762 архиеп. Казанский и Свияжский;

с 26.01.1775 митрополит;

с 17.03.1782 на покое;

умер: 21.06.1785.

 

Биография:

ВЕНИАМИН

 

Вениамин (Пуцек-Григоревич), архиеп. Санкт-Петербургский. Портрет. XVIII в. (Александро-Невская Лавра)

Вениамин (Пуцек-Григоревич), архиеп. Санкт-Петербургский. Портрет. XVIII в. (Александро-Невская Лавра)
(Пуцек-Григорович Василий Григорьевич; ок. 1700, г. Лохвица Лубенского полка - 21(?).06.1785, казанская Седмиезерная Богородицкая пуст.), митр. Казанский и Свияжский. Г. Григорович, отец В., служил в Лубенском полку, мать происходила из польск. дворянского рода Пуцеков. Получив хорошее домашнее образование, Пуцек-Григорович в 1728 г. поступил в КДА, по окончании к-рой в 1732 г. был приглашен Казанским архиеп. Иларионом (Рогалевским) для обустройства духовно-учебных заведений. В 1734 г. Пуцек-Григорович был направлен преподавателем лат. языка и арифметики в Казанское славяно-лат. уч-ще, преобразованное в 1733 г. из духовной школы Зилантова казанского мон-ря. 1 сент. 1739 г. назначен учителем новооткрытого философского класса Казанской ДС, в 1740 г.- учителем богословского класса, в 1741 г.- префектом, в 1744 г.- ректором ДС. В 1740 г. еп. Казанским Лукой (Конашевичем) пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха. Был помощником епархиального миссионера архим. свияжского Богородицкого мон-ря Димитрия (Сеченова), управлявшего Новокрещенской конторой в Казани, в ведении к-рой состояли Казанская, Астраханская, Нижегородская и Воронежская губернии. В. ездил в отдаленные места епархии для просвещения татар, чувашей, мордвы и вотяков, изучил татар. и чуваш. языки. 6 дек. 1744 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем казанского в честь Преображения Господня мон-ря. В 1746-1748 гг. находился на чреде священнослужений в с.-петербургском Петропавловском соборе.

9 авг. назначен и 14 авг. 1748 г. хиротонисан в Петропавловском соборе С.-Петербурга во епископа Нижегородского и Алатырского. Стараниями В. в 1752 г. была построена крестовая ц. в нижегородском архиерейском доме, реконструированы здания Нижегородской ДС, в число изучаемых в семинарии дисциплин введен греч. язык. 2 марта 1753 г. В. был переведен на Тверскую и Кашинскую кафедру. С 6 окт. 1753 г. до кончины являлся членом Святейшего Синода. С 2 апр. 1758 г. епископ Псковский, Нарвский и Изборский. 15 сент. 1761 г. назначен на С.-Петербургскую кафедру в сане архиепископа. В 1762 г. присутствовал при погребении имп. Петра III в С.-Петербурге, затем при коронации имп. Екатерины II в Москве.

После выступления В. 18 июля 1762 г. на совместной конференции Сената и Синода против дополнительной подати с монастырских крестьян 26 июля архиерей был переведен в Казанскую епархию, прибыл в Казань 20 окт. В 1768 г., во время посещения Казани императрицей, испросил значительные средства для обустройства ДС. В 1771 г. для защиты жителей Казани от эпидемии в город по распоряжению В. из Седмиезерной Богородицкой пуст. была принесена чудотворная Смоленская икона Божией Матери, Казань была спасена от мора.

Архиерей активно занимался миссионерской деятельностью среди коренных народов Казанского края. Поддерживал открытую еп. Лукой (Конашевичем) Казанскую новокрещенскую школу. При В. делались первые попытки переводов Свящ. Писания и духовной лит-ры на татар., марийский, чуваш. языки, приспособления к этим языкам слав. алфавита, производимые силами учащихся Казанской ДС из инородцев и священников. Рукописи с переводами сгорели в одном из многочисленных пожаров в XIX в. Под рук. В. была написана первая грамматика чуваш. языка, вышедшая в свет без указания имени автора, места и года издания. (По мнению В. Г. Егорова, грамматика была издана в Синодальной типографии в Москве (Егоров. С. 86), однако более убедительной представляется т. зр. В. Т. Терентьева, полагавшего, что она была опубл. в С.-Петербурге по решению Академии наук в 1769 г. в количестве 608 экз. (Терентьев. С. 139)) В. приписывается также составление 2 грамматик, изданных в С.-Петербурге в 1775 г.: первой черемисской (марийской) и вотяцкой (удмурт.).

