Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Евсевий (Ильинский)

Хиротонисан: 1.01.1849, еп. Ковенский, викарий Литовской епархии;

с 29.03.1851 еп. Подольский и Брацлавский;

с 1.03.1859 архиеп. Карталинский и Кахетинский;

с 8.12.1877 архиеп. Тверской и Кашинский;

умер: 12.03.1896.

 

Биография:

Евсевий (Ильинский Алексей Алексеевич, 1809 или 1810, Белгород - 12.03.1879, Тверь), архиеп. Тверской и Кашинский. Род. в семье диакона, мать происходила из мещан. С детства читал и пел на клиросе, прислуживал в алтаре. В 13 лет остался сиротой, долгое время бедствовал. Обучался в Курской ДС, где на усердного студента обратил внимание ректор архим. Анатолий (Мартыновский; впосл. архиепископ Могилёвский), к-рый стал его покровителем. Окончил курс 2-м, продолжил образование в КДА. 8 дек. 1834 г. пострижен в монашество в киевском Братском в честь Богоявления мон-ре, 1 янв. 1835 г. рукоположен во диакона в Киево-Печерской лавре, а 21 июля того же года - во иерея в Златоверхом киевском во имя св. арх. Михаила мон-ре. Одним из первых трудов Е. стало историко-апологетическое соч. «Кто был первый митрополит Киевский?» (Собр. соч. студентов КДА. К., 1839. Т. 1. С. 195-243), в котором он ставил задачу подтвердить первенство свт. Михаила на Киевской кафедре. 7 окт. 1835 г. удостоен звания магистра богословия и назначен бакалавром СПбДА. 8 июля 1836 г. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. С 10 июля 1838 г. действительный член конференции СПбДА, с 30 марта 1839 г. член С.-Петербургского духовного цензурного комитета. В академии подружился с инспектором архим. Платоном (Городецким; впосл. митрополит Киевский).

27 сент. 1839 г. Е. был переведен на должность ректора Киевской ДС, 29 окт. того же года возведен в сан архимандрита, с 4 дек. являлся присутствующим в Киевской духовной консистории. Стал близким помощником Киевского митр. св. Филарета (Амфитеатрова). 31 мая 1840 г. назначен членом Киевского духовно-цензурного комитета, конференции КДА и окружного академического правления, 2 янв. 1842 г.- цензором проповедей. С 15 июля 1841 г. Е. был настоятелем киевского Выдубицкого Всеволожа во имя арх. Михаила мон-ря. Инспектировал Черкасское и Богуславское духовные уч-ща (июль 1840), Черниговскую (июль 1842) и Орловскую (июль 1844) семинарии.

31 дек. 1844 г. по просьбе Литовского архиеп. Иосифа (Семашко) получил назначение на должность ректора и профессора богословских наук Литовской ДС. Согласно характеристике архиеп. Иосифа, «едва ли бы еще можно было найти другого архимандрита из великорусских, столь соответственного здешним обстоятельствам. Смею уверить, что он будет украшением Церкви, на каковом месте ни был поставлен» (Иосиф (Семашко). 1883. Т. 2. С. 290). В связи с переездом семинарии из жировицкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря в виленский во имя Св. Троицы мон-рь с 18 апр. 1845 г. Е. был членом строительного комитета по перемещению ДС. В семинарии преподавал догматическое богословие. С 29 нояб. 1845 г. цензор проповедей, с 20 дек. духовный цензор, с 11 нояб. 1846 г. член епархиального попечительства, с 11 дек.- комитета Литовской ДС для собрания этнографических сведений о России. В июле 1845 г. инспектировал Борунское уездно-приходское уч-ще, в июле 1846 г.- Супрасльское, Кобринское, Жировицкое и Виленское духовные уч-ща. 27 июня 1845 г. назначен настоятелем обращенной в 3-й класс виленской Троицкой обители с предоставлением Е. степени настоятеля 2-классного мон-ря. По инициативе Е. Троицкая ц. была приспособлена для зимних богослужений, в 1852 г. он пожертвовал в монастырь утварь. 2 июля 1845 г. освятил придел святых Константина и Елены в соборе виленского в честь Сошествия Св. Духа мон-ря (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов монастырь). С 19 июля 1846 г. благочинный мон-рей Виленской и Ковенской губерний. 4 дек. 1848 г. назначен настоятелем Пожайского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря в связи с предстоящей хиротонией. По ходатайству Е. Киевский митр. Филарет прислал из ризницы Киево-Печерской лавры 11 архиерейских облачений для обители, был пожертвован ряд икон, устроена больница для военных на 100 коек в период эпидемии холеры.

