Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Гавриил I (Петров)

Хиротонисан: 6.12.1763, еп. Тверской и Кашинский;

с 22.09.1770 архиеп. Санкт-Петербургский и Ревельский;

с 1.01.1775 именовался «Санкт-Петербургским и Новгородским»;

с 22.10.1783 митрополит;

с 16.10.1799 митр. Новгородский и Олонецкий;

с 1800 на покое;

умер: 26.01.1801.

 

Биография:

Гавриил (Петров Петр Петрович; 18.05.1730, Москва - 26.01.1801, Новгород), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Из семьи Петра Шапошникова, служившего иподиаконом, впосл. священником в московской ц. во имя Космы и Дамиана; брат Тобольского архиеп. свт. Варлаама I (Петрова-Лавровского). В 1740 г. поступил в Славяно-латинскую академию, к-рую окончил в 1753 г. в числе лучших учеников. В 1754 г. определен справщиком в Синодальную типографию, под рук. иером. Гедеона (Сломинского) исправлял опечатки в издаваемой слав. Библии. 30 апр. 1758 г. назначен учителем риторики в ДС при Троице-Сергиевой лавре. 28 июня 1758 г. на Троицком подворье в С.-Петербурге архим. Гедеоном (Криновским) пострижен в монашество, 29 июня рукоположен во иеродиакона, 1 июля - во иеромонаха, назначен ректором ДС, преподавателем богословия и первым соборным иеромонахом лавры. Вместе с архим. Гедеоном (Криновским) Г. ввел в ДС преподавание географии, в низшем лат. классе - арифметики, в риторическом классе - истории. В авг. 1761 г. Г. был назначен ректором Славяно-латинской академии и настоятелем Заиконоспасского московского в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ря в сане архимандрита. Г. составил курс богословских уроков, перевел с лат. языка кн. «Стихи, избранные из Свящ. Писания, служащие к утешению всякого христианина, неповинно претерпевающего злоключения» (М., 1763). В годы ректорства Г. в академии увеличилось число учеников. В мае 1763 г. он был назначен членом Святейшего Синода для присутствия в Московской синодальной конторе.

6 дек. 1763 г. в Петропавловском соборе С.-Петербурга Г. был хиротонисан во епископа Тверского, 6 янв. 1764 г. приехал в Тверь. Г. считается одним из основателей института благочинных, возлагал на них обязанности не только адм. надзора, но и пастырского руководства; составил для благочинных особые инструкции. По инициативе Г. в Тверской ДС курс богословия стали читать на рус. (а не на лат.) языке, значительно возросло число учеников, в 1768 г. в Кашине открылось первое ДУ в епархии. Помогал мон-рям, пострадавшим в результате секуляризации церковных имуществ. Образцовой стала при Г. Нилова Столобенская Богоявленская пуст., в 1764 г. он составил для нее пространное наставление о соборном управлении, обязанностях монашествующих и т. д.

В 1765 г. Г. был вызван имп. Екатериной II в С.-Петербург. Вместе с Псковским еп. Иннокентием (Нечаевым) и иером. Платоном (Левшиным) написал отзыв о составленном Екатериной II наказе для Комиссии о сочинении проекта нового Уложения. В осторожной и уклончивой форме в отзыве были высказаны замечания о наказаниях еретиков и святотатцев. В февр. 1766 г. был разработан проект реформы духовных учебных заведений, к кон. года появился текст, основным автором к-рого принято считать Г. Согласно проекту, семинарии разделялись на малые (с 8-летним сроком обучения) и большие (с 10-летним сроком). Предполагалось сделать ДУ бессословными, поднимался вопрос о материальном обеспечении ученой части духовенства. Проект реформы не был осуществлен, но Г. после беседы с Екатериной II 30 авг. 1766 г. был оставлен в С.-Петербурге. Сопровождал императрицу во время ее путешествия по Волге.

В марте 1768 г. Г. был избран единственным депутатом от Святейшего Синода в Уложенную комиссию. В ее рамках он активно работал в Дирекционной комиссии, следил за работой отраслевых законодательных подкомиссий, занимавшихся церковными вопросами. Совместно со статс-секретарем Г. Н. Тепловым Г. подготовил проект о городских уч-щах, к-рые предполагалось открывать на основе церковноприходских школ. 25 окт. 1771 г. проект был представлен императрице, но не получил практического воплощения. Г. отстаивал права духовенства, выступал против его причисления к др. сословиям, при этом предлагал сделать его открытым для всех сословий, добивался для духовенства отмены телесных наказаний (последовала в 1796). В 1768 г. принимал участие в составлении инструкции для миссионеров.

22 сент. 1770 г. Г. стал архиепископом С.-Петербургским и Ревельским, первенствующим членом Синода, 1 янв. 1775 г. одновременно возглавил Новгородскую епархию, именовался архиеп. Новгородским и С.-Петербургским. После обращения Г. к Екатерине II в мае 1776 г. размеры епархии сократились (Бежецкий окр. был передан в Тверскую епархию). 22 сент. 1783 г. Г. возведен в сан митрополита. В управлении епархией владыка опирался на Новгородскую и С.-Петербургскую консистории и институт благочинных. Боролся со взяточничеством, пьянством, бродяжничеством и др. пороками в среде духовенства, активно высказывался за улучшение материального положения духовных лиц, за освобождение их от необходимости заниматься земледельческим трудом, за защиту духовенства гражданскими законами. Много сделал для повышения образовательного уровня духовенства, лично экзаменовал священнослужителей, составил «Наставление от архипастыря священнику», разосланное во все храмы епархии. Придавал большое значение произнесению священниками проповедей. Г. составлял сборники своих проповедей и поучений отцов Церкви: «Крат. христ. нравоучение» (СПб., 1769), «Поучения на все воскресные и праздничные дни» (совместно с Московским архиеп. Платоном; СПб., 1775. М., 1776), «Крат. поучения на каждый день года» (М., 1781) и др.