В. был непосредственным участником борьбы с Пугачёвским восстанием 1773-1775 гг. 12 июля 1774 г. Казань была захвачена войсками Е. Пугачёва. Во время осады повстанцами кремля В. устраивал крестные ходы в объятой пламенем крепости, служил молебны об избавлении от бунтарей и как очевидец погребения имп. Петра III убеждал народ не присягать самозванцу. Архиерей выпустил большое число разоблачающих самозванца посланий, к-рые рассылал по храмам епархии с распоряжением читать их с амвона. В послании, написанном в окт. 1773 г. по просьбе императрицы, архиерей отлучил от Церкви тех, кто не покорился святительскому увещеванию. В. также участвовал в организации казанским дворянством земского ополчения.

После освобождения города архиерей был оклеветан капралом И. Аристовым, присоединившимся во время бунта к Пугачёву. Клеветник утверждал, что В. посылал своего диак. Алексия Ионина с 3 тыс. р. и обещанием лояльности к главарю восставших. Ионин, тайный сообщник Пугачёва, и купец Огородников подтвердили клевету. 15 окт. 1774 г. В. был арестован с запрещением любых объяснений. В янв. 1775 г. чиновник архиерейской канцелярии П. Васильев тайно отправил письмо В. на имя Екатерины II. Владыка был оправдан и 26 янв. 1775 г. возведен в сан митрополита. В знак благоволения императрица пожаловала ему белый клобук с бриллиантовым крестом. Аристов был подвергнут телесным наказаниям и сослан на каторгу в Балтийский Порт (ныне Палдиски, Эстония). Вышеизложенные события описаны А. С. Пушкиным в «Истории пугачевского бунта» (ПСС в 10 тт. М., 1964. Т. 8. С. 244-245). В 1775-1780 гг. В. заботился о восстановлении храмов Казани, разрушенных во время восстания. Распоряжением Екатерины II для В. в 1781 г. был выстроен загородный архиерейский дом при казанском Воскресенском мон-ре.

17 марта 1782 г. «за старостью и немощами» В. был уволен на покой в казанскую Седмиезерную пуст. Несмотря на то что митрополит пребывал на покое, Синод направлял в пустынь на его имя все постановления высшей церковной власти. В. проявил себя как щедрый благотворитель. В 1780 г. он пожертвовал пострадавшей от пожара КДА б-ку творений св. отцов, в 1782 г. передал личную б-ку Казанской ДС. На его средства был позолочен иконостас монастырской церкви, оказывалась материальная помощь местным крестьянам. Последний указ-извещение из Синода на имя В. был получен в пустыни 23 июня 1785 г. После смерти архиерея оказалось, что практически все его средства были употреблены им на благотворительные цели, хоронили его за счет мон-ря.

Во время ремонта соборного храма Седмиезерной пуст. в 1899 г. были обретены мощи архиерея. 21 февр. духовник пустыни прп. Гавриил (Зырянов) в присутствии насельников вскрыл гроб с останками В., к-рые оказались нетленными. Прп. Гавриил неск. лет спустя так описывал увиденное им: «От мощей сильно благоухало. Почивший святитель лежал нетленным. Его лик был цвета белого воска. Спереди голова имела большую лысину, но сзади спускались довольно густые прямые волосы каштанового цвета. Длинная такого же цвета с сильной проседью клинообразная борода окаймляла лик усопшего; нос правильный, уста сжаты, глаза покрыты веками, как у спящего, и окружены темноватой каймой сравнительно с цветом лица. Лик усопшего сиял красотой и совсем не представлялся таким морщинистым и старческим, каким он изображен на портрете, хранящемся в настоятельских архиерейских покоях обители. Священные одежды сохранились от тления до колен. Ниже колен останки были обнажены, и здесь на левой ноге я заметил, что у икры нет мягких частей и видна кость. Но остальные части все сохранены, я их видел и утверждаю, что они нетленны и благоухают» (цит. по: Гурий [Степанов]. С. 31). Гроб с телом В. положили в специально приготовленную каменную нишу в стене храма, во время переложения чудесно исцелился местный крестьянин Я. Кадыль. Монастырский собор был разрушен после 1918 г., останки В. утрачены.

(Материалы сайта Православная Энциклопедия)

 


Навигация

Система Orphus