10 дек. 1848 г. по ходатайству Литовского архиеп. Иосифа (Семашко) Святейший Синод назначил Е. епископом Ковенским, викарием Литовской епархии. 31 дек. архиепископ Иосиф совершил его наречение в присутствии Могилёвского еп. Анатолия (Мартыновского) и викария Литовской епархии, Брестского еп. Игнатия (Железовского). 1 янв. 1849 г. Е. был хиротонисан в Троицком монастыре. В кон. мая - июне 1849 г. Е. инспектировал 45 церквей Лидского, Ошмянского и Трокского уездов. С 15 сент. до 15 окт. временно управлял Литовской епархией при отъезде архиеп. Иосифа. 29-31 марта 1851 г. назначен епископом Подольским. На новой кафедре заботился о качестве проповедей, часто читал поучения, говорил просто и ясно, любил служить в сельских храмах. В февр. 1854 г. подготовил аналитическую записку в Синод о причинах распространения старообрядчества, в к-рой предлагал достаточно строгие меры противодействия, включая закрытие молитвенных домов, одновременно указывал на невысокий образовательный уровень синодальных священников. В 1857 г. осуществил ревизию Подольской ДС. С 10 янв. 1858 г. временно управлял Киевской епархией.

1 марта 1858 г. Е. был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии и членом Синода. 25 окт. 1865 г. был утвержден новый штат канцелярии экзарха Грузии из 9 лиц и выделено 4050 р. штатной суммы. Была устранена откупная продажа церковных восковых свечей, лишавшая духовенство свечного дохода, свечи с 1866 г. стали изготовлять на церковном заводе. В 1868 г. Е. ходатайствовал об учреждении вик-ства в Осетии с центром во Владикавказе, что осуществилось лишь 3 апр. 1875 г. В 1869 г. Абхазская, а в 1873 г. Мингрельская епархии были присоединены к Имеретинской, при последней было учреждено Мингрельское вик-ство.

В июне 1860 г. было учреждено Общество восстановления православного христианства на Кавказе, Е. стал его активным членом и вице-председателем, с 1861 г.- почетным членом. В 1867 г. к Православию были присоединены 167 ассирийцев, проживавших в Эриванской губ. Духовно-просветительная деятельность сочеталась с умеренной русификаторской политикой (напр., назначались преимущественно рус. смотрители духовных уч-щ), с 1863 по 1869 г. происходила секуляризация церковных имений. В 1863 г. Е. учредил б-ку при Тифлисской ДС. В 1866 г. Е. основал при Самтаврском мцхетском во имя равноап. Нины мон-ре (см. Самтавро) груз. уч-ще для девочек духовного звания. В результате реформы духовно-учебных заведений в 1867 г. повысилась роль духовенства в управлении церковноприходскими попечительствами. В 1868 г. Е. утвердил устав жен. епархиальных уч-щ, согласно к-рому обучение включало Закон Божий, катехизис, церковную историю, рус. и груз. языки, географию, пение, историю России и Грузии и рукоделие (вязание и шитье).