Г. занимался изданием вероучительных и исправлением богослужебных книг (Пролог - в 1767; Постная Триодь - к 1774; молебное пение о болящих - в 1798). Составил толкования Свящ. Писания (в т. ч. апостольских посланий) и обрядов Церкви. Соч. «О служении и чиноположениях правосл. греко-российской Церкви» (1780) носило компилятивный характер, но Черниговский архиеп. Филарет (Гумилевский) считал его одним из первых произведений нарождающейся рус. богословской лит-ры. В 1775 г. Г. предписал собрать по епархии печатные и рукописные книги до XVII в. и хранить их при Софии Св. соборе в Новгороде. Оказывал покровительство переводческой и издательской деятельности, содействовал выходу в свет перевода трактата «О подражании Христу». Убедил прп. Паисия (Величковского) издать его перевод «Добротолюбия». В 1776 г. Г. был избран почетным членом С.-Петербургской АН, в 1783 г.- членом Российской академии, где возглавил работу по составлению толкового словаря рус. языка (25 нояб. 1786 удостоен золотой медали), при отсутствии президента Е. Р. Дашковой часто председательствовал на заседаниях академии.

Г. способствовал переводу преподавания в семинариях с лат. на рус. язык, включению в курс новых (в т. ч. естественнонаучных) предметов. По его инициативе в 1775 г. С.-Петербургская ДС была переведена в здания Александро-Невского мон-ря, в 1788 г. объединена с Новгородской ДС в Александро-Невскую ДС, 18 дек. 1797 г. преобразована в академию. (В 1800 ДС в Новгороде была восстановлена). Г. участвовал в разработке академического курса обучения студентов, значительно отличавшегося от семинарского. Приглашал в духовные школы лучших преподавателей.

При Г. в епархии возросло количество приходов, улучшилось положение мон-рей. Митрополит выхлопотал для престарелых настоятелей мон-рей пенсии, в 1793 г. добился учреждения больниц для монашествующих во всех епархиях. Заботясь о нравственном состоянии монашества, он содействовал переходу обителей на общежительный устав, что произошло в 10 мон-рях Новгородской епархии и в 2 С.-Петербургской. В 1795 г. составил краткие правила общежития для новгородских обителей, в 1797 г.- новые штаты для мон-рей (были повышены оклады священнослужителям, увеличены ассигнования на хозяйственные и бытовые нужды, земельные наделы мон-рей и архиерейских домов). По инициативе Г. был возрожден Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь, строителем к-рого митрополит поставил постриженика Саровской пуст. игум. Назария (Кондратьева). Ученику прп. Паисия (Величковского) старцу Адриану Г. поручил возобновить Коневецкий мон-рь. Благодаря участию Г. был восстановлен Симонов Новый московский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. В 1774 г. он возглавил дирекцию по строительству зданий Александро-Невского мон-ря (в 1797 получил статус лавры), проявил большие хозяйственные способности. Благодаря Г. в 1790 г. было окончено строительство Троицкого собора, в апр. 1791 г. завершен ансамбль мон-ря. Для увековечивания заслуг Г. скульптор Ф. И. Шубин по распоряжению Екатерины II создал поясной бюст митрополита, установленный в Троицком соборе. В 1798 г. Г. принимал участие в прославлении мощей прп. Феодосия Тотемского.

Благодаря активной политике Г. по отношению к старообрядчеству в Нижегородской и Славянской епархиях единоверцам были предоставлены храмы, поставлены священники, подчинявшиеся местным архиереям. Г. предлагал постепенно распространять этот опыт на др. епархии, но резко высказывался против самостоятельной старообрядческой иерархии, а также против строительства большой старообрядческой часовни-церкви в честь Покрова Божией Матери на Рогожском кладбище в Москве. Г. лично занимался увещанием старообрядческих вероучителей. Предлагал более жесткие меры против сектантов, прежде всего духоборов. После 2-го и 3-го разделов Польши принял участие в решении униатского вопроса, много сделал для устройства новых правосл. епархий на присоединенной территории.

При имп. Павле I Г. устранялся от гос. дел, часто болел, неск. раз брал продолжительный отпуск. 16 окт. 1799 г. он был освобожден от управления С.-Петербургской епархией, но оставлен митрополитом Новгородским и Олонецким. 19 дек. 1800 г. по собственному прошению был уволен от управления епархией. При этом Павел I отказал Г. в просьбе поселиться в Симоновом московском мон-ре и в предоставлении пенсии. Г. поселился в Новгороде, вел аскетический образ жизни, тратил много средств на благотворительность, практически не оставив после себя сбережений.

Первым из духовных лиц награжден орденом Андрея Первозванного (1796), также получил орден Александра Невского (1797). Погребен в соборе Св. Софии в Новгороде в Предтеченском приделе.

(Материалы сайта Православная Энциклопедия)


Навигация

Система Orphus