Е. освятил обновленные Сионский Успенский собор после росписей Г. Г. Гагарина (1861), ц. во имя ап. Андрея при Тифлисской ДС (1862), ц. во имя Св. Троицы (1863), Мцхетский собор (1874) и совершил закладку 3-престольного храма Кавказской Армии в память покорения Кавказа в 1864 г. Инициировал возобновление деятельности Комитета по исправлению груз. («Бакаровской») Библии. Однако Е. был непопулярен среди груз. населения, подвергался критике в местной прессе. Н. Н. Дурново, называвший Е. корыстолюбивым и грубым архиереем, утверждал, что именно он участвовал в фактическом разграблении древностей из ризниц груз. патриархов-католикосов и Гелатского мон-ря (см. Гелати). Современники свидетельствовали, что по инициативе Е. были вывезены и впосл. проданы коллекционерам чудотворная Хахульская икона Божией Матери X в. с древними украшениями и древнегруз. Евангелие с окладом XI в. из Гелатского мон-ря, а также драгоценные камни с Сионской иконы Божией Матери и с облачения Имеретинских католикосов XV в., взята золотая утварь из Сионского собора и 7 мон-рей.

С 8 дек. 1877 г. архиепископ Тверской и Кашинский, прибыл в Тверь на Благовещение в 1878 г. Уже за 1-й год пребывания на кафедре посетил все церкви в уездных городах и мн. сельские храмы. 11 мая 1878 г. возглавил церемонию закладки здания Тверской ДС с храмом во имя свт. Тихона Задонского. Особенно любил служить в кафедральном соборе. Смертельно заболел в кон. февр. 1879 г. Погребен Калужским архиеп. Григорием (Митькевичем) и викарием С.-Петербургской епархии, Ладожским еп. Ермогеном (Добронравиным) 17 марта 1879 г. в кафедральном Преображенском соборе в Твери. Собор уничтожен в 1935 г., захоронение утрачено.

Е. награжден орденами св. Анны 2-й (1844) и 1-й (1851) степени, св. Александра Невского (1861) и алмазными знаками к нему (1871), св. Владимира 3-й (1847), 2-й (1860) и 1-й (1877) степени. Почетный член Кавказского об-ва сельского хозяйства (1858), Московского сельскохозяйственного об-ва (1859), Кавказского отдела Русского географического об-ва (1859), Кавказского медицинского об-ва (1864), Об-ва ревнителей Православия и благотворителей Северо-Западного края (1869), КДА (1869), Общества любителей духовного просвещения (1870), Церковно-археологического об-ва при КДА (1873), КазДА (1875), член Об-ва любителей кавказской археологии (1873) и др.

Е. был известен как проповедник, получили распространение его речи по случаю подавления рус. войсками Венгерского восстания в 1849 г., восшествия на престол и коронации имп. Александра II, покорения Кавказа в 1864 г. и др., а также ряд духовных размышлений, близких по жанру к проповедям. Е. написал неск. обзорных работ по истории древней Церкви: об ап. Варнаве, о сщмч. Иринее Лионском, переводил труды сщмч. Иринея, сщмч. Киприана Карфагенского, свт. Григория Нисского, свт. Иоанна Златоуста, свт. Афанасия Александрийского, прп. Антония Великого, прп. Ефрема Сирина, исп. Навкратия Студита. Активно участвовал в благотворительной деятельности, был почетным членом Ковенского детского приюта (1849), по должности состоял вице-президентом попечительных о тюрьмах комитетов в Ковно (1851), Каменце-Подольске (с 1852) и Тифлисе (с 1866). Жертвовал на содержание храмов Белгорода. Направлял средства на нужды вдов и сирот духовного звания. Во время Крымской (1853-1856) и русско-тур. (1877-1878) войн помогал деньгами рус. армии. Неоднократно дарил духовную лит-ру, в т. ч. собственные сочинения, в б-ки духовных учебных заведений: СПбДА, КазДА, КДА, Курской и Тифлисской семинарий, Тифлисского ДУ, а также груз. попечительству о бедных духовного звания.

(Материалы сайта Православная Энциклопедия)


Навигация

Система Orphus